Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26
с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Череповец Вологодская область
План-конспект урока
по изобразительному искусству в 6 классе
Тема урока: « Цвет. Основы цветоведения»
Выполнила: Надежина Анжелика Владимировна, учитель изобразительного искусства
г.Череповец
2015-2016
Цвет. Основы цветоведения
Цели: познакомить учащихся с основами цветоведения.
Задачи:
дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета, холодного и теплого цветов, светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета;
научить показывать вариативные возможности цвета ограниченной палитрой;
научить находить гармоничные цветовые сочетания;
воспитывать художественный вкус;
развивать творческую фантазию.
Урок-получение новых знаний
Оборудование и материалы: кисти, краски, простые карандаши, листы бумаги формата А4, репродукции сказочных замков.
Зрительный ряд: презентация, учебник 6 класс «Искусство в жизни человека»
Словарь: основные цвета, составные цвета, дополнительный цвет, холодный и теплые цвета, цветовой контраст, светлота, насыщенность цвета.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку (художественные принадлежности). Настрой на урок.
Урок начинаем со стихотворения В. Г. Абрамова.
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?
Ромашку сделай белой,
Гвоздику сделай красной,
Лилию – оранжевой,
Желтым – одуванчик.
И мы увидим тоже:
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер,
Поймем, какого цвета
Огромная планета!
Объявление темы и цели урока
Слайд 1Сегодня на уроке мы поговорим о цвете. Какую роль цвет играет в нашей с вами жизни. Как цвет помогает нам воспринимать окружающий мир, влияет на настроение.
Слайд 2 Посмотрите на картину В. Серова «Девочка с персиками». Как меняется восприятие картины с появлением цвета. Как художник, используя цвет, может нам рассказать обо всех красках жизни?
II. Сообщение темы урока
Слайд 3 Цвет – это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение (одно из самых выразительных средств в искусстве). Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей.
Цвет выполняют важную символическую функцию в самых различных мифологических системах. Конкретный цвет может быть рассмотрен как символ всех объектов реальности, обладающих присущими данному цвету характеристиками и значимостями в отношении к человеку, являясь символом и носителем общей идеи неких жизненных ценностей. Например, красный цвет – это символ Солнца, огня, крови, жизни. Издавна красный цвет считался цветом мудрости и власти. Он обычно связывается с радостью, красотой, добром, теплом; но он же означает тревогу, опасность, тревогу для жизни.
Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов.
Зеленый цвет — прекрасный природный символ жизни, весны, растительности, свежести, обновления, воды и плодородия.
Черный цвет с точки зрения физики – пустота, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл – все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.
Слайд 4 Любой предмет имеет свой цвет. Но если предметы мы видим в темноте, то не всегда можем понять, что это. Некоторые объекты мы узнаём только благодаря цвету. Представьте, что вы вошли в темную комнату и на столе видите три круглых по форме и одинаковых по величине объекта. Что это? И толь когда появляется цвет, мы можем понять, что это оранжевый апельсин, красный помидор или зеленое яблоко, окрасив в соответствующие цвета.
Слайд 5 Облик природы неповторим и разнообразен, даже обычное дерево в саду или небольшой куст видоизменяются в цвете разного времени года. Каждому времени года присуще строго определенные цвета
У цвета много секретов. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них.
III. Изучение нового материала
Слайд 6
Цветоведение - наука о цвете, которая изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками.
Свойства цвета.
Что такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов? Почему одни предметы красные, другие зеленые, а третьи синие? Кто может дать ответ?
Слайд 7 Оказывается, всему причиной является солнце, вернее световые лучи, которые озаряют все на своем пути. Главным условием для зрительного восприятия является свет. В темноте мир для наших глаз непознаваем. Но когда в глаза попадают лучи солнечного или электрического света, у нас возникает особое ощущение, ощущение цвета.
Слайд 8 Цвета подразделяют на ахроматические (белые, черные и все серые) и хроматические, т. е. цветные.
Важно отметить, что белый, черный и серые цвета, имеющие хотя бы незначительный, еле уловимый и трудноразличимый цветной оттенок (розоватый, желтоватый, зеленоватый и т. п.), уже будут являться хроматическими цветами. Только чистые белый, черный и серые цвета, без всяких примесей, относятся к ахроматическим цветам.
Слайд 9 Свет солнца принято считать белым. В действительности он имеет сложный состав цветов, который обнаруживается, если луч света пропустить через стеклянную призму. Полученный таким образом спектр содержит в себе ряд цветов, постепенно переходящих один в другой.
Солнечные лучи обладают удивительными свойствами. Вспомните, как появляется радуга, если солнечные лучи преломляются в каплях дождя или косой грани стекла, например трехгранной стеклянной призме. Первым это явление открыл английский физик И. Ньютон в 1666 г. В своих опытах он наблюдал дисперсию света, разложив видимое излучение (солнечный свет, белый свет) с помощью призмы.
В качестве основных спектральных цветов Ньютоном определены семь (цвета радуги).
Слайд 10,11 Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр. Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности.
Крайние цвета цветового спектра — красный и фиолетовый — более похожи один на другой, чем крайние со средними, например красный и зеленый. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу. Посмотрите, как это красиво! В учебных целях очень удобно пользоваться таким цветовым кругом, мы с вами еще убедимся в этом много раз. Хроматические цвета условно делят на теплые и холодные.
Слайд 12,13 Теплые цвета ассоциируются в нашем сознании с солнечным светом, огнем, теплом, которое они излучают.
Теплые цвета: Красные, желтые, оранжевые и все цвета в которых имеется хотя бы частичка этих цветов.
Слайд 14.15 Холодные цвета – это цвета снега, льда, воды.
Холодные цвета: Синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешения с этими цветами.
Слайд 16 Легко заметить, как за счет различного цвета возникает ощущение, что одни фигуры расположены ближе, а другие дальше. Самым близким кажется прямоугольник желтого цвета немного дальше — светло-бордового, еще дальше — темно-бордового цвета.
К цветам, кажущимся ближе фактического расположения — выступающим, относятся главным образом теплые цвета, а к отступающим, кажущимся дальше своего фактического положения на плоскости,— холодные цвета.
Художники используют это явление и создают впечатление глубин плоскости с помощью цвета.
Слайд 17 Как вы помните, что основные цвета - это цвета, которые нельзя получить путём смешивания каких либо красок. Какие же это основные три цвета? Это: Красный, жёлтый, синий. Они расположены в центре цветового круга и образуют треугольник.
Слайд 18 Составные цвета. Следующие цвета получаются благодаря смешиванию основных цветов попарно. Из них получаются зеленый, фиолетовый и оранжевый. Это видно на цветовом круге.
Слайд 19 Дополнительные цвета.
Дополнительными цветами называются те, которые находятся на цветовом круге друг напротив друга. Например, напротив оранжевого цвета в цветовом круге расположен синий цвет, у красного цвета дополнительным будет зеленый, у желтого — фиолетовый. И наоборот, конечно же. Таким образом, легко определить пары цветов, которые условно называются дополнительными. Если помнить об этих цветах и при рисовании пользоваться этими сочетаниями, то картины получатся более живыми и гармоничными.
Слайд 20 Каждый из встречающихся в природе цветов, как и цвета красок, обладает тремя основными свойствами: цветовым тоном, светлотой и насыщенностью.
Слайд 21
Насыщенность – это степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического
Слайд 22 Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.
Слайд 23 Светлота (яркость) – свойство, выражающее близость ахроматических и хроматических цветов к белому или черному. Светлота – единственная характеристика ахроматических цветов.
Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее. Можно изменить светлоту цвета, добавив в него белила или воду, тогда красный станет розовым, синий — голубым, зеленый — салатовым и т. д.
Слайд 24 Цветовой тон определяет название цвета: зеленый, красный, желтый, синий и др. Это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хромотических) и дать ему название.
Физкультминутка
IV. Актуализация знаний учащихся
Слайд 26 Все мы с вами знаем прекрасную сказку А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Давайте прочитаем, как автор описывает сказочный и фантастический мир Изумрудного города: «По мере того, как они шли, сияние становилось ярче и ярче, но только после полудня путники подошли к высокой каменной стене ярко-зелёного цвета. Прямо перед ними были большие ворота, окрашенные огромными изумрудами, сверкавшими так ярко, что они ослепляли даже нарисованные глаза Страшилы.
Большие ворота медленно раскрылись, и путники вошли в сводчатую комнату, на стенах которой блестело бесчисленное множество изумрудов.
Блеск Изумрудного города ослепил путников…. По бокам улиц возвышались великолепные дома из зелёного мрамора, стены которых были украшены изумрудами. Мостовая была из зелёных мраморных плит, и между ними тоже были вделаны изумруды. Всё было зелёного цвета в Изумрудном городе и даже солнце светило зелёными лучами.»
V. Практическая работа
Слайд 27-32 Задание. Выполните фантазийное изображение сказочного царства ограниченной палитрой, используя вариативные возможности цвета (работа красками).
Учащиеся работают по группам, у каждой группы свое задание.
1 группа: «Царство Снежной королевы»
2 группа: «Розовая планета»
3 группа: «Солнечная планета»
VI. Итог урока
1. Выставка работ учащихся подведение итогов.
Ссылки:
1.цвет и времена года
https://yandex.ru/images/search?text=%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%20%D0%B8%20%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0&stype=image&lr=21&noreask=1&family=yes&source=wiz
2. Символика цвета http://mironovacolor.org/theory/humans_and_color/symbolism/
3.Цветоведение - характеристики и свойства цветов
http://shedevrs.ru/cvetovedenie/219-cvoictva-cvetov.html
4.Спектр цвета http://advertising_polygraphy.academic.ru/1135/%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80_%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0 5. Теплые и холодные цвета http://ebooks.grsu.by/burchik/teplye-i-kholodnye-tsveta.htm 6. Работы художников в теплой цветовой гамме https://yandex.ru/images/search?p=1&te 7. Что такое основные цвета? Или как ещё их называют: первичные цвета? http://koshkina.net/65-2012-04-17-13-54-07.html 8. Картинки времена года https://yandex.ru/images/search?p=3&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B0%20%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0%20%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0&noreask=1&lr=21&family=yes 9. Картинки «Сказочные замки» https://yandex.ru/images/search?p=8&text=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%20%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%BC%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%BA%D0%B8%20%20%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&img_url=http%3A%2F%2Fwww.coimuck.com%2Fwiki%2Fimages%2Fb%2Fb1%2FFairy_Tale_Palace.jpg&pos=248&rpt=simage&family=yes