Коррекция нарушений в развитии пространственного мышления на уроках изобразительного искусства
(Учитель высшей категории – Алимасова Л.Л.)
Определяющими факторами развития объемно-пространственных представлений весьма важной представляется методика педагогического процесса. Такие понятия как композиция, перспектива, конструкция и др. постоянно в сфере внимания учителя. Например, при рисовании пейзажа по представлению, наряду с композицией, формой и пр. выделялась линия горизонта; разбирались подробные примеры, использовались наглядные пособия и плакаты, способствующие скорейшему усвоению материала, классная доска, на которой демонстрировались некоторые приемы работ. Проводится такая форма работы, как конкурс на лучший рисунок. За пять минут до конца урока рисунки выставляются, обсуждаются классом. Это вызывает интерес, способствует большему прилежанию, стимулирует изобразительную деятельность школьников.
При общей направленности урока на выявление конструкции предмета, например, куба, предлагаю рисовать его как бы из «волшебного конструктора», превращая кубик в дом, телевизор, стол и т. д.
В цепи последующих занятий сохраняется преемственность тем, движение понятий от простого к сложному -- рассматривались особенности рисования цилиндра, шара и т. д.
Этим достигается развитие динамичных объемно-пространственных представлений, поддерживается интерес к уроку (у младших школьников он стимулируется элементами игры), развивается творческое направление учащихся, желание продолжить работу.
Естественно, что учебный процесс не ограничивался только конструктивным рисованием. Для выявления формы предметов и их объемно-пространственного решения необходимо овладеть навыками и теоретическими познаниями светотеневого решения формы, линейной, воздушной и наблюдательной перспективы.
Рисуя с натуры предметы, окружающие человека, учащиеся не просто передают форму соответственно своим объемно-пространственным представлениям, но и вникают в эстетическую сторону предмета.
В первом классе ведется работа по формированию представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Размещение изображений предметов на рисунке при различных положениях листа бумаги.
Изображение предметов в открытом пространстве в пейзаже (ближние — ниже, дальние — выше); загораживание одних предметов другими.
Изображение предметов примерно одинаковых по размерам, но удаленных от рисующего на различные расстояния с учетом их перспективного уменьшения.
Примерные задания. Выполнение упражнений: проведение вертикальных, горизонтальных, округлых и изогнутых линий разной толщины тупым и острым концом палочки (тушь, гуашь).
Рисование по памяти с передачей зрительной глубины пространства: «Строят новый дом» (гуашь), «Зимние каникулы» или «Зимой в деревне» (зарисовка выполненной ранее аппликации; карандаш, гуашь, акварель).
Передача в рисунке пространства при помощи разнопланового изображения предметов на плоскости (ближние — ниже, дальние — выше); загораживание одних предметов другими.
'Примерные задания. Изготовление аппликации «Летом в деревне» или «Машины в городе».
Воспроизведение в рисунке аппликации «Летом в деревне» или «Машины в городе» (гуашь). Рисование на тему «Дети лепят снеговика» (рисунок выполняется сразу кистью на тонированной бумаге, гуашью).
Явления наглядной перспективы в открытом пространстве (пейзаж) . Ознакомление с высоким и низким горизонтом. Развитие умения размещать на рисунке предметы: изображение удаленных предметов с учетом их зрительного уменьшения.
Закрепление понятия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.
Загораживание в рисунке одних предметов другими в зависимости от их положения относительно друг друга: рядом, над, под.
Примерные задания. Выполнение набросков птиц по памяти (кисть).
Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди» (гуашь) — передача полета птиц (низкий горизонт).
Выполнение на основе наблюдений зарисовок осеннего и зимнего леса, городского и сельского пейзажа (тушь, палочка, карандаш, акварель, гуашь).
Изображение замкнутого (закрытого) пространства — комнаты во фронтальном положении (пол и задняя стена). Изображение предметов в пространстве комнаты, расположенных на разных расстояниях от рисующего. Изображение двух видимых граней прямоугольных предметов — передней и верхней. Формирование понятия о «высоком» и «низком» горизонте.
Передача пространственного положения предметов с учетом единой точки зрения.
Примерные задания. Рисование нескольких предметов в ограниченном или закрытом пространстве (по памяти): «В зоопарке» или «На выставке картин» (тонированная бумага, гуашь).
Рисование с натуры и по представлению: «Окно и пейзаж за окном» (акварель)
Изображение предметов в закрытом (фронтально расположенном) пространстве с учетом границы пола и стены.
Выполнение натюрморта «Предметы на столе» с использованием приема загораживания одних предметов другими.
Развитие навыков передачи перспективы при изображении группы предметов в открытом пространстве. Изображение поворота дороги, трамвайной линии между домами, трассы слалома (лыжник движется между флажками).
Примерные задания. Рисование на основе наблюдений: «Мама на кухне готовит обед» (гуашь).
Сознательный выбор точки зрения на группу предметов в соответствии с изобразительной задачей. Передача в рисунке пространственного положения группы предметов, достижение их пластического единства.
Совершенствование навыков передачи в рисунке зрительной глубины пространства. Способы выделения в изображении первого плана (с помощью тона, цвета, детализации).
Примерные задания. Рисование на основе наблюдений: •"Хоровод», «Дети лепят снеговика», «Вбрасывание шайбы» (акварель, гуашь). Рисование на темы: «В больнице», «Бассейн», «В горячем цеху» (гуашь).
Выполнение с натуры натюрморта, составленного из 2—3 предметов простой геометрической формы (карандаш).
Выполнение с натуры набросков (слабо завязанного морского зла из толстого шнура или чучел мелких птиц — карандаш).
Освоение приемов работы и техники безопасности можно проводить в игровой форме.
«Замри»
Для этой игры нужно дать детям одинаковое задание, например, вырезать квадрат из прямоугольного листа бумаги. Пока все заняты работой, водящий ходит по классу и внимательно наблюдает за выполняющими задание. Затем он кладет руку кому-нибудь на плечо) и командует: «Замри!». Тот замирает в позе, в которой находился, с материалами и инструментами в руках. Потом класс оценивает, правильно ли замерший выполнял работу. Оцениваться должно все — noлoжение рук, порядок на столе, даже осанка. Если все хорошо — он получает приз, если нет — метку со знаком «минус».
Учитель может скомандовать: «Замрите все!» Те ребята, которые, оторвавшись от своих столов, бросили ножницы раскрытыми, также получают метку «минус».
Мотивация.
В коррекционной работе двигательной сферы глухих и слабослышащих учащихся немаловажное значение имеет положительная мотивация. Уже с 1 класса учащиеся в состоянии создавать прекрасные художественные произведения, с тонким чувством формы и цвета, эмоционально окрашенные. Для этого необходимо одно важное условие: работа должна сопровождаться эмоциональным подъемом, глубокой заинтересованностью, вдохновенным желанием творить. Поэтому так важно для учителя создать на уроке обстановку положительной мотивации. Широкие возможности для этого предоставляют тематические пересечения с другими уроками. Например, на уроке необходимо побуждать детей «внимательнее рассмотреть рисунок насекомого, посчитать количество ножек, запомнить форму крыльев», т.к. затем они будут создавать изображение этого насекомого новым, неизвестным им пока способом. Кроме того, на урок можно принести не только рисунки и фотографии, но и загадки, стихи, сказки, истории об этом насекомом.
Связь изучаемой темы с традициями народных промыслов, с особенностями местных ремесел вызывает у детей большой интерес. Полезно принести в класс изделия народных умельцев — игрушки, посуду, лоскутные коврики, вышитые изделия, или сводить детей в музей народного творчества.
История возникновения различных материалов и инструментов (бумаги, ниток, ножниц, иголок и пр.), связанных с ними ремесел также очень интересна детям. В данных методических рекомендациях приведены дополнительные сведения по этим вопросам, которые можно использовать в работе на уроке.
Урок станет значительно интереснее, если использовать в работе игровые ситуации. Игровые задания разносторонне развивают личность ребенка, дают ему возможность проявить смекалку', реакцию, развивают речь и пластику движений, помогают его эмоциональной и физической разрядке. При этом содержание игровых заданий направлено на более полное и всестороннее освоение учебного курса, на решение поставленных им задач.
1. Панно. Детали, выполненные по отдельности разными участниками, склеиваются в единую композицию на бумаге, картоне, ткани. В этом случае заботу об эскизе композиции и подготовке фона следует взять на себя учителю, старшим школьникам или лидеру группы («Мой край», «Любимые цветы» и др.).
2. Объемные композиции. Каждый участник работает над отдельным персонажем, которые затем объединяются в сюжетную композицию («Теремок», «Птенцы в гнезде»). С такими изделиями можно разыграть сюжет, сказку, поставить спектакль.
3. Развивающаяся объемно-пространственная среда. Такие композиции создаются на нескольких уроках и представляют собой сочетание различных материалов и технологий. Скажем, на цветущую лужайку (тема «Пришивание пуговиц») вышли погулять домашние животные — коровы, поросята, овцы («Объемное моделирование»). Лужайку могут окружать пейзажи родного края (выполненные в разделе «Оригами» или из засушенных листьев). Или на вышитых салфетках можно разместить глиняные миски («Лепим из глины»), наполненные огородными дарами («Лепим из соленого теста»). Праздничный стол могут украсить букеты в корзинках («Мастерим из еловых шишек»).
Коллективные работы учащихся служат прекрасным оформлением классов и других школьных помещений.