– Научить видеть соответствие формы, силуэта, цветового решения и декора костюма сценическому образу, передавать в эскизе костюма эмоционально смысловое наполнение образа персонажа.
– Совершенствовать навыки работы в разных техниках: живописи, графике, смешанных (аппликация, коллаж, цветная полиграфия).
– высказывают свое мнение о многообразии форм и декора в искусстве оформления костюма;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
– самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения.
рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий
– включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
– формулировать вопросы.
Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,
– составлять план решения задачи совместно с учителем.
– выказывать своё отношение к явлениям театральной культуры, выражать свои эмоции;
– воспитывать культуры языкового общения, уважительного отношения к культуре и традициям других стран и друг к другу, толерантности.
Этапы урока | Виды работы, формы, методы, приёмы | Содержание педагогического взаимодействия | Формирование УУД | Планируемые результаты |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Орт. момент (1 мин) | | Добрый день! Уверенна, что все из вас пришли на урок с хорошим настроением, ведь приближается Новый год, время ожидания подарков и волшебной сказки. Сказку создадите вы сами, попробовав себя в роле художника – дизайнера. Для этого вам необходимо было приготовить к уроку следующие материалы и инструменты: белая бумага формата А3, фломастеры, карандаши, масляная пастель, текстиль, разнообразные поделочные материалы, клей, ножницы, цветная бумага. | Проверяют готовность к уроку | личностные УУД | Приветствуют учителя, занимают свои места; – организуют свое рабочее место; |
Мотивация, формирование проблемной ситуации. (3 мин) | (эпизод из телеспектакля “Морозко”) 1 слайд На доску крепятся две фигурки с изображением человека Слайд 2 | На прошлом уроке мы с вами совершили путешествие в волшебный мир театра. Скажите, а что такое театр? Как думаете, а кто в театре главный? Он по сцене ходит, скачет То смеется он, то плачет Хоть кого изобразит,- Мастерством всех поразит И сложился с давних пор Вид профессии – Начнем урок с эксперимента, для него мне нужен один из вас. Я прошу вышедшего ко мне прочитать заранее приготовленный отрывок из сказки “Морозко”. А теперь я попрошу актера преобразиться и одеть плащ, головной убор, взять необходимые предметы и реквизит и вновь прочитать этот же самый отрывок. Видите ли вы разницу? (учитель выводит ответ о костюме) | Один из самых зрелищных видов искусства. Ответы учащихся актер Учащийся выходит к учителю Зачитывается отрывок из сказки В костюме было интереснее слушать и более правдоподобно читал. | личностные УУд | настраиваются на предстоящую работу в классе; – анализируют видеофрагмент, отвечают на вопросы учителя: |
Актуализация знаний (5 мин) | На доске и слайд 3 тема урока Задачи урока на слайде 4 На слайде: определение “Костюм актера” Около каждой фигурки человека учитель прикрепляет понятия: Платье, головной убор, обувь, украшения | Итак, Сформулируем тему урока? Тема урока “Костюм актера” Посмотрите на тему уроки и скажите, с чем мы сегодня познакомимся? Что создадим? – Мы научимся видеть соответствие формы, силуэта, цветового решения и декора костюма сценическому образу, а так же передавать в эскизе костюма эмоционально смысловое наполнение образа персонажа. – Создадим эскиз костюма. Скажите, что такое костюм актера? Верно, а еще – это составная сценического образа актера, это внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, помогающие перевоплощению актера; средство художественного воздействия на зрителя. Скажите, что включает костюм актера? Ребята, Как думаете, почему на доске две фигурки человека. Верно. 1 группа работает с костюмом актера. 2 группа, с костюмом актрисы. Каждой группе я предлагаю выбрать главного художника, помощника всей группы. Ему предстоит выбрать тех, кто будет работать над платьем, головным убором, украшениями и обувью. Главный художник начинает работу группы с определения движения манекена, наиболее характерного для героя, чей костюм разрабатывается и закрепления его на листе бумаги. | Формулируют, дают ответы предположения учеников Одежда актера Платье, головной убор, обувь, украшения Будем работать в парах. Гл. художник распределяет листы с надписями Платье, Обувь и украшения, Головной убор между группами. Закрепляют манекены на листе. | Познавательные УУД: – определять цель учебной деятельности; Коммуникативные УУД: – воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; – оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: – планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя; Личностные УУД: Эмоционально воспринимать явления культуры разных стран | – высказывают предположения, с помощью учителя формулируют тему и цель для изучения на уроке; – определяют и осмысливают цели урока, участвуют в их обсуждении. |
Объяснение нового материала 8 мин | Работа с учебником Термин “Гротеск” | Пока группы думают костюм какого героя сказки “Морозко” они будут создавать прошу послушать меня. Театральный костюм – не просто предмет гардероба, сшитый для артиста. Это важнейший элемент спектакля. Через костюм – его цветовое решение, покрой, атрибуты, силуэт, можно многое рассказать о герое. По своему стилю костюм должен совпадать с общим оформлением сцены, но не сливаться с ней. Хороший костюм – половина успеха актера и помощь зрителю в понимании общего замысла спектакля. На стр. 200 найдите и прочитайте на чем основывается создание костюма. Рассмотрим иллюстрации костюмов на стр. 201-204. Именно через силуэт можно придать герою яркую характеристику. При этом актер не должен в костюме чувствовать себя скованно. Работа начинается с определения движения манекена, наиболее характерного для героя, чей костюм разрабатывается и закреплении фигурки на листе бумаги. Сейчас участники группы работают самостоятельно с дополнительным материалом на карточках. | Работают по презентации, слушают, дополняют Читают и отвечают-Гротеск. Гротеск – преувеличение, усиленное цветовое решение, острота силуэтного рисунка. Рассматривают иллюстрации учебника. работа с раздаточным материалом | Познавательные УУД: – ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные УУД: – дополнять, уточнять высказанные мнения; – строить понятные для собеседника высказывания; Регулятивные УУД – выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их | – выявляет пробелы и намечает пути их устранения – демонстрируют знания, умения по теме; – просматривают материал учебника, который должны были прочитать дома; – формулируют вопросы, анализируют информацию, полученную в процессе игры (сильные, слабые, некорректные вопросы; информация, содержащаяся в вопросах и ответах) |
Первичное закрепление 2 мин | | Работа на интерактивнй доске: предлагается одеть манекен в соответствующую образу одежду (добрый волшебник, злая колдунья) | | Познавательные: умение структурировать информацию. | Познавательные: умение структурировать информацию. – организовывает групповую работу учащихся; – организовывает деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности; – выполняют задание, работают в группах, готовят ответы на поставленные вопросы, представляют результат |
Самостоятельная работа в группах 16 мин | Алгоритм на слайде 6 | Проговорим алгоритм работы: 1. Выбрать элементы костюма, соответствующие вашему сказочному персонажу. 2. Определите цветовое решение костюма. 3. Изготовить и соединить все элементы костюма. Можете приступить к работе. | Проговаривают алгоритм работы. Приступают к работе. | -Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками – выполняют задания, используя приобретенные знания, в практической деятельности; самоконтроль, коррекция; самостоятельно работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного результата | – выполняют задания, используя приобретенные знания, в практической деятельности; самоконтроль, коррекция; – самостоятельно работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного результата |
Представление работ 3 мин | представление своих работ | Продемонстрируйте свой эскиз (по порядку) | Представляют свои работы и прикрепляют к доске) | | Эмоционально-нравственная отзывчивость |
Итог урока 1 мин | 7 слайд | Ребята, посмотрите, какая замечательная выставка костюмов у нас получилась! Скажите, каким дополнительным реквизитом вы могли бы дополнить костюм своего героя? 1 группа 2 группа Вспомним, что же такое костюм актера? Удалось ли вам отразить в ваших работах образ героя сказки? На следующем уроке мы продолжим говорить о работе художника театра. | отвечают высказываются | Познавательные УУД: – анализировать, синтезировать и сравнивать информацию; Коммуникативные УУД: – аргументировать, формулировать выводы на основе анализа предметного материала; – высказывать свои суждения, доказывать правоту; Регулятивные УУД: – анализировать и оценивать результаты своей деятельности; – оценивать работу друг друга | – анализируют полученные результаты (+ и -); – оценивают достижение поставленных целей |
Домашнее задание 1 мин | 8 слайд | Поэтому я предлагаю несколько заданий на выбор. 1. создать эскизы костюмов к другим героям сказки “Морозко”; 2. Подготовить сообщение или желательно мини презентацию о творчестве художников, создававших сценические костюмы. | Записывают в дневник | Регулятивные УУД: – планировать свою деятельность | – сообщает объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике – записывают домашнее задание в дневник; – задают вопросы, если что-то непонятно по домашнему заданию. |
Рефлексия 2 мин | | Спасибо, ребята за работу в творческой мастерской, если вам было интересно на уроке и вы открыли что – то новое, то возьмите с моего стола смайлик- комплимент и прикрепите его на доску. | Оценивают урок | Регулятивные УУД: – осуществлять самоконтроль; | – создает ситуацию для анализа своей работы на уроке – анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения |