kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекция нарушений в развитии пространственного мышления на уроках изобразительного искусства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекция нарушений в развитии пространственного мышления на уроках изобразительного искусства

(Учитель высшей категории – Алимасова Л.Л.)

 

Определяющими факторами развития объем­но-пространственных представлений весьма важной представля­ется методика педагогического процесса. Такие понятия как композиция, перспектива, конструкция и др. постоянно в сфере внима­ния учителя. Например, при рисовании пейзажа по представле­нию, наряду с композицией, формой и пр. выделялась линия го­ризонта; разбирались подробные примеры, использовались нагляд­ные пособия и плакаты, способствующие скорейшему усвоению материала, классная доска, на которой демонстрировались неко­торые приемы работ. Проводится такая форма работы, как конкурс на лучший рисунок. За пять минут до конца урока рисунки вы­ставляются, обсуждаются классом. Это вызывает интерес, способ­ствует большему прилежанию, стимулирует изобразительную де­ятельность школьников.

При общей направленности урока на выявление конструкции предмета, например, куба, предлагаю рисовать его как бы из «волшебного конструктора», превращая кубик в дом, телевизор, стол и т. д.

В цепи последующих занятий сохраняется преемственность тем, движение понятий от простого к сложному -- рассматривались особенности рисования цилиндра, шара и т. д.

Этим достигается развитие динамичных объемно-пространствен­ных представлений, поддерживается интерес к уроку (у младших школьников он стимулируется элементами игры), развивается твор­ческое направление учащихся, желание продолжить работу.

Естественно, что учебный процесс не ограничивался только конструктивным рисованием. Для выявления формы предметов и их объемно-пространственного решения необходимо овладеть на­выками и теоретическими познаниями светотеневого решения фор­мы, линейной, воздушной и наблюдательной перспективы.

 Рисуя с натуры предметы, окружающие человека, учащиеся не  просто передают форму соответственно своим объемно-пространственным представлениям, но и вникают в эстетическую сторону предмета.

В первом классе ведется работа по формированию представлений об основных направлениях: вер­тикально, горизонтально, наклонно. Размещение изображений предметов на рисунке при различных положениях листа бумаги.

Изображение предметов в открытом пространстве в пейзаже (ближние — ниже, дальние — выше); загораживание одних пред­метов другими.

Изображение предметов примерно одинаковых по размерам, но удаленных от рисующего на различные расстояния с учетом их перспективного уменьшения.

Примерные задания. Выполнение упражнений: прове­дение вертикальных, горизонтальных, округлых и изогнутых линий разной толщины тупым и острым концом палочки  (тушь, гуашь).

Рисование по памяти с передачей зрительной глубины прост­ранства: «Строят новый дом» (гуашь), «Зимние каникулы» или «Зимой в деревне» (зарисовка выполненной ранее аппликации; карандаш, гуашь, акварель).

Передача в рисунке пространства при помощи разнопланового изображения предметов на плоскости (ближние — ниже, дальние — выше); загораживание одних предметов другими.

'Примерные   задания.   Изготовление аппликации «Летом в деревне» или «Машины в городе».

Воспроизведение в рисунке аппликации «Летом в деревне» или «Машины в городе» (гуашь). Рисование на тему «Дети лепят сне­говика» (рисунок выполняется сразу кистью на тонированной бу­маге, гуашью).

Явления наглядной перспективы в открытом пространстве (пей­заж) . Ознакомление с высоким и низким горизонтом. Развитие умения размещать на рисунке предметы: изображение удаленных предметов с учетом их зрительного уменьшения.

Закрепление понятия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.

Загораживание в рисунке одних предметов другими в зависи­мости от их положения относительно друг друга: рядом, над, под.

Примерные задания. Выполнение набросков птиц по памяти (кисть).

Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди» (гуашь) — передача полета птиц (низкий горизонт).

Выполнение на основе наблюдений зарисовок осеннего и зим­него леса, городского и сельского пейзажа (тушь, палочка, каран­даш, акварель, гуашь).

Изображение замкнутого (закрытого) пространства — комнаты во фронтальном положении (пол и задняя стена). Изображение предметов в пространстве комнаты, расположенных на разных рас­стояниях от рисующего. Изображение двух видимых граней пря­моугольных предметов — передней и верхней. Формирование поня­тия о «высоком» и «низком» горизонте.

Передача пространственного положения предметов с учетом единой точки зрения.

Примерные задания. Рисование нескольких предметов в ограниченном или закрытом пространстве (по памяти): «В зо­опарке» или «На выставке картин» (тонированная бумага, гуашь).

Рисование с натуры и по представлению: «Окно и пейзаж за окном» (акварель)

Изображение предметов в закрытом (фронтально расположен­ном) пространстве с учетом границы пола и стены.

Выполнение натюрморта «Предметы на столе» с использовани­ем приема загораживания одних предметов другими.

Развитие навыков передачи перспективы при изображении груп­пы предметов в открытом пространстве. Изображение поворота дороги, трамвайной линии между домами, трассы слалома (лыж­ник движется между флажками).

Примерные  задания.    Рисование на основе наблюдений: «Мама на кухне готовит обед» (гуашь).

Сознательный выбор точки зрения на группу предметов в соот­ветствии с изобразительной задачей. Передача в рисунке пространственного положения группы предметов, достижение их пластического единства.

Совершенствование навыков передачи в рисунке зрительной глубины пространства. Способы выделения в изображении перво­го плана (с помощью тона, цвета, детализации).

Примерные задания. Рисование на основе наблюдений: •"Хоровод», «Дети лепят снеговика», «Вбрасывание шайбы» (аква­рель, гуашь). Рисование на темы: «В больнице», «Бассейн», «В горячем цеху» (гуашь).

Выполнение с натуры натюрморта, составленного из 2—3 пред­метов простой геометрической формы (карандаш).

Выполнение с натуры набросков (слабо завязанного морского зла из толстого шнура или чучел мелких птиц — карандаш). 

Освоение приемов работы и техники безопасности можно прово­дить в игровой форме.

«Замри»                                                                                                              

Для этой игры нужно дать детям одинаковое задание, например, вырезать квадрат из прямоугольного листа бумаги. Пока все заняты работой, водящий ходит по классу и внимательно наблюдает за выполняющими задание. Затем он кладет руку кому-нибудь на плечо) и командует: «Замри!». Тот замирает в позе, в которой находился, с ма­териалами и инструментами в руках. Потом класс оценивает, правиль­но ли замерший выполнял работу. Оцениваться должно все — noлoжение рук, порядок на столе, даже осанка. Если все хорошо — он получает приз, если нет — метку со знаком «минус».

Учитель может скомандовать: «Замрите все!» Те ребята, которые, оторвавшись от своих столов, бросили ножницы раскрытыми, также получают метку «минус».

 

 

Мотивация.

 

В коррекционной работе двигательной сферы глухих и слабослышащих учащихся немаловажное значение имеет положительная мотивация. Уже с 1 класса учащиеся в состоянии создавать пре­красные художественные произведения, с тонким чувством формы и цвета, эмоционально окрашенные. Для этого необходимо одно важ­ное условие: работа должна сопровождаться эмоциональным подъе­мом, глубокой заинтересованностью, вдохновенным желанием тво­рить. Поэтому так важно для учителя создать на уроке обстановку по­ложительной мотивации. Широкие возможности для этого предостав­ляют тематические пересечения с другими уроками. Например, на уроке необходимо  побуждать детей «вни­мательнее рассмотреть рисунок насекомого, посчитать количество но­жек, запомнить форму крыльев», т.к. затем  они бу­дут создавать изображение этого насекомого новым, неизвестным им пока способом. Кроме того, на урок можно принести не толь­ко рисунки и фотографии, но и загадки, стихи, сказки, истории об этом насекомом.

Связь изучаемой темы с традициями народных промыслов, с осо­бенностями местных ремесел вызывает у детей большой интерес. По­лезно принести в класс изделия народных умельцев — игрушки, по­суду, лоскутные коврики, вышитые изделия, или сводить детей в му­зей народного творчества.

История возникновения различных материалов и инструментов (бу­маги, ниток, ножниц, иголок и пр.), связанных с ними ремесел также очень интересна детям. В данных методических рекомендациях при­ведены дополнительные сведения по этим вопросам, которые можно использовать в работе на уроке.

Урок станет значительно интереснее, если использовать в работе игровые ситуации. Игровые задания разносторонне развивают лич­ность ребенка, дают ему возможность проявить смекалку', реакцию, развивают речь и пластику движений, помогают его эмоциональной и физической разрядке. При этом содержание игровых заданий на­правлено на более полное и всестороннее освоение учебного курса, на решение поставленных им задач.

1.  Панно. Детали, выполненные по отдельности разными участни­ками, склеиваются в единую композицию на бумаге, картоне, ткани. В этом случае заботу об эскизе композиции и подготовке фона сле­дует взять на себя учителю, старшим школьникам или лидеру группы («Мой край», «Любимые цветы» и др.).

2.  Объемные композиции. Каждый участник работает над отдель­ным персонажем, которые затем объединяются в сюжетную компози­цию («Теремок», «Птенцы в гнезде»). С такими изделиями можно ра­зыграть сюжет, сказку, поставить спектакль.

3.   Развивающаяся объемно-пространственная среда. Такие ком­позиции создаются на нескольких уроках и представляют собой со­четание различных материалов и технологий. Скажем, на цветущую лужайку (тема «Пришивание пуговиц») вышли погулять домашние жи­вотные — коровы, поросята, овцы («Объемное моделирование»). Лу­жайку могут окружать пейзажи родного края (выполненные в разде­ле «Оригами» или из засушенных листьев). Или на вышитых салфет­ках можно разместить глиняные миски («Ле­пим из глины»), наполненные огородными дарами («Лепим из соле­ного теста»). Праздничный стол могут украсить букеты в корзинках («Мастерим из еловых шишек»).

Коллективные работы учащихся служат прекрасным оформлением классов и других школьных помещений.

Просмотр содержимого документа
«Коррекция нарушений в развитии пространственного мышления на уроках изобразительного искусства »


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Алимасова Людмила Львовна

Дата: 08.11.2014

Номер свидетельства: 128011

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий ИЗО деятельности "
    ["seo_title"] => string(110) "sotsializatsiia-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia-posriedstvom-zaniatii-izo-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "128013"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415401560"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Педагогические условия повышения эффективности обучения истории "
    ["seo_title"] => string(77) "piedaghoghichieskiie-usloviia-povyshieniia-effiektivnosti-obuchieniia-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "142071"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418223061"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства