kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 5. Цвет. Основы цВЕТОВЕДЕНИЯ

Цели деятельности учителя

Формировать представление об изменчивости языка искусства, правил изображения; познакомить с основными свойствами цвета; развивать умение видеть, понимать и использовать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг), изучать свойства цвета; создавать рисунок в одном цвете разными оттенками.

Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности (знать свойства цвета, планировать деятельность в учебной ситуации), излагать свое мнение в диалоге, обмениваться мнениями, принимать самостоятельные решения.

Личностные: осознают свои интересы (изучение свойств цвета)

Методы и формы

обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский, практический, беседа; фронтальная и индивидуальная

Образовательные ресурсы

· http://ru.wikipedia.org/wiki

· http://www.artsait.ru

Оборудование

Гуашь, кисти, бумага, палитра

Наглядно-демонстрационный материал

Схема образования спектра, элементы для цветового круга, цветотональная шкала.

Мультимедийный ряд: презентация «Основы цветоведения»

Основные понятия и термины

Спектр, цветовой круг, цветовой контраст, насыщенность цвета и его светлота, основные и составные цвета

 

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы

– В шкатулке лежит бумага разных цветов. Я предлагаю вам послушать отрывки из разных стихотворений и выбрать из шкатулки кусочки бумаги того цвета, который соответствует чувству, вызванному у вас стихотворением.

Светило дня, краснея сквозь туман,

Садится горделиво за курган,

И, отделив ряды дождливых туч,

Вдоль по земле скользит прощальный луч

Так сладостно, так тихо и светло…

                                           М. Ю. Лермонтов

Чувства: нежность, покой, тепло… .

Цвет: красный, желтый, оранжевый… .

Под голубыми  небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

                                          А. С. Пушкин

Чувства: восторг, величие, холод…

Цвет: голубой, синий, фиолетовый, белый…

Мы видим мир цветным, и цвет обладает огромной силой воздействия на нас.

Слушают учителя. Задают вопросы. Ставят перед собой цель. Выбирают и называют цвета, соответствующие определенным чувствам

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют

цель, проблему

в учебной деятельности.

Личностные: осознают свои интересы (изучение свойств

цвета)

 

 

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

– Цвет – сложное и загадочное явление, его изучают многие науки –

физика, математика, биология… А цветоведение – это наука, которая включает данные всех наук о цвете и изучает его как явление культуры.

Закончите предложение:

– Чтобы художник мог передать в своем произведении чувства, переживания, представления о красоте, воздействовать на зрителя, он должен знать все о…

 

 

 

 

II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

Цвет (от лат. «color») (слайды № 2–6) – ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии на него света; также свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра. (Слайды № 14–16.)

Самое удивительное и прекрасное явление природы – радуга. Человек повторил это явление на плоскости. Он создал спектр и расположил в нем цвета в определенном порядке – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

И. Ньютон впервые создал схему образования спектра, последовательность цветов, на которые разлагается световой поток, проходящий через призму. (Слайды № 17–18.) Это открытие помогло разобраться, как, соединив определенные цвета, можно получить дополнительные, составные  цвета. Если продолжать смешивать цвета, то можно получить промежуточные цвета.

– Для простоты и наглядности предлагаю собрать цветовой круг: три основных цвета (красный, желтый и синий) размещены в треугольнике. (Слайды № 7–13.) На столе дополнительные цвета. Найдите три дополнительных цвета, которыми необходимо дополнить наш треугольник (зеленый, оранжевый, фиолетовый). Выберите остальные дополнительные цвета и расположите их строго напротив друг друга.

Цвета, расположенные рядом, можно назвать родственными или близкими?

Изучают свойства цвета. Создают цветовой круг. Определяют основные

и составные цвета, их место в спектре

Фронтальная,   

индивидуальная работа

Познавательные: классифицируют по заданным основаниям.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, самостоятельно принимают решения

 

 

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

III. Творческая практическая деятельность

Исследовательский.

Практический

– Как сделать цвет светлее и темнее? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выполнить практическое задание 5 (с. 42).

Практическое задание с использованием множества оттенков одного цвета (задание 6, с. 42)

Исследуют взаимодействие серого и белого с остальным спектром. Создают разные оттенки одного цвета (творческий поиск)

Индивидуальная работа

Регулятивные: знают свойства цвета, планируют деятельность в учебной ситуации

 

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Беседа

в форме «вопрос – ответ». Выставка работ учащихся

– Что художнику необходимо знать о цвете?

– Основные цвета.

– Как получить составной цвет?

– Пары дополнительных цветов.

– Как сделать цвет темнее или светлее?

Выставка работ учащихся. Рассматривают работы, делятся опытом

Отвечают

на поставленный вопрос. Свободно перемещаются

по классу, беседуя друг с другом о том, что получилось
и как

 

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ »

Урок 4. Пятно как средство выражения. КОМПОЗИЦИЯ КАК РИТМ ПЯТЕН

Цели деятельности учителя

Формировать умение, передавать свое восприятие жизни, изображая окружающий мир; познакомить с ролью пятна в изображении и его выразительными возможностями; развивать творческие способности через основные средства художественной выразительности: линия, пятно, тон, тональные отношения

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям (контраст, тон, тональные отношения), сравнивать по заданным критериям (свойства пятен и их выразительные возможности).

Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности (различать ахроматические пятна в изображении, их выразительные возможности), излагать свое мнение в диалоге, делать выводы.

Личностные: осознают свои интересы (пятно в изображении, его выразительные возможности), имеют мотивацию к учебной деятельности

Методы и формы

обучения

Рассказ с элементами беседы, объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная и индивидуальная

Образовательные ресурсы

 http://ru.wikipedia.org/wiki

 http://fcior.edu.ru

 http://www.artsait.ru

Оборудование

Гуашь белая и черная, кисти широкая и маленькая, лист бумаги А3, палитра

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукции картин: А. А. Дейнека «Девочка у окна. Зима», Дж. Констебл «Вид на реке Стур» (фрагмент).

Мультимедийный ряд: презентация «Играя светом с темнотой»

Основные понятия и термины

Пятно в изобразительном искусстве, тон, тональные отношения, темное, светлое, линия и пятно

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы

– Перед вами тени от разных предметов. Определите, от какого объекта упала тень. Почему вы легко определили каждый предмет (пятна очень выразительны, без лишних деталей).

В XVIII веке при Дворе французского короля Людовика XV министром финансов был некий Этьен де Силуэт. О нем ходило много анекдотов, а однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру. Она была сделана необычно – как тень. Этот способ изображения стали называть «силуэтом» по фамилии министра.

Изображая силуэт, невозможно показать черты лица или какие-нибудь детали, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительны.

Любые художественные материалы (кисть, карандаш, перо и т. д.)

оставляют свой след на плоскости. Этот след – пятно. Можно ли сказать, что художник изображает окружающий мир разнообразными пятнами? На этот вопрос мы ответим в конце урока

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Ставят перед собой цель учебной деятельности

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.

Личностные:

проявляют познавательную активность


II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

– Перед вами серый лист бумаги. Можете ли вы ответить на вопрос:

– Он светлый или темный? Что еще необходимо, чтобы ответить

на мой вопрос?

Серый лист необходимо сравнить!

– Сравните его с черной бумагой (серый – светлый). Сравните с белой бумагой (серый – темный). А я сравню серый с другим серым цветом. Что можно сказать об этих двух серых листах? (Один серый немного светлее другого.)

Делают сравнительный анализ. Запоминают основные понятия и термины.

Знакомятся

с художествен-

Фронтальная,

индивидуальная работа

Познавательные: классифицируют по заданным основаниям; сравнивают по заданным критериям; делают выводы


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7



Темное и светлое образуют контраст.

Белый, черный и серый – резкий контраст.

Два серых разного тона – мягкий контраст.

– Чтобы сравнить тональные отношения пятен, необходимо построить тональную шкалу. Раскрасьте полоску бумаги, начиная с белого, постоянно добавляя в палитру с белой гуашью одинаковое количество черной гуаши. резентация «Играя светом с темнотой»).

– Рассмотрим картины А. А. Дейнеки «Девочка у окна» и Дж. Констебла «Вид на реке Стур» (фрагмент): линия, пятно, контраст, ритм. Пятна, из которых строится изображение, обладают многими свойствами… Пятна могут быть большими и маленькими, изгибающимися
и перекатывающимися друг в друга, округлыми и длинными… . Пятна могут быть разными по ритму и тону

ными материалами и выразительными возможностями пятна и линии




III. Творческая практическая деятельность

Исследовательский

Работа без предварительного рисунка кистями разного размера «Состояние природы» по выбору (творческий поиск).

Выполните задание (с. 37)

Исследуют свойства линий и пятен, резкий и мягкий контрасты

Индивидуальная работа

Регулятивные: различают ахроматические пятна в изображении, их выразительные возможности


IV. Итоги урока.

Рефлексия

Беседа

в форме «вопрос – ответ»

– Можно ли сказать, что художник изображает окружающий мир разнообразными пятнами?

Пятно – основное средство изображения на плоскости.

Анализирует выставленные работы учащихся (свойства пятен и их выразительные возможности)

Отвечают

на поставленный вопрос. Оценивают работы своих товарищей. Определяют свои ошибки и удачи

Индивидуальная работа

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге; делают выводы; осознанно используют речевые средства в зависимости от ситуации






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ

Автор: Стецурина Оксана Владимировна

Дата: 18.01.2015

Номер свидетельства: 157551

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Тема. Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы»."
    ["seo_title"] => string(168) "tiema-tsviet-osnovy-tsvietoviedieniia-fantaziinoie-izobrazhieniie-skazochnogho-tsarstva-v-sblizhiennoi-tsvietovoi-ghammie-izumrudnyi-ghorod-tsarstvo-sniezhnoi-korolievy"
    ["file_id"] => string(6) "253529"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447604775"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Цвет. Основы цветоведения. "
    ["seo_title"] => string(31) "tsviet-osnovy-tsvietoviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102879"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402557455"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока на тему "Цвет. Основы цветоведения""
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekturokanatiemutsvietosnovytsvietoviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "296374"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455985825"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "План- конспект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме «Цвет. Основы цветоведения»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_izobrazitelnogo_iskusstva_v_6_klasse_po_teme_tsvet_osnovy_ts"
    ["file_id"] => string(6) "607932"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1653414144"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Разработка урока «Цвет. Основы цветоведения» по изобразительному искусству учителя Г. Н. Амархановой  в 6 классе."
    ["seo_title"] => string(119) "razrabotka-uroka-tsviet-osnovy-tsvietoviedieniia-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-uchitielia-g-n-amarkhanovoi-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "247876"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446639179"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства