Урок 6. Цвет в произведениях живописи
Цели деятельности учителя
Формировать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ; учить активно воспринимать произведения искусства, понимать изобразительные метафоры, создавать творческие композиционные работы по воображению
Тип урока
Изучение новых знаний
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: научатся самостоятельно классифицировать группы цветов, сравнивать цветовые отношения по заданным критериям; понимать суть цветовых отношений.
Метапредметные: научатся определять цель, ставить проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге, адекватно принимать и сохранять учебную задачу, работать в группе, обмениваться мнениями, понимать позицию партнера; получать эстетическое наслаждение от произведений искусства.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, будут готовы к сотрудничеству в разных учебных ситуациях
Методы и формы
обучения
Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный; фронтальная, групповая и индивидуальная
Образовательные ресурсы
· http://ru.wikipedia.org/wiki
· http://www.artsait.ru
Оборудование
Гуашь, кисть, тонированная бумага, палитра
Наглядно-демонстрационный материал
Репродукции картин: И. Э. Грабарь «Осень. Рябина и березы», З. К. Церетели «Цветы», О. Ренуар «Пейзаж в Эстаке».
Мультимедийный ряд: презентация «Колорит»
Основные понятия и термины
Цветовые отношения, локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Формы
организации совзаимодействия
Формируемые
умения
(универсальные учебные действия)
Промежуточный контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Организационный
момент
Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?
М. Бромлей
– Мир, окружающий нас, удивляет и радует разнообразием цвета.
Цвет можно по-разному воспринимать, цветом можно мыслить и конструировать. Цвет – живописное средство, которое делает этот мир неповторимым.
Существует такая легенда: однажды в Древней Греции художник
по имени Апеллес нарисовал гроздь винограда и оставил картину
на террасе. Через некоторое время он заметил, что птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.
О чем говорит эта легенда? С помощью разноцветных красок можно очень живо и точно нарисовать мир!
Живопись – это вид искусства, в котором цвет играет главную роль.
История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека и заканчивается новейшими течениями живописи нашего времени. На протяжении веков техника живописи постоянно совершенствовалась, запечатлевая сложный мир человеческих чувств, тончайшие изменения в природе, философские идеи и фантастические образы. Все это художники передавали с помощью многообразия цвета, живым смешением красок добиваясь богатства оттенков, цвето-
Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Ставят перед собой цель
Фронтальная работа
Регулятивные: определяют
цель, проблему
в учебной деятельности.
Личностные: осознают свои интересы (цветовые отношения, живое смешение красок)
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
вых контрастов, цветовых соотношений. Все это лежит в основе живописи и называется цветовыми отношениями. О них мы и поговорим сегодня поподробнее. (Слайды № 3–4.)
II. Изучение нового материала
Объяснительно-иллюстративный.
Практический
1. Разделимся на две группы: одна группа создает из геометрических фигур замок для Снежной королевы, другая – дворец для жар-птицы.
– Почему вы выбрали для замка Снежной королевы фигуры данных цветов? (Синий, голубой…)
– Назовите эти цвета одним словом! (Холодные.) (Слайд № 5.)
– Почему вы выбрали для дворца жар-птицы фигуры данных цветов? (Красный, желтый, оранжевый…)
– Назовите эти цвета одним словом! (Теплые.) (Слайд № 6.)
А теперь рассмотрим разные предметы. Все, что вы видите, имеет
не только форму, но и цвет. Вы можете его легко определить: ябло-
ко – желтое, чашка – красная, скатерть – синяя.
Локальный цвет предмета – это те чистые, несмешанные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами как их объективные, неизменные свойства.
Локальный цвет – основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний. (Слайды № 7–11.)
Основной цвет снега – белый. Но представьте, вот скользнул луч солнца и набежала тучка… Под влиянием света, воздуха, объединения с другими цветами один и тот же локальный цвет приобретает различный тон в тени и на свету.
– Рассмотрите белую розу! Сколько и каких оттенков локального цвета вы видите? От латинского слова color, обозначающего «цвет», «краска», происходит понятие колорит. Колорит раскрывает образную мысль художника, содержание, которое художник вкладывает
в свое произведение. (Слайды № 12–20.)
Делят цвета
на две группы и сравнивают их по заданным критериям. Определяют оттенки локального цвета. Знакомятся с художественными произведениями, анализируют по заданному алгоритму
Групповая и индивидуальная работа
Познавательные: самостоятельно классифицируют группы цветов; сравнивают цветовые отношения по за-данным критериям.
Коммуникативные: излагают свое мнение; работают в группе, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера; получают эстетическое наслаждение от произведений искусства
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
2. Художественный анализ произведений: О. Ренуар «Скалы в Эстаке», О. Ренуар «Пейзаж в Эстаке». (Слайд № 12.)
Алгоритм анализа:
– Какие соотношения цветов выбрал художник, чтобы передать образ осени, вечера, выразить таинственность, нежность, величие?
– Какие настроения вызывают теплые и холодные цвета?
– Зачем художники определяют качество цвета через отношение теплого и холодного?
III. Творческая практическая деятельность
Репродуктивный
– Рассмотрим репродукцию картины З. К. Церетели «Цветы». Какие эмоции вызвало у вас это произведение?
Задание: живописное изображение букета по воображению.
Передача настроения по выбору: радостное, грустное.
Воспользуйся алгоритмом построения натюрморта:
1. Подготовительный этап – наметим контуры всех предметов светлыми линиями.
2. Первый этап – приготовление малонасыщенной смеси и нанесение на все части рисунков.
3. Второй этап – передаем освещенность и объем, прокладываем прозрачными, но темными красками.
4. Третий этап – моделируем объем и пространство более тонкими оттенками цвета.
5. Последний этап – обобщаем цвета, смягчаем контуры.
Выполните задание (с. 46)
Творческий поиск на основе алгоритма. Выбор колорита в соответствии с настроением
Индивидуальная работа
Познавательные: различают цветовые отношения и их возможности.
Регулятивные:
принимают
и сохраняют учебную задачу.
Личностные: осознают свои возможности
в учении
IV. Итоги урока.
Рефлексия
Беседа
в форме «вопрос – ответ».
Выставка работ учащихся
Выставка работ. (Обсуждает с классом значение эмоционального настроя для творчества.)
– О каких цветовых отношениях вы узнали на уроке?
– Что показалось самым трудным?
– Дайте эмоциональное название созданным букетам!
Соответствуют ли наши названия (по эмоциональной окраске) тем названиям, которые вы дали своим букетам
Формулируют ответ, участвуют в диалоге
с учителем.
Проявляют интерес к работам своих то-
Фронтальная работа
Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге.
Личностные:
способны адекватно рассуж-
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
7
варищей.
Дают название букетам
товарищей
и сравнивают их с первоначальными названиями
дать о причинах своего успеха или неуспеха при решении практической задачи