Цель урока: познакомить детей с русской матрешкой. Задачи: познакомить детей с историей матрешки, воспитать эстетические, нравственные и патриотические чувства посредством декоративно-прикладного искусства, дать детям почувствовать себя народным мастером и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок ИЗО: Русская матрешка.»
Конспект урока по изобразительному искусству
во 2 классе
«Русская матрёшка»
Автор: Болтикова Ольга Николаевна
Должность автора: учитель начальных классов
Цель: знакомство детей с народной игрушкой - матрешкой.
Задачи:
Познакомить детей с историей Семеновской матрешкой, Сергиево- Посадской матрешкой и Полхов - Майданской матрешкой.
Воспитание эстетических, нравственных, патриотических чувств у детей, посредством народного декоративно - прикладного искусства. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Развивать любовь к народному искусству; развивать чувство цвета, ритма в узоре.
Развивать навыки самоконтроля при включении в самостоятельную работу.
Формы и средства обучения: образно - художественная, игровая, практическая, наглядные.
Литературное сопровождение: народное творчество (стихи, загадки).
Оборудование: для педагога – таблицы узоров для росписи матрешек, шаблоны матрешек из альбомного листа, русская народная музыка, мультимедийный проектор; для учащихся: альбомный лист с контуром матрёшки, краски, кисточка.
Ход урока
1.Орг. момент (слайд1)
- Проверка готовности к уроку.
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: Карандаш, альбом и краски. Проверили? Садитесь. С усердием трудитесь!
- Собрать внимание детей.
Здравствуйте детишки,
Девчонки и мальчишки!
Рада видеть всех вас я
На занятии у меня.
2.Сообщение темы и цели урока
3. Актуализация знаний учащихся
Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а к кому пойдем - догадайтесь сами. Я загадаю загадку вам, а вам нужно будет отгадать ее.
Алый шелковый платочек Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может 3, а может 6. Кукла первая толста, а внутри она пуста, Разнимается она на две половинки. В ней живет еще одна кукла в серединке. Разрумянилась немножко
Наша русская……..
(Матрешка) (слайд2)
- Ребята, а вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрешка?
1 ребенок (слайд3)
Матрешка на окошке
В ярком сарафане,
И вся семья в матрешке
Как в доме деревянном.
2 ребенок
Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
3ребенок
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся
Они нам очень нравятся.
4.Рассказ учителя об истории создания русской матрешки.
А теперь я вам расскажу немного об истории создания русской матрешки.
Матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немного больше 100лет. Много есть версий, как и когда она родилась.
Однажды в Японии увидел ее художник Сергей Васильевич Малютин (слайд4) и привез игрушку – большеголового деревянного японца Фукурума, сердитого на вид. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.
Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щечки яркий румянец. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша? Маняша? Матреша? Матреша!! И стали новые игрушки матрешками. (5слайд)
Три вида наиболее известных матрешек: Семеновская матрешка, Сергиево- Посадская матрешка, Полхов- Майданская матрешка. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте внимательно рассмотрим все тори вида матрешек.
а) (слайд6) Семеновскую матрешку отличают от Сергиев-Посадской большой букет цветов, занимающий весь фартук. Край платка украшает цепь небольших бутонов. В манере росписи угадывается влияние хохломы, и центр Золотой хохломы находится в этом же городе – Семенове.
б) (слайд7) Есть у Сергиево-Посадской матрешки и родные сестра, которые изготавливают на фабриках многих городов. На разных фабриках матрешки расписываются по-разному. Одни матрешки в ярких сарафанах, другие в зимних шубах, иные сплошь расписаны цветами и ягодами, а некоторые букеты в руках держат.
На Сергиев-Посадской матрешке четко обозначены силуэты головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука.
в) (слайд8) Матрешка в Полховском Майдане появилась тоже не случайно. Это большое село на юге Нижегородской области – центр народного художественного промысла, где производят разные деревянные игрушки и домашнюю утварь. Матрешка неизменно расцвечена веткой с алыми цветами, у нее нет таких конкретных деталей, как руки, сарафан, кофта, характерных для других матрешек. Лицо обрамляют «кудри» - подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали «кудри». Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастерицы в росписи матрешек.
(слайд 9) Вопросы на закрепление изученного материала:
Чем вам нравится матрёшки?
Из каких материалов делали эти игрушки?
Что означает матрешка?
Какие черты русской красавицы отражены в матрешке?
Как украшены полхов-майданские матрешки?
Где расположен букет у семеновской матрешки?
Какие цвета использовали для росписи семеновской матрешки?
5.Гимнастика для глаз.
Выполняется в положении стоя. По мотивам стихотворения «Малышка» Э.Медведевой.
У меня матрешка есть, новая игрушка,
В желтом сарафанчике славная толстушка. (слайд10)
Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек такого же цвета, что и сарафан этой матрешки. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке.
А вторую отвернешь- там еще матрешка,
Та матрешка- в синем крошка,
В ней любимая матрешка. (слайд 11)
Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек такого же цвета, что и сарафан этой матрешки. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке.
Вся она как маков цвет: сарафан на ней надет,
Алый, как цветочек, и под цвет платочек,
Пуще всех ее храню, больше всех ее люблю
Маленькую крошку - красную матрешку.(слайд 12)
Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек такого же цвета, что и сарафан этой матрешки. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке.
6.Практическая часть (слайд13).
-Рассмотрите матрешек, которые лежат перед вами, возьмите себе одну. Они вам нравятся? Почему?
-Мы с вами рассмотрели несколько видов матрешек, какая из них вам понравилась больше всех? Почему?
Таблица узоров для росписи матрешек.(слайд14)
Узоры, которые использовали мастера при росписи. Они немного отличались друг от друга в зависимости от той местности, откуда пришла матрешка.
-Сейчас я попробую украсить нашу матрешку так, как ее украшали в Семенове. Напомнимте, как она украшена?
Демонстрирование на большом макете.
Посмотрите, как я выполняю рисунок матрешки в цвете:
Начинаем с раскраски больших цветовых площадей – частей одежды. Сначала выполню желтым цветом платок.
Теперь очень аккуратно заливаю всю поверхность туловища красным цветом так, чтобы не видно было мазков. Центральную часть – фартук – бледно - розовым. Какие цвета я для этого должна смешать? Дети: “Красный и белила”.
Необходимо показать объем матрешки для этого я по всему краю куклы прохожу коричневой краской. Важно чтобы красный цвет не просох, чтобы одна краска плавно вливалась в другую.
Далее раскрашиваю волосы, я выбрала черный цвет, а потом раскрашиваю лицо.
Теперь выполняю завершающую стадию. Я выполняю роспись фартука, но учтите, что фон должен высохнуть. Рисунок закончен.
6.Физминутка (ребята имитируют движения по стих).
Мы – веселые матрешки, Ладушки, ладушки! На ногах у нас сапожки. Ладушки, ладушки! В сарафанах ходим пестрых. Ладушки, ладушки! Мы похожи, словно сестры. Ладушки, ладушки! Завязали мы платочки. Ладушки, ладушки! Раскраснелись наши щечки. Ладушки, ладушки!
7.Самостоятельная работа учащихся (слайд15).
Сейчас украсите свои матрешки так, чтобы они стали яркими, красивыми.
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
-Какую матрешку ты задумал?
Самостоятельная работа.
Звучат русские народные мелодии в записи, дети приступают к росписи своих матрешек. Педагог подходит и подсказывает, подводит детей к тому: как лучше сделать, какие цвета более сочетаются, что еще можно добавить.
8. Итог урока.
Выставка работ учащихся.
Выставление оценок.
-Получились прекрасные девичьи хороводы. Вы все постарались на славу. Каждая матрешка отличается своей оригинальностью и декоративностью.
…Прекрасный мир
Вещей накоплен был веками. Хранит их каждый дом, а может быть – музей. Умейте рисовать и сотворить руками Все то, что может радовать друзей. Путь творчества людей прекрасно бесконечен, В нем место есть всегда для наших малышей. Желаю вам удач и говорю: “ До встречи, милые друзья!”