kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по изобразительному искусству 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Глиняные игрушки». 

В теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» .

 Цель: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, познакомить учащихся с русским народным орнаментом, с его элементами; показать значение символики и колорита.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по изобразительному искусству 4 класс.»

ТЕМА УРОКА

Тема урока: «Глиняные игрушки». 

В теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» .


Составила

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 13 г. Донецка Ростовской области

Васильева Ирина Сергеевна


Цель урока:

закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, познакомить учащихся с русским народным орнаментом, с его элементами; показать значение символики и колорита.


Задачи:

Образовательная: закрепить знания геометрического орнамента на глиняных игрушках; способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства; формировать умения и навыки учащихся при использовании различных художественных материалов;


Развивающая: развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное ; использование в собственной художественной деятельности различные материалы графики для создания символических образов: солярные знаки, древо жизни, образ матери-земли и др, развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся;


Воспитательная: воспитывать художественно-образное мышление, интерес к русскому народному творчеству; приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через изображение декоративной символики как обозначении жизненно важных для человека смыслов,



Планируемые результаты для ученика:

Личностные

Личностные:  у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению данной темы для понимания орнаментальной символики славянского народа, в процессе рефлексии умение проводить самооценку;


Предметные

Предметные: ученик научится осознанно понимать условно-символический характер народного декоративного искусства; самостоятельно определять характерные качества знаков и символов в искусстве; изображать знаки-символы, выполнять вариации орнаментальных композиций на основе традиционных росписей; выполнять роспись в технике мазкового письма, печаткой-тычком при росписи формы ;



Метапредметные


Личностные:

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные:


у обучающегося будет сформировано проявление эмоциональной отзывчивости на роль искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии, осмысленное эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов –символов народного искусства для дальнейшего использования в учебно-познавательной деятельности знаково-символической формы.

научится выделять познавательные цели о характерных особенностях славянской символики, поиску информации в учебнике и средствах ИКТ. выбирать способы решения: поиск композиции; выбор графических материалов; знаково- символических изображений; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, составлять цельный образ из характерных элементов - символов.

ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи; адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания.


Научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, принимать участие в работе парами и группами, получит возможность воспринимать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.



Тип урока

комбинированный, с использованием ИКТ.


Форма проведения

индивидуальная, групповая работа,  сообщения учащихся.


ИКТ и средства обучения:

Презентация. ИКТ, проектор.

Дидактические материалы:


Оборудование и художественные материалы.

Для учащихся. Рекомендуемые художественные материалы

Альбомные листы, кисточка, краски (гуашь или акварель), баночка с водой, трафареты филимоновской и дымковской игрушки.

Для учителя.

1.оригинальные образцы игрушек, бумажные заготовки-модели игрушек, цветные иллюстрации с изображением дымковских и филимоновских игрушек, открытки;

2.таблицы с элементами узоров дымковской и филимоновской росписи.

3.мультимедийные презентации дымковских и филимоновских игрушек .




ХОД УРОКА

План-структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД:

Личностные, Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные


1

Организационный момент и введение в урок.

Запись на доске: ЯРМАРКА

1 Учитель организовывает класс к занятию

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
Проверили? Садитесь. 
С усердием трудитесь!

- Сегодня мы отправляемся на ярмарку.

Учащиеся готовятся к уроку и проверяют подготовку товарища. Садятся за парты.

Личностные: Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.



2






































3












































4








































5

































6


7






Целеполагание.


Презентация

« Народные промыслы»





























Слайды



Подготовка к творческой работе.



слайды







































Анализ особенностей глиняных игрушек.





































Создание эскиза своей игрушки по народным мотивам. Роспись эскиза игрушки в соответствии с народными традициями























Физминутка


Самостоятельная работа учащихся.

- Ребята, а что такое ярмарка?

Учитель: : С давних пор и по сей день любят на Руси ярмарки. Ярмарка для русского человека – это праздник. Недаром ее проведение совпадало с тем или иным праздником. Нарядно одетые люди приходили на ярмарку в веселом настроении на товар посмотреть и себя показать. Но ярмарка – это не только праздник, это еще и большой кропотливый труд. На ярмарку собирали разный товар: и посуду, и одежду, и продукты питания. Чего только не продавали на ярмарке.







_ Ребята, а что такое народные промыслы?

- Какие народные промыслы вы знаете?

Учитель:

- Что ж, давайте по порядку.

Загадаю Вам загадки 

Загадки о народных промыслах. Отгадав их, вы узнаете мастера каких промыслов к нам придут сегодня в гости. 

  1. Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора.

Кони, барышни, барашки-

Все высоки и стройны,

Жёлто -красные полоски

На боках у нас видны, (филимоновская игрушка)

2 .Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары, и рыбы,

А ну назови-ка меня! (дымка)

-Ребята, с какие мастера к нам придут сегодня?

Учитель:

- К нам на ярмарку пришли народные мастерицы. Себя показать и вас научить.(звучит музыка, входят девочки)
























Учитель: - Ребята, а как вы думаете для чего умельцы делали игрушки?

Игрушки созданы для того, чтобы дарить радость, поднимать настроение.

Есть игрушки, которыми играют, а есть и те которыми украшают свои жилища, их берегут.  Люди верили, что фигурки животных и людей помогают защитить себя и свой дом от злых духов.

Фигурки птиц прогоняли силы тьмы, несли радость и свет. Женская фигурка с детьми оберегала мать с  детьми от несчастья и болезней, а если в доме был дымковский конь, значит в доме будет достаток, не будет голода и нужды.


Учитель. Кем бы вы хотели быть на ярмарке?

Учитель. И продавцам и покупателям и мастерам - всем им необходимо хорошо знать, чем отличаются друг от друга художественные промыслы, как украшаются изделия.
Мы разделимся на группы по видам художественных промыслов.
Сначала мы будем мастерами.
Мастера каждой группы изобразят изделия по мотивам народных промыслов.
Потом они представят свой товар на ярмарку, будут его расхваливать так, чтобы захотелось его купить.
А затем мастера - продавцы станут покупателями изделий других промыслов, хваля или критикуя их мастерство.

- Назовите наиболее распространённые темы, которые используют мастера в глиняных игрушках (фигурки людей: барышень и всадников, коньков, оленей, баранов).
- Сравните глиняные игрушки.

-Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?

- Какие краски?

- Что общего в их пластике, и чем они различаются?

- А для того чтобы игрушки хорошо покупали, какими они должны быть?

- На таблицах изображены возможные схемы росписи гл. игрушек.

-  А известно ли вам, что обозначают элементы росписи на игрушках?

Оказывается,  синяя волнистая линия – это вода,

прямая линия – дорога,

перекрещенные линии – сруб колодца,  дома,

круг – символ солнца, каравая хлеба,

точки – это звёзды.

Квадрат – символ земли;
Ромб – символ плодородия.

- А теперь представьте себе, что вы народные умельцы-игрушечники.

- Первый ряд мастера « Дымковской игрушки»

- Второй ряд мастера « Филимоновской игрушки»

-Ребята, давайте составим алгоритм по которому будем работать.

- А сейчас, я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами: нарисовать и расписать игрушку, создать свою роспись, не похожую ни на какую другую.

Поощряются работы, в которых вы самостоятельно нарисуете модель игрушки (барыня, индюк и др.) и распишите.

- Кто затрудняется, может воспользоваться готовым трафаретом игрушки, выбрать ту, которая вам больше понравилась и расписать её.

- Те учащиеся, кто затрудняется сразу создать свою роспись, могут сначала расписать по образцу. А затем создать свою роспись.

- Но прежде, чем приступите к работе, вспомним основное правило работы карандашом (линии проводим еле заметными).
- Что нужно помнить при работе с красками?

Внимание!  Для каждой краски свой тычок.

Сколько цветов вы будете использовать для росписи игрушки? Какие?

Посмотрите, как уравновешены цветовые пятна в изображении узора.

Приступая к работе, помните, о том, что вы не раскрашиваете, а украшаете свои игрушки, сохраните её белизну. Именно белый цвет придаст вашей работе праздничность и нарядность. 

Ппальчиковая гимнастика


(Учащиеся работают под негромкую инструментальную музыку)

(В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, проводя индивидуальные консультации.)

Скоморох1: Здравствуйте, гости, милости просим!

  Ярмарку открываем, веселье начинаем.

Ярмарка, ярмарка,

Огневая, яркая, плясовая, жаркая.

Глянешь направо – лавки с товаром,

 Глянешь налево – веселье даром.

Солнце красное встает,

Спешит на ярмарку народ.

Скоморох 2 Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

 Своему искусству молодых учили.

Скоморох 1. К нам съехались умельцы со всей России, чтобы людей посмотреть и себя показать, представить свой товар лицом.

Скоморох 2. В России народных художественных промыслов великое множество, мы познакомимся с некоторыми из них.















-Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть вас на нашей ярмарке!

Ученик. Дымковскую глиняную игрушку делали в Дымковской слободе, которая располагалась в окрестностях города Вятки. По преданию, промысел возник в связи с древним праздником Свистунья. Долгими зимними вечерами мастера лепили свистульки и фигурки барынь-щеголих, водоносок, кормилиц, нянек с детьми, доярок, птичниц. Если изображали козла или барана, то с большими рогами, а на ногах - оборочки-штанишки. Геометрический орнамент состоит из широких и тонких полос, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов. Характерным является сочетание крупных и мелких элементов. Вылепленная из красной глины, игрушка после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом (сейчас водно-эмульсионными белилами). По белому фону выполняется роспись яркими жизнерадостными красками.

Ученик. Филимоновская глиняная игрушка - это яркая, веселая игрушка-свистулька, которую для забавы делали женщины и дети в деревне Филимоново Тульской области. Персонажи многообразные: нарядные барыни и солдаты, всадники, животные - олени, бараны, коровы, кони, птицы. Их особенности - удлиненные пропорции и небольшая голова. Роспись похожа на скоропись: быстрые неровные линии, штрихи разной толщины, используются геометрические элементы - штрихи, крестики, точки, пятна, круги. Роспись яркая, звучная. Узор пишется как бы в шутку. Филимоновские лепят из красной глины, после обжига их не забеливают, как дымковские, а наносят роспись на естественный цвет глины поперечными и продольными полосами зеленого, желтого и красного цветов. Игрушки добрые и веселые.
















Ученики. Продавцами, покупателями, мастерами народных промыслов









Дымковская игрушка:
Линии игрушек плавные, неторопливые, в их очертании нет мелких и лишних деталей.
Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими лепными глиняными игрушками благодаря её колориту.
Они самые нарядные.
Белые, как сахар, а по белому яркие узоры расписаны.
Геометрические узоры из небольших кругов, овалов, точек, полос, клеток.
Цвета: малиновые, зелёные, тёмно-синие, оранжевые, жёлтые.

Филимоновская игрушка:
Весёлая и нарядная.
Поперёк туловища и шеи идут пёстрые полоски. А так же узоры из крестов, точек, полос, кругов, треугольников, ёлочки. Узоры в полосе.











Алгоритм практической работы

1. Выбор формы игрушки, соотнесение её с игрушками народных промыслов.

2. Подбор орнамента и цвета в соответствии с выбранной народной игрушкой : дымковская, филимоновская

3.Аккуратное заполнение орнаментом поверхности игрушки .

4. Выполнение работы в цвете









































Выполняют действия под музыку

Познавательные: Выделение познавательной цели о характерных особенностях искусства. Сочинение образа из рисуночных и простых узоров.


Регулятивные: Постановка и выполнение учебно – познавательной и практической деятельности.


Коммуникативные: Принимать активное участие в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать.



Личностные: Осваивание новых видов деятельности, участие в творческом созидательном процессе.


Познавательные: Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Постановка и расширение проблем – формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.


Регулятивные: Определение последовательности этапов урока с учетом конечного результата. Воспитание волевой саморегуляции.


Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества, выполнение своей роли в коллективе, разрешение конфликта.







Коммуникативные:

Б. работать индивидуально

П. уметь отстаивать свою точку зрения и аргументировать свои действия.


8

Подведение итога

Выставка работ

« Народная ярмарка»



-Мастерицы, помогите выбрать игрушки на ярмарку.

(девочки выбирают 3 – 4 рисунка из каждой группы)

Выходят дети, расхваливают свой товар.

Смотрю на ваши изделия, налюбоваться не могу. Трудно выбрать какие изделия лучше , да я и выбирать не буду. Все ремёсла хороши. Народная мудрость гласит «Где труд – там и счастье!»

(Анализ работ)

Учитель: Много нового узнали

Мастерами просто стали.

- Ребята, давайте подарим нашим гостям игрушки и напоминаем:

Фигурки птиц прогоняли силы тьмы, несли радость и свет. Женская фигурка с детьми оберегала мать с  детьми от несчастья и болезней, а если в доме был дымковский конь, значит в доме будет достаток, не будет голода и нужды.



Выходят скоморохи.

Купцы дорогие,
Люди торговые,
Но нашей ярмарке должны вы
Свой товар расхвалить,
Ничего не забыть.
И себя показать,
И товар свой продать.

Мастера Дымковской игрушки.

  1. Чем знаменито Дымково?
    Игрушкою своей.
    В ней нету света дымного,
    А есть любовь людей.

2. В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы

3. От дымковской игрушки
Идёт тепло и свет,
Он даже не иссякнет
Десятки, сотни лет.

  1. Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

5.Что за конь! Только тронь!

Со всадником вместе ускачет он!

Мастера филимоновской игрушки.

  1. Есть под Тулой деревенька,

Филимоново зовут.

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

  1. И добро там не простое,

И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой

Называется оно.

  1. Подходите, на чудо поглядите!

Филимоновские лошадки,

Расписные и чудные!

Налетайте! Раскупайте!

  1. Хоть весь базар обойдете,

Лучше петушков наших не найдете.

Игрушки наши повсюду славятся

Подходите скорее и вам понравятся

Личностные: Самостоятельная оценка и анализ своей работы.


Познавательные: Выбор способов решения: поиски композиций; выбор графических материалов; знаково - символических изображений.


Регулятивные: Прогнозирование и предвидение конечных результатов.


Коммуникативная: Управление поведением партнера, умение отстаивать свою точку зрения.


9



















РЕФЛЕКСИЯ
















Уборка рабочих мест

1. Продолжите фразу «Я сегодня узнал…»

  1. А сейчас вы будете играть в «Молчанку».

Я задаю вопросы, а вы отвечаете молча. Если вам понравилось, то поднимаете вверх 2 руки и молча изображаете, что кричите «Ура!». Если не всё понравилось, то поднимаете 1 руку.

1). Вам понравилось на нашей ярмарке?

2). Вам понравилось расписывать игрушки?

3). Вы любите получать пятёрки?

- Откройте дневники и все поставьте «5».

- Мне сегодня очень понравилось с вами работать. Спасибо.

Вылить воду, поставить баночки в коробку, положить альбомы на тумбочку, протереть парту.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по изобразительному искусству 4 класс.

Автор: Васильева Ирина Сергеевна

Дата: 18.12.2016

Номер свидетельства: 370762

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "технологическая карта урока изобразительного искусства во 2 классе "выразительные возможности аппликации" "
    ["seo_title"] => string(116) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-vo-2-klassie-vyrazitiel-nyie-vozmozhnosti-applikatsii"
    ["file_id"] => string(6) "242479"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445460567"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Технологическая карта  урока изобразительного искусства во 2 классе."
    ["seo_title"] => string(67) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaizobrazitielnoghoiskusstvavo2klassie"
    ["file_id"] => string(6) "274413"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452374629"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Технологическая карта "Урок изобразительного искусства в 4 классе"."
    ["seo_title"] => string(65) "tiekhnologhichieskaiakartaurokizobrazitielnoghoiskusstvav4klassie"
    ["file_id"] => string(6) "274410"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452372381"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Технологическая карта урока изобразительного искусства 8 класс "Костюм актера""
    ["seo_title"] => string(79) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_izobrazitelnogo_iskusstva_8_klass_kostium_aktera"
    ["file_id"] => string(6) "621165"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1671625384"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему « Чуден свет - мудры люди, дивны дела их» 3 класс."
    ["seo_title"] => string(121) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_izobrazitiel_nogho_iskusstva_na_tiemu_chudien_sviet_mudry_liudi_divny_diela_ikh_3_klass"
    ["file_id"] => string(6) "349177"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476451251"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства