Этот урок "Выразительные возможности натюрморта" запланирован в 3 четверти рабочей программы 6 класса.Провела открытый урок по этой теме в 2014-2015 учебном году.С использованием Сингапурской методики, работа в группах.Дети по ходу урока обобщают полученные знания по теме " Натюрморт" и демонстрируют применение полученных знаний и умений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: набор из различных предметов, раздаточный материал (варианты композиций, задания группам, последовательность изображения натюрморта), картины художников. Краски, карандаши, клей, ножницы, цветная бумага, листы формат А 3, открытки.
I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности рабочих мест. Правила техники безопасности.
II. Введение в тему урока.
1. Звучит песня из мультфильма “Пластилиновая ворона”. - У нас не урок музыки, а почему мы прослушали эту песню?
Поётся о жанрах ИЗО
- О каких жанрах ИЗО говорится в песне?
О пейзаже, натюрморте, портрете.
- Какой жанр нам позволяет овладеть первоначальными навыками рисования?
натюрморт
- Почему?
Художник изображает неподвижные предметы.
- Что же такое “натюрморт”?
Изображение неживых предметов.
- Сегодня у нас заключительный урок по этой теме.
- А кто может сформулировать тему нашего урока? «Выразительные
Возможности натюр –
морта»
2. Целеполагание. - Мы с вами обобщим и систематизируем знания о натюрморте, повторим композиционные основы построения натюрморта, выполним практическую работу.
- А почему очень важно уметь передавать очертания предметов? Геометрия, архитектура, черчение. - Где эти знания могут понадобиться? Сервировка стола, дизайн комнаты.
Вот сейчас мы и посмотрим, как вы справитесь с заданием.
III. Закрепление материала.
1. Работа в группах (задания поискового характера)
Выбрать из имеющихся на столе наборе случайных предметов три и составить композицию, придумать своей композиции название. Обосновать, почему эти предметы выбраны. Как они по цвету, размеру сочетаются.
- Почему некоторые композиции необходимо уравновешивать?
Чтобы не было пустот в рисунке, а также для соотнесения цветов.
- Что же такое композиция?
Это правильное расположение предметов в рисунке.
Разминка “Найди ошибку в композиции”.
(работа в группах, рекомендации по организации работы) - Пододвиньте к себе раздаточный материал, где изображены варианты написания натюрморта.
Где вы видите в изображении ошибку и почему?
На 2-м и 3-м рисунке, т. к. сзади стоящие предметы не могут выступать вперёд. Лимон не прозрачен.
3. Просмотр презентации № 1. ( Выполнена обучающейся 6 класса.)
Что понравилось?
Что запомнилось?
Алгоритм анализа произведения.
определить жанр (отличительные признаки)
композиционное построение
какие цвета применил художник? Что особенно понравилось?
какие эмоции и чувства вызывает произведение мастера?
IV. Практическая работа (Дифференциация)
Советы для работающих в группе. 1. Не соревнуемся, а сотрудничаем! 2. Командиров нет! 3. Нет “спящих”; каждый выполняет свою работу. 4. Ответственность несут все. 5. Работаем с удовольствием. 6. Все дружно! Все вместе! (презентация № 2, слайд 1)
- Попробуйте создать такой натюрморт, чтобы он отражал ваши чувства и переживания.
Работа в группах. 1 гр. – выполнить рисунок шерстью (сильные дети). В помощь алгоритм выполнения натюрморта поэтапно. 2 гр.- выполнить натюрморт-аппликацию из круп. 3 гр. - натюрморт живописный красками (выполняют дети, хорошо владеющие кистью и красками)
Физкультминутка.
Все сидели на местах, устали немного и поэтому я предлагаю всем размяться.
Ребята подходят к столу и берут все необходимое для выполнения задания самостоятельно.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
контроль организации рабочего места;
контроль правильности выполнения приёмов работы;
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение;
контроль объёма и качества выполненной работы.
Выставка и анализ работ. VI. Контроль знаний. Игра “Лото”. Детям раздаются карточки с терминами по ИЗО. Зачитываются правильные формулировки. Ребята поднимают руки и прикрепляют карточку с ответом в нужную иллюстрацию.
VII. Итог урока.
- Вернёмся к нашим целям. Мы должны были успеть за урок: - закрепить материал (игра “Лото”, “Найди ошибку”) - практически поработать (натюрморты в различных техниках) - Целей мы достигли!
Рефлексия.
- Давайте оценим наше настроение после совместной деятельности. (на столах разноцветные кружочки) Если: - настроение приподнялось, и вам было приятно общаться – поднимите красный - настроение осталось прежним - зелёный - настроение испортилось – коричневый.
Высталение оценок и домашнее задание. (презентация №2,слайд 2)
Подобрать открытки, вырезки из журналов и газет с изображением натюрмортов. Это все пригодится на следующий урок для того, чтобы выполнить коллективную стенгазету по пройденному нами разделу: «Мир наших вещей. Натюрморт».