Сообщение целей и задач | Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач. Введение Здравствуйте, ребята! (слайд 2) Наша страна богата творческими людьми. Удивительные люди эти народные мастера. Из дерева, глины, железа, они создавали и создают настоящие чудеса. Я приглашаю вас на встречу с этими чудесами. Творческая минутка (слайд 3) Алый, шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко… Это… Русская МАТРЕШКА Итак, ребята, назовите тему нашего урока…. Тема нашего сегодняшнего урока «Русская матрешка» (слай4) Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (Формулируем цели урока.) Узнать историю матрешки. Создать современный образ матрешки. | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания | Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Практическая деятельность учащихся | - Матрёшка – настоящая русская красавица. Символ русского духовного изобилия, великолепное изделие декоративно- прикладного искусства. В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожёгова есть определение: Что такое матрёшка? (слайд 6) «Матрёшка – это полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера». Учитель консультирует. - Для знакомства с русской матрешкой нам предстоит путешествие в прошлое нашей страны. Ну что, начнем путешествие! - Матрёшки всегда радуют нас неповторимой красотой: своеобразием росписи, яркостью красок. Не мало фантазии вкладывают мастера в их изготовление! Ребята, а вы знаете, когда и где появились первые матрёшки? Исследованием этого вопроса занималась Андрющенко Анастасия (слайд 7) Прообразом русской матрешки стала точеная фигурка буддийского святого Фукурумы, которую привезли из Японии с острова Хонсю, в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. Фукурума - добродушный лысый мудрец, один из семи богов удачи. -Кто же впервые смастерил матрешку и почему она получила именно такое имя? Ответ на этот вопрос подготовила Степанова Варвара. (слайд 8) Японскую фигурку в России встретил с интересом токарь Василий Звёздочкин. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – (слайд 9) это была круглолицая румяная девушка в цветном платке, сарафане, с черным петухом в руке. Фигурка состояла из 8 фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Самым распространённым на Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным. Как вы думаете, легко ли сделать матрёшку? Давайте побываем в гостях у народных умельцев. - Представьте, что мы сейчас находимся в мастерской. - Как же появляется на свет матрёшка? Об этом нам расскажет (слайд 10) - У каждого мастера есть свой секрет. Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, берёза, осина. Первой на свет появляется маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. Когда тело матрёшки готово, начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность - роспись. - Матрешка символизирует дружбу да любовь, пожелания счастья и благополучия. Самые известные центры производства игрушек: Загорск, Семеново, Полхов-Майдан (слайд 11-12). Знакомство с особенностями росписи матрёшек разных областей России. - Посмотрите на них, чем они отличаются друг от друга? Современные авторские матрешки (слайд 13) -В настоящее время русская матрешка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрешка, выполненная художником, профессионалом или любителем по собственному замыслу. Появились различные варианты русской матрешки. Фантазии современных художников нет границ. Теперь сядем, посидим, На матрешек поглядим. Физминутка для глаз (слайд 14) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповой, индивидуальные методы) | Познавательные, регулятивные, коммуникативные. |
Практическая часть | Помните пословицу: “Кто любит трудиться, тому без дела не сидится” Задачи каждой группы: - поделиться на группы; - придумать образ; - выполнить эскиз; - подобрать материалы, из которых будет выполняться матрешка; - изготовить матрешку; - защитить проект (слайд 15) Ребята, давайте сегодня, попробуем стать мастерами-художниками и создадим современный образ матрешки. У каждого на парте лежат заготовки матрёшек. Но прежде чем приступить к работе нам надо нарисовать эскиз будущего изделия, карандашом. Педагогический рисунок на доске. Начните с вертикальной осевой линии, затем двумя горизонтальными прямыми определить высоту матрешки, наметьте голову и туловище, потом аккуратно намечаем глаза, нос и рот, щёки и волосы. Наряд у матрёшки вы выполните самостоятельно. Проявите свою фантазию! Для этого вы будете использовать наглядный материал, который находится у вас на столах. Какие цвета лучше использовать? Правильно, желтый, красный, синий и зеленый. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной. Желаю всем творческих успехов! А чтобы вам было приятней работать, я вам включу русскую народную музыку, которая поднимет вам настроение и поможет выполнить работу на отлично! (звучит музыка). | | |
Осуществление коррекции | Учитель консультирует, советует, помогает. Самостоятельная работа учащихся – декор игрушки – матрешки. Самостоятельно выполнить декор игрушки-матрешки на бумаге. Задача учащихся в результате выполнения задания – вдохнуть жизнь в свое произведение, создать только ей, матрешке, присущий индивидуальный характер. | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно | Коммуникативные, регулятивные коррекции |
Оценка деятельности. Рефлексия | Ребята, наша работа подходит к концу (слайд 16). Я вам предлагаю устроить хоровод матрешек (учащиеся прикрепляют свои работы на доску и проводят анализ выполненных работ). - Итак, ребята, а теперь расскажите, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрёшке? | Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Итог урока | Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли мастеров, создавая своих матрешек. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому, что работы у вас получились очень яркие, красивые. У вас на столе лежат листочки с анкетой. Подумайте и ответьте пожалуйста на вопросы. | Подведение итогов урока. Анкетирование. | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные. |