Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Гжель"»
Изобразительное искусство 5 класс
Урок №11
Тема: «»
Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
Н.А Горяева под редакцией Б.М. Неменского.
Тема урока:Тема нашего урока «Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов .Искусство Гжель»
Цель урока: познакомить учащихся с народным промыслом «Гжель»
Задачи урока:
личностные:
Сформировать:
уважительное отношение к культуре и искусству своей страны
целостное мировоззрение
коммуникативную компетентность в общении со сверстниками
потребность в самостоятельной практической творческой деятельности
умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроперспективной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД);
уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД)
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
предметные:
Уметь сравнивать, оценивать форму, декор посуды с росписью
осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на народные традиции;
осваивать характерные для гжельского промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового решения.-осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.
-осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями».
-cоздавать композицию росписи в процессе практической творческой работы
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный, практический.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.
План урока
1. Орг. момент (2 мин)
2 Введение в тему урока. (2мин)
3. Сообщение темы и цели урока (2мин)
4. Повторение пройденного материала. (2мин)
5.Изучение нового материала. (10 мин)
6.Физкультминутка (2 мин)
6 Практическая работа (20 мин)
7. Рефлексия. Итог урока (5 мин)
Ход урока
1.Организационный этап. Здравствуйте ребята!
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем. Ребята, а давайте с вами вспомним, что мы изучили на прошлых уроках, чему научились.
1)Давайте поиграем, я буду начинать предложение, а вы его закончите.
- Родина Каргопольской игрушки----(Север, Архангельская обл., Каргопольский р-н).
- Родина Филимоновской игрушки----(Тульская обл., д. Филимоново)
- Родина Дымковской игрушки—( Дымковская слобода, близ города Вятка ( сейчас Киров)
- Профессия изготовления игрушек-----( игр. Дел мастер, игрушечник).
2) Назовите игрушки (на слайде изображения различных игрушек)
Хорошо ребята, молодцы, знаете о игрушечном промысле и работы у вас замечательные получились на прошлом уроке. А кто дома поработал со словарем, ответьте, пожалуйста, ЧТО ТАКОЕ ПРОМЫСЕЛ? Правильно, это мелкое ремесленное производство, средство заработка и благополучия. Может вы в будущем тоже освоите какой-то промысел, научитесь что-то хорошо изготавливать. Ведь это труд и он заслуживает только похвалы, награды и восхищения.
2.Мотивация к учебной деятельности
Посмотрите на экран и расскажите, что вы видите перед собой?
Современные предметы, украшенные народной росписью.Наверняка вам уже знакомы подобные узоры – где вы могли их видеть? (в музее, дома на посуде, фигурках, у бабушки и пр.)
Посмотрите на экран и расскажите, что вы видите перед собой?
Ребята, обратите внимание на зрительный ряд. (посуду стоящую на столе)
Можете ли вы определить, к какому народному промыслу они относятся? (гжель)
(записать в эпиграфе на доске «Гжель»)
- Можете ли вы назвать тему сегодняшнего урока? (Гжель)
3.Сообщение темы и цели урока.
-Действительно, сегодня мы с вами будем говорить о промысле Гжель.
5.Изучение нового материала.
Откуда же появилось это удивительное искусство?
«Легенда о происхождение Гжели»
В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые.
Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила беречь её: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!» - сказала она. И купец уехал.
Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела.
Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Купец же вернулся домой и подарил жене красивую расписную посуду с синей розой. [4]
Так появилась гжель.
Промысел, с историей и традициями которого мы сегодня познакомимся, зародился почти 200 лет назад, и мастера старались сделать предметы быта не только удобными, но и красивыми.
-Ребята, хотите попасть в мастерскую Гжелевских мастеров?
-Закройте глаза и представьте, как мы отправляемся в село Гжель, которое находиться в Раменском районе Московской области. И так раз, два, три откройте глазки. Мы с вами попали в сказку и каждый из вас стал гжельским мастером.
- В чем же секрет сказочной гжелевской посуды? Как же ее делают?
- Давайте рассмотрим внимательно изделия Гжели. Из какого материала создаются изделия?( фарфор)
- Какие основные цвета в росписи? (белый и синий).
-А почему именно эти цвета?
- А потому что обожжённую заготовку изделия вручную расписывают тёмным кобальтом. Затем изделие окунают в глазурь и вновь ставят в печь. При высокой температуре глазурь становится прозрачной и блестящей, а тёмный кобальт приобретает более 20 оттенков синего цвета.
-Какой орнамент используют художники? (геометрический, растительный.).
-Гжельская роспись делиться на 3 вида:
1. Растительный орнамент - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты цветов. Это . Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза.
2. Геометрический. Прежде всего, это шашечки – вдоль бортика, также гжельские сетки (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики»).
3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж.
Внимательно рассмотрите форму мазка. Тоновой переход от тёмно-синего к светлому, получается за счёт того, что мастер набирает краску лишь на одну сторону кисти. И мастер мазками рисует какой-либо узор(Продемонстрировать на листе бумаги).
Мастера расписывая изделия используют технические приемы росписи: 1) мазок на одну сторону или мазок тенями - одну сторону кисти макают в краску и наносят рисунок поворотом кисти. (показ)
2) Четкие мазки с разным нажимом кисти
3) Легкие нажимы кисти (концом кисти наносят стебельки и усики)
6.Физкультминутка.
Учитель предлагает хлопать в ладоши если названный предмет имеет синий или голубой цвет, в остальных случаях топнуть ногой
Небо, солнце, незабудка, яблоко, губы, слива, море, земляника
7.Практическая работа.
Ну, вот отдохнули. А теперь за работу. У меня есть набор бумажных тарелочек, но только они белые и непривлекательные. Поможете мне расписать их? Сегодня мы с вами выполним фрагмент гжельской росписи. Попробуем изобразить гжельскую розу с листьями. Сначала карандашом слегка наметим контуры цветка и листьев. Затем толстой кистью широким мазком намечаем рисовать лепестки нашей розы. А дальше мы работаем уже тонкой кистью, этап за этапом.
Во время практической работы учитель делает обходы:
- контролирует организацию рабочего места;
- контролирует правильность выполнения задания;
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
8.Итог урока.
-Итак, подведем итог нашей работы.
-Закончите фразу:
Сегодня на уроке я узнал...
Сегодня я научился...
- Давайте посмотрим, что же у вас получилось.
- Чтобы оценить работу друг друга, что нам необходимо знать? (Критерии)
Давайте же определимся, что для нас наиболее важно.
Соблюдения приемов росписи
Цветовая гамма картины
Целостность композиции.
- Оцените работу друг друга. (Комментируют картины друг друга)