Программа изобразительное искусство 1 год обучения
Программа изобразительное искусство 1 год обучения
Рисунок. Тон. Варианты твёрдости-мягкости карандаша. Варианты нажима карандаша. Элементарная перспектива. Уровень зрения. Перспектива квадрата, круга. Светотень. Собственная тень. Падающая тень. Упражнения на разнообразие тона. Натюрморт на бытовую тему из предметов, приближённых по форме к цилиндру, кубу.
Ознакомление с видами рисунка .Выполнение рисунка с применением средств: линии. Изображение предметов плоской формы – 2 х мерные фигуры. Последовательность изображения. Абстракция. Знакомство с перспективой .Изображение предметов в различных ракурсах. Изображение отбрасываемых теней и 3 х мерных форм. Знакомство с фактурой. эллептическая перспектива. Изображение животных реальных и по воображению. Изображение растений, цветов, деревьев, транспорта, зданий и сооружений, предметов быта. Наброски с репродукций художников.
Графика как вид изобразительного искусства, включающий рисунок и различные виды печатной графики изображения (рисунок, акварель, гравюра, литография, монотипия, аппликация и др.). Графика – рисунки тушью и карандашом. Графика составляет рисование различных предметов и явлений окружающего мира с натуры, по памяти и по воображению; создание графических композиций на темы окружающей жизни; беседы о графике. Большое внимание уделяется ознакомлению учащихся с различным графическим художественным материалом и обучению работы с ним.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению (природа, предметный мир, человек, животные).
Творчество известных отечественных и зарубежных иллюстраторов- графиков детской книги: Аги Салы Дузельханов – детский художник, иллюстратор. Ю.Васнецов – иллюстратор детских книг и др.
Центр композиции. Колорит. Закон типизации. Зимние композиции
Разработка шрифта и иллюстрации к произведениям малого жанра устного народного творчества: казахской и русской пословице, поговорке и т.д. Изобразительно-выразительные средства исполнения – линейный рисунок. Портрет жанры. Двойной портрет.
Компоновка. Типизация. Образ. Составление композиций, раскрывающих взаимоотношения между художником и тем, кто ему позирует (темы «Мама и я», «Моя лучшая подруга» и т.д.). Живопись. Жанры: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический, бытовой и исторические жанры. Станковая живопись. Знакомство с художественным материалом живописи (акварель, гуашь, темпера). Казахстанское и зарубежное изобразительное искусство (шедевры выдающихся художников).
Выполнение композиций на ассоциативное мышление. Ассоциации на тему «Грусть» в колорите с преобладанием холодных цветов (темы «Мороз», «Дождливый день» и т.д.). Ассоциации на тему «Радость» с преобладанием тёплых цветов (тема « Праздник» и т.д.).
Техника – по мокрому, а ля прима. Динамика (тема «Конь» и т.д.). Техника – лессировка. Статика (тема «Грустный дом» и т.д.). Линия горизонта. Центр композиции. Повторение темы «Колорит».
Техника – пастозная живопись. Знакомство с жанром городской пейзаж: колорит, линия горизонта, перспектива линейная и воздушная. Описание природы в различное время года и суток (темы «Зимний город», «Вечер»). Знакомство с произведениями художников-живописцев: И.Левитан и др. Набрызг, монотипия. Декоративный натюрморт с национальным колоритом. Компоновка. Композиционный центр в натюрморте. Колорит. Декоративный пейзаж (тема «Степь», выполнение иллюстраций к казахским сказкам и т.д.). Центр композиции. Цветовая гармония. Декоративные композиции по ассоциациям на темы «Сладкое», «Кислое» и т.д. Элементарное знакомство с оттиском. Цветовой круг. Цветовые отношения. Контраст. Колорит. Светлые краски. Тёмные краски. Светотень. Блик. Рефлекс. Падающая тень. Анализ новых понятий на практических занятиях в жанре натюрморт (темы «Яблоко с клубникой на нейтральной по цвету драпировке», «Яблоко на контрастной по цвету драпировке» и т.д.)источник света. Собственная тень. Падающая тень. Полутон (локальный цвет). С целью закрепления полученных знаний по теме «Светотень» написать натюрморт из двух несложных по форме предметов (тема «Бидон с яблоком» и т.д.). Центр композиции. Закон типизации. Разработка сюжетов при ярко выраженном освещении (темы «Солнечный день», «Подберёзовики» и т.д.).
Основные, дополнительные, смешанные цвета. Оттенки. Колорит. Тон. Перспектива. Линейное изображение. Основные законы композиции.
При планировании работы по живописи необходимо обратить внимание на гармоническое сочетание трех основных составляющих художественного образования: эмоционально-эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства и объектов действительности; овладение элементарными теоретическими знаниями основ живописи; художественно-практическая деятельность в области реалистической живописи (умения и навыки). Начальные сведения о цветоведении (три основных цвета, их смешение, теплые, холодные, звонкие, глухие цвета, цветовой контраст), способах передачи пространства (загораживание, уменьшение форм, объемов при удалении). Основные цвета. Дополнительные цвета. Самостоятельное составление смешанных цветов. Колорит. Линия горизонта.
Выполнение простых композиций в колорите: с преобладанием холодных цветов (темы «Зима», «Дождь» и т.д.), с преобладанием тёплых цветов (темы «Лето», «Листопад» и т.д.).
Основы представлений о художественно-образном языке изобразительных, декоративных, конструктивных форм искусства (народных и профессиональных).
Знакомство с жанром пейзажа. Колорит. Линия горизонта. Композиционный центр. Описание природы в различное время суток (темы «Зимнее утро», «Закат» и т.д.). Знакомство с произведениями художников-живописцев: К. Тельжанов, К. Ходжиков, А. Кастеев и др. Первоначальные сведения о творчестве выдающихся казахских художников Абылхан Кастеев – первый художник-казах. Из Российских художников И.Шишкин и др.) и зарубежных (Рафаэль, Рембрандт, Моне, Ван-Гог и др.) художников. Композиция. Виды композиции. Законы и средства. Линейная, тональная, виньеточная композиция. Стиль. Передача характеристики формы, категории композиции. Декоративный блок. Орнаменты. Национальные костюмы. Изделия традиционных художественных промыслов разных стран и народов. Центры народных художественных ремесел (Палех, Хохлома, Городец, Гжель, Губачи и т.д.). Виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна. Знакомство с декоративным искусством: орнамент, декоративный натюрморт, декоративный пейзаж . Основы представлений о казахской национальной художественной культуре и ее связях с культурой других народов. Костюм (темы «Ночь», «Солнце», «Огонь» и т.д.). Дизайн.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа изобразительное искусство 1 год обучения »
Программа
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
1года обучения
Клуб «Фантазия» Руководитель: Васильева Надежда Владимировна
І. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Изобразительное искусство» относится к образовательной области «Искусство».
Объектом предмета «Изобразительное искусство» является все пластические (или пространственные, или зрительные) искусства, включающие наряду с собственно изобразительными искусствами – живописью, графикой и скульптурой – также архитектуру и прикладные искусства.
Предметом изучения является практическая художественная деятельность учащихся, эстетическое восприятие действительности и искусства. Учащиеся знакомятся с художественными материалами, приобретают первичные навыки изобразительной деятельности, овладевают элементами изобразительной грамотности, знакомятся с основными видами изобразительных искусств, большое значение имеют занятия прикладными искусствами (художественным трудом).
Целью обучения «Изобразительное искусство» (живопись, графика, макетирование, рисунок, история искусств, композиция , декоративно-прикладные искусства) является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение школьников к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства формирования и развития их личности.
Основныезадачи обучения учебному предмету «Изобразительное искусство» таковы:
воспитание интереса и понимания в жизни общества и человека значения пластических искусств: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуры и дизайна в профессиональных и народных формах;
формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, искусству, как основы развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика;
воспитание и развитие творческих способностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств, воображения и зрительных представлений, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;
обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности (работа с натуры, по воображению - тематическое рисование, декоративная работа, лепка, аппликация и т. д.);
систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, комбинаторики, умения выражать в художественных образах, решение творческих задач, художественный и конструкторский замысел;
приобщение к наследию отечественного и мирового искусства, формирование представлений о закономерностях культурно-исторического процесса, с учетом прошлого и современного опыта пластических искусств;
воспитание активного эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям.
Закладывается основа эмоциональных связей между жизненным опытом детей, их изобразительной деятельностью и большим искусством.
Программа нацелена на формирование целостной эстетической культуры школьников, активизацию познавательного интереса к изучению истоков народного и декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей.
Занятия изобразительным искусством развивают чуткость и остроту восприятия окружающей действительности, чувство красоты мира, развивают воображение и образное мышление, способность и умение выразить свой замысел в зримом художественном образе, дают навыки изобразительной, конструктивной, художественно-прикладной деятельности, владение языком этих искусств.
Школьники и дети дошкольного возраста учатся гармонично сочетать элементы изображения, создавать цельное изображение, замысел которого должен стать понятным и убедительным для зрителя – сверстника и взрослого.
Дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.
Содержание учебной программы по предмету «Изобразительное искусство» опирается на дидактические принципы: принцип предметной интеграции, принцип воспитывающего обучения, принцип наглядности, принцип творческой деятельности, деятельностно- творческий принцип и учета возрастных особенностей.
Принцип предметной интеграции раскрывает целостность различных видов искусств; раскрывает единство ключевых понятий – художественный образ, выразительность, художественная форма; раскрывает связь искусства с реальной жизнью, прослеживает взаимосвязь с основами традиционного художественного ремесла, а также включает практическую направленность предмета.
Принцип воспитывающего обучения включает развитие эстетических вкусов, прививает уважение к труду, бережное отношение к национальному культурному наследию. Принцип воспитывающего обучения направлен на достижение органической связи между усвоением учебного материала, опытом творческой деятельности и формированием эмоционально-целостного отношения к миру, взаимоуважения друг к другу.
Принцип наглядности. Принцип наглядности является ведущей формой обучения, так как обучающиеся получают знания на примере готовых художественных образцов декоративно-прикладной деятельности, изобразительного искусства, конструирования. Путем отбора для изучения наиболее типичных образцов национально-бытовой утвари, ювелирных украшений, картин художников, фотоснимков и макетов архитектурных сооружений идет передача художественных знаний, представляющий многовековой опыт, накопленный человечеством. Наглядное обучение способствует развитию эмоционального восприятия, памяти, детской фантазии и художественного воображения.
Принцип творческой деятельности. Принцип творческой деятельности предполагает раскрытие способностей и склонностей обучающихся, совершенствование техники выполнения рисования, лепки, аппликации, конструкции, умение создавать свои проекты.
Принцип учета возрастных особенностей. Основой уровня, являются рисование, работа красками, аппликация, лепка, склеивание объемных вещей, декоративная деятельность. Поэтому вводится работа кистью и красками без предварительного рисунка контура карандашом, ножницами, лепка без заготовки. На первый план выходит рисование в сравнение с лепкой и поделками, украшениями. Упражнения в изобразительной и конструктивной деятельности служат мостом к письму (мелкая моторика пальцев рук), к чтению (форма букв, их начертание печатным шрифтом и письменной вязью), к счёту (планирование работы и оперирование образами представлений). Пространственные и смысловые связи, размещение форм на плоскости и в пространстве, заполнение листа (композиция), чтение плоских графических структур сложного содержания облегчает переход к разметке и чертежу.
Программой предусматривается изучение двух взаимосвязанных разделов: изобразительное искусство отечественных и зарубежных мастеров (выполненное в различной технике) и самостоятельная художественно-творческая деятельность.
Сквозная идея программы – связь искусства и жизни – целостное представление о комплексе пластических искусств, их связь с жизнью. Учащиеся имеют первичные представления о связи социальных (духовных) функций пластических искусств с их образными языками, о происхождении изобразительного искусства и его начальных формах, ознакомятся с видами изобразительного искусства (графика, живопись, макетирование), декоративно-прикладного искусства , конструктивного искусства (архитектура и дизайн).
Различают отличительные особенности жанров изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический жанр, анималистический жанр). Формируется целостное представление о национальной художественной культуре, ее месте в культуре народов мира, о многовековом культурном наследии всех народов Казахстана, связь и целостность художественного развития, народного и декоративно-прикладного искусства. Узнают о культурном вкладе народов Казахстана в мировую художественную культуру. Бережно относятся к шедеврам искусств и памятникам культуры родного края.
Учебный план используется для практических работ, бесед, экскурсий, отчетных выставок, пленэров.
Учебный материал
Количество часов
1 год обучения
2
3
Рисунок
106
Живопись
86
6
6
Композиция
20
Декоративный блок
26
4
4
Макетирование
24
-
4
История искусств
Вводное занятие. Проверка знаний
8
18
Общий объем учебной нагрузки составляет:
в группах 1 года обучения. общее количество часов (2 часа) –144
ІІ. БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ занятий
«Изобразительное искусство». Основы художественной грамотности. Основы понятий об изобразительных, декоративных и конструктивных формах деятельности. Знакомство с основными видами изобразительного искусства, произведениями художников и народного искусства. Основы представления о месте пластических искусств в жизни людей. Взаимосвязь изобразительного искусства с другими видами искусств.
Средства художественной выразительности (свет и тень, цвет, тон, объем, пропорции, пространство, ритм, силуэт, фактура, контур, пятно, линия, штрих, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, равновесие) как основы композиции в изобразительных, декоративных, конструктивных искусствах.
Ведущие художественные музеи Казахстана и других стран (Государственный музей искусств им. А. Кастеева, Президентский центр культуры Республики Казахстан. Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Лувр, Дрезденская галерея, Прадо и др.).
Рисунок. Тон. Варианты твёрдости-мягкости карандаша. Варианты нажима карандаша. Элементарная перспектива. Уровень зрения. Перспектива квадрата, круга. Светотень. Собственная тень. Падающая тень. Упражнения на разнообразие тона. Натюрморт на бытовую тему из предметов, приближённых по форме к цилиндру, кубу.
Ознакомление с видами рисунка .Выполнение рисунка с применением средств: линии. Изображение предметов плоской формы – 2 х мерные фигуры. Последовательность изображения. Абстракция. Знакомство с перспективой .Изображение предметов в различных ракурсах. Изображение отбрасываемых теней и 3 х мерных форм. Знакомство с фактурой. эллептическая перспектива. Изображение животных реальных и по воображению. Изображение растений, цветов, деревьев, транспорта, зданий и сооружений, предметов быта. Наброски с репродукций художников.
Графика как вид изобразительного искусства, включающий рисунок и различные виды печатной графики изображения (рисунок, акварель, гравюра, литография, монотипия, аппликация и др.). Графика – рисунки тушью и карандашом. Графика составляет рисование различных предметов и явлений окружающего мира с натуры, по памяти и по воображению; создание графических композиций на темы окружающей жизни; беседы о графике. Большое внимание уделяется ознакомлению учащихся с различным графическим художественным материалом и обучению работы с ним.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению (природа, предметный мир, человек, животные).
Творчество известных отечественных и зарубежных иллюстраторов- графиков детской книги: Аги Салы Дузельханов – детский художник, иллюстратор. Ю.Васнецов – иллюстратор детских книг и др.
Художественный материал - цветные карандаши .Техника – тушёвка. Линия горизонта. Восприятие неба. Динамика. Главное в композиции. Наложение цветов. Расположение элементов сюжета на фоне неба (тема «Путешествие на воздушном шаре» и т.д.).
Художественный материал – жировые мелки пастель.Изобразительно-выразительные средства исполнения – тушёвка. Получение смешанных цветов. Центр композиции. Колорит. Закон типизации. Зимние композиции
Художественный материал – глеевая ручка или ручка с чёрной пастой .Изобразительно-выразительные средства исполнения: линия, штрих, пятно. Центр композиции. Типизация. Композиция в пейзаже. Разнообразие пород деревьев. Фактура. Расположение главных героев композиций возле дерева или на дереве (тема «Кот на дереве» и т. д.).
Художественный материал – чёрный фломастер .Техника исполнения – линейный рисунок. Знакомство с жанром портрет. Центр композиции. Типизация. Образ. Способы передачи настроения образа (тема «Весёлый человек» и т.д.). Знакомство с произведениями художников-графиков: Е. Сидоркин и др.Изображение животных в движении (тема «Пастбище» и др.). Человек и природа. Единство и общие черты возникновения символов воды, огня, земли, воздуха в искусстве народов мира. Выполнение творческой орнаментальной композиции с использованием символов. Графический дизайн. Взаимосвязь в композиции рисунка и содержания текста. Разработка шрифта и иллюстрации к произведениям малого жанра устного народного творчества: казахской и русской пословице, поговорке и т.д. Изобразительно-выразительные средства исполнения – линейный рисунок. Портрет жанры. Двойной портрет.
Компоновка. Типизация. Образ. Составление композиций, раскрывающих взаимоотношения между художником и тем, кто ему позирует (темы «Мама и я», «Моя лучшая подруга» и т.д.).
Живопись.Жанры: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический, бытовой и исторические жанры. Станковая живопись. Знакомство с художественным материалом живописи (акварель, гуашь, темпера). Казахстанское и зарубежное изобразительное искусство (шедевры выдающихся художников).
Выполнение композиций на ассоциативное мышление. Ассоциации на тему «Грусть» в колорите с преобладанием холодных цветов (темы «Мороз», «Дождливый день» и т.д.). Ассоциации на тему «Радость» с преобладанием тёплых цветов (тема « Праздник» и т.д.).
Техника – по мокрому, а ля прима. Динамика (тема «Конь» и т.д.). Техника – лессировка. Статика (тема «Грустный дом» и т.д.). Линия горизонта. Центр композиции. Повторение темы «Колорит».
Техника – пастозная живопись. Знакомствос жанром городской пейзаж: колорит, линия горизонта, перспектива линейная и воздушная. Описание природы в различное время года и суток (темы «Зимний город», «Вечер»). Знакомство с произведениями художников-живописцев: И.Левитан и др. Набрызг, монотипия. Декоративный натюрморт с национальным колоритом. Компоновка. Композиционный центр в натюрморте. Колорит. Декоративный пейзаж (тема «Степь», выполнение иллюстраций к казахским сказкам и т.д.). Центр композиции. Цветовая гармония. Декоративные композиции по ассоциациям на темы «Сладкое», «Кислое» и т.д. Элементарное знакомство с оттиском. Цветовой круг. Цветовые отношения. Контраст. Колорит. Светлые краски. Тёмные краски. Светотень. Блик. Рефлекс. Падающая тень. Анализ новых понятий на практических занятиях в жанре натюрморт (темы «Яблоко с клубникой на нейтральной по цвету драпировке», «Яблоко на контрастной по цвету драпировке» ит.д.)
Источник света. Собственная тень. Падающая тень. Полутон (локальный цвет). С целью закрепления полученных знаний по теме «Светотень» написать натюрморт из двух несложных по форме предметов (тема «Бидон с яблоком» и т.д.). Центр композиции. Закон типизации. Разработка сюжетов при ярко выраженном освещении (темы «Солнечный день», «Подберёзовики» ит.д.).
Основные, дополнительные, смешанные цвета. Оттенки. Колорит. Тон. Перспектива. Линейное изображение. Основные законы композиции.
При планировании работы по живописи необходимо обратить внимание на гармоническое сочетание трех основных составляющих художественного образования: эмоционально-эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства и объектов действительности; овладение элементарными теоретическими знаниями основ живописи; художественно-практическая деятельность в области реалистической живописи (умения и навыки). Начальные сведения о цветоведении (три основных цвета, их смешение, теплые, холодные, звонкие, глухие цвета, цветовой контраст), способах передачи пространства (загораживание, уменьшение форм, объемов при удалении). Основные цвета. Дополнительные цвета. Самостоятельное составление смешанных цветов. Колорит. Линия горизонта.
Выполнение простых композиций в колорите: с преобладанием холодных цветов (темы «Зима», «Дождь» и т.д.), с преобладанием тёплых цветов (темы «Лето», «Листопад» и т.д.).
Основы представлений о художественно-образном языке изобразительных, декоративных, конструктивных форм искусства (народных и профессиональных).Художественный материал – акварель Техника исполнения – по мокрому (тема «Мой пушистый друг» и т.д.). Техника исполнения – лессировка (тема «Осенний лист» и т.д.). Знакомство с центром композиции. Повторение темы «Колорит».
Художественный материал – гуашь . Техника – пастозная живопись. Центр композиции. Подчинение второстепенного главному в композиции. Раскрытие образа (темы «Моя семья», «Я люблю животных»).
Знакомство с жанром пейзажа. Колорит. Линия горизонта. Композиционный центр. Описание природы в различное время суток (темы «Зимнее утро», «Закат» и т.д.). Знакомство с произведениями художников-живописцев: К. Тельжанов, К. Ходжиков, А. Кастеев и др. Первоначальные сведения о творчестве выдающихся казахских художников Абылхан Кастеев – первый художник-казах. Из Российских художников И.Шишкин и др.) и зарубежных (Рафаэль, Рембрандт, Моне, Ван-Гог и др.) художников.
Композиция. Виды композиции. Законы и средства. Линейная, тональная, виньеточная композиция. Стиль. Передача характеристики формы, категории композиции.
Декоративный блок. Орнаменты. Национальные костюмы. Изделия традиционных художественных промыслов разных стран и народов. Центры народных художественных ремесел (Палех, Хохлома, Городец, Гжель, Губачи и т.д.). Виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна. Знакомство с декоративным искусством: орнамент, декоративный натюрморт, декоративный пейзаж . Основы представлений о казахской национальной художественной культуре и ее связях с культурой других народов.
Художественный материал – цветные карандаши .Изобразительно-выразительные средства исполнения – тушёвка. Стилизация. Стиль. Мотив. Композиция орнамента. Ритм. Линейная симметрия. Орнамент, его применение. Виды орнаментов. Геометрический орнамент. Казахский орнамент. Национальный костюм. Казахский костюм.
Художественный материал – цветная бумага. Технический орнамент. Техника исполнения – аппликация. Преобразование формы. Мотив. Композиционный центр. Гармония формы и цвета. Стиль. Композиции, отображающие многообразие сортов овощей, фруктов, цветов (темы «Дары осени», «Полевые цветы», « Осенний натюрморт» и т.д.). Стилизация. Ассоциация. Образ. Новогодний
Костюм (темы «Ночь», «Солнце», «Огонь» и т.д.). Дизайн.
Художественный материал – гуашь, широкая кисть, губка и т.д. .Техника исполнения – пастозная живопись. Знакомство с техническим орнаментом. Изготовление цветной бумаги. Фактура. Смешение красок. Колер. Экспериментирование с материалом, определение его особенностей (передача различных фактур: деревянная, пушистая, фактура воды, зимнего неба, бетонных построек, асфальта и т. д.). Гармония формы и цвета. Стиль. Симметрия. Элементарное знакомство с оттиском путём сгибания листа по оси симметрии и отпечатка рисунка на чистой половине (хеппинг). Изображение красоты бабочки, стрекозы, птицы (темы «Волшебная бабочка», «Птица счастья» и т.д.).
Мотивы природы и предметного мира, собственное отношение к ним. Фантазия. Закон типизации. Выделение композиционного центра. Колорит. Декоративный пейзаж; раскрытие образа волшебного города (темы «Волшебный город», « Город сладкоежек» и т.д.).
Художественный материал – бумага ватман или цветная бархатная бумага .Техника исполнения – бумажная пластика. Конструирование. Дизайн. Эскиз изделия. Развёртка. Изготовление новогодней игрушки. Знакомство с работами народных и профессиональных мастеров.
Художественный материал –солёное тесто. Рельеф. Плинт. Орнамент. Выполнение рельефной орнаментальной композиции из элементов казахского орнамента. Круглая скульптура (мелкая пластика). Фантазия. Групповая работа. Лепка зоопарка с фантастическими животными.
Техника исполнения пустотелой мелкой пластики - наложение жгутиков или глиняных пластинок. Стилизация. Гармония формы. Дизайн. Лепка казахской юрты. Лепка колокольчика. Знакомство с произведениями художников-скульпторов: Е. Мергенов, Б. Толекеев и др. Отражение в натюрморте народных мотивов (вариации на темы «Воспоминание о прошлом», «Мои любимые вещи» и т. д.). Декоративный пейзаж. Трансформация природных форм в декоративные. Наблюдения и фантазии. Ритм. Центр композиции. Гармония формы и цвета (темы «Танец бабочек», «Весёлая поляна»).
Художественный материал - цветная бумага, ткань,бисер и т.д. Техника исполнения - аппликация, коллаж. Преобразование формы. Мотив. Композиционный центр. Гармония формы и цвета. Составление композиций на сказочные, волшебные сюжеты (тема «В фантастическом саду», выполнение иллюстраций к восточным сказкам и т.д.).
Дизайн. Ювелирное украшение. Выполнение ювелирного украшения по предварительно составленному эскизу (темы «Браслет», «Кулон» и т.д.).
Макетирование. Знакомство с техникой макетирования. Склеивание форм сложной конфигурации. Фриволите. Оригами
.
Художественный материал – бумага ватман, клей ПВА и т.д.Техника исполнения – бумажная пластика. Эскиз. Конструкция. Макет. Групповая работа по оборудованию детской площадки на тему «Ансамбль детской площадки».
История искусств Стили. Материалы. Изобразительно-выразительные средства архитектуры. Культурное наследие народов Казахстана. Архитектурные памятники Казахстана. Современная архитектура. «Посещение» художественных музеев, выставок; встречи с художниками; организация конкурсов детских работ, викторин, вечеров, посвященных творческому наследию выдающихся казахстанских и зарубежных художников. Историко-культурное наследие Казахстана. Недвижимые памятники истории, археологии, монументального искусства и архитектуры. Культурные ценности: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения – синоним: нравственные ценности.Изобразительное искусство Казахстана. Творчество художников К. Тельжанова, И. Шишкина, И. Левитана, У. Таксыкбаева, Г. Исмаиловой, С. Мамбеева, А. Галимбаевой и др. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Творческая мастерская народных умельцев. Архитектура Казахстана и стран ближнего зарубежья. Анализ произведений. Эмоциональное восприятие окружающей среды, природы и явлений общественной жизни.
Вводное занятие. Профессия художника. Основные материалы, которые используют художники. Произведения отечественных и зарубежных художников.
Программой предусмотрено рисование на природе (пленэр), освоение разнообразного художественного материала, различных техник исполнения.
Главное место в изобразительном искусстве принадлежит композиции. Знакомство с законами композиции и применение их должно быть во всех видах изобразительного искусства.
ІІІ. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
К концу учащиеся должны
Знать:
названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных;
виды художественных материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;
способы разметки: сгибанием, по шаблону;
способы соединение с помощью клея ПВА;
виды отделки: раскрашиванием, аппликацией.
особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; компоненты изобразительной деятельности: линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент; плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика. виды художественных материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клей и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка);
различные способы организации ритма, основные вехи жизни и творчества выдающихся художников Казахстана и региона;
различия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна и знать о роли этих искусств в жизни людей.
государственную символику, известные художественно-исторические памятники, истории и культуры родного края;
своеобразие различных жанров в изобразительном искусстве (натюрморт, пейзаж, портрет, исторический, анималистический жанры);
виды живописи: станковая, монументальная, декоративная, миниатюра;
виды художественных ремёсел: ювелирное искусство, роспись по дереву, керамика.
иметь представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения;
иметь начальные представления о пропорциях предметов, об элементарных законах перспективы, конструкции предметов и строения человека и уметь пользоваться ими.
Уметь:
выполнять горизонтальные, вертикальные, наклонные, дугообразные, волнистые линии, линии клетка;
пользоваться карандашами, акварельными красками, резинкой, гуашью, солёным тестом , работать с цветной бумагой, картоном;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
реализовывать замысел образа с помощью полученных на занятиях изобразительного искусства знаний в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности;
выполнять элементы народных орнаментов из различных художественных материалов, составлять композиции в традиционном стиле.
самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки;
смешивать главные цвета красок для получения составных цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности;
отбирать и компоновать выполненные работы для художественной выставки.
уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительных, декоративно-прикладных искусств, архитектуры, дизайна и определять их принадлежность к этим видам, художественного творчества;
составлять эскиз на заданную или свободную тему, следить за логической последовательностью изображения;
определять композиционный центр, сюжет художественных произведений;
объяснять мотивы поступков героев художественных произведений, выражать личное отношение к действиям персонажей произведений, проецировать их действия и поступки на реальные жизненные ситуации;
объяснять технические приёмы выполнения произведений;
переосмысливать известные сюжеты художественных произведений в рисунках и композициях;
выполнять поделки в современной технике: бумажная пластика, икебана, коллаж, батик, мотив в стиле дизайн.
IV. Особенности методической системы обучения
Основой преподавания изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов: эстетическое и художественное воспитание должны быть основаны на систематическом изложении знаний и обучении навыкам художественной деятельности. Но овладение навыками не является самоцелью, а средством художественного познания и отображения действительности, формирования эстетического отношения к действительности, выработки у учащихся активной жизненной позиции.
Условием эффективности занятий изобразительного искусства является заинтересованность и увлеченность детей работой. Изобразительная деятельность должна доставлять детям радость, обеспечивать активное эмоциональное отношение учащихся к занятиям искусством.
Программа занятий включает два основных раздела: первое, восприятие действительности и искусства; второе, практическая художественная деятельность. В каждом разделе указаны учебно-воспитательные задачи и примерные задания. Разные виды занятий могут быть сгруппированы в виде циклов для решения единых учебно-воспитательных задач. В результате освоения программы учащиеся должны получить представление о роли реалистического искусства в жизни общества, об основных этапах истории классического русского и мирового, советского, прогрессивного зарубежного, национального и традиционного народного искусства. На основе изучения действительности и освоения навыков художественной деятельности учащиеся должны научиться рисовать, работать красками, лепить, создавать декоративно-прикладные работы – натуры, по памяти, по наблюдению, по воображению, на темы – в объеме требований программы.
Раздел восприятия в программе постепенно расширяется Этим подчеркивается важность систематического развития у учащихся сознательного восприятия эстетического в действительности и в искусстве, в собственной художественной деятельности.
Восприятие как раздел работы имеет в программе относительно самостоятельную систему учебных задач. Цель данного раздела – систематическое развитие у детей способности сознательно воспринимать и оценивать явления художественной культуры, понимать значение искусства в жизни людей, общества.
Эстетическое восприятие действительности должно иметь место. Вместе с тем, оно предусмотрено в программе в качестве самостоятельного вида занятий. Систематическая работа в данном направлении важна для понимания школьниками взаимосвязи искусства и жизни. Занятия эстетического восприятия действительности проводятся обычно с последующим рисованием, лепкой, выполнением поделок и макетов. Первая половина занятий – беседа по теме, вторая – практическая работа. Восприятие искусства как раздел работы решает следующие основные задачи:
развитие способности эмоционального переживания учащимися в связи с содержанием произведения и умения выразить свое отношение к нему в беседе с окружающими – учителем и с товарищами по классу;
развитие умения различать средства художественного выражения и понимать их роль в создании автором художественных образов;
формирование знаний и представлений об искусстве и художниках.
Основой глубокого понимания искусства является развитие навыков восприятия художественного образа. Учащиеся должны научиться осмысленно воспринимать произведения, рассказывать об их содержании, употребляя специальные слова и термины, а также чувствовать и отмечать некоторые доступные их пониманию художественные средства.
Списки рекомендованных произведений являются примерными, можно предложить другие, равноценные в художественном отношении произведения, позволяющие развить у детей нужные качества восприятия и понимания искусства.
Раздел практической работы включает:
во-первых, изображение на плоскости – рисование красками и графическими материалами, аппликацию;
во-вторых, лепку из солёного теста, работу с твердыми материалами ( папье-маше);
в-третьих, декоративно-прикладную деятельность – художественное решение плоских и объемных изделий с элементами архитектуры, современного дизайна, художественного конструирования, декоративной лепки, традиционного народного искусства.
Практическая работа должна раскрывать школьникам зависимость выбора художественных средств от содержания образа, от функции и назначения предмета, многообразие возможностей художественного материала.
Лепка, конструирование, работа с бумагой, картоном и другие исполнительские виды занятий изобразительного искусства, близкие занятиям по труду, ставят перед учащимися задачу художественно-образного решения замысла, в то время как обучения преследуется цель изучения свойств материалов и технологических операций по их обработке.
Содержание практических заданий предполагает решение четырех основных групп учебных задач: первое – композиция, второе – форма, пропорции и конструкция; третье - пространство и объем; четвертое – цвет и освещение.
Освоение данных групп учебных задач, лежащих в основе изобразительной грамотности, должно быть подчинено посильному сознательному решению художественного образа в соответствии с возрастными возможностями учащихся.
Работа с натуры, связанная с наблюдением и изучением окружающей действительности, является важнейшей формой занятий и условием успешного освоения программы. Программа предполагает широкое привлечение к работе живых наблюдений, изучение натурных предметов, демонстрацию кинофильмов, слайдов, иллюстраций, которые служат учащимся основой решения художественного образа. При изображении объектов действительности важным критерием успешности учебно-воспитательного процесса является умение учащихся правдиво передать характерные особенности изображаемого, с натуры или «от себя».
Изображению на плоскости, которое находит широкое применение в жизни и на занятиях по другим предметам, отводится наибольшее количество часов. Оно включает рисование с натуры, по памяти, по представлению после живых наблюдений, работу на темы по заданию педагога или на основе воображения и фантазии, а также наброски, прикладную графику и аппликации.
Лепка имеет более важное значение , где двигательно-осязательный компонент играет важную роль в развитии изобразительной деятельности детей.
Декоративно-прикладная деятельность включает элементы изображения на плоскости, декоративной лепки, архитектуры, художественного конструирования и проектирования (техническую эстетику), работу с природными материалами (листья, цветы и т. п.), что способствует развитию у учащихся представления о связи разных видов художественной деятельности в процессе труда, преобразования среды, в архитектуре, в предметах быта.
На практических занятиях одна из основных задач – воспитание у детей чувства радости художественного творчества, активности, уверенности в своих силах, самостоятельности замысла и исполнения работы. При этом необходимо стремиться выработать у детей первоначальные, но основополагающие навыки работы, понятия и правила, которые учащиеся должны не только усвоить, но и уметь объяснить. Главный метод – создание у детей целостного живого впечатления при восприятии образа на основе наглядно-действенного инаглядно-образного решений задач, являющихся предпосылкой аналитического подхода кобъекту изображения у подростков.
Для выработки навыков анализа формы большое значение имеют занятия лепкой и декоративно-прикладной деятельностью, когда учащиеся активно- двигательно работают с предметами, обладающими ярко выраженной реальной формой и конструкцией. Особое внимание в программе уделяется изображению природы.
Главное внимание в программе уделяется образованию школьников и дошкольников понятия об изломе плоскостей и границе излома (граница пола и стены, видимая граница земли и неба), а также умению правильно разместить предметы на поверхности пола иземли.
Главным в работе над пространством иобъемом является усвоение понятия о единстве точки зрения на группу предметов и передача видимого (перспективного) изменения их форм и пропорций в зависимости от положения предметов по отношению к рисующему. Передача единой точки зрения служит основной задачей работы над передачей пространства , где развернутую форму приобретает систематическая работа над перспективным изменением формы единичных предметов и выявление их объема средствами светотени, изучение влияния светотени на цвет и приемов выявления объема цветом.
В работе с цветом ставится задача учить видеть цвет многообразно, различать исоставлять нужные оттенки. Свойственное детям увлечение яркими «открытыми» цветами следует сочетать с применением сложных оттенков посредством смешения красок. Следует отдать предпочтение гуаши перед акварелью, т. к. гуашь позволяет активно действовать с материалом иисправлять работы. В необходимых случаях наряду с гуашью используется и акварель. Может быть использована густая акварель с белилами или комбинированная техника, когда рисунок детализируется цветными мелками.
Работа учащихся в цвете усложняется, особенно в процессе рисования с натуры и активного наблюдения цвета в действительности. Осознанное отношение к сложности цветового образа закрепляется на занятиях восприятия и в композиционной деятельности.
Специальное внимание в программе уделяется техническим моментам художественной деятельности, в частности, приемам работы кистью и красками, которые должны осваиваться учащимися постепенно и систематически. Большое значение имеет наглядный показ (демонстрация) учителем приемов работы материалами и инструментами.
В процессе обучения важен не осваиваемый предмет, а ученик, который обучается, развивается, воспитывается на занятиях искусства. Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям: эстетичность, практическая значимость (личная или общественная), доступность детям этого возраста, целесообразность, экологичность. Учитель вправе включать свои варианты заданий с учетом регионального компонента и собственных эстетических интересов.
Художественно-творческая деятельность является залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через деятельность приемы включаются в практические работы по выполнению изобразительных работ и изготовлению изделий.
Предлагаемые в курсе виды работ по народному прикладному искусству имеют целевую направленность. Их основу составляет декоративно-прикладное культурное наследие народов Казахстана и художественно-творческая изобразительная деятельность как коллективная форма творчества.
Постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера, проектов. Данный курс интегрируется с другими видами искусств, где дети получают необходимый материал для формирования их эмоционально-чувственной сферы, которая является главной в развитии творческого воображения – стержневой основы любого творчества.
Одним из важных педагогических условий развивающего обучения является перенос акцента на творческую деятельность учащихся. Для развития творческих способностей детей, их фантазии и воображения весь процесс обучения следует выстраивать таким образом, чтобы у учащихся одновременно были задействованы левое – логическое и правое – творческое полушария головного мозга. Для этого важно понять, что каждый ребенок воспринимает мир благодаря взаимодействию левого и правого полушарий. Из этого следует, что учителю на занятии следует таким образом вести процесс обучения, чтобы у школьника в процессе занятия были задействованы логическое и образное мышление, а предлагаемые задания должны содержат логическую информацию и её творческую составляющую. Только в этом случае у детей будет развиваться равноценно логическое и творческое мышление. А это значит, что в решении любой задачи логическое и творческое мышление у детей будет работать в комплексе.
Главное в работе по композиции – освоение всей поверхности листа бумаги и заполнение ее изображением, а в лепке и декоративной работе – создание цельной формы. Дети учатся отбирать для композиции объекты, отвечающие замыслу, а также рисовать крупно. Вырабатывается умение сохранять гармоничность композиции с учетом пространственных явлений. Композиционная деятельность связана с выбором выразительного цветового и пространственного решения, в зависимости от замысла рисунка. Ряд заданий в программе связан с композиционным значением перспективы (выбора нужной точки зрения, низкого и высокого горизонта и т. п.), цветовой гаммы и освещенности объектов как средств выразительности. Необходимо согласовывать занятия композиционной деятельности с занятиями восприятия и анализа памятников искусства.
При планировании продолжительность отведенного на данный вид работы условного занятий может быть разделена на две части. Например, беседа о произведениях искусства или об эстетическом в действительности может сочетаться на одном занятии с практической работой учащихся или лепка совмещаться с рисованием. В целом, в одном задании (лепке, рисунке, декоративно-прикладной работе) учащиеся должны решать одновременно не более двух учебных задач. Например, темы «Форма предмета и оттенки цвета», «Конструкция формы предмета и украшение формы узором».
В зависимости от местных условий работы или успехов учащихся учитель может самостоятельно составлять задания по типу рекомендованных в программе. В этом случае задание должно представлять собой единство пяти компонентов: Первое – учебная задача (форма, цвет, пространство и т. п.); второе – тема или объект работы; третье – вид работы (с натуры, на тему, по фантазии и т. п.); четвертое – материал и техника; пятое – термины и понятия, которые должны усвоить учащиеся на данном уроке.
На протяжении учебного года учитель должен проводить мониторинг знаний и умений учащихся. Оценка успеваемости выставляется по пятибалльной системе С учетом специфики изобразительного искусства оценка текущих работ должна быть стимулирующей, необходимо поощрять старательное и увлеченное отношение учащегося к занятиям. Отрицательная оценка допустима в исключительных случаях.
Занятия изобразительного искусства должны быть оснащены необходимыми учебными пособиями и средствами наглядности с применением современных технических средств. Межпредметные связи. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников. Формирования мировоззрения и нравственной позиции, т. е. самоопределения. Использование на занятиях изобразительное искусство меж предметных связей, синтеза искусства позволяет включить изучаемые явления в общую картину мира. Особенно эффективен назанятиях, имеющих целью установление меж предметных связей, таких как литература, окружающий мир, изобразительное искусство и музыкальное искусство.
Литература: углубление и развитие образных представлений; объяснение мотивов поступков героев художественных произведений; выражение личного отношения к действиям персонажей произведений, проецирование их действий и поступков на реальные жизненные ситуации; переосмысление известных сюжетов художественных произведений в рисунках и композициях.
Музыка: слушание музыки с целью углубления и развития образных представлений, соотнесение музыкальных произведений с произведениями изобразительного искусства Познание мира: виды деревьев и их строение, виды домашних животных, их строение и повадки, сезонные сельскохозяйственные работы, природные зоны и ландшафт нашей Родины.