– формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
–сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
–сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребность в самостоятельной практической творческой деятельности);
– овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
– умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
– умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;
– владение элементарными практическими умениями и навыками в таком виде художественной деятельности, как декоративная (аппликация);
– способность использовать в художественно – творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
– способность передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к природе;
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. | Ребята, я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение Н. Ивенсена «Осень». (На экране высвечивается стихотворение. Учитель читает его.) Осень Падают, падают листья, В нашем саду листопад… Желтые, красные листья По ветру вьются, летят. Птицы на юг улетают, Гуси, грачи, журавли. Вот уж последняя стая Крыльями машет вдали. В руки возьмем по корзинке, В лес за грибами пойдем, Пахнут пеньки и тропинки Вкусным осенним грибом. Н. Ивенсен – Как вы думаете, о чём это стихотворение? | Внимательно слушают стихотворение. Отвечают на вопрос учителя (Стихотворение об осени, о листопаде). | Личностные: самоопределение; умение видеть, т.е. ценить и понимать, что в каждом проявлении окружающего мира природы - красота. |
2. Актуализация знаний и мотивация. Повторительно-обобщающая работа по предыдущим темам уроков (урока) | –Ребята, сегодня мы продолжаем разговор о художественных материалах. Какие из них вы уже знаете, чем работает художник? – Любой из этих материалов в руках художника становится превосходным средством выражения своего видения красоты окружающего мира. | Дети вспоминают, о чем они узнали на прошлых занятиях. (Гуашь, восковые мелки, акварель, природные материалы.) | Познавательные: грамотно строить речевые высказывания |
3. Операционно-исполнительский этап. 3.1. Выход на тему урока. Завязка общей драматургии урока. Целеполагание. Постановка проблемы. «Открытие» детьми нового знания. | – Ребята, а какое время года вам нравится больше? Почему? – А какое сейчас время года? Посмотрите в окно. Что вы видите? – Осень – это чудо! Это добрая волшебница, которая промчалась в золотой карете и всю землю разукрасила яркими красками. – Вы уже много сказали об осени, а теперь послушайте, какие строки написал об этом времени года А. Блонский: Кружат листья над дорожкой, Лес прозрачен и багрян… Хорошо бродить с лукошком Вдоль опушек и полян! Мы идём, и под ногами Слышен шорох золотой, Пахнет влажными грибами, Пахнет свежестью лесной. – О каком природном явлении пишет поэт? Я думаю, вы все догадались, что мы с вами будем сегодня изображать. Давайте хором скажем это слово. – А как падают листья с деревьев? – А как листья лежат на земле? – Упавшие листья создают красивый, сказочный ковёр. Он может быть разным: коврик из танцующих листьев, из листьев, запутанных ветром, или коврик из плавно опускающихся на землю листьев. Украшениями такого коврика могут стать грибы и ягоды. (Учитель показывает слайды или фотографии земли, усыпанной осенними листьями.) – Ребята, я приглашаю вас в осенний лес. | Рассказывают о своих любимых временах года. Делятся, что больше им нравится именно в этом времени года. – Сейчас осень. За окном красивые разноцветные деревья и кустарники. – Поэт пишет о листопаде. Хором проговаривают: листопад – Листья кружатся; летят, кувыркаясь под дуновением ветра; плавно и торжественно опускаются на землю. – Листья лежат на земле группами или в одиночку. | Личностные: проявление интереса к искусству; умение видеть, т.е. ценить и понимать, что в каждом проявлении окружающего мира природы -красота. Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; Познавательные: грамотно строить речевые высказывания. Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; |
Физкультминутка | – Я предлагаю вам встать из – за своих парт и немного подвигаться. Мы присели под кусток, Чтобы отыскать грибок. Встали. Потянули спинку. Вновь шагаем по тропинке. (Приседания.) А теперь вращаем ручки, Словно разгоняем тучки. Гоним их вперёд – назад, По двенадцать раз подряд. (Вращение прямых рук назад и вперёд.) Приседаем ниже, глубже, Как лягушка в тёплой луже. Прыг – и нету комара! Вот весёлая игра. (Из глубокого приседа прыжок вверх.) Отдохнули, порезвились И на стулья опустились. | Выполняют упражнения (Приседают, вращают руками, прыгают.) | |
3.2. Подготовка к реализации замысла. Выбор метода решения проблемной ситуации. | – Вам понравилась прогулка? Веселее гулять одному или с друзьями? – Наверное и трудиться вместе интереснее. Сегодня вам предстоит выполнить коллективную работу. А поэтому нужно помнить об уважении друг к другу, бережном отношении к труду своих одноклассников. Выполнять работу будем по рядам. Каждый ряд получает бумагу (обои или тонированная бумага), на которой вам предстоит составить осенний ковёр из листьев. Листья можно вырезать из бумаги, ткани нужного оттенка. Можно сделать обрывную аппликацию. Помните, что лучше сделать листья разных размеров и форм. – Вы можете посмотреть, какие могут быть варианты листьев. (Учитель показывает несколько вариантов получения красивых листьев из разных материалов и разными способами: вырезает, обрывает.) | – Понравилась! Веселее с друзьями! Дети внимательно слушают задание. Объединяются в группы по рядам. Смотрят варианты получения разных листочков. | Познавательные: грамотно строить речевые высказывания; понимать информацию, представленную в разных формах; Личностные: проявление интереса к искусству. |
3.3. Реализация замысла. Самостоятельная практическая работа учащихся. | Учитель помогает в выполнении работ. В случае необходимости – помогает детям советом или делом, но не «мешает» и не требует соответствия «образцу». (Включает фоновую музыку: вальсы Ф. Шопена; П. Чайковский. Сентябрь. Охота (из цикла «Времена года»). | Учащиеся выполняют практическую работу самостоятельно (по группам). Сами выбирают, какие материалы использовать, какие выбирать цвета, форму и размер листиков, как оформлять ковёр. | Личностные: самостоятельность и личная ответственность за выполненный творческий продукт; Познавательные: умение использовать для творчества различный художественный материал; уметь пользоваться доступными художественными средствами и материалами. Коммуникативные: умение работать в группах, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; уметь придавать своим мыслям-фантазиям видимые художественные формы; уметь участвовать в коллективных художественных работах с использованием различных материалов и техник. Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место с учетом предложенных заданий. |
4. Оценочно – рефлексивный этап. Подведение итогов. Самооценка детьми собственной деятельности. | – Ребята, а давайте устроим выставку ваших ковров и полюбуемся ими? Я предлагаю по одному представителю от вашей группы выйти с вашей работой в центр. – Посмотрите, какая красота получилась! Отличаются ли ваши работы? Посмотрите, какой ритм изображён на каждом из ковров? А какое настроение изображено на каждой из работ? – Я предлагаю каждому из вас выбрать одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. – А я всех вас благодарю за работу на уроке, за ваше творчество, сотрудничество и вашу активность. | – Давайте! (Дети выбирают по представителю от команды, он выходит с работой в центр. Рассматривают работы друг друга) Высказывают свои мнения. Работы отличаются. (спокойный, бушующий, мелодичный, плавный и т. д.; Весёлое, печальное, задумчивое и т. д.) Каждый ученик выбирает того, кому говорит спасибо и объясняет почему. | Личностные: самостоятельность и личная ответственность за выполненный творческий продукт; Регулятивные: формирование способности оценивать результаты собственной творческой деятельности; формирование умения оценивать свою и чужую деятельность. Познавательные: выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в аппликации; грамотно строить речевые высказывания; творческое видение с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Коммуникативные: уметь участвовать в коллективных художественных работах с использованием различных материалов и техник; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; |