2 3 4 5 6 7 | Целеполагание. Презентация « Народные промыслы» Слайды Подготовка к творческой работе. слайды Анализ особенностей глиняных игрушек. Создание эскиза своей игрушки по народным мотивам. Роспись эскиза игрушки в соответствии с народными традициями Физминутка Самостоятельная работа учащихся. | - Ребята, а что такое ярмарка? Учитель: : С давних пор и по сей день любят на Руси ярмарки. Ярмарка для русского человека – это праздник. Недаром ее проведение совпадало с тем или иным праздником. Нарядно одетые люди приходили на ярмарку в веселом настроении на товар посмотреть и себя показать. Но ярмарка – это не только праздник, это еще и большой кропотливый труд. На ярмарку собирали разный товар: и посуду, и одежду, и продукты питания. Чего только не продавали на ярмарке. _ Ребята, а что такое народные промыслы? - Какие народные промыслы вы знаете? Учитель: - Что ж, давайте по порядку. Загадаю Вам загадки Загадки о народных промыслах. Отгадав их, вы узнаете мастера каких промыслов к нам придут сегодня в гости. Нас слепили мастера, Нас раскрашивать пора. Кони, барышни, барашки- Все высоки и стройны, Жёлто -красные полоски На боках у нас видны, (филимоновская игрушка) 2 .Весёлая белая глина, Кружочки, полоски на ней. Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней. Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня, Собачки, гусары, и рыбы, А ну назови-ка меня! (дымка) -Ребята, с какие мастера к нам придут сегодня? Учитель: - К нам на ярмарку пришли народные мастерицы. Себя показать и вас научить.(звучит музыка, входят девочки) Учитель: - Ребята, а как вы думаете для чего умельцы делали игрушки? Игрушки созданы для того, чтобы дарить радость, поднимать настроение. Есть игрушки, которыми играют, а есть и те которыми украшают свои жилища, их берегут. Люди верили, что фигурки животных и людей помогают защитить себя и свой дом от злых духов. Фигурки птиц прогоняли силы тьмы, несли радость и свет. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней, а если в доме был дымковский конь, значит в доме будет достаток, не будет голода и нужды. Учитель. Кем бы вы хотели быть на ярмарке? Учитель. И продавцам и покупателям и мастерам - всем им необходимо хорошо знать, чем отличаются друг от друга художественные промыслы, как украшаются изделия. Мы разделимся на группы по видам художественных промыслов. Сначала мы будем мастерами. Мастера каждой группы изобразят изделия по мотивам народных промыслов. Потом они представят свой товар на ярмарку, будут его расхваливать так, чтобы захотелось его купить. А затем мастера - продавцы станут покупателями изделий других промыслов, хваля или критикуя их мастерство. - Назовите наиболее распространённые темы, которые используют мастера в глиняных игрушках (фигурки людей: барышень и всадников, коньков, оленей, баранов). - Сравните глиняные игрушки. -Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера? - Какие краски? - Что общего в их пластике, и чем они различаются? - А для того чтобы игрушки хорошо покупали, какими они должны быть? - На таблицах изображены возможные схемы росписи гл. игрушек. - А известно ли вам, что обозначают элементы росписи на игрушках? Оказывается, синяя волнистая линия – это вода, прямая линия – дорога, перекрещенные линии – сруб колодца, дома, круг – символ солнца, каравая хлеба, точки – это звёзды. Квадрат – символ земли; Ромб – символ плодородия. - А теперь представьте себе, что вы народные умельцы-игрушечники. - Первый ряд мастера « Дымковской игрушки» - Второй ряд мастера « Филимоновской игрушки» -Ребята, давайте составим алгоритм по которому будем работать. - А сейчас, я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами: нарисовать и расписать игрушку, создать свою роспись, не похожую ни на какую другую. Поощряются работы, в которых вы самостоятельно нарисуете модель игрушки (барыня, индюк и др.) и распишите. - Кто затрудняется, может воспользоваться готовым трафаретом игрушки, выбрать ту, которая вам больше понравилась и расписать её. - Те учащиеся, кто затрудняется сразу создать свою роспись, могут сначала расписать по образцу. А затем создать свою роспись. - Но прежде, чем приступите к работе, вспомним основное правило работы карандашом (линии проводим еле заметными). - Что нужно помнить при работе с красками? Внимание! Для каждой краски свой тычок. Сколько цветов вы будете использовать для росписи игрушки? Какие? Посмотрите, как уравновешены цветовые пятна в изображении узора. Приступая к работе, помните, о том, что вы не раскрашиваете, а украшаете свои игрушки, сохраните её белизну. Именно белый цвет придаст вашей работе праздничность и нарядность. Ппальчиковая гимнастика (Учащиеся работают под негромкую инструментальную музыку) (В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, проводя индивидуальные консультации.) | Скоморох1: Здравствуйте, гости, милости просим! Ярмарку открываем, веселье начинаем. Ярмарка, ярмарка, Огневая, яркая, плясовая, жаркая. Глянешь направо – лавки с товаром, Глянешь налево – веселье даром. Солнце красное встает, Спешит на ярмарку народ. Скоморох 2 Славилась Россия чудо-мастерами, Дерево и глину в сказку превращали. Красками и кистью красоту творили, Своему искусству молодых учили. Скоморох 1. К нам съехались умельцы со всей России, чтобы людей посмотреть и себя показать, представить свой товар лицом. Скоморох 2. В России народных художественных промыслов великое множество, мы познакомимся с некоторыми из них. -Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть вас на нашей ярмарке! Ученик. Дымковскую глиняную игрушку делали в Дымковской слободе, которая располагалась в окрестностях города Вятки. По преданию, промысел возник в связи с древним праздником Свистунья. Долгими зимними вечерами мастера лепили свистульки и фигурки барынь-щеголих, водоносок, кормилиц, нянек с детьми, доярок, птичниц. Если изображали козла или барана, то с большими рогами, а на ногах - оборочки-штанишки. Геометрический орнамент состоит из широких и тонких полос, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов. Характерным является сочетание крупных и мелких элементов. Вылепленная из красной глины, игрушка после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом (сейчас водно-эмульсионными белилами). По белому фону выполняется роспись яркими жизнерадостными красками. Ученик. Филимоновская глиняная игрушка - это яркая, веселая игрушка-свистулька, которую для забавы делали женщины и дети в деревне Филимоново Тульской области. Персонажи многообразные: нарядные барыни и солдаты, всадники, животные - олени, бараны, коровы, кони, птицы. Их особенности - удлиненные пропорции и небольшая голова. Роспись похожа на скоропись: быстрые неровные линии, штрихи разной толщины, используются геометрические элементы - штрихи, крестики, точки, пятна, круги. Роспись яркая, звучная. Узор пишется как бы в шутку. Филимоновские лепят из красной глины, после обжига их не забеливают, как дымковские, а наносят роспись на естественный цвет глины поперечными и продольными полосами зеленого, желтого и красного цветов. Игрушки добрые и веселые. Ученики. Продавцами, покупателями, мастерами народных промыслов
Дымковская игрушка: Линии игрушек плавные, неторопливые, в их очертании нет мелких и лишних деталей. Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими лепными глиняными игрушками благодаря её колориту. Они самые нарядные. Белые, как сахар, а по белому яркие узоры расписаны. Геометрические узоры из небольших кругов, овалов, точек, полос, клеток. Цвета: малиновые, зелёные, тёмно-синие, оранжевые, жёлтые. Филимоновская игрушка: Весёлая и нарядная. Поперёк туловища и шеи идут пёстрые полоски. А так же узоры из крестов, точек, полос, кругов, треугольников, ёлочки. Узоры в полосе.
Алгоритм практической работы 1. Выбор формы игрушки, соотнесение её с игрушками народных промыслов. 2. Подбор орнамента и цвета в соответствии с выбранной народной игрушкой : дымковская, филимоновская 3.Аккуратное заполнение орнаментом поверхности игрушки . 4. Выполнение работы в цвете
Выполняют действия под музыку
| Познавательные: Выделение познавательной цели о характерных особенностях искусства. Сочинение образа из рисуночных и простых узоров. Регулятивные: Постановка и выполнение учебно – познавательной и практической деятельности. Коммуникативные: Принимать активное участие в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать. Личностные: Осваивание новых видов деятельности, участие в творческом созидательном процессе. Познавательные: Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Постановка и расширение проблем – формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Регулятивные: Определение последовательности этапов урока с учетом конечного результата. Воспитание волевой саморегуляции. Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества, выполнение своей роли в коллективе, разрешение конфликта. Коммуникативные: Б. работать индивидуально П. уметь отстаивать свою точку зрения и аргументировать свои действия. | |
8 | Подведение итога Выставка работ « Народная ярмарка» | -Мастерицы, помогите выбрать игрушки на ярмарку. (девочки выбирают 3 – 4 рисунка из каждой группы) Выходят дети, расхваливают свой товар. Смотрю на ваши изделия, налюбоваться не могу. Трудно выбрать какие изделия лучше , да я и выбирать не буду. Все ремёсла хороши. Народная мудрость гласит «Где труд – там и счастье!» (Анализ работ) Учитель: Много нового узнали Мастерами просто стали. - Ребята, давайте подарим нашим гостям игрушки и напоминаем: Фигурки птиц прогоняли силы тьмы, несли радость и свет. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней, а если в доме был дымковский конь, значит в доме будет достаток, не будет голода и нужды. | Выходят скоморохи. Купцы дорогие, Люди торговые, Но нашей ярмарке должны вы Свой товар расхвалить, Ничего не забыть. И себя показать, И товар свой продать. Мастера Дымковской игрушки. Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нету света дымного, А есть любовь людей. 2. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы, В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы 3. От дымковской игрушки Идёт тепло и свет, Он даже не иссякнет Десятки, сотни лет. Посмотри, как хороша эта девица-душа. Щечки алые горят, удивительный наряд: Сидит кокошник горделиво, Барышня так красива. Как лебедушка плывет, песню тихую поет. 5.Что за конь! Только тронь! Со всадником вместе ускачет он! Мастера филимоновской игрушки. Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут. И живут там мастерицы, Что добро в дома несут. И добро там не простое, И не злато, серебро. Филимоновской игрушкой Называется оно. Подходите, на чудо поглядите! Филимоновские лошадки, Расписные и чудные! Налетайте! Раскупайте! Хоть весь базар обойдете, Лучше петушков наших не найдете. Игрушки наши повсюду славятся Подходите скорее и вам понравятся | Личностные: Самостоятельная оценка и анализ своей работы. Познавательные: Выбор способов решения: поиски композиций; выбор графических материалов; знаково - символических изображений. Регулятивные: Прогнозирование и предвидение конечных результатов. Коммуникативная: Управление поведением партнера, умение отстаивать свою точку зрения. | |