kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок изобразительного искусства на тему "Мы мастера игрушки" (6 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок ознакомления учащихся с новым материалом.

Цели урока:

  • дальнейшее знакомство учащихся с миром народной деревянной резной игрушки, как одним из видов народного творчества;
  • оценка художественных достоинств произведений богородских народных мастеров и кустарей;
  • формирование умения выполнять эскиз для объёмного изделия;
  • развитие творческой активности, интереса и любви к народной игрушке;
  • воспитание бережного отношения к народным традициям на примере творчества богородских мастеров.

Задачи урока:

  • научить выполнять эскиз богородской игрушки с элементами движения;
  • учить видеть и передавать выразительность образа;
  • совершенствовать умения наилучшим образом размещать эскиз заданной формы и решение композиционных задач.

Оборудование:

  • Литературный ряд: «Богородские кузнецы » В.Василенко.
  • Зрительный ряд: Образцы деревянной резной игрушки из Богородска или фотоматериалы, слайды, репродукции, рисунки учащихся.
  • Музыкальный ряд: Аудиозаписи русских народных мелодий.
  • Для учащихся: Альбом, карандаш, ластик, акварельные краски, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Беседа:

а) из истории старинной русской деревянной игрушки; 
б) центры изготовления игрушек; 
в) излюбленные образы в творчестве мастеров игрушки; 
г) мастера и художественные мастерские резной игрушки.

3. Объяснения задания по выполнению декоративного эскиза богородской игрушки с элементами движения на тему русских сказок, былин, басен, любимых героев. Значение эскиза. Выбор темы.

4. Работа с интерактивной доской

5. Физкультминутка.

6. Самостоятельное исполнение эскиза. Творческая работа

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание.

 

ХОД УРОКА

1. Организация класса

2. Вводная беседа (Приложение 2)

– В глубокой древности игрушки (деревянные, глиняные, лоскутные, соломенные и пр.) создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Игрушки обладали в представлении наших предков магической силой и оберегали людей от всякого зла. Их дарили друг другу на праздники и хранили в доме. Первые игрушки появились давно и существуют по сей день. Есть игрушки деревянные, соломенные, тряпичные.

 

 

Село Богородское Загорский район Московская область.


 

Само село живописно раскинулось среди лесов на высоком взгорье. Жители села рассказывают, что их деды и прадеды резали деревянные игрушки с незапамятных времен, и здесь буквально в каждом доме можно увидеть фигурки людей, животных, птиц искусно вырезанные из липы, ольхи, осины.

 

«БОГОРОДСКИЕ КУЗНЕЦЫ»

Богородские кузнецы! 
Мужичок и серый медведь. 
Вот придумали мудрецы! 
Не устанешь на них глядеть! 
В зипуне простом мужичонка 
Молоточком ударил, за ним
Тотчас мишка бьет потихоньку, 
Каждый делом занят своим

 

Богородская резьба – скульптура жанрового характера: фигурки зверей, домашних животных. Особенно часто изображается медведь, мастера олицетворяют его с человеком. Одна из главных тем – крестьянский труд и различные жанровые сценки.


 

Много скульптур создано на мотивы русских народных сказок, былин, басен . Фигурки, как правило, даются в действии. Присутствует и многофигурные композиции. Резчики оживляют сцены введением деревьев с колеблющимися листочками.

 

Богородские мастера и сегодня создают неокрашенные резные фигурки и целые композиции. Как красива пластичная форма богородской игрушки, несмотря на то, что она лишена яркой раскраски. Приемы изготовления резной богородской игрушки складывлись десятилетиями и бережно передавались из поколения в поколение.

 

Мастер Н.А.Шишкин в зарубочной Богородской фабрики художественной резьбы

Деревянная игрушка – древнейшая по своему происхождению. Полено сушится. Из заготовленных чурок мягких пород дерева вырубали топором основные формы будущей фигурки. Резчики делают изделия, «смаху» (отсюда и название – «маховая» резьба).

 

Н.И.Максимов.

3. Работа над заданием

Предстоит сделать эскиз двигающейся игрушки по мотивам богродской. 
Принцип действия этой игрушки: герои сидят на «лошадке» к верхней планке крепим голень ноги, а к нижней планке со сдвигом крепится ступня ноги. При смещении влево и вправо – эффект движения.

 

Условия выполнения эскиза:

  • Фигурки располагают в профильном положении
  • В характере изображаемых фигурок должны угадываться выбранные герои сюжета.
  • Фигурки стали двигаться благодаря двум плоским дощечкам – планкам, на которых они были укреплены.
  • В эскизе показывают элементы крепления деталей, которые соединяются между собой, чтобы присутствовал эффект движения.

4. Работа с интерактивной доской

5. Физкультминутка

Ветер, ветер, с горных круч
Ты сорвись и стаи туч
Разгони на небосводе,
Чтоб гуляло на свободе
Солнце красное с утра
В небе нашего двора

6. Самостоятельная работа учащихся над заданием:

Дети выбирают сюжет.

7. Итоги работы

Организовать экспресс-выставку (по возможности) из лучших работ. Учитель просматривает работы, просит угадать «героев» рисунков. По степени узнаваемости определяет наиболее удачные работы.

Требования к работам:

  • соблюдение пропорций;
  • соблюдение условий для эскиза;
  • общая завершенность, выразительность;
  • аккуратное исполнение.

(Приложение 1) Рисунки учащихся 6 кл. по теме эскиз богородской игрушки.

8. Домашнее задание

а) поискать в детских книгах выразительные образы сказочных персонажей; 
б) сделать другие варианты эскизов по желанию.

Литература:

1. «Народные художественные промыслы» – альбом авт.: Петр Иванович Уткин, изд. «Советская Россия».
2. "Народные промыслы", авт.: Ольга Сергеевна Попова, М: «Легкая и пищевая промышленность», 1984 г.
3. «Юный художник» – журнал №10 за 1982г. стр.20.
4. «Русская игрушка». Из коллекции художественно-педагогического музея игрушки г. Загорска. М: «Советская Россия» 1987 г.
5. «Олимпийский сувенир» – альбом, авт.: А.Руденко, А.И.Литвиненко, И. Борисов, Б. Пермяков. Изд.: «Физкультура и спорт».
6. «Народное искусство» – художественные промыслы СССР, Москва «Планета», 1987 г.

Поделиться…

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства на тему "Мы мастера игрушки" (6 класс) »

Тип урока: урок ознакомления учащихся с новым материалом.

Цели урока:

  • дальнейшее знакомство учащихся с миром народной деревянной резной игрушки, как одним из видов народного творчества;

  • оценка художественных достоинств произведений богородских народных мастеров и кустарей;

  • формирование умения выполнять эскиз для объёмного изделия;

  • развитие творческой активности, интереса и любви к народной игрушке;

  • воспитание бережного отношения к народным традициям на примере творчества богородских мастеров.

Задачи урока:

  • научить выполнять эскиз богородской игрушки с элементами движения;

  • учить видеть и передавать выразительность образа;

  • совершенствовать умения наилучшим образом размещать эскиз заданной формы и решение композиционных задач.

Оборудование:

  • Литературный ряд: «Богородские кузнецы » В.Василенко.

  • Зрительный ряд: Образцы деревянной резной игрушки из Богородска или фотоматериалы, слайды, репродукции, рисунки учащихся.

  • Музыкальный ряд: Аудиозаписи русских народных мелодий.

  • Для учащихся: Альбом, карандаш, ластик, акварельные краски, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Беседа:

а) из истории старинной русской деревянной игрушки; 
б) центры изготовления игрушек; 
в) излюбленные образы в творчестве мастеров игрушки; 
г) мастера и художественные мастерские резной игрушки.

3. Объяснения задания по выполнению декоративного эскиза богородской игрушки с элементами движения на тему русских сказок, былин, басен, любимых героев. Значение эскиза. Выбор темы.

4. Работа с интерактивной доской

5. Физкультминутка.

6. Самостоятельное исполнение эскиза. Творческая работа

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организация класса

2. Вводная беседа (Приложение 2)

– В глубокой древности игрушки (деревянные, глиняные, лоскутные, соломенные и пр.) создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Игрушки обладали в представлении наших предков магической силой и оберегали людей от всякого зла. Их дарили друг другу на праздники и хранили в доме. Первые игрушки появились давно и существуют по сей день. Есть игрушки деревянные, соломенные, тряпичные.

Село Богородское Загорский район Московская область.

Само село живописно раскинулось среди лесов на высоком взгорье. Жители села рассказывают, что их деды и прадеды резали деревянные игрушки с незапамятных времен, и здесь буквально в каждом доме можно увидеть фигурки людей, животных, птиц искусно вырезанные из липы, ольхи, осины.

«БОГОРОДСКИЕ КУЗНЕЦЫ»

Богородские кузнецы! 
Мужичок и серый медведь. 
Вот придумали мудрецы! 
Не устанешь на них глядеть! 
В зипуне простом мужичонка 
Молоточком ударил, за ним
Тотчас мишка бьет потихоньку, 
Каждый делом занят своим

Богородская резьба – скульптура жанрового характера: фигурки зверей, домашних животных. Особенно часто изображается медведь, мастера олицетворяют его с человеком. Одна из главных тем – крестьянский труд и различные жанровые сценки.

Много скульптур создано на мотивы русских народных сказок, былин, басен . Фигурки, как правило, даются в действии. Присутствует и многофигурные композиции. Резчики оживляют сцены введением деревьев с колеблющимися листочками.

Богородские мастера и сегодня создают неокрашенные резные фигурки и целые композиции. Как красива пластичная форма богородской игрушки, несмотря на то, что она лишена яркой раскраски. Приемы изготовления резной богородской игрушки складывлись десятилетиями и бережно передавались из поколения в поколение.

Мастер Н.А.Шишкин в зарубочной Богородской фабрики художественной резьбы

Деревянная игрушка – древнейшая по своему происхождению. Полено сушится. Из заготовленных чурок мягких пород дерева вырубали топором основные формы будущей фигурки. Резчики делают изделия, «смаху» (отсюда и название – «маховая» резьба).

Н.И.Максимов.

3. Работа над заданием

Предстоит сделать эскиз двигающейся игрушки по мотивам богродской. 
Принцип действия этой игрушки: герои сидят на «лошадке» к верхней планке крепим голень ноги, а к нижней планке со сдвигом крепится ступня ноги. При смещении влево и вправо – эффект движения.

Условия выполнения эскиза:

  • Фигурки располагают в профильном положении

  • В характере изображаемых фигурок должны угадываться выбранные герои сюжета.

  • Фигурки стали двигаться благодаря двум плоским дощечкам – планкам, на которых они были укреплены.

  • В эскизе показывают элементы крепления деталей, которые соединяются между собой, чтобы присутствовал эффект движения.

4. Работа с интерактивной доской

5. Физкультминутка

Ветер, ветер, с горных круч
Ты сорвись и стаи туч
Разгони на небосводе,
Чтоб гуляло на свободе
Солнце красное с утра
В небе нашего двора

6. Самостоятельная работа учащихся над заданием:

Дети выбирают сюжет.

7. Итоги работы

Организовать экспресс-выставку (по возможности) из лучших работ. Учитель просматривает работы, просит угадать «героев» рисунков. По степени узнаваемости определяет наиболее удачные работы.

Требования к работам:

  • соблюдение пропорций;

  • соблюдение условий для эскиза;

  • общая завершенность, выразительность;

  • аккуратное исполнение.

(Приложение 1) Рисунки учащихся 6 кл. по теме эскиз богородской игрушки.

8. Домашнее задание

а) поискать в детских книгах выразительные образы сказочных персонажей; 
б) сделать другие варианты эскизов по желанию.

Литература:

1. «Народные художественные промыслы» – альбом авт.: Петр Иванович Уткин, изд. «Советская Россия».
2. "Народные промыслы", авт.: Ольга Сергеевна Попова, М: «Легкая и пищевая промышленность», 1984 г.
3. «Юный художник» – журнал №10 за 1982г. стр.20.
4. «Русская игрушка». Из коллекции художественно-педагогического музея игрушки г. Загорска. М: «Советская Россия» 1987 г.
5. «Олимпийский сувенир» – альбом, авт.: А.Руденко, А.И.Литвиненко, И. Борисов, Б. Пермяков. Изд.: «Физкультура и спорт».
6. «Народное искусство» – художественные промыслы СССР, Москва «Планета», 1987 г.

Поделиться…



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок изобразительного искусства на тему "Мы мастера игрушки" (6 класс)

Автор: Ибадуллаева Зение Месутовна

Дата: 02.02.2015

Номер свидетельства: 166103

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Доклад на тему: Применение информационных технологий на уроках изобразительного искусства "
    ["seo_title"] => string(100) "doklad-na-tiemu-primienieniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-izobrazitiel-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "190562"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427193369"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "«Памятники архитектуры» - урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Б. М. Неменского, УМК «Школа России». "
    ["seo_title"] => string(121) "pamiatniki-arkhitiektury-urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-3-klassie-po-proghrammie-b-m-niemienskogho-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "138437"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417538051"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Коррекция нарушений в развитии пространственного мышления на уроках изобразительного искусства "
    ["seo_title"] => string(107) "korriektsiia-narushienii-v-razvitii-prostranstviennogho-myshlieniia-na-urokakh-izobrazitiel-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "128011"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415400774"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "урок изобразительного искусства 2 класс Изделия народных мастеров. Хохломская роспись. "
    ["seo_title"] => string(92) "urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-2-klass-izdieliia-narodnykh-mastierov-khokhlomskaia-rospis"
    ["file_id"] => string(6) "200410"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428832738"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Урок изобразительного искусства в 5 классе  по теме: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла» "
    ["seo_title"] => string(116) "urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-5-klassie-po-tiemie-iskusstvo-gzhieli-istoki-i-sovriemiennoie-razvitiie-promysla"
    ["file_id"] => string(6) "117863"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412944897"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства