kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технолоическая карта урокапо ИЗО . Тема "Русская матрешка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 3

Тема урока: Русская матрешка

Цель урока: воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям. Знакомство с русской народной матрешкой.

Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова. Создать современный образ матрешки.

Задачи урока:

Предметные:

- выполнить современный декор матрешки;

- продолжить формирование у детей кистевой росписи;

- углубить познания в области народного искусства.

Метапредметные:

- осуществлять анализ объектов;

- формировать эстетическое отношение к окружающему миру

- устанавливать аналогии и причинно – следственные связи;

- выстраивать логическую цепь рассуждений.

Личностные: 

- развивать потребность в творчестве;

- развивать чувство прекрасного и эстетического;

- учиться составлять план выполнения творческой задачи;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, 

 исправлять ошибки;

- учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе.

Тип урока: Проектный урок - изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся: творческая работа, работа с литературными источниками, электронными ресурсами, выполнение индивидуальных заданий, взаимопроверка, самопроверка, анализ художественных произведений

для учителя: выставка игрушек, силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги, компьютер; мультимедиа проектор; презентация;

для учащихся: кисти, краски (гуашь или акварель), простые карандаши, ластик, бумага для рисования, цветная бумага, картон, клей.

Краткое описание: Данный проектный конспект- урок разработан для проведения урока по изобразительному искусству в 3 классе.                               

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Матрешка»

Предмет: Изобразительное искусство


Класс: 3


Тема урока: Русская матрешка


Цель урока: воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям. Знакомство с русской народной матрешкой.

Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова. Создать современный образ матрешки.


Задачи урока:

Предметные:

- выполнить современный декор матрешки;

- продолжить формирование у детей кистевой росписи;

- углубить познания в области народного искусства.

Метапредметные:

- осуществлять анализ объектов;

- формировать эстетическое отношение к окружающему миру

- устанавливать аналогии и причинно – следственные связи;

- выстраивать логическую цепь рассуждений.

Личностные:

- развивать потребность в творчестве;

- развивать чувство прекрасного и эстетического;

- учиться составлять план выполнения творческой задачи;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,

исправлять ошибки;

- учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе.


Тип урока: Проектный урок - изучения и первичного закрепления новых знаний


Формы работы учащихся: творческая работа, работа с литературными источниками, электронными ресурсами, выполнение индивидуальных заданий, взаимопроверка, самопроверка, анализ художественных произведений

для учителя: выставка игрушек, силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги, компьютер; мультимедиа проектор; презентация;

для учащихся: кисти, краски (гуашь или акварель), простые карандаши, ластик, бумага для рисования, цветная бумага, картон, клей.


Краткое описание: Данный проектный конспект- урок разработан для проведения урока по изобразительному искусству в 3 классе.                               


Структура и ход урока:


Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

Объявление темы урока

Учитель подводит учащихся к осознанию темы

Тему урока формулируют сами учащиеся


Познавательные, общеучебные, коммуникативные.

Сообщение целей и задач

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач.


Введение

Здравствуйте, ребята!

(слайд 2)

Наша страна богата творческими людьми. Удивительные люди эти народные мастера. Из дерева, глины, железа, они создавали и создают настоящие чудеса. Я приглашаю вас на встречу с этими чудесами.


Творческая минутка (слайд 3)


Алый, шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко…
Это… Русская

МАТРЕШКА

Итак, ребята, назовите тему нашего урока….

Тема нашего сегодняшнего урока «Русская матрешка» (слай4)

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (Формулируем цели урока.)

  1. Узнать историю матрешки.

  2. Создать современный образ матрешки.

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Учитель помогает, советует

Что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей?

  1. Изучить историю игрушки.

  2. Сравнить разных матрешек.

  3. Изучить росписи матрешек.

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Регулятивные планирования.















Практическая деятельность учащихся

- Матрёшка – настоящая русская красавица. Символ русского духовного изобилия, великолепное изделие декоративно- прикладного искусства. В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожёгова есть определение: Что такое матрёшка? (слайд 6)

«Матрёшка – это полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера».

Учитель консультирует.

- Для знакомства с русской матрешкой нам предстоит путешествие в прошлое нашей страны. Ну что, начнем путешествие!

- Матрёшки всегда радуют нас неповторимой красотой: своеобразием росписи, яркостью красок. Не мало фантазии вкладывают мастера в их изготовление!

Ребята, а вы знаете, когда и где появились первые матрёшки?

Исследованием этого вопроса занималась Андрющенко Анастасия (слайд 7)

Прообразом русской матрешки стала точеная фигурка буддийского святого Фукурумы, которую привезли из Японии с острова Хонсю, в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. Фукурума - добродушный лысый мудрец, один из семи богов удачи.

-Кто же впервые смастерил матрешку и почему она получила именно такое имя? Ответ на этот вопрос подготовила Степанова Варвара. (слайд 8)

Японскую фигурку в России встретил с интересом токарь Василий Звёздочкин. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад –

(слайд 9) это была круглолицая румяная девушка в цветном платке, сарафане, с черным петухом в руке. Фигурка состояла из 8 фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Самым распространённым на Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным.

Как вы думаете, легко ли сделать матрёшку?

Давайте побываем в гостях у народных умельцев. 

- Представьте, что мы сейчас находимся в мастерской.

- Как же появляется на свет матрёшка?

Об этом нам расскажет (слайд 10)

- У каждого мастера есть свой секрет. Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, берёза, осина. Первой на свет появляется маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. Когда тело матрёшки готово, начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность - роспись.

- Матрешка символизирует дружбу да любовь, пожелания счастья и благополучия. Самые известные центры производства игрушек: Загорск, Семеново, Полхов-Майдан (слайд 11-12).

Знакомство с особенностями росписи матрёшек разных областей России.

- Посмотрите на них, чем они отличаются друг от друга?

Современные авторские матрешки (слайд 13)

-В настоящее время русская матрешка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрешка, выполненная художником, профессионалом или любителем по собственному замыслу.

Появились различные варианты русской матрешки.

Фантазии современных художников нет границ.


Теперь сядем, посидим,

На матрешек поглядим.


Физминутка для глаз (слайд 14)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповой, индивидуальные методы)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Практическая часть


Помните пословицу:

“Кто любит трудиться, тому без дела не сидится”

Задачи каждой группы:

- поделиться на группы;

- придумать образ;

- выполнить эскиз;

- подобрать материалы, из которых будет выполняться матрешка;

- изготовить матрешку;

- защитить проект (слайд 15)

Ребята, давайте сегодня, попробуем стать мастерами-художниками и создадим современный образ матрешки. У каждого на парте лежат заготовки матрёшек.

Но прежде чем приступить к работе нам надо нарисовать эскиз будущего изделия, карандашом.

Педагогический рисунок на доске.

Начните с вертикальной осевой линии, затем двумя горизонтальными прямыми определить высоту матрешки, наметьте голову и туловище, потом аккуратно намечаем глаза, нос и рот, щёки и волосы. Наряд у матрёшки вы выполните самостоятельно. Проявите свою фантазию! Для этого вы будете использовать наглядный материал, который находится у вас на столах. Какие цвета лучше использовать? Правильно, желтый, красный, синий и зеленый. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной. Желаю всем творческих успехов! А чтобы вам было приятней работать, я вам включу русскую народную музыку, которая поднимет вам настроение и поможет выполнить работу на отлично! (звучит музыка).



Осуществление коррекции

Учитель консультирует, советует, помогает.

Самостоятельная работа учащихся – декор игрушки – матрешки.

Самостоятельно выполнить декор игрушки-матрешки на бумаге. Задача учащихся в результате выполнения задания – вдохнуть жизнь в свое произведение, создать только ей, матрешке, присущий индивидуальный характер.

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценка деятельности. Рефлексия

Ребята, наша работа подходит к концу (слайд 16). Я вам предлагаю устроить хоровод матрешек (учащиеся прикрепляют свои работы на доску и проводят анализ выполненных работ). - Итак, ребята, а теперь расскажите, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрёшке?

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли мастеров, создавая своих матрешек. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому, что работы у вас получились очень яркие, красивые.

У вас на столе лежат листочки с анкетой. Подумайте и ответьте пожалуйста на вопросы.


Подведение итогов урока. Анкетирование.








Регулятивные саморегуляции, коммуникативные.

Домашнее задание

Ребята, а вам интересно узнать еще о русских игрушках? А кто может это сделать к следующему уроку?

А может быть, кто-нибудь принесет нам на урок матрешек, или другие народные игрушки и расскажет нам о них.


Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителей с учетом индивидуальных возможностей.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.








Просмотр содержимого презентации
«Русская матрешка»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Б.Н. Емельянова» Открытый урок в 3 классе «Русская матрешка»   Презентация подготовлена:  учителем ИЗО Пименовой Татьяной Александровной

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Б.Н. Емельянова»

Открытый урок

в 3 классе

«Русская матрешка»

Презентация подготовлена:

учителем ИЗО Пименовой Татьяной Александровной

Наша страна богата творческими людьми. Удивительные люди эти народные мастера. Из дерева, глины, железа, они создавали и создают настоящие чудеса

Наша страна богата творческими людьми. Удивительные люди эти народные мастера. Из дерева, глины, железа, они создавали и создают настоящие чудеса

Загадка  Алый, шелковый платочек,  Яркий сарафан в цветочек,  Упирается рука  В деревянные бока.  А внутри секреты есть:  Может три, а может шесть.  Разрумянилась немножко…  Это… Русская

Загадка

Алый, шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко… Это… Русская

«Русская матрешка»

«Русская матрешка»

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?    Цель :   узнать историю матрешки создать современный образ матрешки Что нам нужно сделать, что бы достичь поставленных целей?

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Цель :  

  • узнать историю матрешки
  • создать современный образ матрешки

Что нам нужно сделать, что бы достичь поставленных целей?

  • Изучить историю игрушки
  • Сравнить разных матрешек
  • Изучить росписи матрешек
Что такое матрёшка ?   Сергея Ивановича Ожёгова

Что такое матрёшка ?

Сергея Ивановича Ожёгова

Как появилась Матрёшка?

Как появилась Матрёшка?

Кто же впервые смастерил матрешку и почему она получила именно такое имя? Василий Звёздочкин. Сергей Малютин

Кто же впервые смастерил матрешку и почему она получила именно такое имя?

Василий Звёздочкин. Сергей Малютин

Как же появляется на свет матрёшка?

Как же появляется на свет матрёшка?

Сергиево-Посадская матрешка (Загорская)   Элементы росписи Загорской матрешки

Сергиево-Посадская матрешка (Загорская)

Элементы росписи Загорской матрешки

Семеновская матрешка Элементы росписи Семеновской матрешки

Семеновская матрешка

Элементы росписи Семеновской матрешки

Современная роспись матрёшек

Современная роспись матрёшек

Физминутка для глаз

Физминутка для глаз

“ Кто любит трудиться, тому без дела не сидится”   Задачи каждой группы:  придумать образ матрешки; выполнить эскиз; подобрать материалы, из которых будет выполняться матрешка; изготовить матрешку; защитить проект.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится”

Задачи каждой группы:

  • придумать образ матрешки;
  • выполнить эскиз;
  • подобрать материалы, из которых будет выполняться матрешка;
  • изготовить матрешку;
  • защитить проект.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технолоическая карта урокапо ИЗО . Тема "Русская матрешка"

Автор: Пименова Татьяна Александровна

Дата: 07.12.2015

Номер свидетельства: 262992


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства