Организационный момент (самоопределение к деятельности) Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке | Ответ на вопрос «Что мы будем рисовать?» | Сообщение: Можно рисовать с натуры, по памяти и по воображению (пояснить). В. Сейчас за окном какое время года? В. Какое недавно закончившееся время года вам легче всего вспомнить? В. Если нам сегодня надо нарисовать пейзаж по памяти, то какое же время года мы можем хорошо отобразить в рисунках, подробно помня его особенности, т.к. оно закончилось совсем недавно? | О. Зима. О. Осень О. Осень | |
2.Актуализация знаний Цель: организация восприятия задания обучающимися | Уч-ся готовы рисовать осенний пейзаж | Просмотр материалов CD-диска: «Краски осени». В. Посмотрев на картины профессиональных художников, захотели ли вы сами в своих собственных рисунках вспомнить яркие краски осени и запечатлеть их в рисунках? | О. Да. | |
3. Введение нового знания. Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. п.) | Уч-ся понимают зависимость положения л.г. в рисунке от положения глаз рисующего. | В. Обратили ли вы внимание на то, что в пейзажах художников везде изображено небо и земля? Где-то среди веток деревьев небо едва заметно, где-то оно занимает почти половину картины. В. Кто из вас помнит из материалов уроков по «Окружающему миру», как называется линия, разделяющая небо и землю? Сегодня в ваших работах вы также обязательно должны показать линию горизонта. Давайте разберемся, отчего зависит её положение в картине, в рисунке… Почему, у одного художника линия горизонта проходит почти по средине картины, у другого выше, у третьего ниже середины? Проводим констатирующий эксперимент «Где нах-ся линия оризонта.?» | О. Линия горизонта. | |
4. Воспроизведение нового знания. (Формулирование нового правила (понятия, факта и др.) Построение алгоритма деятельности по новой норме). Цель: организация совместной деятельности по поиску линии горизонта на рисунке и определению оптимальной последовательности рисования пейзажа. | Уч-ся формулируют правило: ПРЕЖДЕ ЧЕМ РИСОВАТЬ ПЕЙЗАЖ, НАДО ОПРЕДЕЛИТЬ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЛИНИИ ГОРИЗОНТА В ТВОЕМ РИСУНКЕ. Уч-ся определяют алгоритм рисования подготовительного рисунка для пейзажа. | В. Что вы увидели? Где всегда нах-ся л. г.? Получается, что надо представить себе, где нах-ся ваши глаза, когда вы рисуете пейзаж по памяти. Смотрите ли вы на картину природы с балкона 5-о этажа или присели на травку? Или вы просто стоите и смотрите вдаль на леса и поля, рощи и речки. Чем выше вы мысленно поднимаетесь, тем выше в вашем рисунке разместится л. г. И наоборот: линия горизонта будет нарисована низко, если вы представите, что ваши глаза нах-ся где-то внизу (н-р, вы мысленно присели и рисуете картину природы, сидя на низком стульчике). Упражнения у доски: Нарисуй л. г., если ты нах-ся на балконе 5-о этажа, лежишь на травке, стоишь в полный рост. Давайте, разберемся, в какой последовательности вести практическую работу, чтобы вовремя определить на рисунке положение л. г. | О. Перед нашими глазами. Алгоритм ведения работы над подготовительным рисунком: Определение формата листа бумаги Проведение линии горизонта Поиск мест и размеров для изображений деревьев, кустарников, трав на первом и др. планах Прорисовка деталей деревьев, кустарников и трав на первом плане | Все пункты алгоритма уточняются и поясняются учителем. |
6. Тренинг Цель: организация первичного закрепления построенного алгоритма | Выполнение подготовительного рисунка пейзажа. | Индивидуальная р-та с уч-ся. | Рисование пейзажа по алгоритму. | |
7. Рефлексия деятельности на уроке Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности | Понимание важности работы по найденному алгоритму | Организация мини-выставки рисунков на доске. | Анализ рисунков одноклассников с точки зрения их качества при соблюдении или несоблюдении алгоритма действий. | Сделать вывод о том, что мы научились понимать важность работы по продуманному заранее алгоритму. |