kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 5. Цвет. Основы цВЕТОВЕДЕНИЯ

Цели деятельности учителя

Формировать представление об изменчивости языка искусства, правил изображения; познакомить с основными свойствами цвета; развивать умение видеть, понимать и использовать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг), изучать свойства цвета; создавать рисунок в одном цвете разными оттенками.

Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности (знать свойства цвета, планировать деятельность в учебной ситуации), излагать свое мнение в диалоге, обмениваться мнениями, принимать самостоятельные решения.

Личностные: осознают свои интересы (изучение свойств цвета)

Методы и формы

обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский, практический, беседа; фронтальная и индивидуальная

Образовательные ресурсы

· http://ru.wikipedia.org/wiki

· http://www.artsait.ru

Оборудование

Гуашь, кисти, бумага, палитра

Наглядно-демонстрационный материал

Схема образования спектра, элементы для цветового круга, цветотональная шкала.

Мультимедийный ряд: презентация «Основы цветоведения»

Основные понятия и термины

Спектр, цветовой круг, цветовой контраст, насыщенность цвета и его светлота, основные и составные цвета

 

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы

– В шкатулке лежит бумага разных цветов. Я предлагаю вам послушать отрывки из разных стихотворений и выбрать из шкатулки кусочки бумаги того цвета, который соответствует чувству, вызванному у вас стихотворением.

Светило дня, краснея сквозь туман,

Садится горделиво за курган,

И, отделив ряды дождливых туч,

Вдоль по земле скользит прощальный луч

Так сладостно, так тихо и светло…

                                           М. Ю. Лермонтов

Чувства: нежность, покой, тепло… .

Цвет: красный, желтый, оранжевый… .

Под голубыми  небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

                                          А. С. Пушкин

Чувства: восторг, величие, холод…

Цвет: голубой, синий, фиолетовый, белый…

Мы видим мир цветным, и цвет обладает огромной силой воздействия на нас.

Слушают учителя. Задают вопросы. Ставят перед собой цель. Выбирают и называют цвета, соответствующие определенным чувствам

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют

цель, проблему

в учебной деятельности.

Личностные: осознают свои интересы (изучение свойств

цвета)

 

 

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

– Цвет – сложное и загадочное явление, его изучают многие науки –

физика, математика, биология… А цветоведение – это наука, которая включает данные всех наук о цвете и изучает его как явление культуры.

Закончите предложение:

– Чтобы художник мог передать в своем произведении чувства, переживания, представления о красоте, воздействовать на зрителя, он должен знать все о…

 

 

 

 

II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

Цвет (от лат. «color») (слайды № 2–6) – ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии на него света; также свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра. (Слайды № 14–16.)

Самое удивительное и прекрасное явление природы – радуга. Человек повторил это явление на плоскости. Он создал спектр и расположил в нем цвета в определенном порядке – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

И. Ньютон впервые создал схему образования спектра, последовательность цветов, на которые разлагается световой поток, проходящий через призму. (Слайды № 17–18.) Это открытие помогло разобраться, как, соединив определенные цвета, можно получить дополнительные, составные  цвета. Если продолжать смешивать цвета, то можно получить промежуточные цвета.

– Для простоты и наглядности предлагаю собрать цветовой круг: три основных цвета (красный, желтый и синий) размещены в треугольнике. (Слайды № 7–13.) На столе дополнительные цвета. Найдите три дополнительных цвета, которыми необходимо дополнить наш треугольник (зеленый, оранжевый, фиолетовый). Выберите остальные дополнительные цвета и расположите их строго напротив друг друга.

Цвета, расположенные рядом, можно назвать родственными или близкими?

Изучают свойства цвета. Создают цветовой круг. Определяют основные

и составные цвета, их место в спектре

Фронтальная,   

индивидуальная работа

Познавательные: классифицируют по заданным основаниям.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, самостоятельно принимают решения

 

 

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

III. Творческая практическая деятельность

Исследовательский.

Практический

– Как сделать цвет светлее и темнее? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выполнить практическое задание 5 (с. 42).

Практическое задание с использованием множества оттенков одного цвета (задание 6, с. 42)

Исследуют взаимодействие серого и белого с остальным спектром. Создают разные оттенки одного цвета (творческий поиск)

Индивидуальная работа

Регулятивные: знают свойства цвета, планируют деятельность в учебной ситуации

 

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Беседа

в форме «вопрос – ответ». Выставка работ учащихся

– Что художнику необходимо знать о цвете?

– Основные цвета.

– Как получить составной цвет?

– Пары дополнительных цветов.

– Как сделать цвет темнее или светлее?

Выставка работ учащихся. Рассматривают работы, делятся опытом

Отвечают

на поставленный вопрос. Свободно перемещаются

по классу, беседуя друг с другом о том, что получилось
и как

 

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ »

Урок 4. Пятно как средство выражения. КОМПОЗИЦИЯ КАК РИТМ ПЯТЕН

Цели деятельности учителя

Формировать умение, передавать свое восприятие жизни, изображая окружающий мир; познакомить с ролью пятна в изображении и его выразительными возможностями; развивать творческие способности через основные средства художественной выразительности: линия, пятно, тон, тональные отношения

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям (контраст, тон, тональные отношения), сравнивать по заданным критериям (свойства пятен и их выразительные возможности).

Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности (различать ахроматические пятна в изображении, их выразительные возможности), излагать свое мнение в диалоге, делать выводы.

Личностные: осознают свои интересы (пятно в изображении, его выразительные возможности), имеют мотивацию к учебной деятельности

Методы и формы

обучения

Рассказ с элементами беседы, объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная и индивидуальная

Образовательные ресурсы

 http://ru.wikipedia.org/wiki

 http://fcior.edu.ru

 http://www.artsait.ru

Оборудование

Гуашь белая и черная, кисти широкая и маленькая, лист бумаги А3, палитра

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукции картин: А. А. Дейнека «Девочка у окна. Зима», Дж. Констебл «Вид на реке Стур» (фрагмент).

Мультимедийный ряд: презентация «Играя светом с темнотой»

Основные понятия и термины

Пятно в изобразительном искусстве, тон, тональные отношения, темное, светлое, линия и пятно

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы

– Перед вами тени от разных предметов. Определите, от какого объекта упала тень. Почему вы легко определили каждый предмет (пятна очень выразительны, без лишних деталей).

В XVIII веке при Дворе французского короля Людовика XV министром финансов был некий Этьен де Силуэт. О нем ходило много анекдотов, а однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру. Она была сделана необычно – как тень. Этот способ изображения стали называть «силуэтом» по фамилии министра.

Изображая силуэт, невозможно показать черты лица или какие-нибудь детали, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительны.

Любые художественные материалы (кисть, карандаш, перо и т. д.)

оставляют свой след на плоскости. Этот след – пятно. Можно ли сказать, что художник изображает окружающий мир разнообразными пятнами? На этот вопрос мы ответим в конце урока

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Ставят перед собой цель учебной деятельности

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.

Личностные:

проявляют познавательную активность


II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

– Перед вами серый лист бумаги. Можете ли вы ответить на вопрос:

– Он светлый или темный? Что еще необходимо, чтобы ответить

на мой вопрос?

Серый лист необходимо сравнить!

– Сравните его с черной бумагой (серый – светлый). Сравните с белой бумагой (серый – темный). А я сравню серый с другим серым цветом. Что можно сказать об этих двух серых листах? (Один серый немного светлее другого.)

Делают сравнительный анализ. Запоминают основные понятия и термины.

Знакомятся

с художествен-

Фронтальная,

индивидуальная работа

Познавательные: классифицируют по заданным основаниям; сравнивают по заданным критериям; делают выводы


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7



Темное и светлое образуют контраст.

Белый, черный и серый – резкий контраст.

Два серых разного тона – мягкий контраст.

– Чтобы сравнить тональные отношения пятен, необходимо построить тональную шкалу. Раскрасьте полоску бумаги, начиная с белого, постоянно добавляя в палитру с белой гуашью одинаковое количество черной гуаши. резентация «Играя светом с темнотой»).

– Рассмотрим картины А. А. Дейнеки «Девочка у окна» и Дж. Констебла «Вид на реке Стур» (фрагмент): линия, пятно, контраст, ритм. Пятна, из которых строится изображение, обладают многими свойствами… Пятна могут быть большими и маленькими, изгибающимися
и перекатывающимися друг в друга, округлыми и длинными… . Пятна могут быть разными по ритму и тону

ными материалами и выразительными возможностями пятна и линии




III. Творческая практическая деятельность

Исследовательский

Работа без предварительного рисунка кистями разного размера «Состояние природы» по выбору (творческий поиск).

Выполните задание (с. 37)

Исследуют свойства линий и пятен, резкий и мягкий контрасты

Индивидуальная работа

Регулятивные: различают ахроматические пятна в изображении, их выразительные возможности


IV. Итоги урока.

Рефлексия

Беседа

в форме «вопрос – ответ»

– Можно ли сказать, что художник изображает окружающий мир разнообразными пятнами?

Пятно – основное средство изображения на плоскости.

Анализирует выставленные работы учащихся (свойства пятен и их выразительные возможности)

Отвечают

на поставленный вопрос. Оценивают работы своих товарищей. Определяют свои ошибки и удачи

Индивидуальная работа

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге; делают выводы; осознанно используют речевые средства в зависимости от ситуации






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ

Автор: Стецурина Оксана Владимировна

Дата: 18.01.2015

Номер свидетельства: 157551

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Тема. Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы»."
    ["seo_title"] => string(168) "tiema-tsviet-osnovy-tsvietoviedieniia-fantaziinoie-izobrazhieniie-skazochnogho-tsarstva-v-sblizhiennoi-tsvietovoi-ghammie-izumrudnyi-ghorod-tsarstvo-sniezhnoi-korolievy"
    ["file_id"] => string(6) "253529"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447604775"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Цвет. Основы цветоведения. "
    ["seo_title"] => string(31) "tsviet-osnovy-tsvietoviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102879"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402557455"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока на тему "Цвет. Основы цветоведения""
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekturokanatiemutsvietosnovytsvietoviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "296374"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455985825"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "План- конспект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме «Цвет. Основы цветоведения»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_izobrazitelnogo_iskusstva_v_6_klasse_po_teme_tsvet_osnovy_ts"
    ["file_id"] => string(6) "607932"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1653414144"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Разработка урока «Цвет. Основы цветоведения» по изобразительному искусству учителя Г. Н. Амархановой  в 6 классе."
    ["seo_title"] => string(119) "razrabotka-uroka-tsviet-osnovy-tsvietoviedieniia-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-uchitielia-g-n-amarkhanovoi-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "247876"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446639179"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства