МКОУ «Нижнечирская СОШ»
Разработка открытого урока по изобразительному искусству в 6 классе в рамках темы «Цвет в произведениях живописи»
Цвет ВОЙНЫ и МИРА
Подготовила учитель ИЗО Бузулуцкая О.В.
Форма – урок.
Оборудование – фонотека, репродукции картин о войне, компьютерная презентация, выставка литературных источников о войне; для практической работы: ватман, восковые карандаши, черная гуашевая краска, кисти, влажные салфетки.
Сценарий урока.
Организационный момент
_ Разделитесь на 4 команды по вашему желанию.
_ Проверьте готовность к уроку
Введение в тему
_ На предыдущих уроках, посвященных рисунку, мы уже говорили о цвете, красках. Но в рисунках цвет был очень скупым. В живописи цвет определяет все, здесь он главный.
Звучит музыка военных лет (песня «Журавли»)
_ Перед вами репродукции картин, объединенные одной тематикой.
_ Тема нашего занятия «Цвет войны и мира». Почему мы так назвали урок ИЗО? О чем пойдет речь на нашем занятии?
_ Какую войну вы знаете из истории нашей страны?
_ Самой кровопролительной войной была ВОВ.
Основное содержание
_ Искусство не говорит человеческим языком, у него свой особый язык, который понимают люди всех национальностей. В нашем воображении под воздействием настроения, создаваемом под впечатлением от картины или музыки рождаются ассоциации цветовые или предметные.
Практическая работа
_ С чем у вас ассоциируется мир и счастье?
_ Перед вами лежат листы бумаги и карандаши. Раскрасьте этот лист в цвета мира и счастья.
Звучит музыка из песни “Журавли”, муз. Я.Френкеля, ст. Р.Гамзатова … на фоне музыки:
Отгремела война,
Уже давней историей стала.
А никак не отпустит
Тревожную память бойца.
От фугасок и мин
Мы очистили наши кварталы,
Но какой же сапёр.
Разминирует наши сердца! (Виктор Кочетков)
… на фоне музыки из песни “Бухенвальдский набат”, муз. В. Мурадели, ст. А.Соболева, звучат слова:
_ Ребята, наша встреча посвящена мужественным и суровым дням Великой Отечественной войны, тем страшным годам, когда гитлеровские армии, охваченные диким стремлением поработить народы всего земного шара, решили превратить его в единое фашистское государство, в котором только фашисты получили бы право считаться полноценными людьми, учесть же остальных – быть их рабами.
_ Представьте, что вдруг пришла война, людей охватила паника и страх. С каким цветом у вас ассоциируется война? Закрасьте ваши разноцветные листы бумаги черной краской войны и горя.
Теоретическая часть
_ Война началась внезапно, но уже буквально на следующий день на стенах домов, у призывных пунктов, на эшелонах, спешивших к местам боёв, появились первые плакаты Кукрыниксов, Б.Е.Ефимова, И.М.Тоидзе.
_ Перед вами репродукции картин и плакатов. Прочитайте информацию в группах об этих произведениях изобразительного искусства и подготовьте устное сообщение. Время___.
Рассказ учителя о цвете.
Выступление I группы учеников:
Картина Александра Дейнеки “Оборона Севастополя” была написана в 1942г. Несгибаемое мужество защитников Севастополя, их твёрдую решимость сражаться до последнего вздоха показал в этой картине художник. Композиция построена с резким приближением отдельных фигур к зрителю. Получилось как в кино, когда человек вначале виден в глубине, а потом следует крупный план, герой предстаёт в полный рост. Это даёт близко познакомиться с героями, с их выражением лица, глаз. (Показ).
Краски художника суровы. В них преобладают серебристые тона, сдержанное синее, неяркое красное, рисующее дымные зарева, ржавый металл, запёкшуюся кровь.(показ). Наших моряков безумно боялись фашисты, называли их “чёрной смертью”. Художник показывает характер советского человека, его духовное благородство, героизм во имя Великой Родины по контрасту с тупым фанатизмом фашистов.
Рассказ учителя о колорите и локальном цвете
Выступление II группы учеников
Одна из популярных работ этих лет “Родина – мать зовёт” (1941) – И.М.Тоидзе.
На ней изображена женщина, призывающая сыновей защитить Отечество. Ружейные штыки, выступающие из-за спины женщины, и лист с текстом воинской присяги в её руке усиливают впечатление обобщающей значительности образа.
Без огромного, высотой в пять этажей, плаката Тоидзе, вывешенного на улице Горького, невозможно представить себе Москву военных лет.
Плакат В.Б.Корецкого “Воин Красной Армии, спаси” (1942) получил всенародное признание и любовь. Плакат вызывал у каждого бойца на фронте и у любого патриота в тылу чувство сердечной боли и глубокого возмущения против страшного, подлого врага. Вид женщины с ребёнком на руках, на которую направлен окровавленный штык со свастикой, вызывал непреодолимое желание её спасти, разгромить врага, будил в зрителе волю к действию. Для многих эта мать и чудесный испуганный мальчик напоминали собственных жён и детей, оставшихся за линией фронта. На её лице гнева больше, чем страха, и она готова на всё, чтобы отстоять своё дитя, она не согнётся в неравной борьбе и скорее погибнет, чем станет рабой. Плакат, несмотря на трагическую мрачность темы, был оптимистичен, внушал уверенность в победе, не пугал, а пробуждал отвагу в людях.
Рассказ учителя о цветовом тоне
Выступление III группы учеников
Аркадий Пластов “Фашист пролетел” (1942) – опушка небольшого осеннего леса. Грустные осинки теряют последние пожелтевшие листья. Небо подёрнуто лёгкими облачками, и в глубине его видна чёрная точка. А на земле, уткнувшись простреленной головой в побуревшую траву, лежит мёртвый пастушок. Совершенно, бессмысленное убийство, которое вместе с верной собакой мальчика, кажется, оплакивает сама земля, по-осеннему печальная природа.
Художник создал образ, потрясающий по силе своего воздействия, вскрывающий бесчеловечную сущность фашизма, пробуждающий чувство священной ненависти к злобному и беспощадному врагу. И всюду он способен сеять смерть, и поэтому его необходимо остановить, как будто говорит художник и требует от зрителя активного вмешательства в происходящее.
Заключительная часть практической работы
_ Шли долгие тяжёлые годы войны, героизму и мужеству наших бойцов не было предела, поэтому победа над фашизмом была неизбежна…
Ещё горячкой боя сердце билось,
А в мир уже вступила тишина,
Как будто время здесь остановилось,
Не веря вдруг, что кончилась война.
Под арками обугленного свода,
В какой-то первозданной тишине,
Солдаты величайшего похода
Расписывались прямо на стене.
Открыто все своё писали имя,
Чтоб знали люди будущих времён,
Что подвиг сей, свершённый всеми ими,
Во имя человечества свершён!
(“Надписи на стенах Рейхстага” – Николай Тихонов). Звучит фонограмма песни “День Победы” – муз. Д.Тухманова, ст.В.Харитонова, на фоне музыки:
Вторая часть практической части
_ На черных плакатах давайте нарисуем салют, подобный салюту, который символизирует радость победы над злом и горем
Выполнение работы
Заключительная часть урока
Повторение изученных понятий
Выставка работ под песню«День победы»
4