kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План- конспект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме «Цвет. Основы цветоведения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План- конспект урока изобразительного искусства

в 6 классе

по теме «Цвет. Основы цветоведения»

по Учебник Л.А. Неменской «Изобразителбьное искусство. Искусство в жизни человека»

Цель: познакомить учащихся с основами цветоведения.
Задачи:
- познакомить с основными характеристиками цвета: цветовой круг; основные и составные цвета; хроматические и ахроматические, холодные и теплые цвета; насыщенность цвета; светлота;
- учить умению находить гармоничные цветовые сочетания;
- воспитывать художественный вкус;
- развивать творческую фантазию;
- умение работать в парах;
- познакомить учащихся с влиянием цвета на психику человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План- конспект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме «Цвет. Основы цветоведения»»

План- конспект урока изобразительного искусства

в 6 классе

по теме «Цвет. Основы цветоведения»

по учебнику Л.А. Неменской «Изобразителбьное искусство. Искусство в жизни человека»


разработала: Кочеткова А.В.

учитель ИЗО,

МБОУ «Семьинская ООШ»

Цель: познакомить учащихся с основами цветоведения.
Задачи:
- познакомить с основными характеристиками цвета: цветовой круг; основные и составные цвета; хроматические и ахроматические, холодные и теплые цвета; насыщенность цвета; светлота;
- учить умению находить гармоничные цветовые сочетания;
- воспитывать художественный вкус;
- развивать творческую фантазию;
- умение работать в парах;
- познакомить учащихся с влиянием цвета на психику человека.
Материалы: гуашь, кисти, трафареты с рисунками.
Зрительный ряд: Цветовой круг, карточки с цветами.

Словарь: цветовой спектр, основные цвета, дополнительные цвета, холодный цвет, теплый цвет, цветовой контраст, светлота, насыщенность,

Ход урока

  1. Оргмомент. Мотивация учебной деятельности.
    2. Актуализация знаний.
    3. Постановка учебной задачи.
    4. Открытие нового знания.
    5. Первичное закрепление.
    6. Самостоятельная творческая работа.
    7. Физкультминутка.
    8. Включение в систему знаний. Психология и цвет.
    9. Рефлексия (итог).

1. Приветствие учащихся.
Мотивация: сегодня для успешной работы на уроке нам потребуются: гуашь, кисти, трафареты с готовыми рисунками (заранее разложить на столы).
- Проверьте, все ли готово у вас к уроку? (деятельность учащихся – проводят самооценку готовности к уроку).
- Желаю вам удачи на этом уроке в вашем творчестве!
- Сегодня я хочу начать урок с прочтения стихотворения Ю. Яковлева «Какого цвета земля»

Какого цвета земля

Какого цвета земля?
Весной – Чернее угля.
Морозной зимой была
Она абсолютно бела.

Летом планета
Зелёного цвета.

Осенью землю
Покрасили охрой,
Краска от дождика
Долго не сохла.

Какого цвета земля?
Леса,
Перелески,
Поля?

Такого, какого
Захочет природа?
Такого –
В какой её красит
Работа!

Вот садовод с головой убелённой
Красит пустыню краской зелёной.

И тракторист занят работой –
Он покрывает поля позолотой.

Нет, не асфальт, рассыпаясь, дымится –
Чёрная краска на землю ложится.

Дом воздвигая пятиэтажный,
Каменщик дружит с краской оранжевой

Краска вишнёвая –
В зелени сочной.
Белая краска –
На ферме молочной.

Чтоб раздобыть
Фиолетовой краски,
Надо посеять
Анютины глазки.

Красьте,
Красьте,
Всё в вашей власти!

Красьте поле
Краской пшеничной.

Красьте город
Краской кирпичной.

Синим небом
Красьте пруды.

Красьте сиреневой краской
Сады.

Какого цвета земля?
Цвета хлеба.
Цвета угля.

Зелёного.
Чёрного.
Белого,
Красного –
Разнообразного.


- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (ответы детей: о цвете).
- Вы правы, о цвете, его тайнах, его характеристиках и о том, какую роль играет цвет в жизни людей.


2. – Как вы думаете, а что такое цвет? (ответы на вопрос, высказывание своих мнений)
Цвет – это одно из самых важных изобразительных средств в искусстве.
Цвет – дитя света.
- Скажите, ребята, видим ли мы в темноте цвета? Как образуется цвет? (ответы детей: нет).
Только когда в глаза попадают лучи солнечного или электрического света – световые волны, у нас возникает ощущение цвета. Свет распространяется волнами, которые отражаются или поглощаются поверхностью предметов. Цвет возникает только при восприятии этих волн человеческим глазом. Ньютоновский прорыв, краткие сведения о том, как в 17 веке великий ученый при помощи опыта с призмой получил разложение цвета.
Изучением цвета занимается такая наука, как цветоведение.
- Сколько цветов вы знаете? Попробуйте их перечислить (учащиеся называют цвета).

3. - В любом самом простом наборе для творчества обычно 6 красок. Скажите, можно ли нарисовать картину, используя лишь эти цвета? (ответы детей: можно, для этого придется смешать краски).
В природе существует множество цветов и оттенков 200 цветовых тонов и оттенков, которые имеют названия). И чтобы человек не запутался в таком многообразии, люди и придумали классификацию цветов и науку цветоведение.
- Где вам могут пригодиться знания о цвете? (ответы детей, высказывают свое мнение).
- Какую цель вы ставите перед собой на этом уроке, изучая данную тему? (учащиеся формируют цель деятельности).

4. – Все цвета художники делят на ахроматические и хроматические 

Хроматические – это цвета, содержащие цвет (красный, желтый, зеленый, оранжевый и т.д.),
Ахроматические – цвет не содержат, это белый, черный и все оттенки серого, которые получаются при смешивании белой и черной краски. В этой группе цвета отличаются только по светлоте и тону.
Цвета, которые нельзя получить путем смешивания других цветов, называются основными: красный, синий, желтый.

Три цвета, три цвета, три цвета,
Ребята не мало ли это?
А где нам зеленый, оранжевый взять?
А если нам краски по парам смешать?
Из синей и красной, вот этой,
Получим мы цвет… (фиолетовый).
А синий мы с желтым смешаем –
И… (зеленый) цвет получаем.
А красный плюс желтый,
Для всех не секрет,
Дадут нам, конечно,… (оранжевый) цвет.
Цвета, которые можно получить, смешивая основные краски, называются составными.
Для простоты и удобства был придуман цветовой круг (демонстрация круга). Он показывает, как цвета связаны между собой, позволяет определить гармоничное сочетание цветов. Черный и белый не обозначены, т.к. не являются цветом. Проведя в цветовом круге диаметр (линия через середину желтого цвета, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдет через фиолетовый; напротив оранжевого будет расположен синий. Такие цвета называются дополнительными. Это когда один цвет является фоном, а другой просто акцент на нем.
Цветовой круг обычно делят на две части: теплую и холодную: теплые – красные, желтые, оранжевые – напоминают цвет солнца, огня, которые в природе дают тепло; холодные – синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые, которые можно получить от смешивания с названными цветами – ассоциируются они с холодом, льдом, снегом, водой, лунным светом. Интересно, что теплые цвета наилучшим образом сочетаются с черным цветом, холодные – с белым.
Характеристика цвета. Кроме этой классификации, цвет имеет следующие характеристики:
цветовой тон – ассоциируется с окраской знакомых предметов;
насыщенность – представляет собой отличие хроматического от равного с ним по светлоте серого цвета;
светлота – качество присущее хроматическим и ахроматическим цветам в зависимости от добавления белого цвета;
темнота – изменяется в зависимости от добавления в цвет черного цвета.
- Ребята, а как вы думаете, для чего вам нужны знания характеристики цвета и системы цветовых построений? (ответы детей: для успешной работы художника, дизайнера интерьера или одежды).

5. - Мы с вами познакомились с основными характеристиками цвета, его значением в искусстве и жизни. А теперь попробуйте создать цветовой круг, имея готовый трафарет (трафарет распечатать заранее, лежит на столе). Возьмите трафарет и при помощи красок покажите сектора с основными цветами.
- Какие это цвета? (ответы детей: красный, синий, желтый).
Теперь покажите сектора с составными цветами. Как их получить? (ответы детей: смешиванием красок).

6. Самостоятельная творческая работа с самопроверкой по эталону:
- закрасьте желтым цветом верхний сектор, добавьте к нему немного красного. - Какой цвет получился? (учащиеся смешивают краски и получают оранжевый);
- к желтому добавьте немного синего, получаем? (зеленый);
- оставшийся сектор закрасьте синим и немного добавьте красного. Какой цвет получили? (фиолетовый).
Таким образом, можно получить разнообразные оттенки цвета, добавляя к основному цвету больше или меньше другого основного цвета.

7. Физкультминутка.
Подготовить карточки из цветного картона с холодными и теплыми оттенками цветов. Показывать карточки с различными оттенками по очереди, пояснив, что при этом должны делать дети:
теплые – учащиеся поднимают при этом обе руки вверх, кисти распрямить, голову вытянуть вверх;
холодные – руки прижать к туловищу, плечи округлить;
черный – руки опустить, нахмуриться;
белый – руки положить на стол и улыбнуться.

8. – Все вы видели одно из чудес природы – возникновение после дождя семицветной радуги. Своим появлением она обязана капелькам воды в воздухе: белый солнечный луч, преломляясь в них, образует так называемый солнечный спектр, в котором мы различаем красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие и фиолетовые лучи. Для того, чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали поговорку, где каждая буква в слове означает цвет. Давайте вспомним ее: (каждый охотник желает знать, где сидит фазан).
- Какой цвет в радуге нельзя получить при смешивании основных цветов? Почему? (ответы учащихся: голубой, для его получения нужен белый).
В радуге нет белого и черного цвета, но они есть в природе. При смешивании с другими цветами они изменяют свой цвет. Добавляя белый к любому цвету, мы получаем более светлые оттенки, добавляя черный – более насыщенные оттенки.
Через цвет можно передать и настроение. Теплые цвета дарят радость, оптимизм, холодные – грусть, тоску, задумчивость. Живопись – искусство цветовых и световых отношений. Работая с красками, это следует учитывать. Найдя правильное цветовое решение в картине или рисунке, можно увидеть красоту окружающего мира и самого произведения(демонстрация пейзажей).
На наше настроение и эмоциональное состояние оказывает влияние множество факторов — события, слова, тон голоса собеседника, запахи, цвета и многое другое. Что-то из этого мимолетное, преходящее, а, к примеру, цвета имеют более глубокое влияние на наше психоэмоциональное состояние и присутствуют в нашей жизни постоянно. Представьте, каким было бы ваше настроение, если бы вы ежедневно видели только серые оттенки? Или, наоборот, яркие и кричащие цвета без возможности отдыха для глаз? Специалисты давно заметили влияние цвета на наше настроение, и появилось понятие цветотерапии.
В официальной психологии понятие цветотерапии отсутствует, потому что исследования в этой сфере очень расплывчаты и отличаются в разных странах и культурах. К примеру, у нас белый цвет ассоциируется со вступлением в брак, а в Индии в белый цвет одеваются на похороны, соответственно восприятие цвета будет немного другое. Кроме того, есть мода и масс-медиа, которые диктуют актуальные цвета и создают новые ассоциативные связи. Но конечно, существуют какие-то понятия о цветах, которые близки всем людям. Например, ассоциация красного цвета с энергией, агрессией, страстью. Именно на этом общем восприятии и построена цветотерапия, которая может успокоить человека или зарядить энергией.
Существует несколько способов использовать цвета для того, чтобы привести в порядок нервы и улучшить свое эмоциональное состояние. Это тест Люшера, хромотерапия и использование цветов в интерьере и одежде.
В середине ХХ века швейцарский психолог Макс Люшер изобрел цветовой тест, который используется до сих пор для определение психоэмоционального состояния человека. Суть его состоит в том, чтобы выбирать цвета, которые в данный момент нравятся или нет. И по результатам выбора специалист определяет ваше состояние. Результаты чаще всего бывают поразительно точными, поскольку выбор цвета является подсознательным (тестируемого просят не привязываться к моде и любимым цветам, а руководствоваться сиюминутными ощущениями). В итоге человек раскрывает свою истинную сущность и эмоции, которые может даже не осознавать в обычной жизни.
Есть сведения, что лечение цветом использовалось в древнем Египте, Китае и Индии. Для этого брались разноцветные кристаллы, вода, раскрашенная соками различных растений, и устройства для преломления и окрашивания солнечного света в помещениях. В наше время активно используется хромотерапия. Это специальные комнаты, в которых человек лежит или сидит в удобной позе, играет расслабляющая музыка, иногда используются подходящие ароматы и меняется цвет в помещении (порой используются очки). Специалисты цветотерапии говорят о том, что цвет, воспринятый глазом, запускает цепочку реакций в мозгу, за которой следует тот или иной результат — расслабление, бодрость и даже подавление аппетита, если это требуется. Цвета подбираются индивидуально под человека после консультации.
Цвета, которые мы используем в интерьере, одежде или аксессуарах, действуют на нас постоянно. Зная об этом, можно влиять на свое состояние и на то, как другие воспринимают нас.
Белый цвет( ассоциации учащихся) ассоциируется с идеальностью, законченностью, чистотой.
Черный ( ассоциации учащихся)  — цвет силы, элегантности, перспективы и глубины, но в то же время — зла и мистики.
Серый цвет ( ассоциации учащихся) — это компромисс между черным и белым, нейтральный цвет, который является базовым, не отвлекающим. На его фоне отлично «работают» аксессуары ярких цветов.
Коричневый цвет ( ассоциации учащихся) относится к натуральным, природным и ассоциируется со стабильностью, надежностью, комфортом.
Желтый и оранжевый ( ассоциации учащихся) разжигают аппетит, настраивают на общение, веселье. В избыточном количестве эти цвета раздражают рецепторы глаз.
Красный цвет ( ассоциации учащихся) — это страсть, энергия, агрессия, действие, движение к цели. Цвет действует на психику достаточно сильно, поэтому его можно использовать в небольших количествах. Например, покрасить одну стену в комнате или использовать красные аксессуары в интерьере. Кстати, красные тарелки подавляют аппетит.
Розовый цвет ( ассоциации учащихся) — один из самых неоднозначных. С психологической точки зрения этот цвет ассоциируется с любовью и заботой.
Зеленый и голубой ( ассоциации учащихся) помогают расслабиться и отдохнуть. Это объясняется тем, что при взгляде на эти цвета глаза не напрягаются, мышцы расслабляются. Эти цвета помогают восстановиться от стресса.
Фиолетовый цвет ( ассоциации учащихся) стимулирует креативность и помогает сосредоточиться на работе. В одежде он намекает на мудрость и авторитетность.
Сиреневый ( ассоциации учащихся) создает обстановку спокойствия, снимает напряжение и тревожность.
- Сегодня вы узнали различные характеристики цвета. Используя эти характеристики, знания по психологии влияния цвета на человека, я предлагаю выполнить вам еще одно творческое задание. Перед вами трафарет с изображением домика и куклы. Используя различные цвета и оттенки, попробуйте подобрать правильное цветовое решение картинки, чтобы она получилась у вас красивой, приятной для восприятия (самостоятельная творческая работа, мальчикам предложить раскрасить домик, девочкам куклу).

9. – Какие задачи вы ставили на уроке? Вы их достигли?
- С какими понятиями сегодня вы познакомились?
- Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем?
- Что интереснее: пользоваться готовыми красками или найти желаемый цвет самостоятельно?
(ответы учащихся)
Выставка работ и оценивание.
Спасибо всем! Урок окончен.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Кочеткова Анна Викторовна

Дата: 24.05.2022

Номер свидетельства: 607932

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по изобразительному искусству по теме:«Цвет в композиции»6 класс" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-po-tiemie-tsviet-v-kompozitsii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112091"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408282707"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "План-конспект урока по изобразительному искусству "День народного единства  в произведениях живописи". "
    ["seo_title"] => string(107) "plan-konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-dien-narodnogho-iedinstva-v-proizviedieniiakh-zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "141623"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418143990"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Цветочные узоры Полховского  Майдана "
    ["seo_title"] => string(41) "tsvietochnyie-uzory-polkhovskogho-maidana"
    ["file_id"] => string(6) "198961"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428493116"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства