Беседа с учащимися «Калейдоскоп вопросов и ответов»
1. Импровизация выбора вопросов: на доске разноцветные тучки с вопросами, у каждого учащегося капельки таких цветов. (После рассмотрения вопроса тучка с капельками снимается с доски)
- Ребята, тему нашего сегодняшнего классного часа вы выберите сами.
- Прикрепите капельку под ту тучку, вопрос которой вас заинтересовал.
- Анализируя количество капелек мы видим, что больше всего вас интересуют такие вопросы
1. Всегда ли дружба важнее всего?
2. Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?
3. Всегда ли правы взрослые?
4. Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?
- Все эти вопросы мы и возьмем как темы сегодняшней нашей встречи.
2. Всегда ли дружба важнее всего?
- А чтобы настроиться на разговор, предлагаю вам послушать, а может и про попеть уже полюбившую песенку про дружбу.
( просмотр клипа и слушание песенки)
- Какими словами заканчивается песня? ( на экране появляются слова « Есть друзья, а для них нет у друзей нет выходных»
- Как вы понимаете эти слова? (друг всегда и везде поможет, придет на помощь в любую минуту, и в горе и в радости)
- Кто из вас имеет настоящих друзей поднимите руку?
- Почему считаете что это настоящий друг?
- Всегда ли дружба важнее всего?
- Когда у тебя появляется друг, ты чувствуешь это именно тот человек, который будет тебя понимать, ты сможешь, рассказывать ему о своих переживаниях, делиться своими секретами. ( снимается тучка) И кажется, что вы с ним чем- то похожи.
- Но, как строить отношения с теми , кто не похож на нас?
3. Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?
- Ребята, посмотрите на экран, скажите, что вы видите. (Кольцо, бублик, колесо, кольцевая дорога…)
- У каждого из вас своя версия, свое видение, кто же из вас оказался прав?
- Конечно, каждый прав по-своему, у каждого свое мнение. Все мы мыслим по-разному, имеем свою точку зрения. Видим окружающий мир по-своему, к людям относимся неодинаково.
- А могут ли люди с разными характерами дружить друг с другом, или только добрые с добрыми? (Конечно, могут дружить люди с разными качествами. Дружить могут добрые со злыми, сильные со слабыми).
- Дружить могут разные люди. Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу, готовы прийти на помощь в любой ситуации. А как выдумаете, какие бывают отношения между людьми? (слова- названия признаков).
- К каким отношениям должны стремиться мы? Что бы ответить на этот вопрос мы поработаем в группах. Каждая группа возьмет по одному лепестку и напишет на нём, что бы вы сделали, какой бы поступок совершили чтобы построить добрые отношения с человеком. ( работа в группах) Если команда готова, строите руками домик.
- А сейчас приклейте лепесток к серединке по очереди. Капитан готовится рассказать, что написано на лепестке. (защита поступка написанного на лепестке)
- Каждый человек – индивидуальность. В том числе и каждый из вас, ребята. У каждого есть свои достоинства и свои недостатки, но в каждом из вас есть своя «изюминка», которая чем-то делает вас не похожими на остальных людей. Очень важно не потерять эту индивидуальность!
Упражнение «Салфетка».
- Например: У вас на парте салфетка. Оторвите у салфетки правый верхний угол, а теперь правый нижний. Затем оторвите левый нижний угол, теперь левый верхний угол. Разверните салфетку. Получились одинаковые? Так и в жизни, ребята, люди отличаются друг от друга, но нужно научиться уживаться вместе, несмотря на отличия. (снимается тучка)
4. Всегда ли правы взрослые?
-Чтобы ответить на 3 вопрос предлагаю поиграть. Ребята, сидящие на 1 варианте будут «взрослыми», второй вариант «дети» рассмотрим ситуации:
Ситуация первая. Маша получила по математике отметку «2». Пришла из школы и стала просить маму отпустить ее гулять. Мама сказала Маше, что гулять она сегодня не пойдет.
Вопросы к учащимся по вариантам: (сначала отвечают взрослые, а затем дети).
- Права ли мама? (Нет, нужно было напомнить Маше, чтобы она сделала уроки, а потом разрешить гулять).
- Права ли Маша? (сначала отвечают дети, а потом взрослые). Нет, нужно было сделать уроки, а потом пороситься погулять).
Как нужно было поступить маме?
Ситуация вторая . Миша попросил у папы купить мобильный телефон. Папа сказал, что после празднования Нового года, в семье остались деньги только на продукты. Со следующей зарплаты они с мамой постараются купить мобильный телефон. Миша обиделся и не помог маме убрать комнату. (текст ситуации на слайде экрана)
Вопросы к учащимся по вариантам: (сначала отвечают дети, а потом взрослые).
- Прав ли Миша? Почему? (нет, не прав. Нельзя было обижаться и тем более отказывать в помощи).
- Прав ли пап? Почему? (сначала отвечают взрослые, а потом дети). Папа прав, так как в первую очередь нужно оставлять деньги на продукты. Папа же пообещал, что со следующий зарплаты они купят Мише телефон.
Как нужно было поступить Мише?
- Скажите, всегда ли правы взрослые? Можно сказать, что ошибки допускают как взрослые, так и дети, и нужно не обижаться, а научиться разговаривать, стараться найди правильный выход из ситуации. Это не всегда удается, поэтому нужно уметь прощать. ( снимается тучка)
5. Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?
- А умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?
- Иногда простить друг друга бывает легко, а иногда очень трудно, обида гложет человека, отравляет жизнь, не даёт свободно общаться людям. В душе гаснет солнце тепла и добра, наплывают чёрные тучи одиночества, с вами остаются лишь злость и обида на себя, на обидчика, на весь мир. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться, приносить пользу людям. Как же выйти из этого состояния? Что поможет?
- Посмотрите на это дерево, оно высохшее, без листочков, его лишили жизни злость и обида. Давайте попробуем вырастить из него дерево добра.
Игра «Человеческие чувства»
- Ребята, перед вами листики, на которых написаны различные человеческие чувства. Выберите из них те, которые помогают людям понимать и прощать. Прикрепите эти листочки к нашему деревцу.
- Обратите внимание на оставшиеся. Какие человеческие чувства написаны на них? Хорошие они с вашей точки зрения или плохие? Нужны ли они вам? Помогут ли они вырастить дерево добра?
- Тогда порвите их на мелкие кусочки, уничтожьте их, а кусочки положите на блюдце, после занятия мы вместе выйдем из школы и их сожжём! Сожгите эти чувства и вы в своей душе. Сожжём Злость и Обиду вместе с ними! (снимается тучка)
6. Итог беседы. Рефлексия.
- Посмотрите на доску. Наше дерево расцвело: оно в радости, успехе, любви и т.д. , оно без Злости и Обиды.
- Посмотрите какая картина у нас получается?
- Чего не хватает на нашей картине? (солнышка) Солнце символ тепла, добра, света. Луч солнца способен обогреть даже самый маленький цветочек, дать тепло самому маленькому жучку. Я прикреплю лучи и к нашему солнышку.
- У меня остались еще лучики солнышка и я хотела бы подарить каждому по одному лучику. Чтобы лучик вам дарил тепло, добро, свет и вы были всегда добрыми, отзывчивыми, умели дружить, уважительно относиться к тем людям, которые не похожи на вас и умели бы прощать.