kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЦВЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 6. Цвет в произведениях живописи

Цели деятельности учителя

Формировать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ; учить активно воспринимать произведения искусства, понимать изобразительные метафоры, создавать творческие композиционные работы по воображению

Тип урока

Изучение новых знаний

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся самостоятельно классифицировать группы цветов, сравнивать цветовые отношения по заданным критериям; понимать суть цветовых отношений.

Метапредметные: научатся определять цель, ставить проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге, адекватно принимать и сохранять учебную задачу, работать в группе, обмениваться мнениями, понимать позицию партнера; получать эстетическое наслаждение от произведений искусства.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, будут готовы к сотрудничеству в разных учебных ситуациях

Методы и формы

обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный; фронтальная, групповая и индивидуальная

Образовательные ресурсы

· http://ru.wikipedia.org/wiki

· http://www.artsait.ru

Оборудование

Гуашь, кисть, тонированная бумага, палитра

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукции картин: И. Э. Грабарь «Осень. Рябина и березы», З. К. Церетели «Цветы», О. Ренуар «Пейзаж в Эстаке».

Мультимедийный ряд: презентация «Колорит»

Основные понятия и термины

Цветовые отношения, локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета

 

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы

Скажи, скажи, художник, 
Какого цвета дождик, 
Какого цвета ветер, 
Какого цвета вечер?

                         М. Бромлей

– Мир, окружающий нас, удивляет и радует разнообразием цвета.

Цвет можно по-разному воспринимать, цветом можно мыслить и конструировать. Цвет – живописное средство, которое делает этот мир неповторимым.

Существует такая легенда: однажды в Древней Греции художник

по имени Апеллес нарисовал гроздь винограда и оставил картину

на террасе. Через некоторое время он заметил, что птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.

О чем говорит эта легенда? С помощью разноцветных красок можно очень живо и точно нарисовать мир!

Живопись – это вид искусства, в котором цвет играет главную роль.

История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека и заканчивается новейшими течениями живописи нашего времени. На протяжении веков техника живописи постоянно совершенствовалась, запечатлевая сложный мир человеческих чувств,  тончайшие изменения в природе, философские идеи и фантастические образы. Все это художники передавали с помощью многообразия цвета, живым смешением красок добиваясь богатства оттенков, цвето-

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Ставят перед собой цель

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют

цель, проблему

в учебной деятельности.

Личностные: осознают свои интересы (цветовые отношения, живое смешение красок)

 

 

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

вых контрастов, цветовых соотношений. Все это лежит в основе живописи и называется цветовыми отношениями. О них мы и поговорим сегодня поподробнее. (Слайды № 3–4.)

 

 

 

 

II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный.

Практический

1. Разделимся на две группы: одна группа создает из геометрических фигур замок для Снежной королевы, другая – дворец для жар-птицы.

– Почему вы выбрали для замка Снежной королевы фигуры данных цветов? (Синий, голубой…)

– Назовите эти цвета одним словом! (Холодные.) (Слайд № 5.)

– Почему вы выбрали для дворца жар-птицы фигуры данных цветов? (Красный, желтый, оранжевый…)

– Назовите эти цвета одним словом! (Теплые.) (Слайд № 6.)

А теперь рассмотрим разные предметы. Все, что вы видите, имеет

не только форму, но и цвет. Вы можете его легко определить: ябло-
ко – желтое, чашка – красная, скатерть – синяя.

Локальный цвет предмета – это те чистые, несмешанные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами как их объективные, неизменные свойства.

Локальный цвет – основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний. (Слайды № 7–11.)

Основной цвет снега – белый. Но представьте, вот скользнул луч солнца и набежала тучка… Под влиянием света, воздуха, объединения с другими цветами один и тот же локальный цвет приобретает  различный тон в тени и на свету.

– Рассмотрите белую розу! Сколько и каких оттенков локального цвета вы видите? От латинского слова color, обозначающего «цвет», «краска», происходит понятие колорит. Колорит раскрывает образную мысль художника, содержание, которое художник вкладывает
в свое произведение. (Слайды № 12–20.)

Делят цвета

на две группы и сравнивают их по заданным критериям. Определяют оттенки локального цвета. Знакомятся с художественными произведениями, анализируют по заданному алгоритму

Групповая и индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно классифицируют группы цветов; сравнивают цветовые отношения по за-данным критериям.

Коммуникативные: излагают свое мнение; работают в группе, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера; получают эстетическое наслаждение от произведений искусства

 

 

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

2. Художественный анализ произведений: О. Ренуар «Скалы в Эстаке», О. Ренуар «Пейзаж в Эстаке». (Слайд № 12.)

Алгоритм анализа:

– Какие соотношения цветов выбрал художник, чтобы передать образ осени, вечера, выразить таинственность, нежность, величие?

– Какие настроения вызывают теплые и холодные цвета?

– Зачем художники определяют качество цвета через отношение теплого и холодного?

 

 

 

 

III. Творческая практическая деятельность

Репродуктивный

– Рассмотрим репродукцию картины З. К. Церетели «Цветы». Какие эмоции вызвало у вас это произведение?

Задание: живописное изображение букета по воображению.

Передача настроения по выбору: радостное, грустное.

Воспользуйся алгоритмом построения натюрморта:

1. Подготовительный этап – наметим контуры всех предметов светлыми линиями.

2. Первый этап – приготовление малонасыщенной смеси и нанесение на все части рисунков.

3. Второй этап – передаем освещенность и объем, прокладываем прозрачными, но темными красками.

4. Третий этап – моделируем объем и пространство более тонкими оттенками цвета.

5. Последний этап – обобщаем цвета, смягчаем контуры.

Выполните задание (с. 46)

Творческий поиск на основе алгоритма. Выбор колорита в соответствии с настроением

Индивидуальная работа

Познавательные: различают цветовые отношения и их возможности.

Регулятивные:

принимают

и сохраняют учебную задачу.

Личностные: осознают свои возможности

в учении

 

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Беседа

в форме «вопрос – ответ».

Выставка работ учащихся

Выставка работ. (Обсуждает с классом значение эмоционального настроя для творчества.)

– О каких цветовых отношениях вы узнали на уроке?

– Что показалось самым трудным?

– Дайте эмоциональное название созданным букетам!

Соответствуют ли наши названия (по эмоциональной окраске) тем названиям, которые вы дали своим букетам

Формулируют ответ, участвуют в диалоге
с учителем.

Проявляют интерес к работам своих то-

Фронтальная работа

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге.

Личностные:

способны адекватно рассуж-

 

 

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

варищей.

Дают название букетам
товарищей

и сравнивают их с первоначальными названиями

 

дать о причинах своего успеха или неуспеха при решении практической задачи

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«ЦВЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ »

Урок 6. Цвет в произведениях живописи

Цели деятельности учителя

Формировать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ; учить активно воспринимать произведения искусства, понимать изобразительные метафоры, создавать творческие композиционные работы по воображению

Тип урока

Изучение новых знаний

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся самостоятельно классифицировать группы цветов, сравнивать цветовые отношения по заданным критериям; понимать суть цветовых отношений.

Метапредметные: научатся определять цель, ставить проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге, адекватно принимать и сохранять учебную задачу, работать в группе, обмениваться мнениями, понимать позицию партнера; получать эстетическое наслаждение от произведений искусства.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, будут готовы к сотрудничеству в разных учебных ситуациях

Методы и формы

обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный; фронтальная, групповая и индивидуальная

Образовательные ресурсы

 http://ru.wikipedia.org/wiki

 http://www.artsait.ru

Оборудование

Гуашь, кисть, тонированная бумага, палитра

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукции картин: И. Э. Грабарь «Осень. Рябина и березы», З. К. Церетели «Цветы», О. Ренуар «Пейзаж в Эстаке».

Мультимедийный ряд: презентация «Колорит»

Основные понятия и термины

Цветовые отношения, локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы

Скажи, скажи, художник, 
Какого цвета дождик, 
Какого цвета ветер, 
Какого цвета вечер?

М. Бромлей

– Мир, окружающий нас, удивляет и радует разнообразием цвета.

Цвет можно по-разному воспринимать, цветом можно мыслить и конструировать. Цвет – живописное средство, которое делает этот мир неповторимым.

Существует такая легенда: однажды в Древней Греции художник

по имени Апеллес нарисовал гроздь винограда и оставил картину

на террасе. Через некоторое время он заметил, что птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.

О чем говорит эта легенда? С помощью разноцветных красок можно очень живо и точно нарисовать мир!

Живопись – это вид искусства, в котором цвет играет главную роль.

История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека и заканчивается новейшими течениями живописи нашего времени. На протяжении веков техника живописи постоянно совершенствовалась, запечатлевая сложный мир человеческих чувств, тончайшие изменения в природе, философские идеи и фантастические образы. Все это художники передавали с помощью многообразия цвета, живым смешением красок добиваясь богатства оттенков, цвето-

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Ставят перед собой цель

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют

цель, проблему

в учебной деятельности.

Личностные: осознают свои интересы (цветовые отношения, живое смешение красок)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



вых контрастов, цветовых соотношений. Все это лежит в основе живописи и называется цветовыми отношениями. О них мы и поговорим сегодня поподробнее. (Слайды № 3–4.)





II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный.

Практический

1. Разделимся на две группы: одна группа создает из геометрических фигур замок для Снежной королевы, другая – дворец для жар-птицы.

– Почему вы выбрали для замка Снежной королевы фигуры данных цветов? (Синий, голубой…)

– Назовите эти цвета одним словом! (Холодные.) (Слайд № 5.)

– Почему вы выбрали для дворца жар-птицы фигуры данных цветов? (Красный, желтый, оранжевый…)

– Назовите эти цвета одним словом! (Теплые.) (Слайд № 6.)

А теперь рассмотрим разные предметы. Все, что вы видите, имеет

не только форму, но и цвет. Вы можете его легко определить: ябло-
ко – желтое, чашка – красная, скатерть – синяя.

Локальный цвет предмета – это те чистые, несмешанные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами как их объективные, неизменные свойства.

Локальный цвет – основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний. (Слайды № 7–11.)

Основной цвет снега – белый. Но представьте, вот скользнул луч солнца и набежала тучка… Под влиянием света, воздуха, объединения с другими цветами один и тот же локальный цвет приобретает различный тон в тени и на свету.

– Рассмотрите белую розу! Сколько и каких оттенков локального цвета вы видите? От латинского слова color, обозначающего «цвет», «краска», происходит понятие колорит. Колорит раскрывает образную мысль художника, содержание, которое художник вкладывает
в свое произведение. (Слайды № 12–20.)

Делят цвета

на две группы и сравнивают их по заданным критериям. Определяют оттенки локального цвета. Знакомятся с художественными произведениями, анализируют по заданному алгоритму

Групповая и индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно классифицируют группы цветов; сравнивают цветовые отношения по за-данным критериям.

Коммуникативные: излагают свое мнение; работают в группе, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера; получают эстетическое наслаждение от произведений искусства


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



2. Художественный анализ произведений: О. Ренуар «Скалы в Эстаке», О. Ренуар «Пейзаж в Эстаке». (Слайд № 12.)

Алгоритм анализа:

– Какие соотношения цветов выбрал художник, чтобы передать образ осени, вечера, выразить таинственность, нежность, величие?

– Какие настроения вызывают теплые и холодные цвета?

– Зачем художники определяют качество цвета через отношение теплого и холодного?





III. Творческая практическая деятельность

Репродуктивный

– Рассмотрим репродукцию картины З. К. Церетели «Цветы». Какие эмоции вызвало у вас это произведение?

Задание: живописное изображение букета по воображению.

Передача настроения по выбору: радостное, грустное.

Воспользуйся алгоритмом построения натюрморта:

1. Подготовительный этап – наметим контуры всех предметов светлыми линиями.

2. Первый этап – приготовление малонасыщенной смеси и нанесение на все части рисунков.

3. Второй этап – передаем освещенность и объем, прокладываем прозрачными, но темными красками.

4. Третий этап – моделируем объем и пространство более тонкими оттенками цвета.

5. Последний этап – обобщаем цвета, смягчаем контуры.

Выполните задание (с. 46)

Творческий поиск на основе алгоритма. Выбор колорита в соответствии с настроением

Индивидуальная работа

Познавательные: различают цветовые отношения и их возможности.

Регулятивные:

принимают

и сохраняют учебную задачу.

Личностные: осознают свои возможности

в учении


IV. Итоги урока.

Рефлексия

Беседа

в форме «вопрос – ответ».

Выставка работ учащихся

Выставка работ. (Обсуждает с классом значение эмоционального настроя для творчества.)

– О каких цветовых отношениях вы узнали на уроке?

– Что показалось самым трудным?

– Дайте эмоциональное название созданным букетам!

Соответствуют ли наши названия (по эмоциональной окраске) тем названиям, которые вы дали своим букетам

Формулируют ответ, участвуют в диалоге
с учителем.

Проявляют интерес к работам своих то-

Фронтальная работа

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге.

Личностные:

способны адекватно рассуж-


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7




варищей.

Дают название букетам
товарищей

и сравнивают их с первоначальными названиями


дать о причинах своего успеха или неуспеха при решении практической задачи






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ЦВЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ

Автор: Стецурина Оксана Владимировна

Дата: 18.01.2015

Номер свидетельства: 157556

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Урок изобразительного искусства в 6 классе "Цвет в произведениях живописи" "
    ["seo_title"] => string(82) "urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-6-klassie-tsviet-v-proizviedieniiakh-zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "243483"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445754592"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Цвет в произведениях живописи 6 класс"
    ["seo_title"] => string(44) "tsviet-v-proizviedieniiakh-zhivopisi-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "261787"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449207989"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "План-конспект урока по изобразительному искусству "День народного единства  в произведениях живописи". "
    ["seo_title"] => string(107) "plan-konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-dien-narodnogho-iedinstva-v-proizviedieniiakh-zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "141623"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418143990"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект занятия «Мороз и солнце – день чудесный. Яркий насыщенный колорит в живописи»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_zaniatiia_moroz_i_solntsie_dien_chudiesnyi_iarkii_nasyshchiennyi_kolor"
    ["file_id"] => string(6) "440690"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1511623339"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Композиция в живописи: пейзажный жанр (марина),  изменчивая форма и цвет, выразительные способы художественных техник и приемы изображения. "
    ["seo_title"] => string(156) "kompozitsiia-v-zhivopisi-pieizazhnyi-zhanr-marina-izmienchivaia-forma-i-tsviet-vyrazitiel-nyie-sposoby-khudozhiestviennykh-tiekhnik-i-priiemy-izobrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "244226"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445885725"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства