воспитательные: воспитывать эстетическое понимание прекрасного, умение видеть в обычном особенное, творческое мышление.
План урока:
Организационный момент (1 мин);
Вступительная часть. Предмет исследования (6мин);
Анализ и изучения предмета изображения (14 мин);
Практическая работа. Творческое задание (15 мин);
Итог урока. Анализ работ (4 мин).
Оборудованиедля учителя:
ноутбук с компьютерной презентацией;
мультимедийный проектор;
экран; письменная доска;
Оборудование для учащихся:
бумага;
акварель, гуашь, тушь;
кисти, карандаши, перья;
баночки для воды;
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие. Организация учащихся к образовательной деятельности.
На уроке вам предстоит просмотреть презентацию серии работ чешского художника Альфонса Мухи, одного из наиболее известных представителей стиля «ар-нуво», а также других художников и создать собственную серию работ.
2. Вступительная часть. Предмет исследования.
Цвет – один из наиболее эффективных способов воздействия на зрителя, способный передать разное настроение и атмосферу произведения.
А какие у вас цветовые ассоциации вызывает тот или иной сезон года?
Давайте повторим уже изученные нами цветовые отношения и приёмы в композиции:
1.Контраст - противопоставление в композиции, использование противоположных на круге цветов для усиления их эффекта.
2. Нюанс (франц. nuance) - тонкое различие, едва заметный переход.
3. Акцент (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции.
4. Аналог (греч. «сходство») – одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции.
3. Анализ и изучения предмета изображения.
Прежде чем нарисовать набросок композиции, нужно сначала исследовать нашу тему, а также подобрать характерные выразительные средства и приемы.
Предлагаю вам изучить творчество живописца А. Мухи и других художников на тему «Времена года».
Давайте с вами вместе посмотрим на экран (демонстрация слайдов).
Начнем с первых декоративных панно художника в стиле Ар-Нуво. Первые такие панно были созданы в 1896 году на тему времен года (2 слайд).
Эта серия была настолько популярна, что Альфонса Муху попросили сделать еще два варианта на ту же тему: в 1897 и 1900гг. (3-4 слайды).
Муха схватывает настроение, соответствующее времени года: невинность весны, духоту лета, плодородие осени и холод зимы.
Еще одна серия декоративных панно из четырех штук - это "Время суток" 1899 года. Свежие и нежные краски и пышный растительный орнамент. Каждая фигура помещена внутри натурального обрамления с тонким орнаментом, напоминающего готические окна (5 слайд).
А это Хендрик Гольциус, нидерландский живописец и гравер-виртуоз, создавший свою школу (6 слайд).
А вот другой, итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо - это был уникальный, неповторимый мастер, «складывавший» портреты из овощей, фруктов и растений. (7-8 слайды).
Интересно сравнивать вышеупомянутые работы с картинами Франсуа Буше, придворного художника французского короля Людовика XV, тема времён года нашла воплощение в цикле его картин «Четыре сезона».
На основе просмотренного материала создайте свои «хуманизированные» образы, возникающие у вас при мыслях о временах года.
5. Практическая работа. Творческое задание.
Задание: выполнить серию «очеловеченных» образов четырёх времён года, по теме «Цветовые ассоциации».
6. Итог урока. Анализ работ.
Просмотр итоговых работ учащихся проводится в форме индивидуальной беседы. Работы учащихся рассматриваются преподавателем с дальнейшим анализом в форме обсуждения.