kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАЗРАБОТКА УРОКА «ПРАЗДНИК РУССКОЙ МАТРЕШКИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для курса «Уроки гражданственности» раздел «Донбасс и Русский мир» подраздел «Секреты русских мастеров» 1 класса, рассчитан для ознакомления учащихся с народной игрушкой - русской матрешкой, как об одном из старинных народных промыслов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКА УРОКА «ПРАЗДНИК РУССКОЙ МАТРЕШКИ»»


Корицкая Ирина Михайловна, специалист высшей категории, учитель начальных классов Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 120, e-mail: [email protected]


РАЗРАБОТКА УРОКА «ПРАЗДНИК РУССКОЙ МАТРЕШКИ»


Аннотация

Урок разработан для курса «Уроки гражданственности» раздел «Донбасс и Русский мир» подраздел «Секреты русских мастеров» 1 класса, рассчитан для ознакомления учащихся с народной игрушкой - русской матрешкой, как об одном из старинных народных промыслов.


Ключевые слова:

матрешка, народный промысел, ремесло

















Донбасс и Русский мир

Секреты русских мастеров


Тема: Праздник русской матрешки

Цели:

  • Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Обогащать представление детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Обогащать словарный запас словами «мастера», «ремесло», «мастерство», «роспись», «исконно», «сувенир».

  • Развивать творчество, эмоционально-эстетические чувства, вкусы. Привить интерес к народному творчеству. Развивать умение видеть красоту, самобытность.

  • Воспитывать самостоятельность, активность, наблюдательность, чувство национальной гордости, принадлежности к русскому миру, уважение к мастерству народных мастеров. Воспитывать желание создавать красоту своими руками.

Оборудование: набор деревянных матрешек, иллюстрация с изображением матрёшки, презентация «Русская матрёшка», шаблон матрёшки, иллюстрации матрёшек разных видов, заготовки матрешек, шкатулка.

Ход урока

I.Актуализация знаний.

- У меня в шкатулке лежит необыкновенная игрушка. Она и красива, и знаменита. И уже много лет считается символом России. А особенность ее в том, что создана она руками народных русских мастеров. Как вы думаете, что это за игрушка? (варианты ответов)

ЗАГАДКА

Ростом разные подружки

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке

А всего одна игрушка! (Матрешки)

II. Сообщение темы урока

-Правильно, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с русской матрешкой. Посмотрите, какая она красивая, какими яркими красками расписал ее художник. Нравится она вам? Матрёшка – настоящая русская красавица. А самое главное, эта куколка – с секретом. Внутри её, прячутся сестрички.

III. Изучение нового материала.

1. Происхождение игрушки

-Любуешься на матрешку и сердце радуется. А как вы думаете, это исконно русская игрушка? (варианты ответов)

-Хорошо. Я вам подскажу откуда в Россию пришла матрешка.

Последней буквой алфавита

Открыто слово и закрыто.

А между ними без седла

Стоит лошадка, что мала,

Вы это слово знать должны;

оно название страны.

(Япония)

-Давным-давно привезли в Россию из далекой страны Японии фигурку – добродушного лысого старичка Фукуруму. И таким умным-преумным был этот Фукурума, что его голова вытянулась от постоянных раздумий вверх.

Игрушка-старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его многочисленная семья. Игрушка эта была выточена из дерева. Когда русский художник Сергей Васильевич Малютин увидел фигурку деревянного Фукурумы, она ему так понравилась, что вместе с народными умельцами он решил переодеть куклу в русский сарафан, а голову покрыть платочком. Сделали мастера заготовки из дерева, выточили пустые фигурки и художникам отдали. Расписали художники игрушку на славу: губки бантиком, румянец на щечках яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из-под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать! Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками. И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать.

2. Виды матрёшек.

Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов- Майданская матрёшка.

1.Семеновская матрешка:

В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самые главные цвета -жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.

2. Загорская матрёшка:

Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове платок, а поверх сарафана фартук.

3. Полхов-Майданская матрёшка:

И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.

Физкультминутка:

Слушайте внимательно и запоминайте имена матрёшек.

Мы красавицы матрёшки, (кружатся)

Разноцветные одёжки, (повороты, наклоны в сторону)

Раз – Матрёна, (хлопки в ладоши, ножками танцуют)

Два – Малаша,

Мила – три,

Четыре – Маша

Маргарита - это пять.

Нас нетрудно сосчитать. (прыгают)

В. Степанов.

- Как звали матрёшек в физкультминутке?

(Матрёна, Малаша, Мила, Маша, Маргарита).

- Какое имя можно встретить в наше время?

IV. Повторение и закрепление изученного материала

По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более 100 лет. Для народной игрушки это не возраст. Но, несмотря на это, матрешка является традиционным русским сувениром. И каждый, кто побывал в России, хочет увезти с собой ее частичку

1. Работа в группах (каждой группе в конверте выдается 4 строчки стихотворения, которое нужно восстановить и выразительно исполнить).

-Матрешка выражает обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях, сказках и стихотворениях.

Матрёшка (Зинаида Медведева)
  1. У меня матрёшка есть,
    Новая игрушка,
    В жёлтом сарафанчике
    Славная толстушка.

  2. А её откроешь -
    В неё сидит вторая,
    Вся в зелёном, как весной
    Травка молодая…

  3. А вторую отвернёшь -
    Там еще матрешка.
    Та матрёшка вовсе крошка,
    То – любимая матрёшка.

  4. Вся она как маков цвет -
    Сарафан на ней надет
    Алый, как цветочек,
    И под цвет платочек.

  5. Пуще всех её храню,
    Больше всех её люблю,
    Маленькую крошку -
    Красную матрешку.

2. «Игра с матрешкой».

(Дети встают в круг и под музыку передают матрешку по кругу, когда музыка останавливается, у кого оказывается матрешка, тот танцует с ней в кругу-3раза).

3. Работа над пословицами

В народе говорят:

«С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся»

«Люби дело – мастером будешь»

«Всякий мастер сам себе дивится»

«Дело мастера боится»

«Всякому молодцу ремесло к лицу»

- А вот что это означает мы с вами попробуем сейчас объяснить. (каждая группа получает пословицу и объясняет ее значение)

V. Итог урока

- Разные мастера матрешек расписывали по-разному. Поэтому хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно: одна грустит отчего-то, а другая смеется, а третья как будто задумалась, четвертая сердится немного. Сегодня на память о нашем уроке вы получите силуэт матрешки и создадите свою неповторимую игрушку.

-Что нового вы узнали, какие знания получили на уроке?

-Сегодня я узнал на уроке ….

- Понравилась ли тебе практическая часть урока?

- Я научился…….

-Какие полученные знания ты можешь использовать в жизни?

-Продолжи фразу: Как я сегодня работал на уроке (самооценка)?

- Сегодня я работал на уроке ….

- У меня получилось…

- Что больше тебе понравилось на уроке?

Использованная литература:

Газета «1 сентября» 2005 №11

Журналы «Начальная школа»

Антонова, И. Русская матрёшка / И. Антонова // Мурзилка. – 2005. – №3. – С. 17-20.

Бородай, О. Куклы наших предков [Текст] / О. Бородай // ДЕКО. – 2005. – №4. – С. 24-30.

Вяткина, Н.В. В гостях у матрёшки: развлекательно-познавательное мероприятие / Н.В. Вяткина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2005. – №1. – С. 58-60.

Гайворонская, Г.А. Всё о куклах: литературно-познавательная игра в факты / Г.А. Гайворонская // Читаем, учимся, играем. – 2001. – №2. – С. 104-110.

Где появились куклы? [Текст] // Ликум М. Всё обо всём. – М., 1994. – Т.1. – С. 305-306.

Короб чудес: познават. игра для детей 6-10 лет по теме «Русская народная игрушка» [Текст] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2004. – №4. – С. 67-69.

Куклы мира. – М.: Аванта+, 2003. – 184 с.: ил. – (Самые красивые и знаменитые).

Осетров, Е. Живая Древняя Русь. – М.: Просвещение, 1976. – С. 153-167.

У матрёшки дед японец // Я познаю мир: Игрушки. – М., 1998. – С. 161-164.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
РАЗРАБОТКА УРОКА «ПРАЗДНИК РУССКОЙ МАТРЕШКИ»

Автор: Корицкая Ирина Михайловна

Дата: 16.06.2016

Номер свидетельства: 334820


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства