5 класс
Тип урока: изучение нового материала.
Вид занятия: декоративное рисование.
Тема: Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Цель урока: формирование у детей умения составлять узор из элементов Гжельской росписи.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, историей ее происхождения, особенностью росписи, разнообразием форм посуды.
2. Развивать умение составлять эскиз узора из декоративных цветов, листьев для украшения чайного сервиза.
3. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.
Оборудование урока:
Для учителя:
Зрительный ряд: 1. Керамическая посуда и иллюстрации с ее изображением.
2. Схемы и таблицы с изображением гжельских узоров.
Музыкальный ряд: плясовые наигрыши.
Литературный ряд: таблички с новыми словами (Керамика, Майолика, Фаянсовая посуда, Фарфор)
Для учащихся: альбом, краски, кисти, баночка с водой, карандаш, резинка, палитра, шаблоны чайного сервиза, карточки «Элементы росписи».
Методическая литература:
1. В. А. Барадулин "Основы художественного ремесла". Москва "Просвещение" 1987 стр.222.
2. Н. М. Сокольникова "Основы композиции" 5 — 8 класс. Издательство "Титул" Обнинск 2001 стр. 12.
3. Т. Я. Шпикалова "Народное искусство на уроках декоративного рисования". Москва "Просвещение" 1979 стр. 90
4. Большая советская энциклопедия
План урока:
1. Организационный момент (1 мин.)
2. Сообщение темы и задача (3 мин.)
3. Объяснение нового материала (15 мин.)
4. Самостоятельная работа (20 мин.)
5. Итог урока (5 мин.)
6. Домашнее задание (1 мин.)
Ход урока:
- Организационный момент
Здравствуйте. Садитесь.
Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте?
Ко всем ли пожаловала принцесса-кисточка со своими слугами – красками, подругой палитрой, верным стражем – платочком, который утешает принцессу, если она вымокнет в воде?
Всё в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2. Сообщение темы и задачи
Что ж давайте по порядку:
Загадаю вам загадку,
Кто быстрей ответ найдёт,
Тот первым тему нашего урока назовёт.
Сине–голубые
розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре-
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись … (Ответы учащихся: Гжель).
- Посмотрите внимательно на керамические изделия и назовите промысел, о котором сегодня пойдет речь. (Это гжель)
-Да, верно, тема урока: «Искусство Гжели»
-Прочтите эпиграф к уроку
(«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать» А.Б.Салтыков.)
- Как вы думаете, зачем нам изучать народные традиции, знакомиться с народным искусством? (ответы детей)
- Совершенно верно. Без прошлого нет настоящего и будущего, поэтому мы должны бережно сохранять наши народные традиции, традиции народного искусства, прославлять талант и мастерство русского народа.
- Скажите, пожалуйста, что же предстоит вам узнать и какую работу выполнить сегодня на уроке? (ответы учащихся)
- Сегодня мы с вами познакомимся с историей и элементами Гжельской росписи, украсим чайный сервиз узором. К концу урока у нас с вами должен появиться чайный сервиз.
3.Объяснение нового материала
а) Вводная часть:
- Гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Многие промыслы, связанные с изготовлением керамических изделий, сохраняют свою известность и сегодня. Одно из первых мест занимает гжель – самый крупный керамический промысел по масштабам производства.
Под Москвой, в городке Гжель, ещё с XVI века изготовлялись из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские керамические изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. Они изготавливаются из белых глин. Роспись – сочная, широким мазком, бело – синий узор, воспроизводящий сценки народной жизни или цветочные композиции, выполнен в русской национальной манере. Узор украшает вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, чайные сервизы. Роспись сосудов производится от руки. Особенно большим спросом пользуются гжельская посуда, настольная скульптура и игрушки (всё сопровождается показом изделий с гжельской росписью).
б) Теоретическая часть:
Ученик 1:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!
Ученик 2:
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Её трава шелковая, её цветы весенние –
И мастерство волшебное достойны восхищения.
Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай,
Гостей на праздник радостный сердечнее встречай!
- Давайте вспомним, какие краски применяются в гжельской росписи?
В отличие от других росписей в гжельской росписи применяются все оттенки синего (голубой, синий, фиолетовый).
Для того, чтобы подготовить краску для работы, в каждую краску, которую вы будете использовать (голубую, синюю, фиолетовую) капните по одной капельке воды. Это сделают те ребята, которые пользуются акварельной краской.
- Элементы Гжельской росписи вы видите на доске: цветы - розы, тюльпаны, астры, гвоздики, листья, штриховка – сеточка, жилка, завитки (на столах раздаточный материал).
- Из этих элементов вы составите для своей посуды узор. Прежде чем начать расписывать наш чайный сервиз, надо потренироваться в изображении некоторых отдельных элементов на чистом листе.
Учитель объясняет правила рисования отдельных элементов (на листке, прикреплённом к доске – 3 мин.)
- Концом кисти наносят жилки, штриховку, завитки и прихотливо изогнутые стебельки и усики. Чёткие мазки лепестков и листьев тёмно – синего цвета и мазки с мягкими размытыми краями наносят всей кистью. Форма цветков упрощённая, но живописная и декоративная.
4. Самостоятельная работа
Показ образца.
- А теперь – внимание! Сейчас у нас с вами очень важный этап работы: вы будете расписывать свою посуду. Представьте, что вы находитесь в цехе гжельской росписи, что вы мастера, которые должны проявить фантазию, воображение и придумать свой узор. Только сначала вспомним правила работы с кисточкой.
1. Кисточку держат под прямым углом к расписываемому предмету, зажав её тремя пальцами.
2. Не оставляй кисточку в баночке с водой.
3. Не забывай прополоскать кисточку.
- Приступайте к работе. Работаем быстро, качественно, аккуратно.
Звучит музыка. Дети работают самостоятельно. При необходимости учитель помогает ученикам, испытывающим затруднения.
5. Итог занятия
По ходу выполнения работ – выставка работ.
- Молодцы! Закончили работу. Давайте вспомним ещё раз:
О какой росписи говорили на уроке?
Что можно расписать этой росписью?
Какие краски применяли?
Молодцы, ребята! По работам видно, что все вы очень старались.
Учитель выставляет работы на выставку.
- Все ребята хорошо справились с заданием. Теперь ваши работы будут стоять у нас в кабинете, и радовать всех, кто приходит к нам в гости.
6.Домашнее задание
Подобрать материал о Хохломе. (Открытки, фотографии, изделия, рисунки).
- Урок окончен. Всем спасибо!