Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Гжель"»
ИЗО
Раздел: «Декоративно-прикладное искусство». «Народные промыслы России. Гжель».
Форма занятия - путешествие. Основная форма деятельности – индивидуальная.
Тема: "Сказочная Гжель"
Тип урока: урок закрепления умений и навыков.
Цель: Закрепить понятие о традиционном русском промысле «Гжельская керамика», научить распознавать характерные отличительные признаки гжельской росписи.
Задачи: Формирование у учащихся навыков работы в творческой мастерской гжельской керамики, расширение теоретических знаний о Гжели. Развитие у учащихся творческого воображения, активности в ходе выполнения работы, умений и навыков работы с акварельными красками. Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любви к Родине, её истории и культуре. Применение на практике, в жизни полученных знаний о гжельской керамике.
Оборудование: Для учащихся: модель для раскрашивания, гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги, салфетка, простой карандаш, ластик
Для учителя: предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции, плакат «Гжель», презентации «Гжель».
План урока:
Организационный момент.
Сообщение темы занятия и вступительная беседа.
Основня часть:
презентация «Гжель» о гжельской керамике;
работа со словарём «Народных промыслов»;
стихи о гжельской керамике. -итог, -рефлексия
Ход занятия:
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели занятия.
Что ж давайте по порядку: Загадаю вам загадку. Кто быстрей ответ найдет. Тот первым тему нашего занятия назовёт. Сине-голубые розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, Каждый удивится. Чудо на фарфоре- Синяя купель. Это называется Просто роспись ... (Гжель).
На предыдущем занятии вы познакомились с Гжелью, с элементами гжельской росписи.
Задание «Сложи слово», из букв сложите слово , правильном расположении складывается слово «Гжель».
Гжель – это древнее село в Московской области, народные умельцы которого изготавливают изумительно красивую и звонкую фарфоровую посуду.Название села Гжель происходит от старинного русского слова «жгель», «жечь».
3. Презентация «Гжель», обобщение знаний о гжели.
Ребята, где возникла Гжель? Подмосковная Гжель.
В нашей стране издавна известно искусство керамики. Особенно славятся гончары подмосковной Гжели. Гжель – это название посёлка в 60 км от Москвы и одновременно собирательное название целого района, где повсеместно было развито керамическое мастерство. В район Гжели входило 30 кучно расположенных деревень и сёл, рядом с которыми находились и крупные залежи глины и леса, которые использовали для изготовления и обжига глиняных изделий.
В каждом доме занимались гончарством. И не случайно в слове «гжель» слышатся отзвуки слова «жечь».
Первые мастера гжельской керамики были исключительно изобретательны и искусны. Выставка на доске.
Сначала гжельцы умели делать лишь обычную гончарную посуду и лепить фигурки (изображение коня, медведя, скоморохов). Первые изделия изготовлялись из цветной глины, с толстым черепком и покрывались эмалью и многоцветной (крестьянской) росписью, назывались они - майолика.
Прошло много времени и керамика эта очень изменилась. Она полюбилась людям.
За что Гжель нравится всем? Чем она отличается?
Гжель нравится прежде всего своим цветом бело-синим.
В Гжельском краю широкое поле, голубое небо, да прозрачный воздух. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России синее - синее.
Посудные формы.
Ассортимент изделий настолько разнообразен: чайники, кувшины, кружки, масленицы, сахарницы, медовницы, конфетницы. Поражает многообразие форм одного и того же изделия.
Например, тулово гжельских чайников делают виде диска на 4 ножках. Изделия украшаются не только росписью, но и скульптурой, которую располагают на кружках, носиках, ручках.
Самый излюбленный узор - «гжельская роза», изображается она крупно, широкими мазками кисти, а мазок здесь не простой, а с растяжкой тона, от голубого, до черно - синего (иначе называют мазок с тенями). Это или пышный букет или один крупный цветок, от которого в сторону отходят стебли с тугими бутонами и листьями.
Стихи. Давайте послушаем ваши стихи. Ребята, будьте внимательны, слушая стихотворения одноклассников, чтобы затем дать ответ на вопрос: "Что нового, интересного вы узнали о гжельской керамике?"
Учитель читает стихи.
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на снежном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели.
У каждого художника есть свой узор любимый.
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние
И мастерство волшебное достойно восхищения.
А сейчас, а сейчас время физкультминутки для вас! (учащиеся выполняют упражнения за учителем).
По солнышку, по солнышку дорожкой луговой.
Иду по мягкой травушке я зимнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело, смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким. Я радуюсь цветам. (Повороты, любуются цветами).
8. Практическая работа.
1.Какой прием работы используют гжельские мастера? ("мазок с тенями").
2.В чем его особенность? (Одним движением кисти получаем мазок с оттенками. Вначале мазка на кисть нажимаем сильнее, а затем нажим уменьшаем, и в конце мазок сужается и переходит в острый кончик ).
3. Упражнение. Положите лист бумаги перед собой. Возьмите кисть в руки, намочите ее и наберите краску на кисть, Как вы это будете делать? 4.Давайте вспомним, как рисуется веточка с листиками.
4.Самостоятельная работа над изображением и украшением посудной формы. .
Какая красота родилась под вашей кистью, какие сказочно красивые узоры и это притом, что в росписи используется всего один цвет - синий.
Синяя сказка - глазам загляденье,
словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и творенье
Русская звонкая гжель.
А какое практическое применениеможно найти этому сервизу? ( Украсить классную комнату, подарить другу, учителю, гостям)