kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Теплая цветовая гамма. Живописная осенняя композиция

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изобразительное  искусство                                                                              Класс 3

Урок № 5                                                                                                             Дата

Тема:  Теплая  цветовая  гамма. Живописная  осенняя  композиция.

Мета: 1. Продолжить  изучение цветовой  палитры,  расширять  знания о  теплой 

цветовой  гамме  на  основе  ассоциаций,  дать  их общую  характеристику. Продолжить  знакомство  с  красками  и  цветовыми  сочетаниями  осенней  палитры,  учить  замечать   в  окружающем  мире  и  совершенствовать  умение  в  их  переносе  на  свои  работы,  учить развивать в рисунке образную тему.

2. Развивать  цветовые  ощущения,  творческое  воображение,  абстрактное  мышление, способности  по использованию теплой  цветовой  гаммы   как  средства  создания  осенних  образов. Вести  работу  по  накоплению  словарного  запаса.

3. Воспитывать  любовь  к  родной  природе, эстетическое  восприятие  окружающего  мира  через  мир  окружающих  объектов,  в  частности  через  природные  формы  осени.

Оборудование: компьютер,  проектор,  экран.

Визуальный  ряд: мультимедийная  презентация – слайды  с  осенними  пейзажами  Исаака Левитана «Золотая  осень», Болотова Александра «Осенний  пейзаж», Зеленского Леонида  «Обняла  природу  осень»;

подготовительные  рисунки  композиции;

образцы  детских  работ  из  методического  фонда;

Слуховой  рядок: отрывок  стихотворения И. Бунина  «Листопад», 

                              пьеса П.И. Чайковского «Осенняя песня. Октябрь»

Материалы: гуашь, палитры, кисти,  простой карандаш, альбомы,  баночки,  тряпочки.

Тип  уроку: комбинированный

Методы: беседа, театрализация, наглядно-визуальный, наглядно-слуховой, раздумий  об  изобразительном  искусстве,  создания  композиции,  анализ  и  сравнение,  практическая  робота.

ХОД  УРОКА:

1.Организация  класса /Дети  заходят  в  класс,  звучит  музыка,  которая  настраивает  их  на  урок/.

- подготовка  материалов  и  принадлежностей,

- приветствие.

2.Актуализация опорных  знаний.

Слово  учителя. За  окном  прекрасное  время  года  - осень. То  время  года,  которое  на  протяжении  многих  веков  вдохновляет  всех  творческих  людей. Художники  пишут  картины,  композиторы  -  музыку,  поэты  создают  поэтические  образы. Такие  чудесные,  как  в  стихотворении  И. Бунина «Листопад» и  пьесе  П.И. Чайковского «Осенняя песня. Октябрь»

/Начинает  звучать  музыка/.  Ребята,  закройте  глаза,  попробуйте  представить, какие  образы  создал  при  помощи  музыки  композитор.

/После  определенной  музыкальной  фразы  учитель начинает читать  под  музыку стихотворение/

Лес,  словно  терем  расписной,

Лиловый,  золотой, багряный,

Весёлой  пестрою  стеной

Стоит  над  светлою  поляной.

Березы  желтою резьбой

Блестят  в  лазури  голубой,

Как  вышки  ёлочки  темнеют,

А  между  кленами  синеют 

То  там,  то  здесь,  в  листве  сквозной,

Просветы  в  небо,  что  оконца.

Лес  пахнет  дубом  и  сосной,

За  лето  высох  он  от  солнца,

И  осень  тихою  вдовой 

Вступает  в  пестрый  терем  свой.

Рассмотрите  эти  пейзажи.  Попробуйте  ощутить  тишину  и  покой, который  расстилается  по  земле,  молчаливое  ожидание  деревьями, надевшими  самый  праздничный  наряд,  своего  последнего бала,  а  потом  длинный  зимний  сон…  

Физкультминутка:

Дует  ветер  нам  в лицо,    (движение  руками  к  себе)

Зашаталось  деревцо.          (движения  прямыми  руками  вверх – вправо – в лево)

Ветерок  все  тише,  тише,  (приседания ниже,  ниже)

Деревцо  все  выше, выше. (выпрыгивают  вверх, выбрасывают  вверх  руки)

3.Объявление  темы  урока

Создание  живописной  композиции  по  осенним  мотивам.

4.Мотивация  учебной  деятельности.

 /Элемент  театрализации при  помощи кукол-перчаток/

Слово учителя. У  нас  на  уроке  гости – две  чудесные  подружки - Лисичка  Алиска  и  кошечка  Мурка.

- Здравствуйте,  ребята. –/ Говорит  лисичка/.

- Добрый  вам  день,  мур-р-р… -  /Приветствует  всех  кошечка/.

- Сейчас  в  лесу  очень  красиво. Всю  природу  разрисовала  мастерица  Осень,  разукрасила  в  яркие  цвета. И  на  самой  красивой  полянке  находится  моя  норка. – /Хвастается лисичка/.

- Жаль, что  я  не  видела  твоего  красивого  осеннего  леса. Я  все  время  лежу  на  окошке  и  греюсь  в  лучах  солнышка. Мур-р-р… Но я,  конечно,  очень  хотела бы  увидеть  красивый  лес,  о  котором  ты  мне  рассказываешь,  подружка. /Грустно  отвечает  кошечка/

- Так  давайте  попросим  деток  3-го  класса  нарисовать  нам  красивые  осенние  пейзажи.  /Лисичка/

Учитель  обращается  к  детям: Ребята,  поможем  лисичке  Алиске  показать  подружке  красоту  ее  леса. Нарисуем  ей  картины  осенней  природы.

5.Работа  над  темой  урока  и  практическая  работа  учащихся

Слово учителя.

Пейзаж – картина  с  изображением  природы. Художники,  которые  пишут  пейзажи,  называются  пейзажистами.

Подумайте,  какие  цвета  используют  художники  для  передачи  осенней  красоты,  для  создания  осенних  образов?

- Основными  цветами осени  являются  красный,  желтый,  оранжевый,  жёлто-зеленый.  Это  теплая  цветовая  палитра. Теплыми  цветами,  как  вы  помните,  называют  цвета,  которые  ассоциируются  с  теплом, огнем, солнцем и т.п. Но цветовая  палитра  осени  не  ограничена   только  названными  красками,  большое  значение  имеют их  сочетания.  Так,  для  изображения  осенней  природы,  важное  значение  приобретают  желто-горячий,  лимонно-желтый,  тёмно-зеленый,  сине-зеленый, изумрудный,  бордовый,  малиновый, красно-фиолетовый, небесно-голубой,  лиловый, коричневый  и  другие цвета.                     

Этапы  выполнения работы:

1). Любое  художественное  произведение  начинается  с  замысла.  Рассмотрите подготовительные  рисунки  композиций  и  образцы  детских  работ (они  помогут  вам  создать  композиции).  

2). Организовываем  пространство. Простым  карандашом  намечаем  основу  композиции (землю  от  неба  отделяем  условной  линией,  которая  называется  линией  горизонта).

3). Откройте  коробочки  со  своими  красками.  Рассмотрите  их.  Подумайте,  какие  цвета  вы  будете  использовать  в  своей  работе,  откройте  баночки (набирайте  краски  и  выкладывайте  их  на  палитру,  качество  гуашевой  краски  должно  соответствовать  густоте  сметаны).

4). На  палитре  создайте  дополнительные  цветовые  соотношения,  смешивая между  собой  краски  теплой  цветовой  палитры.

5). Пропишите  большие  пятна  пейзажа. Небо – голубое,  облака  белые, солнышко может  менять  цвет  неба  и  облаков,  создавая  интересные  цветовые  сочетания. Затем  начните  работу  над  полями,  лугами. Вспомните,  какого  цвета  сухая  осенняя  трава,  какого  цвета  земля,  покрытая  опавшими  осенними  листьями. Набирайте  на  кисточку  нужную  краску,  создавайте  необходимые  соотношения.  Пишите  горизонтальными  мазками,  сочной  кистью.

6). Поменяйте  кисть на  меньший  номер  и  пропишите   стволы  деревьев, кустарников,  коряги  и  т.д. Помните,  что  большие  по  размеру  деревья  впереди  композиции  должны  перекрывать   деревья  на  втором  плане,  меньшие  по  размеру и  по яркости. Этим  приёмом  на  плоском  листе  создаётся  глубина  пространства.  /Дайте  работе  просохнуть/

7). Теперь  начните  работу  над  золотыми  и  багряными  кронами  деревьев, для  их  изображения,  кладите  мазки  группами.  Помня,  что  на  солнце  и  в  тени  листва  будет  различная  по  цвету. Не  забудьте,  что  в  лесу  встречаются  ёлочки,  они  не  меняют  свой  цвет,  и  будут  являться  в  наших  пейзажах  освежающими  зелеными  пятнышками.

8). Пропишите  тени  от  природных  форм. Но   тени – это  не  черные  пятна,  которые  смотрятся  оторванными  от  цветового  строя  композиции. Тени  напишите  тем  же  цветом,  на  который  кладете  тень,  но  на  тон  темнее,  приглушив  небольшим  количеством  синей  краски.

9). Возьмите  свои  работы  в  руки,  рассмотрите  их.  Если  есть  желание  что-либо  подправить,  сделайте  это.

/Ребята  выполняют  работу,  учитель  проходит  по  классу,  оказывает  помощь,  проводит,  при  необходимости,  индивидуальный  инструктаж/.

6. Итоги  урока

Демонстрация  работ,  создание  мини  выставки.

Рефлексия:

- Чему  был  посвящен  урок?

- На  что  обратили  более  пристальное  внимание?

- Что  нового  узнали?

- Что  создали своими  руками?

- Как  вы  думаете,  ребята,  понравятся  ли  написанные  нами  осенние  пейзажи    кошечке  Мурке? /Мурка  мурлычет,  что  работы  очень  красивые,  и  она  украсит  нашими  картинами  стены  своего  домика/.

Просмотр содержимого документа
«Теплая цветовая гамма. Живописная осенняя композиция »

Изобразительное искусство Класс 3

Урок № 5 Дата


Тема: Теплая цветовая гамма. Живописная осенняя композиция.

Мета: 1. Продолжить изучение цветовой палитры, расширять знания о теплой

цветовой гамме на основе ассоциаций, дать их общую характеристику. Продолжить знакомство с красками и цветовыми сочетаниями осенней палитры, учить замечать в окружающем мире и совершенствовать умение в их переносе на свои работы, учить развивать в рисунке образную тему.

2. Развивать цветовые ощущения, творческое воображение, абстрактное мышление, способности по использованию теплой цветовой гаммы как средства создания осенних образов. Вести работу по накоплению словарного запаса.

3. Воспитывать любовь к родной природе, эстетическое восприятие окружающего мира через мир окружающих объектов, в частности через природные формы осени.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Визуальный ряд: мультимедийная презентация – слайды с осенними пейзажами Исаака Левитана «Золотая осень», Болотова Александра «Осенний пейзаж», Зеленского Леонида «Обняла природу осень»;

подготовительные рисунки композиции;

образцы детских работ из методического фонда;

Слуховой рядок: отрывок стихотворения И. Бунина «Листопад»,

пьеса П.И. Чайковского «Осенняя песня. Октябрь»

Материалы: гуашь, палитры, кисти, простой карандаш, альбомы, баночки, тряпочки.

Тип уроку: комбинированный

Методы: беседа, театрализация, наглядно-визуальный, наглядно-слуховой, раздумий об изобразительном искусстве, создания композиции, анализ и сравнение, практическая робота.

ХОД УРОКА:

1.Организация класса /Дети заходят в класс, звучит музыка, которая настраивает их на урок/.

- подготовка материалов и принадлежностей,

- приветствие.

2.Актуализация опорных знаний.

Слово учителя. За окном прекрасное время года - осень. То время года, которое на протяжении многих веков вдохновляет всех творческих людей. Художники пишут картины, композиторы - музыку, поэты создают поэтические образы. Такие чудесные, как в стихотворении И. Бунина «Листопад» и пьесе П.И. Чайковского «Осенняя песня. Октябрь»

/Начинает звучать музыка/. Ребята, закройте глаза, попробуйте представить, какие образы создал при помощи музыки композитор.

/После определенной музыкальной фразы учитель начинает читать под музыку стихотворение/

Лес, словно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки ёлочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.














Рассмотрите эти пейзажи. Попробуйте ощутить тишину и покой, который расстилается по земле, молчаливое ожидание деревьями, надевшими самый праздничный наряд, своего последнего бала, а потом длинный зимний сон…

Физкультминутка:

Дует ветер нам в лицо, (движение руками к себе)

Зашаталось деревцо. (движения прямыми руками вверх – вправо – в лево)

Ветерок все тише, тише, (приседания ниже, ниже)

Деревцо все выше, выше. (выпрыгивают вверх, выбрасывают вверх руки)

3.Объявление темы урока

Создание живописной композиции по осенним мотивам.

4.Мотивация учебной деятельности.

/Элемент театрализации при помощи кукол-перчаток/

Слово учителя. У нас на уроке гости – две чудесные подружки - Лисичка Алиска и кошечка Мурка.

- Здравствуйте, ребята. –/ Говорит лисичка/.

- Добрый вам день, мур-р-р… - /Приветствует всех кошечка/.

- Сейчас в лесу очень красиво. Всю природу разрисовала мастерица Осень, разукрасила в яркие цвета. И на самой красивой полянке находится моя норка. – /Хвастается лисичка/.

- Жаль, что я не видела твоего красивого осеннего леса. Я все время лежу на окошке и греюсь в лучах солнышка. Мур-р-р… Но я, конечно, очень хотела бы увидеть красивый лес, о котором ты мне рассказываешь, подружка. /Грустно отвечает кошечка/

- Так давайте попросим деток 3-го класса нарисовать нам красивые осенние пейзажи. /Лисичка/

Учитель обращается к детям: Ребята, поможем лисичке Алиске показать подружке красоту ее леса. Нарисуем ей картины осенней природы.










5.Работа над темой урока и практическая работа учащихся

Слово учителя.

Пейзаж – картина с изображением природы. Художники, которые пишут пейзажи, называются пейзажистами.

Подумайте, какие цвета используют художники для передачи осенней красоты, для создания осенних образов?

- Основными цветами осени являются красный, желтый, оранжевый, жёлто-зеленый. Это теплая цветовая палитра. Теплыми цветами, как вы помните, называют цвета, которые ассоциируются с теплом, огнем, солнцем и т.п. Но цветовая палитра осени не ограничена только названными красками, большое значение имеют их сочетания. Так, для изображения осенней природы, важное значение приобретают желто-горячий, лимонно-желтый, тёмно-зеленый, сине-зеленый, изумрудный, бордовый, малиновый, красно-фиолетовый, небесно-голубой, лиловый, коричневый и другие цвета.

Этапы выполнения работы:

1). Любое художественное произведение начинается с замысла. Рассмотрите подготовительные рисунки композиций и образцы детских работ (они помогут вам создать композиции).

2). Организовываем пространство. Простым карандашом намечаем основу композиции (землю от неба отделяем условной линией, которая называется линией горизонта).

3). Откройте коробочки со своими красками. Рассмотрите их. Подумайте, какие цвета вы будете использовать в своей работе, откройте баночки (набирайте краски и выкладывайте их на палитру, качество гуашевой краски должно соответствовать густоте сметаны).

4). На палитре создайте дополнительные цветовые соотношения, смешивая между собой краски теплой цветовой палитры.

5). Пропишите большие пятна пейзажа. Небо – голубое, облака белые, солнышко может менять цвет неба и облаков, создавая интересные цветовые сочетания. Затем начните работу над полями, лугами. Вспомните, какого цвета сухая осенняя трава, какого цвета земля, покрытая опавшими осенними листьями. Набирайте на кисточку нужную краску, создавайте необходимые соотношения. Пишите горизонтальными мазками, сочной кистью.

6). Поменяйте кисть на меньший номер и пропишите стволы деревьев, кустарников, коряги и т.д. Помните, что большие по размеру деревья впереди композиции должны перекрывать деревья на втором плане, меньшие по размеру и по яркости. Этим приёмом на плоском листе создаётся глубина пространства. /Дайте работе просохнуть/

Физкультминутка

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх и вправо, вверх - влево.)

Вправо, влево повернем,

Вместе скатимся все вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

7). Теперь начните работу над золотыми и багряными кронами деревьев, для их изображения, кладите мазки группами. Помня, что на солнце и в тени листва будет различная по цвету. Не забудьте, что в лесу встречаются ёлочки, они не меняют свой цвет, и будут являться в наших пейзажах освежающими зелеными пятнышками.

8). Пропишите тени от природных форм. Но тени – это не черные пятна, которые смотрятся оторванными от цветового строя композиции. Тени напишите тем же цветом, на который кладете тень, но на тон темнее, приглушив небольшим количеством синей краски.

9). Возьмите свои работы в руки, рассмотрите их. Если есть желание что-либо подправить, сделайте это.

/Ребята выполняют работу, учитель проходит по классу, оказывает помощь, проводит, при необходимости, индивидуальный инструктаж/.

6. Итоги урока

Демонстрация работ, создание мини выставки.

Рефлексия:

- Чему был посвящен урок?

- На что обратили более пристальное внимание?

- Что нового узнали?

- Что создали своими руками?

- Как вы думаете, ребята, понравятся ли написанные нами осенние пейзажи кошечке Мурке? /Мурка мурлычет, что работы очень красивые, и она украсит нашими картинами стены своего домика/.


Литература:

1.Ростовцев Н.Н., Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Изд. П-е доп. И перераб. – М.: Просвещение, 1980.

2. Шорохов Е.В., Композиция. Учебник для студ. худ.- граф. фак. пед. ин-тов. – М.; Просвещение, 1986.

3. Осень: Хрестоматия для внеклассного чтения /Сост. Г.Ю. Рогинская. – Харьков: Ранок-НТ, 2002. – 128 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Теплая цветовая гамма. Живописная осенняя композиция

Автор: Бардикова Александра Гарьевна

Дата: 14.03.2015

Номер свидетельства: 186536

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Блок занятий кружка "Батик" "
    ["seo_title"] => string(27) "blok-zaniatii-kruzhka-batik"
    ["file_id"] => string(6) "221560"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435413574"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства