Классный час в начальной школе.
Твои действия при пожаре
Цель: научить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;
закрепить знания правильного поведения при пожаре;
привить навык осторожного обращения с огнем;
формировать навыки взаимовыручки, взаимопонимания ;
Оборудование : выставка книг на данную тему;
Средства для тушения пожара;
Информационные плакаты, толковый словарь
Компьютер, телевизор, интерактивная доска, презентация( или видеофильм -кадры пожара)макет пламени из бумаги, ведро с водой, одеяло, песок(все в детских ведерках), Дополнительная работа: подготовка учащихся к выступлению на классном часе
Ход классного часа
Учитель загадывает загадку
Без хвоста, без рук, без ног
Этот рыженький зверек.
Согревает, кормит, светит,
Взрослым людям- первый друг!
Если с ним играют дети-
Тут же вырвется из рук,
Расшипится, растрещится-
Уничтожит все вокруг(огонь)
- Ребята, какая сегодня у нас тема классного часа? О чем мы сегодня будем беседовать?(ответы детей с опорой на загадку)
Правильно. Сегодня я вам расскажу историю пожарного дела.
Учитель:
Говорим- огонь нам друг!
Но врагом он станет вдруг,
Если мы о нем забудем,
Отомстит он сразу людям.
Пожалеете о том
Вы в сражении с огнем.
Тут он страшен и суров-
И от дома – куча дров.
Сегодня мы поговорим о том, как правильно вести себя и действовать при пожаре и какие меры безопасности необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвой огня.
Более 200 лет назад пожары в селах и городах обнаруживали с каланчи – высокой башни.
1-й ученик.
На площади базарной,
На каланче пожарной
Круглые сутки
Дозорный из будки
Поглядывал на север, на юг, на запад на восток-
Не виден ли дымок?
2-й ученик.
И если видел он пожар,
Плывущий дым угарный,
Он поднимал сигнальный шар
Он поднимал сигнальный шар
Над каланчой пожарной
И два шара, и три шара
Взвивались вверх бывало,
И вот с пожарного двора
Команда выезжала
(С.Маршак)
Учитель:
У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом стояли повозки с бочками, в которых была вода, лежали багры, лестницы. Но самое главное здесь –лошади, самые лучшие, самые резвые.( Иллюстрация каланчи или слайд)
Пожарная часть, выезжающая в те времена на пожар, представляла собой довольно солидную процессию. Впереди на лихом коне – трубач, громкими звуками предупреждающий прохожих о том, что пожарные с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение «летит как на пожар».Но дом зачастую не успевали спасти, так как большинство строений были….(деревянными).
На смену лошадям пришли мощные машины, а труба явилась родоначальницей сирен, которые устанавливают на современных пожарных автомобилях.( Иллюстрация пожарной машины или слайд)
3-й ученик. 17 апреля 1918 года В.И.Ленин подписал дикрет « Об организации мер борьбы с огнем.» Эту дату принято считать днем рождения пожарной охраны.( иллюстрация, толковый словарь (диктер-закон)
Итак, пожарные спешат на пожар, но иногда они приезжают слишком поздно. Как говорится, « на пожарных надейся, а сам не плошай», то есть, до того, как на пожар приедут пожарные, мы многое сумеем спасти, затушить пожар, если будем правильно действовать.
4-й ученик. Пожар- это опасность для здоровья и жизни людей, значит это ЧС( чрезвычайная ситуация) А главное в ЧС- не паниковать, правильно и грамотно действовать.
Далее учащиеся называют правила поведения при пожарах.
Учитель: а теперь пришло время немного отвлечься и в этом нам помогут загадки. За каждую правильную отгадку вы получаете приз (закладка )
1.Чтобы не было огня, не играйте вы в меня
Я- огня сестричка, маленькая ……(спичка)
2.Дым увидел - не зевай, нас скорее вызывай (пожарных)
3.Где с огнем беспечны люди, обязательно он будет( пожар)
4.От маленькой меня не оберешься ты огня(искра)
5.Кто меня не бережется, тот так скоро обожжется(огонь)
6.В маленьком амбаре держат сто пожаров(коробка со спичками)
7.Шипит и злится, воды боится, с языком, а не лает, без зубов, а кусает.(огонь)
8.С помощью чего можно
Учитель. Молодцы, ребята, с загадками вы справились. А теперь я проверю ваши знания практические.
Класс делится на две команды.
Команда «Огонек»
девиз : Легче, чем пожар тушить, нам его предотвратить
Команда «Огнетушитель»
девиз: Крепко помните,друзья, что с огнем шутить нельзя.
Игровые ситуации.
1.У вас загорелся телевизор. Ваши действия?
( предметы для наглядности: телевизор, макет пламени из бумаги, ведро с водой, одеяло, песок)
Ответ команды: обесточить телевизор, накрыть влажной тканью, при необходимости позвонить 01 или 112.
2.Семья выехала на пикник. У кого-то загорелась одежда от костра. Ваши действия?
Ответ: надо чтобы человек упал на землю, накрыть его влажной тканью или одеялом плотно, чтобы к огню не поступал воздух. Бежать нельзя! )
3.Почему телефон пожарной службы 01?
Ответ: потому, что 01 простой, его всякий запомнит, его легко набрать в темноте на диске телефона
4.От чего люди гибнут при пожарах?
Ответ: от огня, дыма, ядовитых газов, завалов. Дым для человека представляет большую опасность. Когда горит изоляция проводов, пластик, синтетика, выделяется отравляющий газ, поражающий организм человека. Достаточно 1-2 вдохов, и человек теряет сознание, а потом к нему подбирается огонь.
Учитель: Молодцы, ребята. Нам нужно быть очень осторожными с огнем и предупреждать об опасности других.
Давайте с вами повторим, что такое эвакуация?
-Выход из опасной зоны. Звучат 3 коротких, 1 длинный звонок- это сигнал о возникновении пожара или другой ЧС, значит надо эвакуироваться.( В данной ситуации можно провести тренировку эвакуации, заранее согласовав с администрацией школы)
Рефлексия.
На этом наше занятие подходит к концу.
- Входит……., вносит письмо. Открываем: « За мужество и героизм, находчивость в борьбе с огнем, за знание и умение выходить из трудных ситуаций объявить благодарность учащимся начальных классов.Ваш верный друг-ПОЖАРНЫЙ»
Фото на память на фоне плакатов о правилах пожарной безопасности.