Урок 5. Цвет. Основы цВЕТОВЕДЕНИЯ
Цели деятельности учителя
Формировать представление об изменчивости языка искусства, правил изображения; познакомить с основными свойствами цвета; развивать умение видеть, понимать и использовать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве
Тип урока
Комбинированный
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг), изучать свойства цвета; создавать рисунок в одном цвете разными оттенками.
Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности (знать свойства цвета, планировать деятельность в учебной ситуации), излагать свое мнение в диалоге, обмениваться мнениями, принимать самостоятельные решения.
Личностные: осознают свои интересы (изучение свойств цвета)
Методы и формы
обучения
Объяснительно-иллюстративный, исследовательский, практический, беседа; фронтальная и индивидуальная
Образовательные ресурсы
· http://ru.wikipedia.org/wiki
· http://www.artsait.ru
Оборудование
Гуашь, кисти, бумага, палитра
Наглядно-демонстрационный материал
Схема образования спектра, элементы для цветового круга, цветотональная шкала.
Мультимедийный ряд: презентация «Основы цветоведения»
Основные понятия и термины
Спектр, цветовой круг, цветовой контраст, насыщенность цвета и его светлота, основные и составные цвета
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Формы
организации совзаимодействия
Формируемые
умения
(универсальные учебные действия)
Промежуточный контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Организационный
момент
Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы
– В шкатулке лежит бумага разных цветов. Я предлагаю вам послушать отрывки из разных стихотворений и выбрать из шкатулки кусочки бумаги того цвета, который соответствует чувству, вызванному у вас стихотворением.
Светило дня, краснея сквозь туман,
Садится горделиво за курган,
И, отделив ряды дождливых туч,
Вдоль по земле скользит прощальный луч
Так сладостно, так тихо и светло…
М. Ю. Лермонтов
Чувства: нежность, покой, тепло… .
Цвет: красный, желтый, оранжевый… .
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…
А. С. Пушкин
Чувства: восторг, величие, холод…
Цвет: голубой, синий, фиолетовый, белый…
Мы видим мир цветным, и цвет обладает огромной силой воздействия на нас.
Слушают учителя. Задают вопросы. Ставят перед собой цель. Выбирают и называют цвета, соответствующие определенным чувствам
Фронтальная работа
Регулятивные: определяют
цель, проблему
в учебной деятельности.
Личностные: осознают свои интересы (изучение свойств
цвета)
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
– Цвет – сложное и загадочное явление, его изучают многие науки –
физика, математика, биология… А цветоведение – это наука, которая включает данные всех наук о цвете и изучает его как явление культуры.
Закончите предложение:
– Чтобы художник мог передать в своем произведении чувства, переживания, представления о красоте, воздействовать на зрителя, он должен знать все о…
II. Изучение нового материала
Объяснительно-иллюстративный
– Цвет (от лат. «color») (слайды № 2–6) – ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии на него света; также свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра. (Слайды № 14–16.)
Самое удивительное и прекрасное явление природы – радуга. Человек повторил это явление на плоскости. Он создал спектр и расположил в нем цвета в определенном порядке – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
И. Ньютон впервые создал схему образования спектра, последовательность цветов, на которые разлагается световой поток, проходящий через призму. (Слайды № 17–18.) Это открытие помогло разобраться, как, соединив определенные цвета, можно получить дополнительные, составные цвета. Если продолжать смешивать цвета, то можно получить промежуточные цвета.
– Для простоты и наглядности предлагаю собрать цветовой круг: три основных цвета (красный, желтый и синий) размещены в треугольнике. (Слайды № 7–13.) На столе дополнительные цвета. Найдите три дополнительных цвета, которыми необходимо дополнить наш треугольник (зеленый, оранжевый, фиолетовый). Выберите остальные дополнительные цвета и расположите их строго напротив друг друга.
Цвета, расположенные рядом, можно назвать родственными или близкими?
Изучают свойства цвета. Создают цветовой круг. Определяют основные
и составные цвета, их место в спектре
Фронтальная,
индивидуальная работа
Познавательные: классифицируют по заданным основаниям.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, самостоятельно принимают решения
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
7
III. Творческая практическая деятельность
Исследовательский.
Практический
– Как сделать цвет светлее и темнее? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выполнить практическое задание 5 (с. 42).
Практическое задание с использованием множества оттенков одного цвета (задание 6, с. 42)
Исследуют взаимодействие серого и белого с остальным спектром. Создают разные оттенки одного цвета (творческий поиск)
Индивидуальная работа
Регулятивные: знают свойства цвета, планируют деятельность в учебной ситуации
IV. Итоги урока.
Рефлексия
Беседа
в форме «вопрос – ответ». Выставка работ учащихся
– Что художнику необходимо знать о цвете?
– Основные цвета.
– Как получить составной цвет?
– Пары дополнительных цветов.
– Как сделать цвет темнее или светлее?
Выставка работ учащихся. Рассматривают работы, делятся опытом
Отвечают
на поставленный вопрос. Свободно перемещаются
по классу, беседуя друг с другом о том, что получилось
и как
Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге