Тема: Изменение имен существительных по падежам.
Цель урока: формирование первоначального представления о склонении имен существительных;
знакомство учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.
Технология: использование ИКТ на уроке русского языка.
Оборудование: учебник, таблички падежей, карточка-помощница на каждого ученика, телевизор, компьютер, презентация.
Формируемые УУД:
- познавательные УУД (получить первоначальные знания о склонении имен существительных (изменении по падежам)
- личностные УУД (устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать ус воение содержания материала)
- коммуникативные УУД (сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, формулировать монологическое
высказывание)
- регулятивные УУД (ставить учебные задачи, проверять результат выполненного задания)
- предметные УУД (определять падеж имени существительного, правильно ставить вопрос к имени существительному, писать орфограммы в новых
словарных словах, писать слова с известными орфограммами)
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с
отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: - Ярко светит солнышко.
- Что-то интересное ждёт впереди. И т.д.
Учитель: Да, всё, что вы сказали, верно: и на улице
стало теплее, и солнышко светит, и птицы поют, и нашей с вами
встрече я рада. А ещё у меня такое приподнятое
настроение от ожидания интересных открытий на нашем
уроке русского языка.
Минута красивого письма. –Что обозначает буква Ч? (Она обозначает звук, согласный, всегда мягкий, глухой)
Ч ч ч ч Ч ч ч ч ч
Ча че чу чк чн
чувство речка четверг
Человек без Родины, что соловей без песни.
-Как вы понимаете это предложение? Что это за предложение? (Пословица)
-Какие орфограммы вы встретили?
-Найдите имена существительные. -Какие они? (Есть одушевлённые и неодушевлённые.) Обозначьте число.
5. Словарная работа. Запись под диктовку.
Город, завод, воробей, памятник, магазин, ворона, трамвай, улица.
Работа в парах. Оценивание.
-Встаньте, у кого нет ошибок. Поставьте себе 5.
-Встаньте, у кого 1-2 ошибки. Поставьте себе 4.
-Встаньте, у кого 3 и более ошибок.
-Какое пожелание? (Учите слова.)
II. Работа над новым материалом.
Уч. Ребята, я прочитаю вам сказку. Вы внимательно послушайте, а потом назовите те слова, которые меняют свою форму.
Уч. Ну, слушайте.
Слайд 2
Жила-была желтоглазая ромашка. И был у нее приятель, легкокрылый мотылек. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. И он не забывал красавицу ромашку. Он вспоминал о ромашке на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок: нежную паутинку или блестящую росинку. А подружка, расцветая от удовольствия, вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Маленький путешественник был очень доволен ромашкой и угощением. Не было для хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.
Уч. Какие два слова здесь встречаются (ромашка и мотылек)
Слайд № 3
мотылёк ромашка
мотылька ромашки
мотыльку ромашке
мотылька ромашку
мотыльком ромашкой
о мотыльке о ромашке
Уч. Что заметили? Какая часть слова изменяется?
(Изменяется окончание.)
Уч. Для чего служит окончание?
(Окончания служат для связи слов в предложении.
Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами.)
Давайте поставим к словам вопросы.
Слайд № 4
кто? мотылёк
кого? мотылька
кому? мотыльку
кого? мотылька
кем? мотыльком
о ком? о мотыльке
Слайд № 5
что? ромашка
чего? ромашки
чему? ромашке
что? ромашку
чем? ромашкой
о чем? о ромашке
Слайд № 6
кто? мотылёк что? ромашка
кого? мотылька чего? ромашки
кому? мотыльку чему? ромашке
кого? мотылька что? ромашку
кем? мотыльком чем? ромашкой
о ком? о мотыльке о чем? о ромашке
Уч. Какие вопросы поставили к слову мотылек и к слову ромашка?
(Ответы детей.)
Почему поставили разные вопросы?
(Слово мотылек одушевленное, а слово ромашка - нет)
Уч. Какие вопросы поставили к одушевленным именам существительным?
(Ответы детей)
Какие вопросы поставили к неодушевленным именам существительным?
(Ответы детей)
Уч. Какие изменения в именах существительных вы заметили?
(Вопросы помогали изменить форму слова.)
Уч. Кто из вас знает, как называется по другому такое изменение формы имени существительного.
Слайд № 7
Такое изменение формы имени существительного
(Выслушиваются ответы детей.)
Уч. Где мы можем найти эту информацию?
(В учебнике.)
Уч. Откройте учебники и прочитайте правило. С.6.
(Продолжение слайда 7)
называется изменением по падежам.
Уч. Всего в русском языке 6 падежей:
- Кто знает их и может назвать?
именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный
Но почему падежи получили такие названия? Чтобы получить ответ на этот вопрос, вы должны послушать сказку.
(На доске карточки)
Имя существительное еще не родилось, а уже все думали, какое имя ему дать, и решили назвать – именительный, от слова имя.
Родился – стал родительный. Это имя ему еще больше понравилось.
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был еще и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь предложным.
Уч. Ребята, положите перед собой карточку-помощницу, которую мы сейчас будем заполнять. Для указания падежей в работе принято их сокращенно писать.
Слайд № 8
Уч. И.п. отвечает на вопросы кто? что?
Р.п. отвечает на вопросы кого? чего?
Д.п. отвечает на вопросы кому? чему?
В.п. отвечает на вопросы кого? что?
Т.п. отвечает на вопросы кем? чем?
П.п. отвечает на вопросы о ком? о чем?
Постепенно учащиеся заполняют таблицу.
III. Физминутка.
(Выключить телевизор)
IV. Закрепление.
1. С.9 упр.2
(Читают задание и разбирают образец, КОТОРЫЙ НАПИСАН НА ДОСКЕ)
(Учащиеся выходят по очереди к доске и записывают словосочетание, определяя падеж. Остальные пишут в тетрадях.)
4. Кто запомнил, сколько падежей в русском языке? Кто их сможет назвать?
V. Самостоятельная работа.
Уч. Определите в каком падеже стоят имена существительные?
Как будем определять?
(Будем ставить к именам существительным падежные вопросы. В этом нам поможет карточка помощница.)
На доске запись.
остался без яблока, шёл по улице, зашёл за товарищем, говорили о работе, перебежал через дорогу
(Проверка у доски. Напишите падежи по порядку)
Уч. Ребята, вам трудно было поставить к словам правильно падежный вопрос?
В русском языке для быстрого и правильного определения падежей есть дополнительные слова. (Запись дополнительных слов есть, нет, рад, вижу, любуюсь, говорю)
VI. Домашнее задание.
VII. Итог урока.