Конспект занятия «Мороз и солнце – день чудесный. Яркий насыщенный колорит в живописи».
Конспект занятия «Мороз и солнце – день чудесный. Яркий насыщенный колорит в живописи».
КонспектЗанятия «Мороз и солнце – день чудесный. Яркий насыщенный колорит в живописи».
Тип занятия: урок усвоения новых знаний совершенствования умений и навыков.
Используемые методы: метод игровой драматургии, элементы проблемного обучения, исследовательский, частично-поисковый, практический, словесный, наглядный (с применением ИКТ средств),
Форма занятия: фронтальная, (совместно-индивидуальная).
Цель: передача настроения через цвет, создание определенного колорита;
Задачи:
Образовательные:
закрепление полученных знаний о цветовом круге, теплых и холодных цветах, о технике смешивания основных цветов;
продолжить освоение техники живописи красками. Развивающие:
передача настроения через цвет, создание определенного колорита;
уметь проводить словесное и изобразительное описание живописного произведения с использованием понятий «колорит», «Теплые и холодные оттенки»;
развивать творческое воображение и внимание.
Воспитательные:
воспитывать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру
воспитывать художественный вкус на основе изучения произведений художников;
Актуализация опорных знаний и изучение нового материала
III этап
Индивидуальная работа — 25 мин Физминутка-5 мин
IV этап
Подведение итогов— 10 мин
Рефлективный анализ
Ход занятия
I этап.
психологически подготовить обучащихся к работе на занятие.
Это очень просто, дети, Все нарисовать на свете. Нам понадобится с вами Карандаш и лист бумаги. Ну и глазки, безусловно. Ведь они, дружок, помогут Увидать любой предмет, Форму рассмотреть и цвет, Круглый он или квадратный, Весь шершавый или гладкий, Он кривой или прямой, Маленький или большой.
-Я рада снова видеть вас. Думаю, что сегодняшнее занятие порадует нас новыми открытиями и принесет радость от полученных результатов.
Тема нашего занятия «Мороз и солнце – день чудесный. Яркий насыщенный колорит в живописи».
Мы ВСПОМНИМ правила работы красками, технику живописи мазком. Мы ЗАКРЕПИМ полученные ранее знания о цветовом круге, теплых и холодных цветах,НАУЧИМСЯ давать характеристику живописному произведению.
Сказка о двух братьях-близнецах и просит ответить на вопросы:
– Жили-были два брата-близнеца, внешне они были очень похожи, их никто не мог отличить. Но вот по характеру эти братья были диаметрально противоположными. Однажды пригласили они к себе гостей на день рождения, собрали всех в каминном зале за большим столом, но хоть друг другу и пообещали, что не будут спорить и ругаться, опять затеяли ссору.
– Надо разжечь камин посильнее, мне хочется тепла, – говорил один из братьев.
– А мне хочется прохлады, надо погасить камин, – отвечал другой.
Долго бы они спорили, если бы не вмешался в спор их друг художник. Достал он из своей папки две картины, одну подарил одному брату, а другую – второму. Братья успокоились, любуясь картинами. Один нашёл свою прохладу, другой – тепло.
– Как художнику удалось разрешить спор двух братьев?
– Как вы думаете, эти картины были одинаковые?
– Что удалось передать художнику в одной и другой картинах?
…Мастер Изображения – Художник изображает природу … (веселой, грустной, таинственной, задумчивой, бурной, тревожной, спокойной, тихой, радостной, солнечной и.д.)
- Что такое пейзаж?
- Какие виды пейзажа вы знаете?
- По характеру пейзажи бывают какими?
- Каких известных художников-пейзажистов вы знаете?
- Почему мы любим пейзажи Шишкина, Левитана, Айвазовского? (они воспевают красоту родной природы, величие и мощь русской земли, бескрайние степи и просторы, могучие леса и серебристые реки; пейзажи созвучны русской душе; дарят зрителям покой и умиротворение, восхищение. Все это – вершина русского пейзажа.
Каждый художник выбирает такие пейзажные мотивы, которые дают ему возможность выразить свое отношение к окружающему миру, каждый находит свои выразительные средства, чтобы воспроизвести определенное состояние природы, ее своеобразие.
Физминутка-5 мин
Вы наверное устали? Считалочка для физкультминутки.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнём,
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали!
II этап. Активизация коммуникации
«Постановка проблемы»
Посмотрите на две репродукции: В.К.Бялыницкого-Бирули «Задумчивые дни осени» и И.Э.Грабаря «Рябинка».
Что общего в этих работах?
А чем они отличаются?
Какое настроение возникает при созерцании одной и другой картины?
При помощи чего художникам удалось передать такие различные состояния природы?
Вот мы с вами и подошли к основному понятию сегодняшнего урока.
Колорит - Колорит – это гармония и красота цветовых сочетаний, богатство цветовых оттенков.
Если в картине преобладают синие, зеленые, фиолетовые оттенки – колорит холодный. При доминировании желтых, красных, оранжевых, охристых цветов – колорит теплый. В зависимости от характера сочетания красок, живописное произведение передает разное настроение – радостное, тревожное, грустное и т.д.
Подумайте и скажите, какими словами можно охарактеризовать эти два пейзажа?
Дайте словесное обозначение цветового строя картин.
Ребята, как вы думаете, есть ли общее в настроении человека и природы?
Что происходит в душе человека когда он видит солнце, ощущает на себе холодный ветер и дождь или когда попадает в грозу, ночной снегопад и т.д.?
А может ли художник выразить свое настроение и понимание природы в творчестве – музыке, танце, поэзии, живописном произведении?
В пейзаже, как особом жанре живописи, художник может выражать свои личные настроения, а мы, зрители, понимаем это настроение потому, что глядя на изображение начинаем испытывать подобные
Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, света, состояния воздуха может меняться. Все цветовое богатство мира и передает живопись с помощью красок. С помощью цвета, цветовых сочетаний гармонии теплых и холодных цветов художник передает разнообразные чувства и настроения - радость и грусть, нежность и тревогу. Художник должен чувствовать и передавать настроение природы, используя нужные цвета, цветовой контраст, т.е. колорит.
Колорит может быть холодным, теплым, контрастным, сближенным и.д.
Чувство колорита ценный дар.В произведениях живописи можно увидеть, как меняется образ пейзажа, в каком колорите пишет свое произведение художник, и от этого возникает настроение.
Сравнение произведений искусства художников (А.Куинджи, К. Юон, К. Айвазовский, И. Левитан, И. Шишкин и.др.)
Просмотр видеосюжета о пейзажах.
III этап
Индивидуальная работа — 25 мин
Задание-игра у доски “Подбери нужный колорит”.
Составление цветовой гаммы для каждого времени года. Какое богатство цветовых отношений дарит нам каждое время года, будь то весна, лето, осень или зима. Но у каждого времени года есть свои любимые цвета. У зимы свой колорит, так же как у весны, лета или осени.
Каждой группе необходимо составить гармонию цветовых отношений для определенного времени года.
1группа- зима
2 группа- весна
3 группа- лето
4 группа- осень
Задание: изобразить пейзаж в спокойном или напряженном состоянии, опираясь на поэтические зарисовки. Пейзаж вы пишете в теплой или холодной цветовой гамме, в зависимости от настроения. Например: в сказочном холодном; теплом солнечном; нежном задумчивом колорите.
Физминутка-5 мин
Перед выполнением практического задания давайте вспомним правила работы красками в технике мазка. Вы знаете, что при работе красками мы используем много воды, краску смешиваем и разводим на палитре стараясь сохранить,высыхать предыдущему красочному слою. Краску наносим на поверхность бумаги не крупными мазками, при необходимости добавляем другие оттенки, смешивая краску прямо на листе. Начинаем выполнять работу от верхнего края листа. Учитель выполняет поэтапно задание, вслух объясняя все действия. Перед началом работы красками необходимо выполнить набросок будущего пейзажа. Отмечаем линией горизонт, затем дальний план, ближний план. В последнюю очередь намечаем силуэты стволов деревьев на горизонте.
К колоритным интересным пейзажам сами собой напрашиваются поэтические строки. Поэты так же не оставались равнодушными к красоте природы и сочиняли поэтические зарисовки пейзажей природы.
IV этап
Подведение итогов. Рефлективный анализ
Выставка, коллективное обсуждение детских работ.
Что вам понравилось сегодня на уроке?
2.Что вы узнали нового?
3.Какое настроение возникает у вас, глядя на эти живописные этюды?
4.Почему у вас возникает такое ощущение?
Вся работа в целом оставила приятные эмоциональные впечатления. Все работали, творили, мечтали. Фантазировали.
Педагог: Вот и всё, большое ВСЕМ спасибо!
Литература: “Изобразительное искусство и художественный труд”. Б.М. Неменский. Учебник «Изобразительное искусство. Разноцветный мир», «Первые успехи в рисовании. Большой лес» - М.: Сфера,2009.;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Мороз и солнце – день чудесный. Яркий насыщенный колорит в живописи».»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАННИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ЭкоСфера»
г. Липецка
«Мороз и солнце – день чудесный. Яркий насыщенный колорит в живописи »
Методическая разработка занятия 38 в объединении
«Мастерская природы»
Возраст учащихся: 7 - 8 лет
1 год обучения
Руководитель: Гурьева Е.В.
Липецк – 2017
КонспектЗанятия 38«Мороз и солнце – день чудесный. Яркий насыщенный колорит в живописи».
Дата и время проведения 18.10.2016
Место проведения: МБУ ДО ЭЦ «ЭкоСфера» г.Липецка
Характеристика аудитории: группа 1-го года обучения, по списку – 13 человек, возраст 7 - 8 лет.
Тип занятия: урок усвоения новых знаний совершенствования умений и навыков.
Используемые методы: метод игровой драматургии, элементы проблемного обучения, исследовательский, частично-поисковый, практический, словесный, наглядный (с применением ИКТ средств),
Форма занятия: фронтальная, (совместно-индивидуальная).
Цель: передача настроения через цвет, создание определенного колорита;
Задачи:
Образовательные:
закрепление полученных знаний о цветовом круге, теплых и холодных цветах, о технике смешивания основных цветов;
продолжить освоение техники живописи красками.
Развивающие:
передача настроения через цвет, создание определенного колорита;
уметь проводить словесное и изобразительное описание живописного произведения с использованием понятий «колорит», «Теплые и холодные оттенки»;
развивать творческое воображение и внимание.
Воспитательные:
воспитывать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру
воспитывать художественный вкус на основе изучения произведений художников;
Актуализация опорных знаний и изучение нового материала
III этап
Индивидуальная работа — 25 мин Физминутка-5 мин
IV этап
Подведение итогов— 10 мин
Рефлективный анализ
Ход занятия
I этап.
психологически подготовить обучащихся к работе на занятие.
Это очень просто, дети, Все нарисовать на свете. Нам понадобится с вами Карандаш и лист бумаги. Ну и глазки, безусловно. Ведь они, дружок, помогут Увидать любой предмет, Форму рассмотреть и цвет, Круглый он или квадратный, Весь шершавый или гладкий, Он кривой или прямой, Маленький или большой.
-Я рада снова видеть вас. Думаю, что сегодняшнее занятие порадует нас новыми открытиями и принесет радость от полученных результатов.
Тема нашего занятия «Мороз и солнце – день чудесный. Яркий насыщенный колорит в живописи».
Мы ВСПОМНИМ правила работы красками, технику живописи мазком. Мы ЗАКРЕПИМ полученные ранее знания о цветовом круге, теплых и холодных цветах,НАУЧИМСЯ давать характеристику живописному произведению.
Сказка о двух братьях-близнецах и просит ответить на вопросы:
– Жили-были два брата-близнеца, внешне они были очень похожи, их никто не мог отличить. Но вот по характеру эти братья были диаметрально противоположными. Однажды пригласили они к себе гостей на день рождения, собрали всех в каминном зале за большим столом, но хоть друг другу и пообещали, что не будут спорить и ругаться, опять затеяли ссору.
– Надо разжечь камин посильнее, мне хочется тепла, – говорил один из братьев.
– А мне хочется прохлады, надо погасить камин, – отвечал другой.
Долго бы они спорили, если бы не вмешался в спор их друг художник. Достал он из своей папки две картины, одну подарил одному брату, а другую – второму. Братья успокоились, любуясь картинами. Один нашёл свою прохладу, другой – тепло.
– Как художнику удалось разрешить спор двух братьев?
– Как вы думаете, эти картины были одинаковые?
– Что удалось передать художнику в одной и другой картинах?
…Мастер Изображения – Художник изображает природу … (веселой, грустной, таинственной, задумчивой, бурной, тревожной, спокойной, тихой, радостной, солнечной и.д.)
- Что такое пейзаж?
- Какие виды пейзажа вы знаете?
- По характеру пейзажи бывают какими?
- Каких известных художников-пейзажистов вы знаете?
- Почему мы любим пейзажи Шишкина, Левитана, Айвазовского? (они воспевают красоту родной природы, величие и мощь русской земли, бескрайние степи и просторы, могучие леса и серебристые реки; пейзажи созвучны русской душе; дарят зрителям покой и умиротворение, восхищение. Все это – вершина русского пейзажа.
Каждый художник выбирает такие пейзажные мотивы, которые дают ему возможность выразить свое отношение к окружающему миру, каждый находит свои выразительные средства, чтобы воспроизвести определенное состояние природы, ее своеобразие.
Физминутка-5 мин
Вы наверное устали? Считалочка для физкультминутки.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнём,
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали!
II этап. Активизация коммуникации
«Постановка проблемы»
Посмотрите на две репродукции: В.К.Бялыницкого-Бирули «Задумчивые дни осени» и И.Э.Грабаря «Рябинка».
Что общего в этих работах?
А чем они отличаются?
Какое настроение возникает при созерцании одной и другой картины?
При помощи чего художникам удалось передать такие различные состояния природы?
Вот мы с вами и подошли к основному понятию сегодняшнего урока .
Колорит - Колорит – это гармония и красота цветовых сочетаний, богатство цветовых оттенков.
Если в картине преобладают синие, зеленые, фиолетовые оттенки – колорит холодный. При доминировании желтых, красных, оранжевых, охристых цветов – колорит теплый. В зависимости от характера сочетания красок, живописное произведение передает разное настроение – радостное, тревожное, грустное и т.д.
Подумайте и скажите, какими словами можно охарактеризовать эти два пейзажа?
Дайте словесное обозначение цветового строя картин.
Ребята, как вы думаете, есть ли общее в настроении человека и природы?
Что происходит в душе человека когда он видит солнце, ощущает на себе холодный ветер и дождь или когда попадает в грозу, ночной снегопад и т.д.?
А может ли художник выразить свое настроение и понимание природы в творчестве – музыке, танце, поэзии, живописном произведении?
В пейзаже, как особом жанре живописи, художник может выражать свои личные настроения, а мы, зрители, понимаем это настроение потому, что глядя на изображение начинаем испытывать подобные
Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, света, состояния воздуха может меняться. Все цветовое богатство мира и передает живопись с помощью красок. С помощью цвета, цветовых сочетаний гармонии теплых и холодных цветов художник передает разнообразные чувства и настроения - радость и грусть, нежность и тревогу. Художник должен чувствовать и передавать настроение природы, используя нужные цвета, цветовой контраст, т.е. колорит.
Колорит может быть холодным, теплым, контрастным, сближенным и.д.
Чувство колорита ценный дар .В произведениях живописи можно увидеть, как меняется образ пейзажа, в каком колорите пишет свое произведение художник, и от этого возникает настроение.
Сравнение произведений искусства художников (А.Куинджи, К. Юон, К. Айвазовский, И. Левитан, И. Шишкин и.др.)
Просмотр видеосюжета о пейзажах.
III этап
Индивидуальная работа — 25 мин
Задание-игра у доски “Подбери нужный колорит”.
Составление цветовой гаммы для каждого времени года. Какое богатство цветовых отношений дарит нам каждое время года, будь то весна, лето, осень или зима. Но у каждого времени года есть свои любимые цвета. У зимы свой колорит, так же как у весны, лета или осени.
Каждой группе необходимо составить гармонию цветовых отношений для определенного времени года.
1группа- зима
2 группа- весна
3 группа- лето
4 группа- осень
Задание: изобразить пейзаж в спокойном или напряженном состоянии, опираясь на поэтические зарисовки. Пейзаж вы пишете в теплой или холодной цветовой гамме, в зависимости от настроения. Например: в сказочном холодном; теплом солнечном; нежном задумчивом колорите.
Физминутка-5 мин
Перед выполнением практического задания давайте вспомним правила работы красками в технике мазка. Вы знаете, что при работе красками мы используем много воды, краску смешиваем и разводим на палитре стараясь сохранить ,высыхать предыдущему красочному слою. Краску наносим на поверхность бумаги не крупными мазками, при необходимости добавляем другие оттенки, смешивая краску прямо на листе. Начинаем выполнять работу от верхнего края листа. Учитель выполняет поэтапно задание, вслух объясняя все действия. Перед началом работы красками необходимо выполнить набросок будущего пейзажа. Отмечаем линией горизонт, затем дальний план, ближний план. В последнюю очередь намечаем силуэты стволов деревьев на горизонте.
К колоритным интересным пейзажам сами собой напрашиваются поэтические строки. Поэты так же не оставались равнодушными к красоте природы и сочиняли поэтические зарисовки пейзажей природы.
IV этап
Подведение итогов. Рефлективный анализ
Выставка, коллективное обсуждение детских работ.
Что вам понравилось сегодня на уроке?
2.Что вы узнали нового?
3.Какое настроение возникает у вас, глядя на эти живописные этюды?
4.Почему у вас возникает такое ощущение?
Вся работа в целом оставила приятные эмоциональные впечатления. Все работали, творили, мечтали. Фантазировали.
Педагог: Вот и всё, большое ВСЕМ спасибо!
Литература: “Изобразительное искусство и художественный труд”. Б.М. Неменский. Учебник «Изобразительное искусство. Разноцветный мир», «Первые успехи в рисовании. Большой лес» - М.: Сфера,2009.;