Урок разработан для курса «Уроки гражданственности» раздел «Донбасс и Русский мир» подраздел «Секреты русских мастеров» 1 класса, рассчитан для ознакомления учащихся с народной игрушкой - русской матрешкой, как об одном из старинных народных промыслов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКА УРОКА «ПРАЗДНИК РУССКОЙ МАТРЕШКИ»»
Корицкая Ирина Михайловна, специалист высшей категории, учитель начальных классов Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 120, e-mail: [email protected]
РАЗРАБОТКА УРОКА «ПРАЗДНИК РУССКОЙ МАТРЕШКИ»
Аннотация
Урок разработан для курса «Уроки гражданственности» раздел «Донбасс и Русский мир» подраздел «Секреты русских мастеров» 1 класса, рассчитан для ознакомления учащихся с народной игрушкой - русской матрешкой, как об одном из старинных народных промыслов.
Ключевые слова:
матрешка, народный промысел, ремесло
Донбасс и Русский мир
Секреты русских мастеров
Тема: Праздник русской матрешки
Цели:
Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Обогащать представление детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Обогащать словарный запас словами «мастера», «ремесло», «мастерство», «роспись», «исконно», «сувенир».
Развивать творчество, эмоционально-эстетические чувства, вкусы. Привить интерес к народному творчеству. Развивать умение видеть красоту, самобытность.
Воспитывать самостоятельность, активность, наблюдательность, чувство национальной гордости, принадлежности к русскому миру, уважение к мастерству народных мастеров. Воспитывать желание создавать красоту своими руками.
Оборудование: набор деревянных матрешек, иллюстрация с изображением матрёшки, презентация «Русская матрёшка», шаблон матрёшки, иллюстрации матрёшек разных видов, заготовки матрешек, шкатулка.
Ход урока
I.Актуализация знаний.
- У меня в шкатулке лежит необыкновенная игрушка. Она и красива, и знаменита. И уже много лет считается символом России. А особенность ее в том, что создана она руками народных русских мастеров. Как вы думаете, что это за игрушка? (варианты ответов)
ЗАГАДКА
Ростом разные подружки
Но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке
А всего одна игрушка! (Матрешки)
II. Сообщение темы урока
-Правильно, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с русской матрешкой. Посмотрите, какая она красивая, какими яркими красками расписал ее художник. Нравится она вам? Матрёшка – настоящая русская красавица. А самое главное, эта куколка – с секретом. Внутри её, прячутся сестрички.
III. Изучение нового материала.
1. Происхождение игрушки
-Любуешься на матрешку и сердце радуется. А как вы думаете, это исконно русская игрушка? (варианты ответов)
-Хорошо. Я вам подскажу откуда в Россию пришла матрешка.
Последней буквой алфавита
Открыто слово и закрыто.
А между ними без седла
Стоит лошадка, что мала,
Вы это слово знать должны;
оно название страны.
(Япония)
-Давным-давно привезли в Россию из далекой страны Японии фигурку – добродушного лысого старичка Фукуруму. И таким умным-преумным был этот Фукурума, что его голова вытянулась от постоянных раздумий вверх.
Игрушка-старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его многочисленная семья. Игрушка эта была выточена из дерева. Когда русский художник Сергей Васильевич Малютин увидел фигурку деревянного Фукурумы, она ему так понравилась, что вместе с народными умельцами он решил переодеть куклу в русский сарафан, а голову покрыть платочком. Сделали мастера заготовки из дерева, выточили пустые фигурки и художникам отдали. Расписали художники игрушку на славу: губки бантиком, румянец на щечках яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из-под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать! Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками. И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать.
2. Виды матрёшек.
Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов- Майданская матрёшка.
1.Семеновская матрешка:
В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самые главные цвета -жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.
2. Загорская матрёшка:
Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове платок, а поверх сарафана фартук.
3. Полхов-Майданская матрёшка:
И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.
Физкультминутка:
Слушайте внимательно и запоминайте имена матрёшек.
Мы красавицы матрёшки, (кружатся)
Разноцветные одёжки, (повороты, наклоны в сторону)
Раз – Матрёна, (хлопки в ладоши, ножками танцуют)
Два – Малаша,
Мила – три,
Четыре – Маша
Маргарита - это пять.
Нас нетрудно сосчитать. (прыгают)
В. Степанов.
- Как звали матрёшек в физкультминутке?
(Матрёна, Малаша, Мила, Маша, Маргарита).
- Какое имя можно встретить в наше время?
IV. Повторение и закрепление изученного материала
По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более 100 лет. Для народной игрушки это не возраст. Но, несмотря на это, матрешка является традиционным русским сувениром. И каждый, кто побывал в России, хочет увезти с собой ее частичку
1. Работа в группах (каждой группе в конверте выдается 4 строчки стихотворения, которое нужно восстановить и выразительно исполнить).
-Матрешка выражает обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях, сказках и стихотворениях.
Матрёшка (Зинаида Медведева)
У меня матрёшка есть, Новая игрушка, В жёлтом сарафанчике Славная толстушка.
А её откроешь - В неё сидит вторая, Вся в зелёном, как весной Травка молодая…
А вторую отвернёшь - Там еще матрешка. Та матрёшка вовсе крошка, То – любимая матрёшка.
Вся она как маков цвет - Сарафан на ней надет Алый, как цветочек, И под цвет платочек.
Пуще всех её храню, Больше всех её люблю, Маленькую крошку - Красную матрешку.
2. «Игра с матрешкой».
(Дети встают в круг и под музыку передают матрешку по кругу, когда музыка останавливается, у кого оказывается матрешка, тот танцует с ней в кругу-3раза).
3. Работа над пословицами
В народе говорят:
«С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся»
«Люби дело – мастером будешь»
«Всякий мастер сам себе дивится»
«Дело мастера боится»
«Всякому молодцу ремесло к лицу»
- А вот что это означает мы с вами попробуем сейчас объяснить. (каждая группа получает пословицу и объясняет ее значение)
V. Итог урока
- Разные мастера матрешек расписывали по-разному. Поэтому хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно: одна грустит отчего-то, а другая смеется, а третья как будто задумалась, четвертая сердится немного. Сегодня на память о нашем уроке вы получите силуэт матрешки и создадите свою неповторимую игрушку.
-Что нового вы узнали, какие знания получили на уроке?
-Сегодня я узнал на уроке ….
- Понравилась ли тебе практическая часть урока?
- Я научился…….
-Какие полученные знания ты можешь использовать в жизни?
-Продолжи фразу: Как я сегодня работал на уроке (самооценка)?
- Сегодня я работал на уроке ….
- У меня получилось…
- Что больше тебе понравилось на уроке?
Использованная литература:
Газета «1 сентября» 2005 №11
Журналы «Начальная школа»
Антонова, И. Русская матрёшка / И. Антонова // Мурзилка. – 2005. – №3. – С. 17-20.
Бородай, О. Куклы наших предков [Текст] / О. Бородай // ДЕКО. – 2005. – №4. – С. 24-30.
Вяткина, Н.В. В гостях у матрёшки: развлекательно-познавательное мероприятие / Н.В. Вяткина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2005. – №1. – С. 58-60.
Гайворонская, Г.А. Всё о куклах: литературно-познавательная игра в факты / Г.А. Гайворонская // Читаем, учимся, играем. – 2001. – №2. – С. 104-110.
Где появились куклы? [Текст] // Ликум М. Всё обо всём. – М., 1994. – Т.1. – С. 305-306.
Короб чудес: познават. игра для детей 6-10 лет по теме «Русская народная игрушка» [Текст] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2004. – №4. – С. 67-69.
Куклы мира. – М.: Аванта+, 2003. – 184 с.: ил. – (Самые красивые и знаменитые).
Осетров, Е. Живая Древняя Русь. – М.: Просвещение, 1976. – С. 153-167.
У матрёшки дед японец // Я познаю мир: Игрушки. – М., 1998. – С. 161-164.