Этапы урока | Содержание | Формирование УУД, технология оценивания |
действия учителя | действия учеников |
Введение в тему | - Прослушайте стихотворение Владимира Абрамова известного художника и подумайте, что будет являться предметом нашего разговора на уроке? Скажи, скажи художник Какого цвета дождик, Какого цвета ветер, Какого цвета вечер? Скажи какого цвета Зима, весна и лето? Ромашку сделай белой, Гвоздику сделай красной, Лилию – оранжевой, Желтым – одуванчик. И мы увидим тоже: Какого цвета дождик, Какого цвета ветер, Какого цвета вечер, Поймем какого цвета Огромная планета. - О чем мы с вами будем сегодня на уроке разговаривать? - Действительно, сегодня на уроке мы поговорим о цвета. - Когда мы думаем о цвете, то, прежде всего, вспоминаем природу. Мы с нетерпением ждем первых нежных ростков, подтверждающих приход весны. Вид крокусов, внезапно появляющихся из оттаявшей почвы, согревает наши сердца. Пышность и сочность зелени и цветов середины лета позволяет нам почувствовать щедрость земли. Затем начинается потрясающий осенний спектакль в желтых, оранжевых и красных тонах. Заканчивается осень, и приходит зима, покрывая белым снежным одеялом землю, оставляя серыми стволы и ветви деревьев. Мы снова ждем наступления весны. А сколько раз за свою жизнь наблюдаем мы закаты и рассветы, восхищаясь невероятной игрой цвета? Мы сегодня поговорим и о тайнах цвета Итак, тема сегодняшнего урока… (выводят сами дети, учитель редактирует) «Цвет. Основы цветоведения». | Отвечают. (О цвете.) | |
I. Создание проблемной ситуации. | - Предложить ученикам определить цвет предмета в красной вазе - какой квадрат больше – белый или черный? | Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов) | Познавательные действия 1. Находить информацию в учебнике, отделять известное от неизвестного. 2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами. 3. Небольшой пересказ простого текста. 4. Простой план. Регулятивные действия 1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. 2. Работать по предложенному плану, использовать учебник. 3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. Коммуникативные действия 1. Высказывать свои мысли, вступать в беседу. 2. Слушать и понимать других, в т. ч. выразительно читать текст. 3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе. Личностные результаты 1. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. 2. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. 3. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. |
II. Формулирование проблемы. | Какой вопрос возникает? | – Что влияет на восприятие цвета? - Особенности восприятия цвета человеком - При каких условиях человек может воспринимать цвет? - Как человек воспринимает цвет? - Природа возникновение цвета |
III. Выдвижение гипотез. Актуализация знаний. | Может быть, у вас есть какие-то предположения? | Предполагают. Вспоминают то, что знают о живописи. |
- Почему мы воспринимаем растения зелеными? | Ответы учащихся (пигмент - хлорофилл) |
- Часто ли в животном мире встречается зелёный пигмент? | (редко, обычно это такая структура поверхности, например: чешуя крыла бабочки такова, что она усиливает волны с длиной волны соответствующей зеленому цвету, а остальные рассеиваются и поглощаются) |
- А почему небо голубое? | (солнечный свет рассеивается на молекулах газов воздуха именно длина волны соответствующей голубому цвету) |
- какой ярче цвет – красный или голубой? А что происходит при тусклом освещении? | (голубой ярче красного) |
- итак, почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые? | Отвечают. |
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | Учитель предлагает ребятам поработать с текстом учебника, используя технологию продуктивного чтения. До чтения. – Прочитайте заголовок текста, выделенные слова и скажите, о чём будет текст? | (о цвете) |
Проблемы цвета под различными углами зрения изучаются в настоящее время в целом ряде наук и научных дисциплин. Физика изучает энергетическую природу цвета, физиология – процесс восприятия человеческим глазом цвета, психология проблемы восприятия цвета и воздействие его на психику, биология – значение и роль цвета в жизнедеятельность живых и растительных организмов, математика разрабатывает методики измерения цвета. В искусстве, цвет- одно из самых выразительных средств. Цвет – один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. Цветоведение - наука о цвете, которая опирается на научные знания разных дисциплин (наук) ЦВЕТОВЕДЕНИЕ – это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных истории искусства, философии, эстетики, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры. Физика изучает природу цвета Физиология – процесс восприятия цвета человеком Психология – воздействие цвета на психику человека Медицина – фармакологию света (цвета) В теории живописи – художественные и эстетические свойства цвета Наука о цвете возникла очень давно. Еще в IV веке до н. э. в Древней Греции ученый Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления. | |
Задание по рядам (каждый ряд ищет ответ на свои вопросы) 1 ряд. | Без источника света цвета нет, так как цвет – это световые волны определенной длины. Свет распространяется волнами, это вид электромагнитной энергии. Световые волны отражаются или поглощаются поверхностью предметов и представляются нам цветом. Световые волны сами по себе не имеют цвета, цвет возникает только при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. В темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаз попадают лучи солнечного или электрического света - световые волны, у нас возникает ощущение цвета. |
И.Ньютон говорил: « Волновая природа света – основа восприятия цвета – физический фундамент цветоведения» Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи, которые озаряют все на своем пути. В темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаза попадают лучи солнечного или электрического света - световые волны, у нас возникает ощущение цвета. Цвет возникает только при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. Если на пути солнечного света поставить стеклянную трехгранную призму, то белый свет расслоится и образуется разноцветная полоса, которая называется спектром, цвета которого мы хорошо знаем с детства. Давайте вместе назовем эти цвета радуги. (красный , оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). - Короткие волны дают ощущение красных и желтых цветов, а более длинные – синих и фиолетовых. | |
2 ряд. Посмотрите на цветовой круг | Если мы сумеем удалить из спектра один цвет, например, красный, то соединенные посредством линзы все остальные цвета – оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый – в сумме дадут – зеленый цвет. Если же удалим желтый, то все оставшиеся цвета дадут нам один фиолетовый цвет. Этот фиолетовый цвет будет являться дополнительным к желтому, так же как зеленый является дополнительным цветом к красному, а синий – дополнительный к оранжевому. Каждый цвет имеет свой строго определенный дополнительный цвет. И в цветовом круге они расположены друг напротив друга. Дополнительные цвета зрительно усиливают друг друга по насыщенности. |
Цвета видимых нами предметов определяются их способностью отражать только какую-то часть падающего на них «белого» света, то есть какую-то часть спектра, и поглощать другую его часть. Это явление называется избирательным поглощением. Например, зеленое тело отражает только зеленую часть спектра, а остальные лучи поглощает. Если на это тело посмотреть через красное стекло, оно покажется нам черным, так как красное стекло в свою очередь поглотило отраженные телом зеленые лучи (а остальные были поглощены самим телом). (И. И. Машков. «Синие сливы», И.Э.Грабарь. «Неприбранный стол») Предлагаю самостоятельно найти примеры использования контраста дополнительных цветов художниками на картинах пролистав учебник. | |
3 ряд Назовите три основных цвета? Почему именно эти цвета относятся к основным Как называются остальные цвета в цветовом круге? Назовите их А какие цвета называются родственными? Приведите примеры родственных цветов. | Красный, желтый и синий – основные цвета, или первичные. Их нельзя получить смешиванием. Смешивая основные цвета попарно в равных долях, можно получить составные цвета – оранжевый, зеленый и фиолетовый. Цвета, расположенные рядом в цветовом круге, можно назвать родственными или близкими. |
При соседстве не дополнительных, а родственных цветов, возникает впечатление уменьшения насыщенности. Посмотрите репродукции картин Ф.А. Васильева «Морской луг», и И.И. Шишкина «Дубовая роща». Найдите в учебнике другие примеры использования родственных цветов. | Находят примеры |
Посмотрите на репродукции работ В.Ван ГОГА. «Подсолнухи» и В.Э. Борисова – Мусатова «Дама в голубом». Какую особенность колорита вы замечаете? Приведите примеры холодных цветов, теплых. С чем ассоциируются эти цвета? С их свойствами и влиянием на ощущения человека мы рассмотрим на следующем уроке. В паре дополнительных цветов – один теплый, другой – холодный. Понимание закона контрастов позволяет добиваться впечатления цвета, изменять оттенок любого цвета, зрительно повышая или понижая его насыщенность. | Холодный и теплый колорит. |
Все спектральные цвета составляют так называемую хроматическую («цветную») шкалу цветов. Но в цветовом круге в спектре отсутствуют белый и черный цвета, а так же промежуточные цвета – большой ряд серых тонов. Это будет другая шкала цветов — ахроматическая(«бесцветная»). "Хрома, хромас" - в переводе с греческого означает "цвет". Для изобразительного искусства законы научного цветоведения важны. Осознавать состав цвета – это одно, а понимать, как воздействует цвет, его восприятия человеком – другое. | |
| Белые предметы отражают весь спектр, а черные, наоборот, весь спектр поглощают. Белый квадрат на черном фоне выглядит крупнее, чем точно такой же чёрный квадрат на белом фоне. |
V. Выражение решения проблемы. | Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него. | Отвечают. |
VI. Применение знаний (продуктивные задания). | Выполнение декоративной творческой работы на взаимодействие цветовых пятен. - родственными (близкими) цветами; - теплые цвета; - холодные цвета; - контраст дополнительных цветов; - ахроматические цвета; Учитель предлагает ребятам выполнить рисунок в тёплом или холодном колорите, изучив образцы. Можно использовать смешанную технику: основной цвет нанести акварелью (гуашью), а прорисовку выполнить акварельными карандашами, тушью, гелевой ручкой или. Если ученик выполнил работу быстро, то можно предложить ему затонировать фон. До начала выполнения практической работы давайте вспомним правила работы на уроке: Аккуратно смачивать кисть в воде, не стучать ею по банке Каждый раз промывать кисть после краски Использовать палитру, не пачкать краски Лишнюю краску убрать кистью, слегка отжав её о край банки Работа считается законченной, если выполнена в цвете Можно говорить шёпотом (по теме урока), обратиться к учителю с вопросом, подняв руку, нельзя нарушать рабочую обстановку на уроке. Во время практической работы учитель контролирует правильность организации рабочего места, правильностью выполнения приемов работы, оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения. | Выполняют. | |
VII. Итог урока. Рефлексия. | Учитель предлагает ученикам продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность, обобщить полученные знания. Какое настроение, ощущение возникает у вас, глядя на эти рисунки? Почему у вас возникает такое ощущение? Посмотрите, как выражают чувства через цветовые пятна другие ребята. Подумайте, во время просмотра, как бы вы назвали эти работы. Несколько учеников демонстрируют технологию оценивания для всего класса по следующему алгоритму: Что тебе нужно было сделать? Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок? Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей? Как бы ты оценил свою работу? Работая красками, необходимо учитывать влияние цветов друг на друга, то есть писать цветовыми отношениями. Правильно найденные в картине цветовые отношения помогают видеть красоту окружающего мира и красоту самого произведения. | | |
VIII. Домашнее задание. | – Принести альбом, карандаш, гуашь, кисти № 2, 6, Рабочую тетрадь. - А также предлагаю желающим найти ответ- почему закат красный? | Записывают. | |