kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Времена года. Конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока изобразительного искусства для учащихся 4 класса.Разработка урока расчитана на интегрированный урок ИЗО и музыки. На уроке учащиеся услышат музыку знаменитых музыкантов и увидят работы великих художников-пейзажистов.Учащиеся при прослушивании музыкальных композиций - рисуют. В конце урока проходит выставка работ учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Времена года. Конспект урока »

Тема : «Времена года в музыке и изобразительном искусстве»

Цель урока:

  • Формировать эстетическую отзывчивость на красоту природы в разное время года;

  • Повторить понятие - пейзаж ;

  • Научить сравнивать и анализировать произведения художников, поэтов ;

  • Развивать навыки работы в цвете (тёплая ,холодная гамма) ,создавать на листе бумаги фон – состояние природы ;

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе .


Материалы к уроку :

Репродукции картин художников –пейзажистов :

И.Левитан «Весна – большая вода» ; И.Э.Грабарь «Зимний пейзаж»; А.А.Рылов «Зелёное кружево»;И.И.Бродский «Опавшие листья».

Музыкальные произведения :

П.Чайковский «Времена года»

Поэтические произведения :

Е.Баратынский «Золотая осень» , А.Майков «Осень» , И.Пришвин «Птицы и листья»

Раздаточный материал :

открытки с пейзажами пасмурного и солнечного дня (на каждую парту)


Ход урока :

Звучит спокойная музыка .


Мы прослушали музыку.

Наше путешествие в царство живописи началось с музыки. Звуки , то отрывистые , то протяжные, льются , переплетаются , рассыпаются брызгами. То радостные ,то печальные , они слагаются в мелодию .

Скрипка плачет – и у нас невольно сжимается сердце … Нам грустно.

Но вот зазвучали светлые , словно озаренные солнцем аккорды .Они спешат, перегоняют друг друга , и пьеса заканчивается радостным финалом .

Вздох облегчения вырывается из нашей груди …

Что же заставило нас пережить столько волнений , столько разнообразнейших чувств?

Звуки… Из звуков возникает мелодия, рождается музыка.

Материал музыки – это звуки.

Материал из которого писатель слагает свои произведения ,- слово.

Материал живописи , материал художника - краски .

Как звуки , краски могут быть и радостными , и печальными .Художник выдавливает их

из тюбиков на палитру, и палитра вспыхивает всеми цветами радуги .Тут и лазурные тона весенней листвы , и нежно-розовый тон заката , и глубокие краски вечерних сумерек – краски огненные , как само солнце , и спокойные , иссиня –черные , как ночное море . Палитра художника – это настоящий праздник красок .

В одном только живопись не похожа на музыку …На картине всё неподвижно. Она изображает только одно мгновение, словно зорким глазом наблюдал художник события жизни .

«Мгновение , остановись!...» - и красками на холсте запечатлел художник то ,что увидел

в этом неповторимом мгновении .


Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок. Все в природе гармонично, целесообразно, красиво.



Учитель (читает отрывок из стихотворения А.Кушнира)

Если видишь – на картине

Нарисована река ,

Или ель и белый иней ,

Или сад и облака ,

Или спешная равнина ,

Или поле и шалаш ,

Обязательно картина

Называется …


Дети Пейзаж !

Учитель Сегодня мы повторим это понятие и нарисуем картинки природы по прослушанным мелодиям.

Лес , долины, луга , написанные художником, называют «пейзажами» , от французского слова «пей» , что означает – страна . У каждой страны своя природа , свой особенный пейзаж. Любовь к нашей родной природе показана в картинах русских художников И.Левитана ,В.Поленова , И.Остроухова и т.д. (обращаю внимание на репродукции картин художников)


Мы знаем, что художников, изображающих природу, называют пейзажистами .


Учитель Давайте повторим , с помощью каких красок художник создаёт

пасмурную и солнечную погоду ?

Дети Пасмурную погоду – тёмными красками , солнечную – яркими .

Учитель Художник – пейзажист при изображении пасмурного дня использует холодные цвета. Назовите холодные цвета .

Дети Синий , серый , зелёный , коричневый , чёрный .

Учитель Правильно. Этими красками художник рисует обнаженный голый лес, опустевшие поля . При изображении солнечной погоды художник использует тёплые цвета. Назовите , какие ?

Дети Жёлтый , красный , голубой и ярко-синий .

Учитель Каждая пора прекрасна по-своему. Давайте вспомним как поэты описывают времена года :

«Золотая осень» Ф.Тютчев

Есть в осени первоначальной

Короткая , но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный ,

И лучезарны вечера …

С.Есенин:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду .

Иван Бунина «Листопад»

Лес , точно терем расписной ,

Лиловый ,золотой ,багряный,

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной .

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки ,ёлочки темнеют ,

И между клёнами синеют

То там , то здесь в листве сквозной …

Русские композиторы , как и художники, поэты, любили создавать образы пейзажей в своих музыкальных произведениях, передавая красками музыки её красоту , грусть и печаль , мы это поняли из прослушанных произведений .


Звучат фрагменты музыкальных произведений П.И.Чайковского из цикла «Времена года».



Давайте рассмотрим картину «Опавшие листья» , Бродского И.И (1915г.)


Для осеннего пейзажа характерен свой колорит. Ранней осенью среди зеленой массы деревьев и травы пламенеют красные осины, золотые березы. Затем в природе постепенно все меньше и меньше остается зелени. Бывает и так, что среди осени выпадает снег, колорит становится необычайно своеобразным и выразительным: сочетаются яркая листва, синее небо и белый снег. А затем природа блекнет, колорит пейзажа меняется: резче выделяются темные силуэты деревьев на фоне опавшей листвы и хмурого осеннего неба.


Давайте рассмотрим картину «Зимний пейзаж», И.Грабаря (1954г.)

Обратите внимание , как красиво на фоне зимнего неба смотрятся берёзы , ажурное переплетение их ветвей , как сквозь это кружево проглядывает яркое голубое небо . Всё пронизано солнцем. Оно светится на стволах берёз , и синие тени на голубом снегу подчёркивают яркость солнечного дня .

Художник для белых берёз и белого снега нашел разные оттенки , от этого стволы берёз кажутся тёплыми и согретыми солнцем . А снег холодным .


Давайте рассмотрим картину И.Левитана «Весна - большая вода» .

В картине изображен весенний разлив : роща с юными тонкими деревцами залита водой . Обратите внимание на то , как красиво написал художник отражённые в прозрачной воде деревья , на то , что вся картина пронизана мягким весенним светом .Здесь нет резких цветовых контрастов , ярких пятен .


Рассмотрим картину А.Рылова «Зелёное кружево».

Здесь наиболее характерны краски «летнего» цвета – зеленые краски лесов , пестрота цветущих лугов , яркое солнце , высокое прозрачное небо . В картине художник изображает начало лета .Нежный колорит зеленого кружева листвы подчёркивают плотные белые пятна цветущих кустарников , тёмные стволы деревьев .Тёплые краски освещенной солнцем зелени противопоставляются холодным краскам дальнего плана леса . Для передачи летнего пейзажа художник нашел богатство и разнообразие оттенков зелёного .


Учитель Художники иногда сначала изображают фон пейзажа , который помогает передать и показать состояние дня ,времени года .Потом на этом фоне изображают предметы , природу.


??? Фон – это изображение неба , земли .


Посмотрите ещё раз на пейзажи художников и вы увидите , как много оттенков использует художник в изображении неба и земли .


Природу надо писать с волнением , с чувством .

Тогда и картина ваша взволнует зрителя …

Сегодня на уроке Вы прослушали музыку , и теперь я попрошу Вас изобразить то время года , которое ВАМ больше всего понравилось (на прослушанную мелодию).





ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА


Задание :

На уроке учащиеся должны нарисовать на плоскости листа фон , представив пейзаж , который они будут рисовать позже , т.е.заполнять полученный фон изображением предметов (деревья , кусты).Напоминаю учащимся, что земля не просто чёрная , она может иметь множество оттенков .Учащиеся пробуют смешивать цвета на палитре : синий цвет и коричневый , коричневый и чёрный , берут краску в различных пропорциях .Синий в сочетании с коричневым даёт интересные оттенки неба и земли. Необходимо напомнить детям , что для изображения неба синего цвета нужно больше , чем при рисовании земли. При смешивании важно соблюдать пропорции цвета .Учитель напоминает ,как получить яркую гамму цвета при изображении солнечного дня и тёмную гамму – для холодного дня Каждый из учащихся создаёт в пейзаже состояние дня наиболее близкое его чувствам , полученным в ходе урока .


И т о г у р о к а


А сейчас давайте посмотрим Ваши работы.


Выставка работ учеников (на доске)


Учитель: И так , давайте подведём итог нашему уроку ,что мы узнали нового и что повторили ?

Дети : На уроке мы повторили понятие пейзаж , рассмотрели новые картины художников –пейзажистов . Но не только деревья , избы , речку , разъяренное море видим мы на пейзажах. В каждой из картин перед нами открывается душа художника , его внутренний мир , потому что , постоянно наблюдая и изучая природу , истинный художник старается уловить в её жизни мгновение наиболее близкое и дорогое его

сердцу , наиболее полно выражающее его чувства .И когда мы всматриваемся в полотно , написанное рукой большого мастера , нам невольно передается то светлая радость , то затаённая грусть , то тревога , которые вложил в свою картину художник . И в этом главная радость , которую приносит нам встреча с живописью .


Учитель: Очень хорошо ,сегодня на уроке мы учились с помощью цвета передавать общее состояние природы осенью, зимой , летом и весной; слушали стихи , музыку , рассматривали пейзажи художников . Музыка , живопись, поэзия, используя различные средства изображения (слово , звук и цвет) , способны передать разные состояния пейзажа : грусть , печаль , праздничность , торжественность .И рассматривая Ваши работы мне кажется нам удалось передать времена года в красках.


Выставление оценок .

Задание на дом


Подобрать открытки и иллюстрации произведений о временах года ,найти материал о современных художниках – пейзажистах.










М. Лермонтов (Иван Иванович Шишкин - изобразил красивую сосну )


На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет качаясь , и снегом сыпучим

Одета как ризой она .

И снится ей всё , что в пустыне далекой,

В том крае , где солнца восход ,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт …



А.С.Пушкин:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная осень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.




А.С.Пушкин:

Унылая пора! Очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…..



У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек

Полузамерзший, чуть живой.

Наверно жарко припекало

Сегодня солнышко с утра

Ему под снегом жарко стало

И он подумал, что пора

И вылез, но кругом всё тихо

Соседей нет, он первый здесь

Его увидела зайчиха,

Понюхала, хотела съесть

Потом наверно пожалела

Уж больно тонок ты дружок

И вдруг пошел холодный, белый,

Пушистый, мартовский снежок.

Он падал, заносил дорожки

Опять зима, а не весна

И от цветка на длинной ножке

Лишь только шапочка видна …

И он от холода синея,

Головку слабую клоня

Сказал: «Умру, но не жалею,

ведь началась весна с меня!»


З. Александрова








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Времена года. Конспект урока

Автор: Колесникова Марина Геннадьевна

Дата: 06.12.2014

Номер свидетельства: 140071

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока английского языка "Времена года""
    ["seo_title"] => string(48) "konspekt_uroka_angliiskogo_iazyka_vremena_goda_2"
    ["file_id"] => string(6) "542706"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1584124347"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Конспект урока английского языка в 3 классе на тему "Seasons" УМК “Enjoy English 3”,Биболетовой М.З., Добрыниной Н.В., Трубаневой Н.Н."
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekturokaanghliiskoghoiazykav3klassienatiemuseasonsumkenjoyenglish3bibolietovoimzdobryninoinvtrubanievoinn"
    ["file_id"] => string(6) "316941"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460214064"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "конспект урока на тему: "Славная осень" Н.А. Некрасов "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slavnaia-osien-n-a-niekrasov"
    ["file_id"] => string(6) "233970"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443292745"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока на тему голосеменные растения"
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekturokanatiemugholosiemiennyierastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287617"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454509518"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока изобразительного искусства  "В осеннем лесу, парке""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-osienniem-liesu-parkie"
    ["file_id"] => string(6) "250666"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447100224"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства