kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВИД УРОКА: творческий практикум.

ЦЕЛИ УРОКА:

1.Познакомить с техникой росписи “Гжель”, с историей и особенностями этого искусства;

2.Расширять знания детей о видах декоративно-прикладного искусства;

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная:

-научить учащихся определенными методами, принципами и техническими приемами работы;

-углубить эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;

Развивающая:

-привить интерес к изучению декоративно-прикладного искусства,

-способствовать творческому подходу работе,

-развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета,

-индивидуальные творческие способности

Воспитательная:

-воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

-воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Оборудование для учителя:

-Презентация “Чудо-гжель”.

-Мультимедийное оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.

-Плакат-схема поэтапного изображения элементов росписи в технике “гжель”.

-Заготовки из белой бумаги (шаблоны посуды)

-Рисунки гжельской посуды.

Оборудование для учащихся:

-Краски( акварель, гуашь)

-Бумага

-Кисти (№ по желанию и возможностям).

-Тряпочка, баночка с водой, палитра.

План урока:

I. Вводная часть -5 мин.

II. Объяснение нового материала- 15 мин.

III. Практическая работа- 15 мин.

IV. Анализ детских работ -2 мин.

V. Подведение итогов -3мин.

Ход урока

I. Вводная часть

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и задач урока.

мы на предыдущих уроках знакомились с народными промыслами)

- Какими?  (Дымковской, Карпогольской, Филимоновской игрушками).

Логическая разминка (работа в группах).

На столе у каждой группы «Смешанные пазлы» Дымковской, Карпогольской, Филимоновской игрушек. Задание: собрать пазлы по промыслам игрушек.

- Что мы должны помнить, собирая пазлы игрушек?

(Особенности росписей Дымковской, Карпогольской, Филимоновской игрушек).

III. Знакомство с новым материалом.

- Сегодня мы продолжаем разговор о народных промыслах, познакомимся с гжельской керамикой, разнообразием её посудных форм, особенностью росписи.

Звучит музыка. На фоне музыки учитель начинает урок.

- Из каких материалов можно сделать посуду? (Дерева, глины …)

 Греки назвали глину «керамос». Отсюда и название – керамика.

Но и глина может быть разной: цветной , белой и необыкновенно белой.

3.Толкование слов на доске «художественных понятий».

Посуда, сделанная из цветной глины - майолика.

Посуда, сделанная из белой глины – фаянс.

Посуда, сделанная из необыкновенно белой глины – фарфор.

Майолика, фаянс, фарфор – всё это объединяется одним понятием – керамика.

II. Беседа истории “Гжели”. Используется презентация.

Раздел “История”.В российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую. И решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал.

Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать посуду синей краской. Рисовали разные узоры из сеточек, полосочек , цветов.

Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит.

На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее “нежно-голубое чудо”.

Учитель по своему усмотрению выбирает нужный раздел презентации: история, производство (видео фильм), мастерская, итог. Презентация построена таким образом, что учитель может заходить в любой раздел не зависимо от очередности слайдов.

Раздел «Производство» показывается фильм о производстве фарфора.

www.youtube.com Производство Гжели, роспись

Раздел «Мастерская».

Для работы нам понадобится краска синего цвета. Чтобы получить темный оттенок, нужно нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый - слабее. Узор всегда расположен в центре изделия.

Самое трудное в гжельской росписи - это "мазок с тенями". Особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких, темных тонов до очень светлых и легких

В середине мазка нажим кисти становится слабее, мазок сужается и затем переходит в острый кончик.

В целом каждый мазок состоит из различных оттенков синего. Цвет постепенно ослабевает, переходя от тяжелого, почти черного к легкому, светлому, почти белому, сливающемуся с фоном и как бы растворяющемуся в нем.

III. Объяснение нового материала.

Слайды из раздела “Мастерская” используются как объяснение нового материала, учитель также может рисовать элементы сам.

IV. Практическая работа.

Открывается художественная мастерская. Детям раздаются шаблоны посуды из белой бумаги, и они начинают расписывать сине голубой краской. Во время работы тихо звучит народная музыка (Ивана Купалы «Кострома»), учитель может оказывать минимальную помощь учащимся, не настаивая, на каком либо узоре.

V. Завершение урока. Как итог используются слайды из раздела “Итог”

1. Как украшали свои изделия гжельские мастера

-лепниной;

-не украшали;

-раскрашивали разноцветными красками;

2. Какие цвета использовали

-красный и синий;

-синий и белый;

-любые;

3. Где расположен узор?

-в середине;

-по кругу;

-где хочет художник;

4. С каких элементов начинают писать узор?

-с мазков, постепенно переходя от темного цвета к более светлому;

-с главного рисунка;

-с какого хочет художник;

Подборка слайдов составлена таким образом что, дается вопрос и варианты ответов, учащиеся выбирают правильный.

Учитель или ребенок нажимают на выбранный ответ, если он правильный, то экране появится слово “Отлично”, если нет - “Подумай”. Можно вызвать одного ученика к компьютеру и он сам будет выбирать ответ.

VI. Подведение итогов .

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чем «Гжель» отличается от других художественных промыслов?

-выставка детских работ, выбор работ которые наиболее понравились детям.

Домашнее задание.

 - Найти иллюстрации, фотографии с изображением цветов и принести на следующий урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла» »

Урок изобразительного искусства в 5 классе

по теме: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»


ФИО (полностью)

Комлик Людмила Евгеньевна

Место работы

ГБОУ СОШ№2 «ОЦ» села Кинель - Черкассы Самарской области

Должность

Учитель изобразительного искусства

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

5

Тема четверти

Тема урока

Связь времен в народном искусстве.

«Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.»



8.


9.

Программа:



Тип урока


Вид работы.

Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд.

М.: Просвещение, 2006 год.

Изучение нового материала.


Декоративное рисование.


ВИД УРОКА: творческий практикум.

ЦЕЛИ УРОКА:

1.Познакомить с техникой росписи “Гжель”, с историей и особенностями этого искусства;

2.Расширять знания детей о видах декоративно-прикладного искусства;


ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная:

-научить учащихся определенными методами, принципами и техническими приемами работы;

-углубить эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;

Развивающая:

-привить интерес к изучению декоративно-прикладного искусства,

-способствовать творческому подходу работе,

-развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета,

-индивидуальные творческие способности

Воспитательная:

-воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

-воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.


ОБОРУДОВАНИЕ:

Оборудование для учителя:

-Презентация “Чудо-гжель”.

-Мультимедийное оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.

-Плакат-схема поэтапного изображения элементов росписи в технике “гжель”.

-Заготовки из белой бумаги (шаблоны посуды)

-Рисунки гжельской посуды.







Оборудование для учащихся:

-Краски( акварель, гуашь)

-Бумага

-Кисти (№ по желанию и возможностям).

-Тряпочка, баночка с водой, палитра.

План урока:

I. Вводная часть -5 мин.

II. Объяснение нового материала- 15 мин.

III. Практическая работа- 15 мин.

IV. Анализ детских работ -2 мин.

V. Подведение итогов -3мин.


Ход урока

I. Вводная часть

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и задач урока.


мы на предыдущих уроках знакомились с народными промыслами)

- Какими? (Дымковской, Карпогольской, Филимоновской игрушками).


Логическая разминка (работа в группах).

На столе у каждой группы «Смешанные пазлы» Дымковской, Карпогольской, Филимоновской игрушек. Задание: собрать пазлы по промыслам игрушек.

- Что мы должны помнить, собирая пазлы игрушек?

(Особенности росписей Дымковской, Карпогольской, Филимоновской игрушек).


III. Знакомство с новым материалом.

- Сегодня мы продолжаем разговор о народных промыслах, познакомимся с гжельской керамикой, разнообразием её посудных форм, особенностью росписи.

Звучит музыка. На фоне музыки учитель начинает урок.

- Из каких материалов можно сделать посуду? (Дерева, глины …)

Греки назвали глину «керамос». Отсюда и название – керамика.

Но и глина может быть разной: цветной , белой и необыкновенно белой.

3.Толкование слов на доске «художественных понятий».

Посуда, сделанная из цветной глины - майолика.

Посуда, сделанная из белой глины – фаянс.

Посуда, сделанная из необыкновенно белой глины – фарфор.

Майолика, фаянс, фарфор – всё это объединяется одним понятием – керамика.


II. Беседа истории “Гжели”. Используется презентация.

Раздел “История”.В российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую. И решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал.







Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать посуду синей краской. Рисовали разные узоры из сеточек, полосочек , цветов.

Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит.

На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее “нежно-голубое чудо”.

Учитель по своему усмотрению выбирает нужный раздел презентации: история, производство (видео фильм), мастерская, итог. Презентация построена таким образом, что учитель может заходить в любой раздел не зависимо от очередности слайдов.


Раздел «Производство» показывается фильм о производстве фарфора.

www.youtube.com Производство Гжели, роспись


Раздел «Мастерская».

Для работы нам понадобится краска синего цвета. Чтобы получить темный оттенок, нужно нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый - слабее. Узор всегда расположен в центре изделия.

Самое трудное в гжельской росписи - это "мазок с тенями". Особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких, темных тонов до очень светлых и легких

В середине мазка нажим кисти становится слабее, мазок сужается и затем переходит в острый кончик.

В целом каждый мазок состоит из различных оттенков синего. Цвет постепенно ослабевает, переходя от тяжелого, почти черного к легкому, светлому, почти белому, сливающемуся с фоном и как бы растворяющемуся в нем.


III. Объяснение нового материала.

Слайды из раздела “Мастерская” используются как объяснение нового материала, учитель также может рисовать элементы сам.


IV. Практическая работа.

Открывается художественная мастерская. Детям раздаются шаблоны посуды из белой бумаги, и они начинают расписывать сине голубой краской. Во время работы тихо звучит народная музыка (Ивана Купалы «Кострома»), учитель может оказывать минимальную помощь учащимся, не настаивая, на каком либо узоре.

V. Завершение урока. Как итог используются слайды из раздела “Итог”

1. Как украшали свои изделия гжельские мастера

-лепниной;

-не украшали;

-раскрашивали разноцветными красками;





2. Какие цвета использовали

-красный и синий;

-синий и белый;

-любые;

3. Где расположен узор?

-в середине;

-по кругу;

-где хочет художник;

4. С каких элементов начинают писать узор?

-с мазков, постепенно переходя от темного цвета к более светлому;

-с главного рисунка;

-с какого хочет художник;

Подборка слайдов составлена таким образом что, дается вопрос и варианты ответов, учащиеся выбирают правильный.

Учитель или ребенок нажимают на выбранный ответ, если он правильный, то экране появится слово “Отлично”, если нет - “Подумай”. Можно вызвать одного ученика к компьютеру и он сам будет выбирать ответ.

VI. Подведение итогов .

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чем «Гжель» отличается от других художественных промыслов?

-выставка детских работ, выбор работ которые наиболее понравились детям.

Домашнее задание.

- Найти иллюстрации, фотографии с изображением цветов и принести на следующий урок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Комлик Людмила Евгеньевна

Дата: 10.10.2014

Номер свидетельства: 117863

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока изобразительного искусства 5 класс "Сказочная гжель" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-5-klass-skazochnaia-ghzhiel"
    ["file_id"] => string(6) "136821"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417190252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства