Тема. Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы».
Тема. Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы».
Огарок Аурелия Семеновна
учитель изобразительного искусства
ДОШ I-III ступеней № 97
6 КЛАСС
Тема. Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы».
Цель урока: расширить понятие о цвете в живописи, основах цветоведения: цветовом круге, основных, составных, теплых и холодных цветах, контрасте и нюансе, насыщенности цвета и его светлоте; учить применять полученные знания в практической работе; развивать цветочувствительность, образное мышление, наблюдательность; совершенствовать навыки работы красками; прививать интерес и любовь к изобразительному искусству.
Тип урока: комбинированный.
Техника исполнения: живопись.
Оборудование: для учителя – таблица «Наше настроение», презентация «Цвет. Основы цветоведения», детские работы по теме, аудиозаписи инструментальной музыки.
для учащихся – лист формата А4, простой карандаш, акварель, гуашь, палитра, кисти.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Ребята, на таблице «Наше настроение» изображены три личика-смайлика в разном настроении:
улыбающийся,
равнодушный,
грустный.
У меня сейчас настроение хорошее, я рада вас видеть. А какое настроение у вас? У кого настроение соответствует смайлику № 1, № 2, № 3? Почему? Я надеюсь, что наша совместная работа вам понравится, и настроение по окончании урока у всех будет прекрасным.
Объявление темы и цели урока
Тема нашего урока: Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства ограниченной палитрой «Царство Снежной королевы», «Изумрудный город».
Актуализация опорных знаний
Сегодня мы будем говорить о свойствах, многообразии и гармоничном сочетании цветов. И поможет нам в этом наука ЦВЕТОВЕДЕНИЕ.
С некоторыми из законов цветоведения вы познакомились еще в младших классах.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: (Слайды3, 6-8, 10-11)
Как называется вид изобразительного искусства, главным выразительным средством которого является цвет? /живопись/.
Перечислите основные (первичные) цвета? /желтый, красный, синий/.
Как называются цвета, которые получаются при смешивании основных? /составные (вторичные) цвета – оранжевый, зеленый, фиолетовый/.
Назовите теплые и холодные цвета. Какие ассоциации они у вас вызывают? /теплые ассоциируются с солнцем и огнем, а холодные – с водой, морем, зимой/.
Как переводится слово «хромос» с греческого языка? /цвет/.
Как художники называют цветные и бесцветные цвета? /хроматические, ахроматические/.
Чем эти группы цветов отличаются? /у хроматических есть цвет и тон, а у ахроматических - только тон/.
Мотивация учебной деятельности
Мы видим мир цветным, и цвет оказывает на нас огромное воздействие. Цвет столь сложное и загадочное явление, что его изучают многие науки, причем, с совершенно разных позиций. Физика изучает энергетическую природу цвета, математика – способы измерения цвета, биология – значение цвета в жизнедятельности животных и растений.
Для художника видимый цветной мир – это мир наших жизненных переживаний, наших чувств и представлений о красоте.
Изучение нового материала
Демонстрация презентации «Цвет. Цветоведение».
Итак, ЦВЕТОВЕДЕНИЕ – наука о цвете.
История открытия цветового спектра.
(Слайды 4-5)
В 1676 году физик Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр, который содержал 7 цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый (радуга).
Если разложить эти цвета в горизонтальную цветовую линию, то получим картинку цветового спектра, которую способен увидеть человеческий глаз. За границей красного и фиолетового лежат невидимые человеческим глазом цвета - инфракрасный и ультрафиолет.
Для удобства работы художников из видимого цветового спектра был создан ЦВЕТОВОЙ КРУГ - геометрический порядок цветов, содержащий основные (первичные), составные (вторичные) и третичные цвета.
(Слайд 9)
СБЛИЖЕННЫЕ ЦВЕТА – находятся в цветовом круге друг рядом с другом, или получены путем их смешивания.
НЮАНС — это едва уловимый переход, оттенок в цвете.
КОНТРАСТНЫЕ ЦВЕТА - находятся в цветовом круге друг напротив друга, полная противоположность.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА – самые большие цветовые контрасты. Один из них – всегда основной, второй – составной.
Пары дополнительных хроматических цветов (Слайд 12)
КРАСНЫЙ – ЗЕЛЕНЫЙ
СИНИЙ – ОРАНЖЕВЫЙ
ЖЕЛТЫЙ – ФИОЛЕТОВЫЙ
Дети, скажите, пожалуйста:
На каком фоне дополнительные цвета выглядят ярче? Друг на друге или на нейтральном сером? /друг на друге/.
Что можно сказать по этому поводу о черном и белом цветах?
/то же самое/.
Контрастные ахроматические цвета
ЧЕРНЫЙ – БЕЛЫЙ
Поговорим о НАСЫЩЕННОСТИ ЦВЕТА.
(Слайд 13)
Цвет может быть светлее или темнее, т.е. имеет насыщенность. Чтобы ее показать, каждый сектор цветового круга разбит на несколько полос: в центре находится исходный (чистый) цвет, внутри от него расположены светлые оттенки, полученные путем добавления в разных пропорциях белого цвета, снаружи от него - темные оттенки, полученные при помощи добавления, соответственно, черного цвета в разных пропорциях.
Картина может быть написана в контрастной цветовой гамме или в нюансной, сближенной.
Ответьте, пожалуйста:
В какой цветовой гамме выполнены следующие картины?
(Слайды 15-16)
Сегодня вам нужно изобразить свои фантазийные города и страны при помощи оттенков сближенных, родственных цветов теплой или холодной цветовой гаммы, в зависимости от того, какая вам подойдет для выполнения поставленной цели. Вы можете придумать сказочный Изумрудный город, Дворец Снежной королевы, Розовую страну, Страну золотого солнца и т.д.
Посмотрите, пожалуйста, на варианты композиций. (Слайды 17-22)
Подумайте, на каком формате (вертикальном, горизонтальном) лучше закомпоновать объект изображения. Дворцы и города изображайте из различных комбинаций геометрических фигур. (Учитель при помощи педагогического рисунка демонстрирует на доске пример построения дворца).
Практическая деятельность учащихся
Упражнение «Цветовые ассоциации».
Альбомный лист нужно разделить простым карандашом на 4 части. В каждом из получившихся прямоугольников необходимо подобрать цветовые пятна, соответствующие одному из четырех времен года. (Задание выполнятся очень быстро).
Композиция «Сказочный город».
Обучающиеся выполняют творческую композицию.
(Фоном звучит инструментальная музыка).
Подведение итогов урока
Учащиеся представляют у доски свои фантазийные композиции, совместно с учителем анализируют и оценивают их. Учитель выделяет наиболее удачные работы.
Домашнее задание
Наблюдать многообразие оттенков цветов в окружающей среде.
Используемые ресурсы:
Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2008.
2. http://maxlozovski.com/articles/kak-podobrat-cvet/ - Статья «Построение цветового круга и сочетание цветов».
Просмотр содержимого документа
«Тема. Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы».»
Аннотация к уроку
Данный урок является логическим продолжением в системе уроков по теме «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка», 7 по счету. Урок разработан в соответствии с программой и с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
Этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, изучения нового материала, практической работы, подведения итогов обучения, определения домашнего задания.
Формы организации работы:
учителя: информационная, консультационная.
обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
При изложении материала, используется мультимедийная презентация по теме. Визуальный материал способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и повышает мотивацию учащихся к изучению предмета.
Огарок Аурелия Семеновна
учитель изобразительного искусства
ДОШ I-III ступеней № 97
6 КЛАСС
Тема. Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы».
Цель урока: расширить понятие о цвете в живописи, основах цветоведения: цветовом круге, основных, составных, теплых и холодных цветах, контрасте и нюансе, насыщенности цвета и его светлоте; учить применять полученные знания в практической работе; развивать цветочувствительность, образное мышление, наблюдательность; совершенствовать навыки работы красками; прививать интерес и любовь к изобразительному искусству.
Тип урока: комбинированный.
Техника исполнения: живопись.
Оборудование: для учителя – таблица «Наше настроение», презентация «Цвет. Основы цветоведения», детские работы по теме, аудиозаписи инструментальной музыки.
для учащихся – лист формата А4, простой карандаш, акварель, гуашь, палитра, кисти.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Ребята, на таблице «Наше настроение» изображены три личика-смайлика в разном настроении:
улыбающийся,
равнодушный,
грустный.
У меня сейчас настроение хорошее, я рада вас видеть. А какое настроение у вас? У кого настроение соответствует смайлику № 1, № 2, № 3? Почему? Я надеюсь, что наша совместная работа вам понравится, и настроение по окончании урока у всех будет прекрасным.
Объявление темы и цели урока
Тема нашего урока:Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства ограниченной палитрой «Царство Снежной королевы», «Изумрудный город».
Актуализация опорных знаний
Сегодня мы будем говорить о свойствах, многообразии и гармоничном сочетании цветов. И поможет нам в этом наука ЦВЕТОВЕДЕНИЕ.
С некоторыми из законов цветоведения вы познакомились еще в младших классах.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: (Слайды3, 6-8, 10-11)
Как называется вид изобразительного искусства, главным выразительным средством которого является цвет? /живопись/.
Перечислите основные (первичные) цвета? /желтый, красный, синий/.
Как называются цвета, которые получаются при смешивании основных? /составные (вторичные) цвета – оранжевый, зеленый, фиолетовый/.
Назовите теплые и холодные цвета. Какие ассоциации они у вас вызывают? /теплые ассоциируются с солнцем и огнем, а холодные – с водой, морем, зимой/.
Как переводится слово «хромос» с греческого языка? /цвет/.
Как художники называют цветные и бесцветные цвета? /хроматические, ахроматические/.
Чем эти группы цветов отличаются? /у хроматических есть цвет и тон, а у ахроматических - только тон/.
Мотивация учебной деятельности
Мы видим мир цветным, и цвет оказывает на нас огромное воздействие. Цвет столь сложное и загадочное явление, что его изучают многие науки, причем, с совершенно разных позиций. Физика изучает энергетическую природу цвета, математика – способы измерения цвета, биология – значение цвета в жизнедятельности животных и растений.
Для художника видимый цветной мир – это мир наших жизненных переживаний, наших чувств и представлений о красоте.
Изучение нового материала
Демонстрация презентации «Цвет. Цветоведение».
Итак, ЦВЕТОВЕДЕНИЕ – наука о цвете.
История открытия цветового спектра.
(Слайды 4-5)
В 1676 году физик Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр, который содержал 7 цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый (радуга).
Если разложить эти цвета в горизонтальную цветовую линию, то получим картинку цветового спектра, которую способен увидеть человеческий глаз. За границей красного и фиолетового лежат невидимые человеческим глазом цвета - инфракрасный и ультрафиолет.
Для удобства работы художников из видимого цветового спектра был создан ЦВЕТОВОЙ КРУГ - геометрический порядок цветов, содержащий основные (первичные), составные (вторичные) и третичные цвета.
(Слайд 9)
СБЛИЖЕННЫЕ ЦВЕТА – находятся в цветовом круге друг рядом с другом, или получены путем их смешивания.
НЮАНС — это едва уловимый переход, оттенок в цвете.
КОНТРАСТНЫЕ ЦВЕТА - находятся в цветовом круге друг напротив друга, полная противоположность.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА – самые большие цветовые контрасты. Один из них – всегда основной, второй – составной.
Пары дополнительных хроматических цветов (Слайд 12)
КРАСНЫЙ – ЗЕЛЕНЫЙ
СИНИЙ – ОРАНЖЕВЫЙ
ЖЕЛТЫЙ – ФИОЛЕТОВЫЙ
Дети, скажите, пожалуйста:
На каком фоне дополнительные цвета выглядят ярче? Друг на друге или на нейтральном сером? /друг на друге/.
Что можно сказать по этому поводу о черном и белом цветах?
/то же самое/.
Контрастные ахроматические цвета
ЧЕРНЫЙ – БЕЛЫЙ
Поговорим о НАСЫЩЕННОСТИ ЦВЕТА.
(Слайд 13)
Цвет может быть светлее или темнее, т.е. имеет насыщенность. Чтобы ее показать, каждый сектор цветового круга разбит на несколько полос: в центре находится исходный (чистый) цвет, внутри от него расположены светлые оттенки, полученные путем добавления в разных пропорциях белого цвета, снаружи от него - темные оттенки, полученные при помощи добавления, соответственно, черного цвета в разных пропорциях.
Картина может быть написана в контрастной цветовой гамме или в нюансной, сближенной.
Ответьте, пожалуйста:
В какой цветовой гамме выполнены следующие картины?
(Слайды 15-16)
Сегодня вам нужно изобразить свои фантазийные города и страны при помощи оттенков сближенных, родственных цветов теплой или холодной цветовой гаммы, в зависимости от того, какая вам подойдет для выполнения поставленной цели. Вы можете придумать сказочный Изумрудный город, Дворец Снежной королевы, Розовую страну, Страну золотого солнца и т.д.
Подумайте, на каком формате (вертикальном, горизонтальном) лучше закомпоновать объект изображения. Дворцы и города изображайте из различных комбинаций геометрических фигур. (Учитель при помощи педагогического рисунка демонстрирует на доске пример построения дворца).
Практическая деятельность учащихся
Упражнение «Цветовые ассоциации».
Альбомный лист нужно разделить простым карандашом на 4 части. В каждом из получившихся прямоугольников необходимо подобрать цветовые пятна, соответствующие одному из четырех времен года. (Задание выполнятся очень быстро).
Композиция «Сказочный город».
Обучающиеся выполняют творческую композицию.
(Фоном звучит инструментальная музыка).
Подведение итогов урока
Учащиеся представляют у доски свои фантазийные композиции, совместно с учителем анализируют и оценивают их. Учитель выделяет наиболее удачные работы.
Домашнее задание
Наблюдать многообразие оттенков цветов в окружающей среде.
Используемые ресурсы:
Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2008.
http://maxlozovski.com/articles/kak-podobrat-cvet/ - Статья «Построение цветового круга и сочетание цветов».