kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока на тему:"Натюрморт из предметов быта в мягком материале."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Натюрморт из предметов быта в мягком материале»

Цель:

- развитие творческих способностей учащихся;

- умелое применение и использование свойств и особенностей пастели;

- легкость и уверенность графического выполнения;

- выразительность и живость изображения.

Задачи: закрепить умение рисовать с одной точки зрения, передавая объём, композиционное расположение, цветовые отношения; рисовать в технике пастели.

Вид занятия: рисунок в технике пастели.

Оборудование урока.

А) Для учителя: репродукции картин, выполненных в технике пастели. Работы, выполненные учениками старших классов. Работы, выполненные самим преподавателем.

Б) Для учащихся: лист (формата А4) для пастели, карандаш, пастель, кнопки, резинка, поролон.

План урока.

  1. Объяснение. 5 минут.
  2. Практическая часть. 30 минут.

1 этап.  Компоновка.  3 минут.

2 этап. Построение. 7 минут.

3 этап. Выполнение рисунка в технике пастель, цветовое решение.

20 минут.

  1. Подведение итогов. 5 минут.

Ход урока.

         Сегодня на уроке мы будем выполнять рисунок натюрморта в технике пастели.

Вспомним, что такое натюрморт.

Натюрморт-это один из жанров изобразительного искусства, в переводе с французского означает «мёртвая натура, природа». Всё живое,естественное, природное становится в натюрморте неодушевлённым, мёртвым. В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи-предметы быта, цветы, плоды, снедь (пища, посуда, книги,статуэтки и т.д.). Натюрморт обрёл самостоятельность в 17 веке в искусстве мастеров Голландии и Фландрии. Мы будем  рисовать натюрморт, применяя пастель.

Название «пастель» происходит от итальянского «паста» - тесто.

Пастель – это цветные карандаши без оправы, которые сделаны из сухого красочного порошка с примесью скрепляющих и отбеливающих веществ.

Пастельный карандаш оставляет на листе особую бархатистую линию, которая легко поддается растушевке.

Пастелью, как и другими мягкими материалами, удобно работать по специальной шероховатой бумаге или загрунтованному картону.

Считается, что первыми пастельные мелки применяли французские художники второй половины 15столетия.

Например, Жан Фуке использовал их в своих карандашных портретах. Мелки, которые, возможно, использовали в своей работе французские графики этого времени, были скорее похожи на цветные карандаши.

Своего полного расцвета пастельная живопись достигла в XVIII веке, во Франции. Лучшим представителем этого рода живописи считается французский художник Морис Кантен де Латур (портретист).

Одним из выдающихся мастеров пастели был французский художник 19века Эдгар Дега (цикл работ, посвященный балеринам).

В технике пастели работали многие русские художники, такие как Е.Д. Паленова, И.И. Левитан, В.А. Серов, а также европейские художники: французы Перронно, Шарден, Милле, Дега, Редон,  англичанин Гейнсборо.

Практическая часть урока.

Предлагаю взять лист формата А4.

Как вы видите, наша натурная постановка состоит из фруктов разной формы и цвета. Мы будем выполнять работу поэтапно.

1 этап. Компоновка.

В начале работы надо правильно расположить рисунок на бумаге, определить его размер, хорошо нарисовать на листе. Общий набросок выполняется простым карандашом легкими линиями.

2 этап. Построение.

Необходимо точно найти форму предметов, размеры предметов, их расположение: что находится ближе, выступает вперед, что заслоняется, отступает, видно частично.

3 этап. Выполнение рисунка в технике пастель, цветовое решение.

Использование различных цветовых оттенков пастели помогает передать и реальный цвет фруктов (овощей) и все светотеневые стороны.

Наложение цвета всегда начинается с использования светлых тонов, в соответствии с ними подбираются затем более темные и яркие цвета. При подборе цвета и оттенков важно передать правильное сочетание между светлыми и темными цветами, а не только стараться точно соотносить цвет с натурой. Там, где на предметах имеются блики, бумага не  закрашивается, а сохраняется белое пятно той формы, какую имеет блик.

Когда нанесены все основные цветовые пятна, следует сгладить границы между ними растушевкой, соединив их в единое целое, т.е. сделать незаметный переход от одного оттенка или цвета к другому.

Если в натуре имеются ярко выделяющиеся на общей поверхности пятнышки, полоски, они рисуются в последнюю очередь, иначе при растушевке они будут стираться. Это относится и к мелким деталям, например черенкам у фруктов.

При наложении цвета следует помнить о взаимодействии цветов и постараться выявить это на натуре. Особенно ярко рефлексы видны на падающей тени. Например, от желтого яблока, лимона она будет не серой, а желтоватой, от зеленого огурца  - зеленоватой. Рефлексы могут быть и на самих предметах, особенно на светлых частях, соприкасающихся с ярким соседним предметом.

Завершение рисунка – это прорисовка самых мелких деталей и нанесение ярких цветных пятен.

Пастель можно закреплять, для этого были изобретены специальные химические фиксативы. После этого красочный слой во многом утрачивает неповторимую бархатистую поверхность пастели, которая придает особое очарование пастельными работами, краски темнеют. Пастель следует сохранять под стеклом, не прижимая к нему, а делая между рисунком и стеклом по краям  картонные или деревянные прокладки толщиной в ½ см. Пастель боится сырости и поэтому требует сухого помещения.

Подведение итогов.  5 минут.

Коллективный просмотр выполненной работы по заданию.

Выбрать наиболее удачные, а также слабые рисунки, объяснить детям, что верно и что ошибочно в каждом из рисунков.

Задание на дом.

Нарисовать с натуры цветы пастелью. Можно использовать цветной фон для пастели, так как она является кроющим материалом.

Вывод.

На этом уроке мы познакомились с  таким, художественным материалом, как пастель, выполнили зарисовки фруктов и овощей, в этой технике.

В ходе урока дети изучали и анализировали натуру, передавали особенности ее формы, цвета, фактуры при помощи пастели.

Самоанализ  урока.

  1. Характеристика класса, учебных возможностей учащихся?

Урок проведен с учащимися 1 класса, занятия проходят 1 раз в неделю по 2 урока. В классе ребята разного с разными возможностями, есть более развитые и талантливые ребятишки, эти дети неоднократно принимали участие в различных городских и областных выставках и конкурсах, в которых занимали призовые места. Есть дети, которым надо развивать свои способности.

2.Как особенности ученика были учтены при планировании данного урока?

Учитывая разные возможности учащихся (кто-то  работает быстрее, кто-то медленнее) мной было принято решение провести поэтапное выполнение работы. Этот метод работы дает возможность индивидуально поработать с каждым ребенком и закончить работу всем детям одновременно.

3.Какие цели и задачи были поставлены, и как они решались в ходе урока, насколько они были реализованы?

Цель урока:

-развитие творческих способностей учащихся;

- умелое применение и использование свойств и  особенностей постели;

- легкость и уверенность графического выполнения;

- выразительность и живость изображения;

Задачи урока:

- закреплять умения рисовать с одной точки зрения, передавать оббьем, композиционное расположение, цветовое отношение.

- уточнять знания по использованию цвета;

- рисовать в технике пастели.

Я считаю, что поставленные мной на уроке цели и задачи были полностью реализованы.

4.Рационально ли было распределено время, отведенное на уроке?

Я считаю, что время, отведенное на уроке, было распределено мной рационально. Были соблюдены все этапы урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока на тему:"Натюрморт из предметов быта в мягком материале."»


Тема урока: «Натюрморт из предметов быта в мягком материале»


Цель:

- развитие творческих способностей учащихся;

- умелое применение и использование свойств и особенностей пастели;

- легкость и уверенность графического выполнения;

- выразительность и живость изображения.


Задачи: закрепить умение рисовать с одной точки зрения, передавая объём, композиционное расположение, цветовые отношения; рисовать в технике пастели.


Вид занятия: рисунок в технике пастели.

Оборудование урока.

А) Для учителя: репродукции картин, выполненных в технике пастели. Работы, выполненные учениками старших классов. Работы, выполненные самим преподавателем.

Б) Для учащихся: лист (формата А4) для пастели, карандаш, пастель, кнопки, резинка, поролон.


План урока.

  1. Объяснение. 5 минут.

  2. Практическая часть. 30 минут.

1 этап. Компоновка. 3 минут.

2 этап. Построение. 7 минут.

3 этап. Выполнение рисунка в технике пастель, цветовое решение.

20 минут.

  1. Подведение итогов. 5 минут.


Ход урока.

Сегодня на уроке мы будем выполнять рисунок натюрморта в технике пастели.

Вспомним, что такое натюрморт.

Натюрморт-это один из жанров изобразительного искусства, в переводе с французского означает «мёртвая натура, природа». Всё живое ,естественное, природное становится в натюрморте неодушевлённым, мёртвым. В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи-предметы быта, цветы, плоды, снедь (пища, посуда, книги ,статуэтки и т.д.). Натюрморт обрёл самостоятельность в 17 веке в искусстве мастеров Голландии и Фландрии. Мы будем рисовать натюрморт, применяя пастель.

Название «пастель» происходит от итальянского «паста» - тесто.

Пастель – это цветные карандаши без оправы, которые сделаны из сухого красочного порошка с примесью скрепляющих и отбеливающих веществ.

Пастельный карандаш оставляет на листе особую бархатистую линию, которая легко поддается растушевке.

Пастелью, как и другими мягкими материалами, удобно работать по специальной шероховатой бумаге или загрунтованному картону.

Считается, что первыми пастельные мелки применяли французские художники второй половины 15столетия.

Например, Жан Фуке использовал их в своих карандашных портретах. Мелки, которые, возможно, использовали в своей работе французские графики этого времени, были скорее похожи на цветные карандаши.

Своего полного расцвета пастельная живопись достигла в XVIII веке, во Франции. Лучшим представителем этого рода живописи считается французский художник Морис Кантен де Латур (портретист).

Одним из выдающихся мастеров пастели был французский художник 19века Эдгар Дега (цикл работ, посвященный балеринам).

В технике пастели работали многие русские художники, такие как Е.Д. Паленова, И.И. Левитан, В.А. Серов, а также европейские художники: французы Перронно, Шарден, Милле, Дега, Редон, англичанин Гейнсборо.


Практическая часть урока.

Предлагаю взять лист формата А4.

Как вы видите, наша натурная постановка состоит из фруктов разной формы и цвета. Мы будем выполнять работу поэтапно.

1 этап. Компоновка.

В начале работы надо правильно расположить рисунок на бумаге, определить его размер, хорошо нарисовать на листе. Общий набросок выполняется простым карандашом легкими линиями.

2 этап. Построение.

Необходимо точно найти форму предметов, размеры предметов, их расположение: что находится ближе, выступает вперед, что заслоняется, отступает, видно частично.

3 этап. Выполнение рисунка в технике пастель, цветовое решение.

Использование различных цветовых оттенков пастели помогает передать и реальный цвет фруктов (овощей) и все светотеневые стороны.

Наложение цвета всегда начинается с использования светлых тонов, в соответствии с ними подбираются затем более темные и яркие цвета. При подборе цвета и оттенков важно передать правильное сочетание между светлыми и темными цветами, а не только стараться точно соотносить цвет с натурой. Там, где на предметах имеются блики, бумага не закрашивается, а сохраняется белое пятно той формы, какую имеет блик.

Когда нанесены все основные цветовые пятна, следует сгладить границы между ними растушевкой, соединив их в единое целое, т.е. сделать незаметный переход от одного оттенка или цвета к другому.

Если в натуре имеются ярко выделяющиеся на общей поверхности пятнышки, полоски, они рисуются в последнюю очередь, иначе при растушевке они будут стираться. Это относится и к мелким деталям, например черенкам у фруктов.

При наложении цвета следует помнить о взаимодействии цветов и постараться выявить это на натуре. Особенно ярко рефлексы видны на падающей тени. Например, от желтого яблока, лимона она будет не серой, а желтоватой, от зеленого огурца - зеленоватой. Рефлексы могут быть и на самих предметах, особенно на светлых частях, соприкасающихся с ярким соседним предметом.

Завершение рисунка – это прорисовка самых мелких деталей и нанесение ярких цветных пятен.

Пастель можно закреплять, для этого были изобретены специальные химические фиксативы. После этого красочный слой во многом утрачивает неповторимую бархатистую поверхность пастели, которая придает особое очарование пастельными работами, краски темнеют. Пастель следует сохранять под стеклом, не прижимая к нему, а делая между рисунком и стеклом по краям картонные или деревянные прокладки толщиной в ½ см. Пастель боится сырости и поэтому требует сухого помещения.


Подведение итогов. 5 минут.


Коллективный просмотр выполненной работы по заданию.

Выбрать наиболее удачные, а также слабые рисунки, объяснить детям, что верно и что ошибочно в каждом из рисунков.

Задание на дом.

Нарисовать с натуры цветы пастелью. Можно использовать цветной фон для пастели, так как она является кроющим материалом.


Вывод.

На этом уроке мы познакомились с таким, художественным материалом, как пастель, выполнили зарисовки фруктов и овощей, в этой технике.

В ходе урока дети изучали и анализировали натуру, передавали особенности ее формы, цвета, фактуры при помощи пастели.





Самоанализ урока.

  1. Характеристика класса, учебных возможностей учащихся?

Урок проведен с учащимися 1 класса, занятия проходят 1 раз в неделю по 2 урока. В классе ребята разного с разными возможностями, есть более развитые и талантливые ребятишки, эти дети неоднократно принимали участие в различных городских и областных выставках и конкурсах, в которых занимали призовые места. Есть дети, которым надо развивать свои способности.

  1. Как особенности ученика были учтены при планировании данного урока?

Учитывая разные возможности учащихся (кто-то работает быстрее, кто-то медленнее) мной было принято решение провести поэтапное выполнение работы. Этот метод работы дает возможность индивидуально поработать с каждым ребенком и закончить работу всем детям одновременно.

  1. Какие цели и задачи были поставлены, и как они решались в ходе урока, насколько они были реализованы?

Цель урока:

-развитие творческих способностей учащихся;

- умелое применение и использование свойств и особенностей постели;

- легкость и уверенность графического выполнения;

- выразительность и живость изображения;

Задачи урока:

- закреплять умения рисовать с одной точки зрения, передавать оббьем, композиционное расположение, цветовое отношение.

- уточнять знания по использованию цвета;

- рисовать в технике пастели.

Я считаю, что поставленные мной на уроке цели и задачи были полностью реализованы.

  1. Рационально ли было распределено время, отведенное на уроке?

Я считаю, что время, отведенное на уроке, было распределено мной рационально. Были соблюдены все этапы урока.

  1. Удалось ли выполнить главное и существенное на уроке?

Удалось, результаты работы можно увидеть в рисунках ребят.

  1. Как осуществляется на уроке дифференцированный подход, насколько он был эффективен?

В классе занимаются дети разного возраста и с разными способностями. По -этому в процессе работы я оказываю теоретическую и практическую помощь, стараюсь больше внимания уделять детям, которые не справляются с заданием. Стараюсь к каждому искать свой подход.

  1. Насколько работоспособны и активны были учащиеся?

Учащиеся были активны, с удовольствием отвечали на поставленные вопросы. Работали с интересом, все работы получились разные.

  1. Насколько положительной была атмосфера урока? В чем это выражалось?

Атмосфера урока была положительной. Дети с интересом работали в технике пастели, осваивали этот художественный материал?

  1. Насколько эффективно были использованы на уроке избранные средства?

На уроке был задействован учителем демонстративный материал: репродукции картин, выполненные в технике пастели, работы, выполненные учениками старших классов, работы, выполненные самим учителем. Рассматривая эти работы, ребята учатся, как нужно работать с пастелью. Особенно эффективен показ учителем своих творческих работ. Личный пример учителя побуждает их к творчеству, к инициативе.

  1. Удовлетворен ли учитель собственным уроком?

Да удовлетворен, хотя всегда есть над, чем работать.

  1. Что хотелось бы изменить, если бы пришлось моделировать урок?

Можно было на уроке нарисовать не только овощи и фрукты, но и сделать зарисовки с чучел птиц, животных. Чтобы глубже, шире показать возможности пастели. Конечно же, для такого урока нужно больше времени.

  1. Какие моменты были не совсем уместны на данном уроке?

Таких моментов не было.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
План-конспект урока на тему:"Натюрморт из предметов быта в мягком материале."

Автор: Кормина Марина Николаевна

Дата: 21.03.2017

Номер свидетельства: 402055


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства