Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
город Павловский Посад Московской области
«Красота мудрости»
Разработка урока
Автор: Смирнова Нина Алексеевна
2013 год
Содержание
1.Методическая разработка:
- тип урока………………………………………………………….. 3 стр.
- применяемые технологии…………………………….………….. 3 стр.
- цели урока …………………………………………...……………. 3 стр.
- оборудование урока …………………………………………..….. 3 стр.
- ход урока……………………………………………………....… 4-7 стр.
2. Список литературы………………………………………………. 8 стр.
3. Приложения………………………………………………………... 8 стр.
Урок по изобразительному искусству в 6 классе
«Красота мудрости»
Тип урока: комбинированный.
Применяемые технологии:
- личностно-ориентированнные,
- поисково-познавательные,
- информационно- коммуникационные.
Цели урока:
- воспитание чувства любви к пожилым людям;
- воспитание чувства уважения и благодарности пожилым
людям;
- ознакомление детей с направлением живописи портрет ;
- закрепление навыков рисования портрета.
Оборудование урока: компьютер, видеопроектор,
иллюстрации, бумага, карандаши,
презентация по теме «Красота мудрости»,
музыкальное сопровождение песня И. Саруханова «Дорогие мои
старики», литературный ряд: стихи Л. Татьяничевой «Для
весенних весёлых ветвей» и Доры Хайкиной «Ходит наша
бабушка…».
Ход урока
Здравствуйте, ребята.
Тема нашего урока «Красота мудрости» Слайд №1
Сегодня мы с вами будем говорить о пожилых людях
и я хочу начать урок с пословиц и поговорок о пожилых
людях, а вы попробуйте объяснить их, дать
толкование этих поговорок. Слайд №2
Вопросы и объяснение учителя Предполагаемые ответы учеников
«И на старости не без радости» О том, что у пожилых людей есть свои
радости. Например, они вспоминают свои
юные годы, вокруг них бегают внуки или что
сегодня хорошее здоровье.
«От совета старых людей голова не болит»
У кого же спрашивать жизненный совет?
Например, я часто советуюсь с бабушкой.
«Учат добру не дураки, а старики» Пожилые люди многое видели в жизни, у них
есть опыт. Они дадут хороший совет, многое
могут рассказать о былых временах, о наших
предках, о родственниках.
«Молоденький умок старым умом крепится»
Это связь поколений. Без взрослых детям не
«набраться ума».
«Уважай старика, сам стар будешь» Если не уважать пожилых людей, то когда
сами будем пожилые, нас тоже не станут
уважать.
«Молодость не грех, а старость не смех»
Если старый человек что-то неправильно
скажет или сделает, нельзя над ним смеяться.
Молодцы! Вы дали правильные пояснения
всем поговоркам.
Вглядитесь в лица этих старых женщин. Слайд №3
Что можете вы рассказать о них, ваши чувства?
Конечно, они многое пережили и много
трудились, об этом говорят их
натруженные руки. Им много лет,
от старости они слегка сгорбились. Они
живут в деревне, а не в городе. В городе
люди одеты по-другому. Самое главное,
что при всех трудностях жизни, они не
потеряли способности радоваться. У них
замечательная улыбка.
Что же такое старость? Если мы обратимся
к словарю Владимира Ивановича Даля, то прочтем:
«Стариться - становиться ветхим…» Как-то неприятно
слышать такое определение. Гораздо лучше
сказать становиться мудрым, хотя, может, и не совсем здоровым.
Да, не может старый человек, например, быстро бегать,
зато может прекрасно что-то рассказывать.
И в словаре Сергея Ожегова мы найдем определение
мудрости:
«Мудрость - глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт». Слайд №4
Вглядись в лица пожилых людей, возможно, Слайд №5
они похожи на ваших немолодых родственников.
Их красота определяется духовным богатством
Есть красота, которую видно сразу. Но есть
более глубокое понимание красоты. Чтобы увидеть эту
красоту, нужны сердечная чуткость и душевное усилие.
Слайд №6
С возрастом в лице человека все яснее проступает
красота иная – красота прожитых лет.
Приходит мудрость и щедрость души.
Ребята! Я просила вас подготовить какое-либо
стихотворение о пожилом человеке.
Чтение стихотворения ребенком.
Для весенних весёлых ветвей
Корни более чем родня…
Берегите старых людей
От обид, холодов, огня.
За спиной у них – гул атак,
Годы тяжких трудов и битв…
Но у старости – ломок шаг
И неровен дыханья ритм.
Но у старости – силы не те.
Дней непрожитых мал запас…
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас!
Л. Татьяничева
Спасибо! Всегда приятно услышать такое
чуткое и доброе стихотворение.
Слайд №7
Расскажите о своих бабушках и дедушках.
Как они к вам относятся? Рассказы некоторых детей.
Художники всех стран в своих произведениях
обращаются к теме старости. Давайте посмотрим
некоторые произведения.
«Портрет пожилого мужчины в кресле» и
«Портрет старика в красном»
Рембрандта Харменса ван Рейна Слайд №8
Дайте описание, например,
«Портрет старика в красном»
Это трагическая повесть о нелегко прожитой жизни.
Поток света выхватывает из темноты фигуру старика.
Седая борода, нахмуренный лоб и взгляд темных глаз
Он выглядит усталым с натруженными руками, и…
как мудрец.
Слайд № 9
Леонардо да Винчи «Автопортрет» (Италия 1452-1519гг. )
По всей вероятности, Леонардо да Винчи
было шестьдесят два года, когда он нарисовал
автопортрет. Великий итальянский художник,
смотрит с автопортрета решительно и пытливо.
Среди мягких спадающих волос мастер
резко и жёстко подчеркнул глаза, внимательно
и требовательно смотрящие из-под бровей.
Это гордый человек большой силы духа.
На пороге старости он оказался без дома и был
почти всеми забыт. Даже его образ сохранился
только на этом единственном рисунке.
Слайд№10
Рембрант «Портрет старухи» и Поль Сезанн «Портрет пожилого человека»
Слайд № 11 Илия Репин
Василий Тропинин (1776 – 1857) «Старуха с курицей» и
« Крестьянин» Слайд № 12
Слайд № 13
Более современные художники: Илья Глазунов,
Виктор Повлов и Владимир Лапин.
Слайд №14
Для всех народов являются общечеловеческими
ценностями: уважение старших, пожилых людей
и преклонение перед их мудростью
Слайд №15
Практическая работа
Изобразить портрет пожилого человека, стремиться отобразить его внутренний мир.
Этапы работы:
определитесь с размещением изображения на листе бумаге
намечаем общий размер головы и линию плеч Слайд №16
проводим вспомогательные линии Слайд №17
рисуем глаза, нос, уши, губы Слайд №18
выделяем возрастные особенности пожилых людей Слайд №29
Расскажите о возрастных особенностях. Почему это происходит?
Итоги урока
Ходит наша бабушка, палочкой стуча,
Говорю я бабушке: «Позову врача,
От его лекарства станешь ты здорова,
Будет чуть-чуть горько, что же тут такого.
Ты потерпишь чуточку, а уедет врач,
Мы с тобою, бабушка, поиграем в мяч.
Будем бегать, бабушка, прыгать высоко,
Видишь, как я прыгаю, это так легко».
Улыбнулась бабушка: «Что мне доктора,
Я не заболела, просто я стара,
Просто очень старая, волосы седые,
Где-то потеряла я годы молодые.
Где-то за огромными, за лесами темными,
За горой высокой, за рекой глубокой.
Как туда добраться, людям неизвестно».
Говорю я бабушке: «Вспомни это место!
Я туда поеду, поплыву, пойду,
Годы молодые я твои найду!»
(Дора Хайкина)
Продолжите предложение:
Я хочу сказать спасибо…
Я хочу узнать больше …
На доске вывешиваются работы учеников.
Ребята! Идите к своим бабушкам и прабабушкам, к дедушкам и
прадедушкам, спешите сказать им о своей любви. Слайд №20.
Список литературы
Изобразительное искусство. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе В.С. Кузина / авторы-составители О.В. Павлова, Г.П. Попова. Волгоград: Учитель,2012.
Приложения
Презентация «Красота мудрости»
Музыкальное сопровождение И.Саруханов «Дорогие мои старики»
Литературный ряд Л. Татьяничева «Для веселых весенних ветвей…»,
Дора Хайкина «Ходит наша бабушка…»
Детские работы по теме урока.
9