Оборудование: таблицы «Цветовой круг», «основные цвета», схемы выполняемых заданий, ноутбук, проектор, экран, диск со слайдами «Основы цветоведения».
Словарь: основные цвета, составные цвета, хроматическая и ахроматическая группы, холодные и теплые цвета, цветовой круг, избирательное поглощение, контраст, цветовой тон, светлота.
Ход урока.
I. Оргмомент ( 1 мин. )
II. Объяснение нового материала.
2.1. Беседа учителя ( 15 мин.)
Учитель:
Скажи, скажи, художник
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?
И мы увидим тоже:
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер,
Поймем какого цвета
Огромная планета! ( В.Г. Абрамов)
Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?
Ученики: О цвете. ( на экране появляется слайд с надписью темы урока)
Учитель: Действительно, сегодня на уроке мы поговорим о тайне цвета.
Какую роль в нашей жизни играет цвет, как влияет на восприятие окружающего мира.
Почему именно художника просит автор стихотворения рассказать о цветной планете?
Ученики: именно художник чувствует все краски жизни, находит самые обыденные сюжеты и пытается нам рассказать их красоту. Художники очень тонко передают нам цветовые ощущения на своих полотнах.
Учитель:
Цвет – одно из самых выразительных средств в искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось естественно, в условиях окружающей природы, и при всех индивидуальных особенностях есть научно обоснованные общие закономерности восприятия цветов.
Цветоведение – наука о цвете – изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками. Вам наверное, известно, что «белый» солнечный цвет на самом деле очень сложен и состоит из многих цветов. ( на экране появляется слайд с изображением солнечного луча и отсутствия солнечного света ). При прохождении тонкого солнечного луча через стеклянную призму он разделяется, образуя так называемый спектр, то есть безприрывный ряд цветов, где они располагаются в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.( на экране появляется изображение с цветами спектра).
Более двухсот лет тому назад английский физик Исаак Ньютон
( появляется изображение с портретомИ. Ньютона)доказал это, пропустив в темноте луч света через стеклянную призму. Ему удалось разложить белый свет на цвета спектра (появляется изображение разделения белого светового луча на цвета спектра).
Сто лет спустя другой английский ученый, Томас Юнг(появляется изображение с портретом ученого), проводивший исследования в этой области, он сделал следующее открытие: Белый свет можно синтезировать при помощи только трех цветов( на экране появляется изображение -- основные цвета).
В изобразительном искусстве три цвета: желтый, красный и синий – принято считать основными. Если говорить о красках, то это краплак, желтый кадмий и берлинская лазурь.
2.2. Выполнение практического задания. (5 мин.)
В альбоме, где заранее приготовлена схема, закрасить поочередно каждый из 3-х кругов (первичные цвета) и на практике получить вторичные цвета.
2.3. Продолжение объяснения нового материала.
Смешивание любых двух из этих цветов даст дополнительный к третьему:
( на экране появляется изображение таблицы -- дополнительные цвета) желтый и синий дадут зеленый ( дополнительный к красному), синий и красный – фиолетовый ( дополнительный к желтому), красный и желтый – оранжевый ( дополнительный к синему).
Цвета, составленные из основных, называются составными.
Хроматические цвета условно делятся на теплые и холодные(на экранепоявляется изображение цветового круга ) К теплым относятся желто-красный часть спектра, а к холодным – сине – голубая. Свое наименование теплых и холодных эти группы цветов получили: одни – от ассоциации с цветом солнца и огня, другие – по ассоциации с цветом неба, воды льда. Фиолетовый и зеленый цвета занимают промежуточное положение и в различных конкретных случаях, в зависимости от сочетания, могут быть отнесены то к теплым, то к холодным.
Физкультминутка. (2 мин.)
Учитель: Выполните упражнения:
1. Исходное положение – стоя, ноги вместе.
Выполните полуприседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.
2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть левой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть правой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5 раз.
3. Исходное положение – сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговое движение по часовой стрелке, затем сделать ими круговое движение против часовой стрелки. Повторить 5 раз.
В темноте все предметы кажутся нам серыми, так как на них не попадает солнечный свет (на экране появляется изображение предметов при солнечном свете и те же предметы -- в темноте).
Цвета видимых нами предметов определяются их способностью отражать только какую-то часть падающего на них «белого» света, то есть какую-то часть спектра, и поглощать другую его часть. Это явление называется избирательным поглощением. Например, зеленое тело отражает только зеленую часть спектра, а остальные лучи поглощает (на экране появляется изображение восприятие предметов через цветные стекла). Если на это тело посмотреть через красное стекло, оно покажется нам черным, так как красное стекло в свою очередь поглотило отраженные телом зеленые лучи (а остальные были поглощены самим телом).
Все спектральные цвета плюс недостающие в солнечном спектре пурпурные( промежуточные между крайними красным и фиолетовым) составляют так называемую хроматическую (цветную) шкалу цветов. Белые предметы отражают весь спектр, а черные, наоборот, весь спектр поглощают (на экране появляется изображение показывающее ахроматические цвета). Если взять белую и черную краски и смешать их в разных пропорциях, получится большой ряд серых тонов, от чисто- белого до черного. Это будет другая шкала цветов – ахроматическая( бесцветная).
2.4 выполнение практического задания: (7мин.)
В альбоме, где заранее выполнена схема рисунка в квадрате, выполните рисунок в цвете используя только ахроматическую гамму цветов.
2.5. Продолжение объяснения нового материала.
Ахроматические цвета отличаются друг от друга по одному признаку по светлоте (светло-серый или темно-серый). Хроматические цвета, кроме отличия по светлоте, характеризуются еще двумя главными признаками – цветовым тоном и насыщенностью.
Цветовой тон – это то. Что определяется словами «красный», «желтый», и т. д. и что наиболее отличает один цвет от другого. Но красный может быть чисто красный или с примесью ахроматического. Например, серого. При этом он все равно остается красным – примесь серого не изменит его цветового тона. Если взять серый такой же светлоты, то не изменится и светлота нового «смешанного» красного. Однако цвет все – таки станет иным: в нем изменится его третий признак – насыщенность. От примеси ахроматического цвет стал менее насыщенным (на экране появляется изображение таблицы – изменение насыщенности цвета). Чем меньше в такой смеси будет ахроматического цвета, тем он будет более насыщенным.
Итак, все хроматические цвета характеризуются тремя параметрами – светлотой, цветовым тоном и насыщенностью.
Замечено, что если ахроматическое (серое) пятно окружить хроматическим фоном (например, зеленым), то на сером возникнет очень заметный хроматический оттенок, в данном случае красный. В самом деле, проселочная дорога, бегущая по зеленому лугу, всегда воспринимается как сиренево- розовая. Такие пары цветов (цвет тона и цвет возникающего хроматического оттенка на сером) называются контрастными.( на экране появляется изображение таблицы – цветовой контраст, контраст по светлоте). В цветовом круге они помещаются друг против друга. Их отличие от дополнительных мало ощутимо, и практически им можно пренебречь.
Контрастные цвета, помещенные в непосредственном соседстве, зрительно усиливают друг друга по насыщенности(на экране появляется изображение светлотный и цветовой контрасты в натюрмортах). Понимание закона цветовых контрастов позволяет добиться впечатления цвета там, где его фактически нет, то есть на нейтральных серых пятнах, и изменять оттенок любого хроматического цвета, зрительно повышая или понижая его насыщенность.
III. Закрепление нового материала. (7 мин.)
3.1. Подведем итог всего изученного на уроке материала, проведем игру «аукцион». (5 мин.)
Условия игры: учащиеся по очереди называют и дают объяснения новым терминам,(словам) изученным на уроке, закрепляя полученные знания. Тот из вас кто называет больше терминов и кто называет последний термин – получают оценку «пять».
3.2. Выставление оценок.
IV. Итог урока. (2мин.)
Домашнее задание:
Завершите рисунок в квадрате (стороны квадрата 12-15 см.) используя только ахроматическую группу цветов. Принесите: краски, кисти, палитру, стаканчик для воды, альбом с выполненным заданием.