Тема: Гжель.
Авторы программы, учебников: Б.М. Неменский; Н.А.Горяева и О.В.Островская Изобразительное искусство 5 класс, Москва Просвещение 2014
Цель: Расширение представлений учащихся о гжельской керамике, ознакомление с приемами гжельской росписи.
Задачи:
- научить применять простейшие приемы, элементы и мотивы гжельской росписи: мазок с тенями, точки, сеточка, штрихи, дужки;
- продолжить формирование навыка и умения рисовать кистью.
- развивать эстетический вкус;
- развивать творческое воображение, мышление, учить вариации и импровизации в работе;
- развивать зрительную и слуховую память, внимание.
- воспитывать любовь к народному искусству.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Для учителя:
1.Мультимедийная презентация «Гжельская роспись», компьютер, проектор.
2.Таблицы: «Приемы гжельской росписи».
2.Образцы гжельской керамики.
3.Музыкальный фрагмент «Душевное равновесие» (гусли, звуки природы).
Для учащихся:
1.Художественные материалы: краски, кисти, палитра, альбом.
2.Заготовки для выполнения творческой работы тарелочки, стаканчики (готовит учитель)
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
-Что вы видите на доске? (Листы цветной бумаги.)
-Что в них общего? ( Размер, форма, все холодного цвета.)
-Чем они отличаются друг от друга? (Имеют разный синий оттенок.)
-Расставьте эти листы цветной бумаги в таком порядке, чтобы было видно усиление цвета. Начинайте с бледных тонов к более тёмным. Затем переверните листы, и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока.
Ь
Л
Е
Ж
Г
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сегодня, ребята, наш урок посвящен «Сказочной гжели». Помогут мне ребята, и расскажем мы вам не сказку, а быль.
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
1 ученик – Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
2 ученик – Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
3ученик – Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
учитель - Стали дальше думу - думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам.
4ученик – Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Слайд 2.
5 ученик – Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
6 ученик – Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно - голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
3. Актуализация знаний
И по сей день, жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Слайд 3.
Сине–голубые
розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре-
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись … Гжель.
Ребята, а вам понравились гжельские изделия? Хотели бы вы узнать секреты Гжельской росписи?
4. Формулирование проблемы
Тогда сформулируйте проблемный вопрос урока Слайд 4. (В чем секрет Гжельской росписи? )
5. Усвоение новых знаний
Слайд 5. Гжель – это фарфоровые изделия сине-белого цвета. Своё название она получила от названия села, что находится в 60 км от Москвы. Поэтому Родиной Гжели считается Московская область.
Слайд 6. Гжельская земля очень богата высококачественными глинами белого цвета. Из неё и изготавливают различные предметы. А изготавливают изделия путем литья в гипсовых формах. Изделия из глины для прочности обжигают в печах при очень высокой температуре 1350*. Поэтому в слове «Гжель» слышится отзвук глагола «жечь».
Слайд 7. Роспись Гжели выполняется кобальтом. Каждое изделие обжигали 2 раза: первый – для закрепления формы, второй – после росписи изделия кобальтом. Минерал кобальт использовали именно потому, что он не выгорает при температуре свыше 1000 градусов и даёт красивый синий цвет различных оттенков. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.
-А какими же элементами украшали свои изделия Гжельские мастера? Давайте посмотрим на слайды.
Слайд 8. Крупным букетом выделяется главная часть сосуда, более узкими лентами – края горла, дна и ручек. Основными мотивами стали: растительная роспись - травка, ягоды, веточки, листья, букеты цветов;
Слайд 9. орнаментальная роспись – шашечки, сетки, «капельки», «жемчужинки», «усики»;
Слайд 10. сюжеты - природа, сценки городской и деревенской жизни, персонажи русских сказок.
Слайд 11. Форма предметов и сюжетов перерабатывается и становится довольно условной и декоративной.
Слайд 12. Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана, тоненькой кисточкой.
Слайд 13. Тонкой кистью наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и усики;
Слайд 14.Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее «нежно -голубое чудо».
6. Первичная проверка знаний
-Что украшают гжельскими узорами? (Вазы, подсвечники, статуэтки, сахарницы, кувшины, шкатулки, сервизы)
-Каким цветом пользуются мастера? (Синим)
Физминутка:
Прежде чем приступить к работе, давайте немного отдохнём: если я буду называть предмет белого цвета, то вы присядете, если синего или голубого – встанете и поднимите руки вверх:
заяц, небо, cнег, река, облако, зубы, василек, соль, колокольчик, волосы Мальвины, сахар, озеро, море, вата, гжель.
7. Закрепление новых знаний
А сейчас мы с вами тоже почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Есть у меня набор посуды, тарелочки, стаканчики, но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их? (Учащиеся готовят посуду для росписи)
Слайд 15.
Мазок с тенью – это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета.
По желанию учащиеся выбирают работу в группах:
Задание для 1 группы: учащиеся, самостоятельно используя схему (схема на доке), рисуют крупно в центре тарелочки птицу.
Задание для 2 группы: учащиеся работают с учителем, будут рисовать розу
Слайд 16, 17, 18, 19, 20, 21
Показ поэтапного рисования крупной розы карандашом, затем красками, которую нужно разместить в центре своего рисунка.
А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.
-Далее вы самостоятельно украшаете свою тарелочку или стаканчик мелкими элементами: листиками, усиками, штрихами, сеточкой…
Слайд 22. Рассмотрите различные элементы росписи, придумайте свой узор.
Слайд23. Бордюры рисуются тонкой кистью.
8. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.
(на отдельных листах учащиеся решают пять тестовых заданий)
ТЕСТ
Слайд 24. Родина Гжели:
- Московская область
- Вологодская область
- Архангельская область
Слайд 25. Гжельские изделия делают:
- из мела
- из глины
- из гипса
Слайд 26. Слово «гжель» родственное слову:
- жечь
- желание
- железо
Слайд 27. Роспись «Гжель» выполняется
- синей акварельной краской
- чернилами
- кобальтом
Слайд 28. Керамикой называют изделия выполненные:
- из дерева
- из глины
- из металла
(Взаимопроверка тестовых заданий: 5 верно угаданных вопросов – отметка «5», 4 верно угаданных вопроса – отметка «4» и т.д.)
Проводится взаимопроверка тестовых заданий. Сдать листочки с тестами учителю.
-Давайте вспомним проблемный вопрос урока. (В чем секрет Гжельской росписи?)
-Так в чем секрет Гжельской росписи? Расскажите. (Гжельские изделия выполняют из глины путем литья в гипсовых формах, расписывают кобальтом серо-черного цвета, кобальт после обжига становится голубо- синим.)
Слайд 29.
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Её названье – Гжель.
9. Итог урока. Рефлексия
В конце урока устраивается выставка. Ребята выбирают лучшие работы, отмечая в работе то, что лучше всего удалось.
Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!
Предлагаю ученикам оценить свою деятельность. Используя технологию оценивания по следующему алгоритму: Слайд 30.
- Что тебе нужно было сделать?
-Какие материалы ты использовал?
-Ты придумал оформление посуды самостоятельно или воспользовался образцом?
-Когда ты создавал свою работу, ты использовал сочетания каких цветов?
-Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?
-Что бы ты хотел изменить в своей работе?
-Как бы ты оценил свою работу? (Выставляют в дневник отметку за работу)
10. Домашнее задание
(учащиеся записывают в дневник)
Слайд 31.
1 группа: что такое кумган?
2 группа: что такое квасник?
3 группа: чем отличается кумган от квасника?
Урок окончен.
Спасибо. Молодцы!
Убираем рабочие места.