Конспект урока изобразительного искусства для учащихся 4 класса.Разработка урока расчитана на интегрированный урок ИЗО и музыки. На уроке учащиеся услышат музыку знаменитых музыкантов и увидят работы великих художников-пейзажистов.Учащиеся при прослушивании музыкальных композиций - рисуют. В конце урока проходит выставка работ учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
открытки с пейзажами пасмурного и солнечного дня (на каждую парту)
Ход урока :
Звучит спокойная музыка .
Мы прослушали музыку.
Наше путешествие в царство живописи началось с музыки. Звуки , то отрывистые , то протяжные, льются , переплетаются , рассыпаются брызгами. То радостные ,то печальные , они слагаются в мелодию .
Скрипка плачет – и у нас невольно сжимается сердце … Нам грустно.
Но вот зазвучали светлые , словно озаренные солнцем аккорды .Они спешат, перегоняют друг друга , и пьеса заканчивается радостным финалом .
Вздох облегчения вырывается из нашей груди …
Что же заставило нас пережить столько волнений , столько разнообразнейших чувств?
Звуки… Из звуков возникает мелодия, рождается музыка.
Материал музыки – это звуки.
Материал из которого писатель слагает свои произведения ,- слово.
Материал живописи , материал художника - краски .
Как звуки , краски могут быть и радостными , и печальными .Художник выдавливает их
из тюбиков на палитру, и палитра вспыхивает всеми цветами радуги .Тут и лазурные тона весенней листвы , и нежно-розовый тон заката , и глубокие краски вечерних сумерек – краски огненные , как само солнце , и спокойные , иссиня –черные , как ночное море . Палитра художника – это настоящий праздник красок .
В одном только живопись не похожа на музыку …На картине всё неподвижно. Она изображает только одно мгновение, словно зорким глазом наблюдал художник события жизни .
«Мгновение , остановись!...» - и красками на холсте запечатлел художник то ,что увидел
в этом неповторимом мгновении .
Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок. Все в природе гармонично, целесообразно, красиво.
Учитель (читает отрывок из стихотворения А.Кушнира)
Если видишь – на картине
Нарисована река ,
Или ель и белый иней ,
Или сад и облака ,
Или спешная равнина ,
Или поле и шалаш ,
Обязательно картина
Называется …
Дети Пейзаж !
Учитель Сегодня мы повторим это понятие и нарисуем картинки природы по прослушанным мелодиям.
Лес , долины, луга , написанные художником, называют «пейзажами» , от французского слова «пей» , что означает – страна . У каждой страны своя природа , свой особенный пейзаж. Любовь к нашей родной природе показана в картинах русских художников И.Левитана ,В.Поленова , И.Остроухова и т.д. (обращаю внимание на репродукции картин художников)
Мы знаем, что художников, изображающих природу, называют пейзажистами .
УчительДавайте повторим , с помощью каких красок художник создаёт
Учитель Правильно. Этими красками художник рисует обнаженный голый лес, опустевшие поля . При изображении солнечной погоды художник использует тёплые цвета. Назовите , какие ?
Дети Жёлтый , красный , голубой и ярко-синий .
Учитель Каждая пора прекрасна по-своему. Давайте вспомним как поэты описывают времена года :
«Золотая осень» Ф.Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая , но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный ,
И лучезарны вечера …
С.Есенин:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду .
Иван Бунина «Листопад»
Лес , точно терем расписной ,
Лиловый ,золотой ,багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной .
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки ,ёлочки темнеют ,
И между клёнами синеют
То там , то здесь в листве сквозной …
Русские композиторы , как и художники, поэты, любили создавать образы пейзажей в своих музыкальных произведениях, передавая красками музыки её красоту , грусть и печаль , мы это поняли из прослушанных произведений .
Звучат фрагменты музыкальных произведений П.И.Чайковского из цикла «Времена года».
Для осеннего пейзажа характерен свой колорит. Ранней осенью среди зеленой массы деревьев и травы пламенеют красные осины, золотые березы. Затем в природе постепенно все меньше и меньше остается зелени. Бывает и так, что среди осени выпадает снег, колорит становится необычайно своеобразным и выразительным: сочетаются яркая листва, синее небо и белый снег. А затем природа блекнет, колорит пейзажа меняется: резче выделяются темные силуэты деревьев на фоне опавшей листвы и хмурого осеннего неба.
Обратите внимание , как красиво на фоне зимнего неба смотрятся берёзы , ажурное переплетение их ветвей , как сквозь это кружево проглядывает яркое голубое небо . Всё пронизано солнцем. Оно светится на стволах берёз , и синие тени на голубом снегу подчёркивают яркость солнечного дня .
Художник для белых берёз и белого снега нашел разные оттенки , от этого стволы берёз кажутся тёплыми и согретыми солнцем . А снег холодным .
Давайте рассмотрим картину И.Левитана «Весна - большая вода» .
В картине изображен весенний разлив : роща с юными тонкими деревцами залита водой . Обратите внимание на то , как красиво написал художник отражённые в прозрачной воде деревья , на то , что вся картина пронизана мягким весенним светом .Здесь нет резких цветовых контрастов , ярких пятен .
Рассмотрим картину А.Рылова «Зелёное кружево».
Здесь наиболее характерны краски «летнего» цвета – зеленые краски лесов , пестрота цветущих лугов , яркое солнце , высокое прозрачное небо . В картине художник изображает начало лета .Нежный колорит зеленого кружева листвы подчёркивают плотные белые пятна цветущих кустарников , тёмные стволы деревьев .Тёплые краски освещенной солнцем зелени противопоставляются холодным краскам дальнего плана леса . Для передачи летнего пейзажа художник нашел богатство и разнообразие оттенков зелёного .
Учитель Художники иногда сначала изображают фон пейзажа , который помогает передать и показать состояние дня ,времени года .Потом на этом фоне изображают предметы , природу.
???Фон – это изображение неба , земли .
Посмотрите ещё раз на пейзажи художников и вы увидите , как много оттенков использует художник в изображении неба и земли .
Природу надо писать с волнением , с чувством .
Тогда и картина ваша взволнует зрителя …
Сегодня на уроке Вы прослушали музыку , и теперь я попрошу Вас изобразить то время года , которое ВАМ больше всего понравилось (на прослушанную мелодию).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание :
На уроке учащиеся должны нарисовать на плоскости листа фон , представив пейзаж , который они будут рисовать позже , т.е.заполнять полученный фон изображением предметов (деревья , кусты).Напоминаю учащимся, что земля не просто чёрная , она может иметь множество оттенков .Учащиеся пробуют смешивать цвета на палитре : синий цвет и коричневый , коричневый и чёрный , берут краску в различных пропорциях .Синий в сочетании с коричневым даёт интересные оттенки неба и земли. Необходимо напомнить детям , что для изображения неба синего цвета нужно больше , чем при рисовании земли. При смешивании важно соблюдать пропорции цвета .Учитель напоминает ,как получить яркую гамму цвета при изображении солнечного дня и тёмную гамму – для холодного дня Каждый из учащихся создаёт в пейзаже состояние дня наиболее близкое его чувствам , полученным в ходе урока .
И т о г у р о к а
А сейчас давайте посмотрим Ваши работы.
Выставка работ учеников (на доске)
Учитель: И так , давайте подведём итог нашему уроку ,что мы узнали нового и что повторили ?
Дети : На уроке мы повторили понятие пейзаж , рассмотрели новые картины художников –пейзажистов . Но не только деревья , избы , речку , разъяренное море видим мы на пейзажах. В каждой из картин перед нами открывается душа художника , его внутренний мир , потому что , постоянно наблюдая и изучая природу , истинный художник старается уловить в её жизни мгновение наиболее близкое и дорогое его
сердцу , наиболее полно выражающее его чувства .И когда мы всматриваемся в полотно , написанное рукой большого мастера , нам невольно передается то светлая радость , то затаённая грусть , то тревога , которые вложил в свою картину художник . И в этом главная радость , которую приносит нам встреча с живописью .
Учитель: Очень хорошо ,сегодня на уроке мы учились с помощью цвета передавать общее состояние природы осенью, зимой , летом и весной; слушали стихи , музыку , рассматривали пейзажи художников . Музыка , живопись, поэзия, используя различные средства изображения (слово , звук и цвет) , способны передать разные состояния пейзажа : грусть , печаль , праздничность , торжественность .И рассматривая Ваши работы мне кажется нам удалось передать времена года в красках.
Выставление оценок .
Задание на дом
Подобрать открытки и иллюстрации произведений о временах года ,найти материал о современных художниках – пейзажистах.
М. Лермонтов (Иван Иванович Шишкин - изобразил красивую сосну )