Тема урока: «Русская красавица».
Цель урока: сформировать представление о русском народном женском костюме.
Задачи: Воспитательные: интерес к русской культуре, усидчивость.
Образовательные: творчески работать, учиться владеть акварельными красками. Правильно стоять за мольбертом.
Развивающие: воображение, умение создания украшения, фантазия, умение видеть прекрасное, внимание, память, восприятие.
Оборудование урока: компьютер, мольберт.
Наглядные пособия: репродукции художников кокошники повязка, обруч, повойник, кукла – русская красавица.
Форма работы: групповая.
План урока:
1. Организационный момент (приветствие).
2. Вступительное слово.
3. Презентация «Русская красавица».
4. Беседа.
5. Физкультминутка.
6. Практическая работа учащихся.
7. Выставка работ.
8. Итог урока.
Содержание урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте дети, уважаемые преподаватели, коллеги.
Чтоб урок начать быстрее,
Нужно всем сидеть ровнее.
- Вступительное слово.
Тема нашего урока «Русская красавица». Познакомимся с русскими красавицами, с женским русским костюмом.
Литературный эпиграф стих О.Островской «Русский костюм».
Важною павой, “душой голубицей”
Издавна так называли девицу.
В трудной работе сгибалась спина…
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды
Где весь узор о мечте и надежде.
Шею украсили бусы, монисты;
Бисер, кораллы, янтарь золотистый.
Всех драгоценней убор головной –
Бисером шитый и битью златой:
Кика, сорока – убор молодицы;
Косник, венец – украшенье девицы;
Сборник, повойник – убор для старухи.
Самый красивый – убор молодухи,
Так испокон сохранен на Руси
Русский костюм небывалой красы.
- Давайте, посмотрим, из чего же состоял женский костюм.
Это рубаха, сарафан и головной убор.
Многие художники изображали русских красавиц в национальном костюме.
- Презентация «Русская красавица».
Показ слайдов с картинами художников (Врубель, Аргунов, К.Маковский).
- Беседа.
– А где еще можно увидеть народный костюм?
– Кто из вас знает, название женских головных уборов?
В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать из какой она местности, какого возраста.
- Что же носили девушки?
Дети отвечают:
Девушки носили –
ПОВЯЗКУ – полоса ткани на жесткой основе с ушками для крепления лент.
ОБРУЧ – выполнялся из древесный коры или картона в виде круга, обшитого тканью и богато украшенного.
КОКОШНИК – представлял собой легкий веер из картона, обшитый тканью и украшенный. Он был различной формы – однорогий, двурогий, цилиндрический, в виде седла.
ПОВОЙНИК – это круглая шапочка спереди приподнятая, а сзади прилегающая к голове, здесь же пришивались ленты – завязки, дважды оборачивающиеся вокруг головы. Ее носили замужние женщины.
- Чем же украшали головные уборы?
Дети отвечают: это – бисер, бусы, жемчуг, золотыми нитями, кружевом, фольгой, стеклом, драгоценными камнями.
Показ слайдов с головными уборами.
- Физкультминутка.
На лугу растут цветы
Небывалой красоты
К солнцу тянутся цветы
С ними подтянись и ты.
Ветер дует иногда
Только это не беда
Наклоняются цветочки
А потом опять встают
И по прежнему цветут
- Практическая работа учащихся.
Вам предстоит сегодня быть художниками – мастерами.
Украсить нарисованную вами девицу с кокошником.
Украшения вы придумываете сами.
7. Выставка работ.
8. Подведение итогов.
- Приложение.
Список используемой литературы:
- Интернет ресурсы
- Программа по ИЗО НеменскогоБ.М.
- А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок)