Тема урока. Композиция в живописи: пейзажный жанр (марина) изменчивая форма и цвет, выразительные способы художественных техник и приемы изображений
Цель: 1. Ознакомить с пейзажным жанром марина, и его характерными признаками; Учить анализировать композиционное построение пейзажа (передача пространства, композиционного центра, цветовое решение с учетом передачи построения, замысла художника)
2. Развивать творческий потенциал учащихся путем практической художественной деятельности в ассоциативно-образном ключе. Развивать наблюдательность, зрительную память, воображение; учить применять приемы композиции для создания художественного образа в пейзаже – марина; усовершенствовать навыки работы акварельными красками; использовать способы музыкальной выразительности для создания художественного образа.
3. Воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к действительности и произведениям искусства.
Тип урока: комбинированный
Техника выполнения практического задания: алла прима акватипия, пуантилизм (по выбору учителя).
Материал: акварель, гуашь (по выбору).
Оборудование: бумага, краска, кисти, простой карандаш, стакан для воды, жидкое мыло, поролон, салфетки, газета, маркеры или фломастеры (в соответствие с выбранной техникой).
Дидактический материал:
Рубле Т.Е. «Изобразительное искусство» учебник 5 класс;
Трач С.К. Изобразительное искусство 5 кл. Альбом-пособие;
Таблицы: композиционные схемы-марины; таблица по цветоведению; таблица последовательности построения пейзажа.
Зрительный ряд: репродукции и слайды с картин И.Айвазовского, К.Моне, Винсента ван Гога и др. художников пейзажистов; фотографии; работы учащихся; педагогические работы.
Литературный ряд: стихи, высказывания из литературных произведений, загадки.
Музыкальный ряд: аудиозапись отрывка из симфонического триптиха «Море», «игра волн» К.Дебюси, Л.В.Бетховен «Лунная соната», Гала «Волшебное утро» и др.
Основные понятия:
Ход урока
I. Организация класса : - проверка готовности, - выдача раздаточного материала, - организация рабочего места, - техника безопасности.
II. Активизация познавательной деятельности
Беседа. Что является выразительным средством в графике? Что является выразительным средством в живописи? Что такое живопись?
«Живопись – это музыка. Еще до того как понять, что изображено на полотне, вы захвачены магическим аккордом». Поль Гоген
«Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой»
Уолтер Пейтер
Звучит музыка К.Дебюси. Отрывок из симфонического триптиха «Море», «Игра волн».
Графическая игра Отобразить(при помощи выразительных графических средств) услышанное в мелодии, изменения игры волн.
Слово учителя (демонстрация нескольких работ уч-ся и педагогического рисунка)
На что похожи ваши линии? (На волны).
А.С.Пушкин очеловечивает их в сказке «О царе Салтане» «Ты волна моя, волна…»
Звуки музыки затронули струны вашей души, и ее состояние отразилось в линиях.
А при помощи каких художественных средств можно отобразить настроение в музыке? (живописи, скульптуре, графике и других видах искусств).
Ш Мотивация познавательной деятельности
Беседа – Что вы чувствуете, когда говорят слово природа?
- Как вы думаете, что значит любить и беречь природу?
Загадки
Что за водоем большой С горько-соленой водой? (Море)
Кругом вода, а с питьем беда. (В море)
IV. Объявление темы урока Сегодня на уроке мы будем создавать композицию морского пейзажа «марины», учиться передавать его настроение при помощи различных техник изображения.
Восприятие и изучение нового материала
Слово учителя: Море имеет необыкновенную силу красоты. И красота эта каждый раз разная, неповторимая. Сердце любого человека откликается на нее, а вот сердце человека-художника просто не может не окунуться в творческий необъятный простор – так появляются настоящие шедевры, темой которых становится море, природа. Пейзажный жанр возник в Европе сравнительно недавно, в странах Азии он появился намного столетий раньше. Неисчерпаемое многообразие природы породило различные виды пейзажного жанра. Сельский, городской, парковый и морской пейзаж – марина – рассказывает о своеобразной красоте моря.
(Во время объяснения демонстрация слайдов и репродукций)
Море на картинах голландских художников изображается без тени романтики. Они не склонны мечтательно любоваться природой. Для них море – это место торговли и работы. У прославленного мариниста И.Айвазовского море – почти всегда устрашающая стихия, полупрозрачная таинственная бездна. Гигантские волны с огромной силой обрушиваются на неприступные скалы. Люди и даже корабли – ничтожно малы, беззащитны в этой мощной стихии. Вы обратили внимание, что в каждом пейзаже построено и определено пространство? При удалении элементы пейзажа изменяются не только по величине, но и по окраске. (В.ван Гог «Море в Сен-Мари). Первый план пишется более энергично: по цвету, контрастам, деталям. Последующие планы приобретают характер плоского пятна с холодным, голубовато-фиолетовым, серым оттенком. Главным элементом любого пейзажа являются: земля, небо, вода, деревья, а в морском – небо и море. Небо определяет состояние освещения, колорит, настроение. В ясную солнечную погоду цвет и тон неба различные. Ближе к закату – темнее. К горизонту – светлее. Покрытое облаками – в зените светлее, у горизонта темнее. Утром и вечером – желтые, оранжевые, красные цвета вблизи солнца и зеленоватые, синие, серо-синие, темные оттенки в зените. Вода – отражает многоцветный предметный мир, усиливает эмоциональное звучание природы. Спокойная вода – как зеркало. Цвет и освещенность отражает менее интенсивные, чем у самих предметов. При ряби волн – отраженный предмет плавно изгибает свои очертания. В пейзажах также как и в любых других произведениях живописи, главное подчеркивается цветом. Применение в пейзажной композиции небольшого по площади, но качественно иного цвета придает ей напряженность и является композиционным и идейным центром произведения. Пейзаж помогает человеку овладеть драгоценным богатством природы, отображая ее во всех проявлениях.
Задания для наблюдательных
- на какие две группы можно разделить репродукции картин и что является критерием деления. (Ответы учащихся).
Задания для неравнодушных.
- Что несет спокойное, смиренное море? (Красоту, наслаждение, атмосферу спокойствия, мечтательность и т.п.).
- Если на море перенести человеческие черты, то каким будет спокойное море? (Добрым).
- А что несет человеку штормовое море? (Страх, опасность, чувство незащищенности).
- Каким же будет штормовое море для беззащитного человека? (Злым).
- «Доброе» море красиво? (Да).
- А «злое»? – (мнения разделились).
Займи собственную позицию.
Учитель помогает детям дать обоснование, что и в штормовую погоду море красиво, но в отличие от человека оно не имеет разума, а злым оно становится тогда, когда разум теряет человек.
Загадка для художников
- Скажите при помощи чего художники передали красоту спокойного и штормового моря? (При помощи цветового решения-колорита).
- Какие цвета передают красоту спокойного моря, а какие штормового.
Колорит (словарное слово) цветовой строй картины.
Спокойное Штормовое
- теплые оттенки - холодные оттенки
- светлые - темные
(Дети сами формируют выводы)
Композиционный центр. (Определяют в ходе демонстрации репродукций и фотографий).
VI. Практическая работа.
Объяснение творческого задания.
Слово учителя. Мы выяснили, что образ моря может быть двух направлений: - спокойное, доброе, задумчивое и т.д., - штормовое, бурное, непредсказуемое и т.д. Определили какие цвета помогут передать эти настроения, и какие чувства они способны вызвать у зрителя. Теперь вам необходимо будет выполнить морской пейзаж-марину в двух разных настроениях (по выбору). Кто успеет может выполнить два рисунка. (Или по желанию можно второй рисунок сделать дома).
Какой способ живописи будет играть роль «первой скрипки» в этой работе. (Колорит).
Предлагаю учащимся выполнить рисунок выбрав определенную технику. (Демонстрация образцов детских работ).
Алла прима – акварельными красками сразу берется мазок нужной насыщенности и оттенка (по сухой бумаге);
(К.Моне – импрессионизм).
Пуантилизм – (акварель, гуашь) маленькими мазками или точками чистого цвета (при нанесении чистых цветов близко друг к другу создается зрительное ощущение смешивания цветов;
(Поль Синьяк, Жорж Сера – французские художники, неоимпрессионизм).
По мокрой бумаге предварительно смачивается лист и при нанесении красок цвета вливаются один в другой, образуя плавные переходы:
(Фронтально)
Акватипия (отпечаток)
1. Смочить лист, на котором будет делаться отпечаток.
2. На стекло или файл, в который вложен предварительный рисунок, нанести акварельные краски, согласно задуманного колорита. (Краски вместо воды разводить жидким мылом). Рисунок выполнять быстро, чтобы краски не высыхали.
3. Наложить на изображение увлажненный лист, сверху положить газету и слегка прогладить.
4. Салфеткой протереть файл или стекло.
Самостоятельная работа учащихся
Определите для себя технику выполнения рисунка, придумайте какое настроение будет у вашего моря, и какие чувства оно будет вызывать у зрителя, наметьте композиционный центр. Он будет главным акцентом в вашем рисунке. Это может парусник, солнце, лунная дорожка, чайка и т.д.
Во время работы звучат музыкальные произведения соответствующие настроению морских пейзажей.
На доске висит таблица, помогающая поэтапно выполнить работу над пейзажем.
В ходе работы даю дополнительные индивидуальные пояснения (согласно поднятию учащимися сигнальных карточек).
VII.Подведение итога урока.
- По мере выполнения работ учащиеся прикрепляют их на специальном поле с двойным скотчем. (Малый вернисаж).
- Анализ и оценка выполненных работ. (Не заостряю внимание на законченности работ, а обращаю внимание на композицию, характер и настроение).
Заключительно слово учителя.
Приложение
1. Таблица последовательности выполнения работы над пейзажем.
2. Композиционные схемы. Марина.
3. Характер и настроение морского пейзажа.
4. Техники изображения морского пейзажа (цветная графика, алла прима, по влажной бумаге, акватипия, импрессионизм).