kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Цвет в произведениях живописи 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Цвет в произведениях живописи» Цели: познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодей¬ствием цветовых пятен, цветовой композицией; учить находить гармонические цветовые сочетания; развивать технику работы с красками; воспитывать художественный вкус, наблюдательность; формировать потребность в самовыражении, в размышлении над известными фактами и явлениями; создавать условия для раскры¬тия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей. Оборудование: репродукции картин художников Веермеера «Женщина наливающая молоко» К. А. Коровина «Зи¬мой»; А. И. Куинджи «Ночь на Днепре»; В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»,И. Е. Репина «Государственный совет»; образец педа¬гогического рисунка; таблица «Цветовой круг».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Цвет в произведениях живописи 6 класс»

План-конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе

 Тема урока: «Цвет в произведениях живописи» 

Цели: познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодей­ствием цветовых пятен, цветовой композицией; учить находить гармонические цветовые сочетания; развивать технику работы с красками; воспитывать художественный вкус, наблюдательность; формировать потребность в самовыражении, в размышлении над известными фактами и явлениями; создавать условия для раскры­тия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.

Оборудование: репродукции картин художников  Веермеера «Женщина наливающая молоко» К. А. Коровина «Зи­мой»; А. И. Куинджи «Ночь на Днепре»; В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»,И. Е. Репина «Государственный совет»; образец педа­гогического рисунка; таблица «Цветовой круг».

                                                                      Содержание урока

I. Организация урока.

1. Взаимное приветствие. Проверка готовности к уроку.

Сегодняшний урок хочется начать со стихотворения, посвященного художникам живописцам.  

ЖИВОПИСЦЫ

Живописцы, окуните ваши кисти 
в суету дворов арбатских и в зарю, 
чтобы были ваши кисти словно листья. 
Словно листья, словно листья к ноябрю.

Окуните ваши кисти в голубое, 
по традиции забытой городской, 
нарисуйте и прилежно и с любовью, 
как с любовью мы проходим по Тверской.

Мостовая пусть качнется, как очнется! 
Пусть начнется, что еще не началось! 
Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется... 
Что гадать нам: удалось — не удалось?

Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы, 
наше лето, нашу зиму и весну... 
Ничего, что мы — чужие. Вы рисуйте! 
Я потом, что непонятно, объясню.

 Это замечательное стихотворение Б. Окуджава. Поэт убежден, насколько полезен и необходим труд художников-живописцев. Он понимает связь между живописью и поэзией, эта связь выражается в творчестве человека искусства.

 П. Сообщение темы урока.

На предыдущих уроках мы с вами изучили вид изобразительного искусства - рисунок, также мы проходили основные выразительные средства рисунка. Затем мы начали изучать такую серьезную науку, как цветоведение неспроста. Так как в основе живописи лежит цвет. А искусному смешению красок художники учатся годами. После того, как мы изучили конструктивную основу формы, т.е. рисунок, мы с вами будем учиться правильно видеть и чувствовать цвет. Конечно, не забывая, что в основе живописи лежит грамотный рисунок.

III. Изучение нового материала.

Цвет – душа живописи. В основе живописи лежат цветовые отношения. Нас окружает бесконечное множество цветовых явлений, и художник стремится рассказать о них особым языком – живым смешением красок. Не раскраской, а взаимным проникновением цветов, их отражением и богатством оттенков, которые создают пространственную, словно дышащую среду. Сами предметы цвета не имеют, а цвет, который мы видим обусловлен, тем какие лучи он поглощает, а те которые отражает мы и будет принимать за его цвет. Например снег отражает все лучи спектра, поэтому мы видим снег белым. Но не чисто белым, а в нем присутствует большое число оттенков, которые отражаются от других предметов и тел.

Давайте посмотрим, как написан снег в картине В. И. Сури­кова «Боярыня Морозова».

Перед художником живописцем стоит непростая задача: правильно найти цветовые отношения, определить количество теплого и холодного цвета, степень насыщенности, тона, рефлексы. Все это вместе позволяет ему попасть в цвет натуры и верно передать природу.  Именно правильно взятые цветовые отношения лежат в основе реалистиче­ской живописи.

На цвет предмета оказывает большое воздействие освещение. Давайте представим, какими красками мы будем писать пейзаж в пасмурный день, а какими в солнечный.

Естественное освещение очень отличается от электрического, так как при нем предметы будут иметь естественные холодные оттенки, в то время как при электрическом цвет предмета будет более теплым и желтым.

Так же на цвет влияет пространство, т. е. воздушная среда в которой находится предмет. В дали предметы будут как бы рассеиваться и постепенно исчезать, станут холодных оттенков, вблизи же будут более теплого цвета, яркого и контрастнее в отношении среды.

Цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов назы­вается в живописи колоритом. Закономерное сочета­ние цветов помогает глубже выразить замысел художника, пере­дать его настроение, богатство и красоту окружающего мира, рас­крыть внутренний мир персонажа.

Одним из средств передачи является прием валёра (от франц. valeur – буквально цена, ценность) – передача последовательной градации света и тени в пределах какого-либо цвета. Его примене­ние позволяет тоньше и богаче показать предметы в световоздушной среде, достигать особой глубины и богатства колорита, тонко­сти цветовых отношений и переходов.

Классический образец валёра – картина «Ночь на Днепре» за­мечательного мастера пейзажа А. И. Куинджи.

Старые мастера писали тремя красками, ограниченной палитрой, но, не смотря на это добивались большой выразительности цвета. Чтобы писать ограниченной палитрой, необходимо очень внимательно относиться к цвету, чутко чувствовать его, как мастерски делали это старые мастера. Также часто применяя к лессировке.

Другой живописной техникой является Алла-прима. Где художник сразу с первых мазков, а не последовательно, как старые мастера строит живописное произведение, накладывая мазки рядом друг с другом, постоянно сравнивая их между собой, чтобы они вписывались гармонично.

Колорит может быть теплым (преимущественно красные, жел­тые, оранжевые тона) и холодным (синие, зеленые, фиолетовые). По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокой­ным и напряженным, по степени насыщенности и яркости цвета – ярким и блеклым, светлым и теплым.

Создание колорита – настоящее искусство. Не случайно луч­шими колористами всегда были Д. Веласкес, Тициан, В. Суриков, И. Левитан.

Цветовой тон – одна из основных характеристик цвета (наря­ду с цветонасыщенностью), определяющих его оттенок по отноше­нию к основному цвету спектра и выражающаяся словами «голу­бой, лиловый, коричневый» и т. д.

В живописи тоном называют также основной оттенок, обоб­щающий и подчиняющий себе все цвета произведения и сообщаю­щий колориту цельность. Краски в тональной живописи подбира­ются с расчетом на объединение цветов общим тоном.

 Еще одно понятие в цветоведении было введено Леонардо да Винчи в его «Книге живописи». Это – локальный цвет.

Локальный цвет – основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, отраже­ний от окружающих предметов.

Важнейшая задача художника, использующего цвет, – найти наиболее эффектные гармонические цветовые соче­тания. Взятые цвета могут сочетаться красиво (гармонично) или некрасиво (дисгармонично).

 IV. Актуализация знаний учащихся. 

Предположим, мы задумали нарисовать рисунок осеннего букета. Прежде всего нужно решить: о чем этот рисунок расскажет, какие навеет настроения, то есть ответить на вопрос, зачем он создается.

Здесь придется поразмышлять о многом: будет ли картина ра­достной или грустной, создаст ли в душе зрителя образ яркой или хмурой осени, поведает ли о роскошных цветах или об осенних листьях и т. д. Как скомпоновать букет? Определить, сколько в нем будет растений и какого цвета? Какова форма каждого в отдельно­сти цветка и форма всего букета? Это сложно. Можно подобрать букет небрежно или же сделать его изысканным. А может быть, увядшие растения окутать мерцанием пасмурного дня, добавить к ним два – три цветка бодрых, свежих, сияющих чистыми, веселыми красками.

Итак, вы составили букет. А теперь нужно решить много дру­гих вопросов, связанных с размером и форматом листа бумаги, вы­бора палитры красок, техники и манеры рисования и т. д. 

V. Практическая работа.

Задание. Выполнить рисунок осеннего букета с разным на­строением (работа красками).

 

 Во время практической работы провожу целевые обхо­ды:

VI. Итог урока.

1. Обсуждение работ учащихся.

 Домашнее задание: собрать информацию по теме; принести репродукцию своей любимой картины, описать ее, проанализиро­вать цветовое и композиционное решение.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Цвет в произведениях живописи 6 класс

Автор: Иванова Наталия Борисовна

Дата: 04.12.2015

Номер свидетельства: 261787

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "ЦВЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ "
    ["seo_title"] => string(36) "tsviet-v-proizviedieniiakh-zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "157556"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421602922"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Урок изобразительного искусства в 6 классе "Цвет в произведениях живописи" "
    ["seo_title"] => string(82) "urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-6-klassie-tsviet-v-proizviedieniiakh-zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "243483"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445754592"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "План-конспект урока по изобразительному искусству "День народного единства  в произведениях живописи". "
    ["seo_title"] => string(107) "plan-konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-dien-narodnogho-iedinstva-v-proizviedieniiakh-zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "141623"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418143990"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Композиция в живописи: пейзажный жанр (марина),  изменчивая форма и цвет, выразительные способы художественных техник и приемы изображения. "
    ["seo_title"] => string(156) "kompozitsiia-v-zhivopisi-pieizazhnyi-zhanr-marina-izmienchivaia-forma-i-tsviet-vyrazitiel-nyie-sposoby-khudozhiestviennykh-tiekhnik-i-priiemy-izobrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "244226"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445885725"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "КТП Изобразительное искусство, 2 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "ktp-izobrazitiel-noie-iskusstvo-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "216019"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432840957"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства