kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Создание русской матрешки с использованием графического редактора PAINT

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Занятие  по теме: «Русская матрешка».

 

 

Цели занятия: создание русской матрешки с использованием графического редактора “Paint”.

Задачи занятия.

Обучающие:

  • закрепить знания детей о приёмах росписи матрешек (Сергиев Посад, Семеново и Полхов-Майдан);

 

  • формирование навыков творческого освоения программы “Paint”.

Развивающие:

  • развитие творческого вкуса;
  • развитие творческого воображения  детей;
  • развитие умений обобщать имеющиеся факты.

Воспитательные:

  • воспитание любви к своей Родине и её истории;
  • воспитание информационной культуры.

Тип занятия – урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Вид занятий: рисование по представлению и с опорой на схемы образов русской матрешки.

Оборудование: компьютерный класс, программное обеспечение – графический редактор Paint, проектор, экран, презентация «Русская матрёшка», заготовка частей матрешки и элементов её росписи в электронном виде.

Зрительный ряд: иллюстрации и рисунки матрешки разных видов промыслов (презентация).

 

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение нового материала – презентация «Русская матрешка»
  3. Практическая работа детей – работа на компьютере.
  4. Подведение итогов занятия.

 

Ход занятия.

  1. Организационный момент – проверка готовности детей  к занятию.

Приветствие. Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись.

-Настроенье каково?

-Во!

-Все такого мнения?

-Все, без исключения.

Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя = результат.

 

2.Объяснение нового материала.

Сегодня наше занятие  мне хотелось бы начать с загадки:

 

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

 

Что это?  (Матрешка.)

Сегодня на занятии мы будем  повторять особенности росписи матрешек.

А как же появилась матрешка?

( просмотр презентации (смена слайдов по щелчку)).

В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке, с петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга.

Так родился ясный, радостный образ крестьянских девушек, покоряющий своей искренностью и красотой. Ну ни дать ни взять – милая деревенская Матрена, имя в то время очень распространённое. Вот и прозвали куклу – матрешка.

На сегодняшний день существуют три основных центра росписи матрешек:

- Сергиев Посад Московской области;

- Семеново  Нижегородской области;

- Полхов-Майдан Нижегородской области.

 

 

Итак, давайте рассмотрим особенности росписи каждого из этих центров.

 

 МАТРЕШКА из Сергиева Посада

Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.

 

СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА.

Семеновская игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него.

Выточенное изделие — бельё — по форме похоже на Сергиево-посадскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и, чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая хохломская матрешка.

 

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА.

Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский-Майдан Нижегородской области. Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.

 

 

 

 

 

Молодцы, вы подметили самое главное.

 Но где бы не родились матрешки – все они весёлые, пригожие. Потому, что их делают талантливые и добрые художники.

Жизнь сильно меняется, особенно в наше бурное время. Но не смотря ни на что люди по-прежнему покупают изделия народных мастеров, украшают ими квартиры. Игрушки до сих пор вызывают неподдельный восторг не только у детей , но и у взрослых. Народное искусство – это живая ветвь на могучем стволе русского народного искусства, продолжает расти и радовать нас.

 

3. Практическая работа.

А теперь мы с вами выполним практическую работу.

Нашу работу мы будем выполнять на компьютере в программе Paint.

 

  • Открыть с помощью графического редактора Paint файл: Заготовка
  • Выбрать цветок, скопировать его и вставить на фартук матрешки.
  • Выбрать инструмент Распылитель.
  • Выбрать цвет и залить свободную область фартука.
  • Нарисовать матрешке щёчки.
  • Файл сохранить.

 

 

 

4.Подведение итогов урока.

Наш урок подходит к своей заключительной части. Давайте посмотрим ваши работы.

(Педагог вместе с детьми  анализирует получившиеся у ребят работы и подводят итог занятия. )

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«конспект з»

Районный семинар заместителей руководителей по учебной работе ОУ

по теме:

«Личностно ориентированный подход в оценке достижений учащихся»













Конспект занятия

Создание русской матрешки с использованием графического редактора PAINT












Педагог дополнительного образования: Симонова Татьяна Алексеевна


2012 г.







Занятие по теме: «Русская матрешка».



Цели занятия: создание русской матрешки с использованием графического редактора “Paint”.

Задачи занятия.

Обучающие:

  • закрепить знания детей о приёмах росписи матрешек (Сергиев Посад, Семеново и Полхов-Майдан);


  • формирование навыков творческого освоения программы “Paint”.

Развивающие:

  • развитие творческого вкуса;

  • развитие творческого воображения детей;

  • развитие умений обобщать имеющиеся факты.

Воспитательные:

  • воспитание любви к своей Родине и её истории;

  • воспитание информационной культуры.

Тип занятия – урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Вид занятий: рисование по представлению и с опорой на схемы образов русской матрешки.

Оборудование: компьютерный класс, программное обеспечение – графический редактор Paint, проектор, экран, презентация «Русская матрёшка», заготовка частей матрешки и элементов её росписи в электронном виде.

Зрительный ряд: иллюстрации и рисунки матрешки разных видов промыслов (презентация).


План занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Объяснение нового материала – презентация «Русская матрешка»

  3. Практическая работа детей – работа на компьютере.

  4. Подведение итогов занятия.


Ход занятия.

  1. Организационный момент – проверка готовности детей к занятию.

Приветствие. Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись.

-Настроенье каково?

-Во!

-Все такого мнения?

-Все, без исключения.

Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя = результат.


2.Объяснение нового материала.

Сегодня наше занятие мне хотелось бы начать с загадки:


Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.


Что это? (Матрешка.)

Сегодня на занятии мы будем повторять особенности росписи матрешек.

А как же появилась матрешка?

( просмотр презентации (смена слайдов по щелчку)).

В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке, с петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга.

Так родился ясный, радостный образ крестьянских девушек, покоряющий своей искренностью и красотой. Ну ни дать ни взять – милая деревенская Матрена, имя в то время очень распространённое. Вот и прозвали куклу – матрешка.

На сегодняшний день существуют три основных центра росписи матрешек:

- Сергиев Посад Московской области;

- Семеново Нижегородской области;

- Полхов-Майдан Нижегородской области.



Итак, давайте рассмотрим особенности росписи каждого из этих центров.


МАТРЕШКА из Сергиева Посада

Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.


СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА.

Семеновская игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него.

Выточенное изделие — бельё — по форме похоже на Сергиево-посадскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и, чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая хохломская матрешка.


ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА.

Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский-Майдан Нижегородской области. Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.






Молодцы, вы подметили самое главное.

Но где бы не родились матрешки – все они весёлые, пригожие. Потому, что их делают талантливые и добрые художники.

Жизнь сильно меняется, особенно в наше бурное время. Но не смотря ни на что люди по-прежнему покупают изделия народных мастеров, украшают ими квартиры. Игрушки до сих пор вызывают неподдельный восторг не только у детей , но и у взрослых. Народное искусство – это живая ветвь на могучем стволе русского народного искусства, продолжает расти и радовать нас.


3. Практическая работа.

А теперь мы с вами выполним практическую работу.

Нашу работу мы будем выполнять на компьютере в программе Paint.


  • Открыть с помощью графического редактора Paint файл: Заготовка

  • Выбрать цветок, скопировать его и вставить на фартук матрешки.

  • Выбрать инструмент Распылитель.

  • Выбрать цвет и залить свободную область фартука.

  • Нарисовать матрешке щёчки.

  • Файл сохранить.



4.Подведение итогов урока.

Наш урок подходит к своей заключительной части. Давайте посмотрим ваши работы.

(Педагог вместе с детьми анализирует получившиеся у ребят работы и подводят итог занятия. )



Просмотр содержимого презентации
«презентация Русская матрёшка»

Шли матрёшки по дорожке  Было их немножечко,  Две Матрёны, три Матрёшки  И ещё Матрёшечка.  Матрешка - это русская национальная игрушка, кукла из дерева, оригинально расписанная. Русская матрёшка - наверное, самый популярный русский национальный сувенир. Широкую славу завоевала она далеко за рубежом. Перевод слова

Шли матрёшки по дорожке Было их немножечко, Две Матрёны, три Матрёшки И ещё Матрёшечка.

Матрешка - это русская национальная игрушка, кукла из дерева, оригинально расписанная. Русская матрёшка - наверное, самый популярный русский национальный сувенир. Широкую славу завоевала она далеко за рубежом. Перевод слова "Матрешка" нельзя найти ни в одном словаре мира. Но что это такое, знают все. В Германии их называют по-разному: "Бабушки", "Мамочки" или даже "Тетя Оля". На всех крупных выставках, ярмарках, фестивалях, проводимых в разных уголках мира, побывали забавные веселые матрешки, очаровывая зрителей своим неповторимым русским обликом. И кажется, что матрешка пришла к нам из седой древности, из мира легенд и сказок. На самом деле этой деревянной куколке "всего" около ста лет. Матрешка - дама Серебряного века, современница героинь Бальмонта, Блока и Бакста.

Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное - эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше.

Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное - эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше.

Многообразна современная игрушка. В ней множество новых образов и сюжетов, художственно-стилевых поисков, авторских почерков. И каждая игрушка, прежде чем стать эталоном, образцом для подражания, проходит долгий путь. Вспомним знакомую всем матрешку. О ней, как и о народных героях слагают легенды.  Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с

Многообразна современная игрушка. В ней множество новых образов и сюжетов, художственно-стилевых поисков, авторских почерков. И каждая игрушка, прежде чем стать эталоном, образцом для подражания, проходит долгий путь. Вспомним знакомую всем матрешку. О ней, как и о народных героях слагают легенды.

Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с "сюрпризом" - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять.

Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).

В наше время еще ссылаются на легенду о японском происхождении матрешки, но документального подтверждения она не имеет. История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц. В одном из альбомов, посвященных творчеству русского художника С.В. Малютина можно увидеть необычайную иллюстрацию, оставшуюся без комментариев, - эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал в свое время создателем первой русской матрешки. А токарная форма игрушки была предложена В.П. Звездочкиным, уроженцем Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями. Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская - магазин

В наше время еще ссылаются на легенду о японском происхождении матрешки, но документального подтверждения она не имеет.

История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц.

В одном из альбомов, посвященных творчеству русского художника С.В. Малютина можно увидеть необычайную иллюстрацию, оставшуюся без комментариев, - эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал в свое время создателем первой русской матрешки. А токарная форма игрушки была предложена В.П. Звездочкиным, уроженцем Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями.

Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская - магазин "Детское воспитание" А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин.

Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки, в дальнейшей судьбе которой были свои взлеты и падения, слава и забытье, странствия и метаморфозы.  Уже около века этой известнейшей в России игрушке, но и по сей день неизвестно, что было сначала - эскиз профессионального художника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремя замеченное заинтересованным лицом.  Любопытно, что опубликованный в альбоме эскиз и матрёшка со штампом мастерской-магазина

Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки, в дальнейшей судьбе которой были свои взлеты и падения, слава и забытье, странствия и метаморфозы.

Уже около века этой известнейшей в России игрушке, но и по сей день неизвестно, что было сначала - эскиз профессионального художника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремя замеченное заинтересованным лицом.

Любопытно, что опубликованный в альбоме эскиз и матрёшка со штампом мастерской-магазина " Детское воспитание " из коллекции Художественно-педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде похожи как две родные сестры, но близнецами их назвать нельзя. Этот факт позволяет предположить, что С.В. Малютиным было сделано несколько вариантов росписи будущей игрушки.

Село Абрамцевых – имение Мамонтовых

Село Абрамцевых – имение Мамонтовых

Город Сергиев посад, расположенный в 73 км от Москвы, обязан своим происхождением знаменитой Троице-Сергиевской лавре. В 1340 году монах Сергий Радонежский основал маленькую, затерянную в лесах обитель

Город Сергиев посад, расположенный в 73 км от Москвы, обязан своим происхождением знаменитой Троице-Сергиевской лавре. В 1340 году монах Сергий Радонежский основал маленькую, затерянную в лесах обитель

которая с течением времени превратилась в крупнейший монастырь Российского государства. В слободах и сёлах, окружавших лавру, процветало множество ремёсел. Особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название «троицкой». По преданию, первую «троицкую» игрушку вырезал настоятель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский. Он лично одаривал игрушками детей. Богомольцы, стекавшиеся в лавру со всех концов России, покупали здесь игрушки для своих детей. Даже среди игрушек царских детей были деревянные троицкие («потешные возки» с конями, братинки, «красные» ложки). Их покупали в Сергиевом Посаде, когда на Богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари. С конца XVIII и начала XIX века дошли до нас деревянные игрушки, изображающие крестьянскую девушку в кокошнике. Пляшущего мужика, нарядных барынь и гусар. Это были настоящие деревянные скульптуры, умело раскрашенные. Резные и раскрашенные барыни и гусары отличались индивидуальностью, жизненной правдивостью, большим мастерством исполнения. Резные и раскрашенные барыни и гусары отличались индивидуальностью, жизненной правдивостью, большим мастерством исполнения.

Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Густые, местами непроходимые леса этого заволжского края давали приют старообрядцам, гонимым патриархом Никоном, стрельцам во времена Петра I, крепостным, бежавшим от помещичьего произвола.

Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Густые, местами непроходимые леса этого заволжского края давали приют старообрядцам, гонимым патриархом Никоном, стрельцам во времена Петра I, крепостным, бежавшим от помещичьего произвола.

В этих краях традиции древнерусского орнамента хорошо знали и использовали в декорировании прикладных изделий. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древней Руси.  Соседство с Хохломой во многом определяет своеобразие росписи семёновской матрёшки. Изготовлением токарных игрушек в Семёнове занимались с незапамятных времён. Делали ведёрки, яблоки, груши и другие игрушки. Их ярко расписывали кистью из травы «белоус», частыми красными и зелёными полосами и покрывали сверху светлым лаком. Делать расписных матрёшек начали с того времени, когда сын известного токаря-игрушечника Аверьяна Дорофеевича Вагина из деревни Мериново, расположенной в 8 км от Семёнова, привёз из Нижнего Новгорода Сергиево - Посадскую деревянную куклу-болвашку, окрашенную светло-зелёной растительной краской, изображавшую мужика с нарисованной бородой и усами.

В этих краях традиции древнерусского орнамента хорошо знали и использовали в декорировании прикладных изделий. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древней Руси.

Соседство с Хохломой во многом определяет своеобразие росписи семёновской матрёшки. Изготовлением токарных игрушек в Семёнове занимались с незапамятных времён. Делали ведёрки, яблоки, груши и другие игрушки. Их ярко расписывали кистью из травы «белоус», частыми красными и зелёными полосами и покрывали сверху светлым лаком. Делать расписных матрёшек начали с того времени, когда сын известного токаря-игрушечника Аверьяна Дорофеевича Вагина из деревни Мериново, расположенной в 8 км от Семёнова, привёз из Нижнего Новгорода Сергиево - Посадскую деревянную куклу-болвашку, окрашенную светло-зелёной растительной краской, изображавшую мужика с нарисованной бородой и усами.

По аналогии с пасхальными яйцами куклу решили сделать разъёмной. Так появилась деревянная игрушка прообраз будущей семёновской матрёшки. Первые матрёшки расписывали фуксином, сверху покрывали клеем вместо лака, отчего роспись в целом получалась тёмной. Особенно интересны были токарные матрешки мастеров Вагиных: плешивый мужик с бородой и усами и дородный мужик в шляпе и тулупе. Истоки росписи семеновской матрешки связывают также с потомственными мастерами-игрушечниками Майоровыми (из деревни Мериново). Однажды глава семейства Арсентий Федорович привез с Нижегородской ярмарки нераскрашенную куклу-болвашку, которую расписала его старшая дочь Любовь. Гусиным пером она сделала на кукле рисунок и расписала ее кисточкой анилиновыми красками, расположив в центре ярко-алый цветок, напоминающий ромашку, голову же матрешки она увенчала старинным русским головным убором—кокошником. Постепенно сложился тип росписи, который в отличие от Сергиево-Посадской росписи матрёшки более декоративен. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций «травного» орнамента Древней Руси.

Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево- Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий «верх», который резко переходит в утолщённый «низ». Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15- 18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.

Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров.

Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево- Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий «верх», который резко переходит в утолщённый «низ». Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15- 18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.

Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрешка – в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии.Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. В деревне Луговое расписывать матрёшку начали ещё в 30-е годы. Но особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получает в 60-е годы, когда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой.

Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. В деревне Луговое расписывать матрёшку начали ещё в 30-е годы. Но особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получает в 60-е годы, когда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой.

Инкрустация соломкой художественных изделий из дерева на столярной основе, главным образом коробок и шкатулок, известна в этих краях давно. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому нитроцеллюлозному лаку. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком. Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо.

Инкрустация соломкой художественных изделий из дерева на столярной основе, главным образом коробок и шкатулок, известна в этих краях давно. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому нитроцеллюлозному лаку. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком. Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо.

В настоящее время русская матрёшка переживает своеобразный ренессанс, связанный, по-видимому, с тем огромным интересом в мире к России, начавшимся в ней переменам в экономической и культурной жизни. Оживление экономической жизни дало возможность беспрепятственного существования различных небольших частных мастерских, по...

В настоящее время русская матрёшка переживает своеобразный ренессанс, связанный, по-видимому, с тем огромным интересом в мире к России, начавшимся в ней переменам в экономической и культурной жизни. Оживление экономической жизни дало возможность беспрепятственного существования различных небольших частных мастерских, по...

В 1900 году русские матрёшки
  • В 1900 году русские матрёшки "дошли" до Парижа - они экспонировались в этом городе на Всемирной выставке, где получили мировое признание и медаль.

Матрешки в Музее в далекой Бразилии

Матрешки в Музее в далекой Бразилии


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Создание русской матрешки с использованием графического редактора PAINT

Автор: Симонова Татьяна Алексеевна

Дата: 04.01.2015

Номер свидетельства: 150118

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства