Тема урока: «Цвет в произведениях живописи»
Цели: познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодей¬ствием цветовых пятен, цветовой композицией; учить находить гармонические цветовые сочетания; развивать технику работы с красками; воспитывать художественный вкус, наблюдательность; формировать потребность в самовыражении, в размышлении над известными фактами и явлениями; создавать условия для раскры¬тия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.
Оборудование: репродукции картин художников Веермеера «Женщина наливающая молоко» К. А. Коровина «Зи¬мой»; А. И. Куинджи «Ночь на Днепре»; В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»,И. Е. Репина «Государственный совет»; образец педа¬гогического рисунка; таблица «Цветовой круг».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Цвет в произведениях живописи 6 класс»
План-конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе
Тема урока: «Цвет в произведениях живописи»
Цели: познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией; учить находить гармонические цветовые сочетания; развивать технику работы с красками; воспитывать художественный вкус, наблюдательность; формировать потребность в самовыражении, в размышлении над известными фактами и явлениями; создавать условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.
Оборудование: репродукции картин художников Веермеера «Женщина наливающая молоко» К. А. Коровина «Зимой»; А. И. Куинджи «Ночь на Днепре»; В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»,И. Е. Репина «Государственный совет»; образец педагогического рисунка; таблица «Цветовой круг».
Содержание урока
I. Организация урока.
1. Взаимное приветствие. Проверка готовности к уроку.
Сегодняшний урок хочется начать со стихотворения, посвященного художникам живописцам.
ЖИВОПИСЦЫ
Живописцы, окуните ваши кисти в суету дворов арбатских и в зарю, чтобы были ваши кисти словно листья. Словно листья, словно листья к ноябрю.
Окуните ваши кисти в голубое, по традиции забытой городской, нарисуйте и прилежно и с любовью, как с любовью мы проходим по Тверской.
Мостовая пусть качнется, как очнется! Пусть начнется, что еще не началось! Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется... Что гадать нам: удалось — не удалось?
Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы, наше лето, нашу зиму и весну... Ничего, что мы — чужие. Вы рисуйте! Я потом, что непонятно, объясню.
Это замечательное стихотворение Б. Окуджава. Поэт убежден, насколько полезен и необходим труд художников-живописцев. Он понимает связь между живописью и поэзией, эта связь выражается в творчестве человека искусства.
П. Сообщение темы урока.
На предыдущих уроках мы с вами изучили вид изобразительного искусства - рисунок, также мы проходили основные выразительные средства рисунка. Затем мы начали изучать такую серьезную науку, как цветоведение неспроста. Так как в основе живописи лежит цвет. А искусному смешению красок художники учатся годами. После того, как мы изучили конструктивную основу формы, т.е. рисунок, мы с вами будем учиться правильно видеть и чувствовать цвет. Конечно, не забывая, что в основе живописи лежит грамотный рисунок.
III. Изучение нового материала.
Цвет – душа живописи. В основе живописи лежат цветовые отношения. Нас окружает бесконечное множество цветовых явлений, и художник стремится рассказать о них особым языком – живым смешением красок. Не раскраской, а взаимным проникновением цветов, их отражением и богатством оттенков, которые создают пространственную, словно дышащую среду. Сами предметы цвета не имеют, а цвет, который мы видим обусловлен, тем какие лучи он поглощает, а те которые отражает мы и будет принимать за его цвет. Например снег отражает все лучи спектра, поэтому мы видим снег белым. Но не чисто белым, а в нем присутствует большое число оттенков, которые отражаются от других предметов и тел.
Давайте посмотрим, как написан снег в картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова».
Перед художником живописцем стоит непростая задача: правильно найти цветовые отношения, определить количество теплого и холодного цвета, степень насыщенности, тона, рефлексы. Все это вместе позволяет ему попасть в цвет натуры и верно передать природу. Именно правильно взятые цветовые отношения лежат в основе реалистической живописи.
На цвет предмета оказывает большое воздействие освещение. Давайте представим, какими красками мы будем писать пейзаж в пасмурный день, а какими в солнечный.
Естественное освещение очень отличается от электрического, так как при нем предметы будут иметь естественные холодные оттенки, в то время как при электрическом цвет предмета будет более теплым и желтым.
Так же на цвет влияет пространство, т. е. воздушная среда в которой находится предмет. В дали предметы будут как бы рассеиваться и постепенно исчезать, станут холодных оттенков, вблизи же будут более теплого цвета, яркого и контрастнее в отношении среды.
Цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов называется в живописи колоритом. Закономерное сочетание цветов помогает глубже выразить замысел художника, передать его настроение, богатство и красоту окружающего мира, раскрыть внутренний мир персонажа.
Одним из средств передачи является прием валёра (от франц. valeur – буквально цена, ценность) – передача последовательной градации света и тени в пределах какого-либо цвета. Его применение позволяет тоньше и богаче показать предметы в световоздушной среде, достигать особой глубины и богатства колорита, тонкости цветовых отношений и переходов.
Классический образец валёра – картина «Ночь на Днепре» замечательного мастера пейзажа А. И. Куинджи.
Старые мастера писали тремя красками, ограниченной палитрой, но, не смотря на это добивались большой выразительности цвета. Чтобы писать ограниченной палитрой, необходимо очень внимательно относиться к цвету, чутко чувствовать его, как мастерски делали это старые мастера. Также часто применяя к лессировке.
Другой живописной техникой является Алла-прима. Где художник сразу с первых мазков, а не последовательно, как старые мастера строит живописное произведение, накладывая мазки рядом друг с другом, постоянно сравнивая их между собой, чтобы они вписывались гармонично.
Колорит может быть теплым (преимущественно красные, желтые, оранжевые тона) и холодным (синие, зеленые, фиолетовые). По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным и напряженным, по степени насыщенности и яркости цвета – ярким и блеклым, светлым и теплым.
Создание колорита – настоящее искусство. Не случайно лучшими колористами всегда были Д. Веласкес, Тициан, В. Суриков, И. Левитан.
Цветовой тон – одна из основных характеристик цвета (наряду с цветонасыщенностью), определяющих его оттенок по отношению к основному цвету спектра и выражающаяся словами «голубой, лиловый, коричневый» и т. д.
В живописи тоном называют также основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произведения и сообщающий колориту цельность. Краски в тональной живописи подбираются с расчетом на объединение цветов общим тоном.
Еще одно понятие в цветоведении было введено Леонардо да Винчи в его «Книге живописи». Это – локальный цвет.
Локальный цвет – основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, отражений от окружающих предметов.
Важнейшая задача художника, использующего цвет, – найти наиболее эффектные гармонические цветовые сочетания. Взятые цвета могут сочетаться красиво (гармонично) или некрасиво (дисгармонично).
IV. Актуализация знаний учащихся.
Предположим, мы задумали нарисовать рисунок осеннего букета. Прежде всего нужно решить: о чем этот рисунок расскажет, какие навеет настроения, то есть ответить на вопрос, зачем он создается.
Здесь придется поразмышлять о многом: будет ли картина радостной или грустной, создаст ли в душе зрителя образ яркой или хмурой осени, поведает ли о роскошных цветах или об осенних листьях и т. д. Как скомпоновать букет? Определить, сколько в нем будет растений и какого цвета? Какова форма каждого в отдельности цветка и форма всего букета? Это сложно. Можно подобрать букет небрежно или же сделать его изысканным. А может быть, увядшие растения окутать мерцанием пасмурного дня, добавить к ним два – три цветка бодрых, свежих, сияющих чистыми, веселыми красками.
Итак, вы составили букет. А теперь нужно решить много других вопросов, связанных с размером и форматом листа бумаги, выбора палитры красок, техники и манеры рисования и т. д.
V. Практическая работа.
Задание. Выполнить рисунок осеннего букета с разным настроением (работа красками).
Во время практической работы провожу целевые обходы:
VI. Итог урока.
1. Обсуждение работ учащихся.
Домашнее задание: собрать информацию по теме; принести репродукцию своей любимой картины, описать ее, проанализировать цветовое и композиционное решение.