Этап урока | Задачи урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | Личностные: самоопределение Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Мотивирует учащихся путем создания проблемной ситуации, вместе с ними определяет цель урока, акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | Активизируют проблемную ситуацию, ставят цель урока. | Личностные: мотивация учения, умение сориентироваться на проявление интереса к природе страны, бережного отношения к ней. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме. Коммуникативные: умение участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение. |
3. Актуализация знаний. | Осознание необходимости получения новых знаний. | Предлагает рассмотреть картины и ответить на вопросы. | Отвечают на поставленные вопросы. | Личностные: оценивание усваиваемого материала. Регулятивные: оценка процесса и результатов деятельности. Познавательные: структуирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
4. Изучение нового материала. | Организовать учебную деятельность для устранения проблемной ситуации | Создание условия для возникновения активного диалога и привлечение внимание детей. | Слушают выступления одноклассников, рассматривают репродукции, анализируют информацию, читают стихи, слушают музыку, делятся своими впечатлениями. | Личностные: мотивация к учебной деятельности, проявление интереса к природе страны, эмоционально эстетическое восприятие произведений живописи, литературы и музыки. Регулятивные: сохранение учебной задачи. Познавательные: умение осознанно рассматривать репродукции с целью освоения и использования информации. Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации. |
5. Физ. минутка | Способствовать воспитанию здорового образа жизни | Организация динамической физ. паузы. | Учащиеся выполняют упражнения. | Личностные: умение правильно организовать свой труд. |
6. Алгоритм | Подвести учащихся к алгоритму выполнения задания, выделяя основные этапы и приемы выполнения рисунка. | Помогает учащимся провести анализ педагогического рисунка и составить последовательность работы, показывает приемы смешивания красок. | Составляют алгоритм последовательности рисования пейзажа. | Личностные: формирование самоопределения. Регулятивные: развитие умения целеполагания. Познавательные: умение строить алгоритм последовательности рисования пейзажа. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
7.Творческая практическая деятельность. Применение знаний и умений | Самостоятельное использование алгоритма выполнения задания для творческой работы. | Организация контроля за выполнением задания | Выполняют творческое задание | Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке. Регулятивные: умение принимать учебную задачу. Познавательные: умение анализировать план работы, выделяя основные этапы и приемы выполнения рисунка. |
8. Итог урока. Рефлексия. | Дать конечную оценку усвоения материала учащимися, выявить трудности | Организует обсуждение выполненных работ, комментирует качество выполненных работ | Вспоминают цель и задачи урока, осуществляют самооценку. | Личностные: умение определять достижение цели на уроке. Регулятивные: умение оценивать свою работу на уроке, адекватно воспринимать информацию, учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе. Коммуникативные: умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. |
9. Информация о домашнем задании. | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения задания. | Дает комментарий к домашнему заданию. | Записывают задание. | Регулятивные: умение работать с дополнительными источниками. Познавательные: расширить свой кругозор. Коммуникативные: умение использовать информацию. |
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный этап | -Вы готовы к уроку? - Поприветствуйте наших гостей. - Спокойно садитесь. | Приветствие Слушают учителя. |
2. Мотивация к учебной деятельности. | 1. Что вы узнали на прошлом уроке. - Сегодня на уроке мы продолжим говорить о картинах. - Как называется человек, который рисует картины? - Что может быть изображено на картинах? - Послушайте стихотворение – загадку и отгадайте её. В конце стихотворения скажите вместе хором, что нарисовал художник. Взял ты кисти и тетрадь, Начинаешь рисовать. Лес, березу, подорожник – Нарисует все художник. Море, луг и виноград, И фруктовый школьный сад. Или маму за столом, Или свой родимый дом, Или в сказке Буратино. И получится …(картина) На картинах могут быть нарисованы самые, разные изображения. (Слайд №1, №2) Такие картины называются по - разному. Все они в зависимости от того, что на них изображено, подразделяются на особые направления - жанры. Жанр – это особое направление в изобразительном искусстве. Жанр - это тема картины, на которую она создана. (Слайд №3) | Отвечают на вопросы. Отгадывают стихотворение – загадку Слушают учителя, отвечают на вопросы. |
3. Актуализация знаний. | - Посмотрите на картины, расскажите, что на них изображено, что является их темой, сюжетом. (Слайд №4) - Определите тему урока. (Слайд №5) - С каким жанром изобразительного искусства мы будем знакомиться? На какие вопросы вам хотелось бы найти ответы? Какие цели мы определим на этот урок. Познакомимся с многообразием пейзажа, научимся рисовать пейзаж. - Перед вами картины художников, определите какие здесь лишние и почему? (Слайд №6) | Рассматривают репродукции картины, отвечают на вопросы. Формулируют тему урока и определяют цели. |
4. Изучение темы | - Пейзаж (от франц. – страна, местность)- жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, морской, индустриальный, горный и др. (Слайд № 7) Откройте учебник на стр. 114 - 117 и прочитайте текст и рассмотрите работы художников. -Попробуем определить настроение картин, их цветовую палитру. Давайте послушаем музыку, стихотворения и посмотрим произведения живописи, посвященные природе. (Звучит музыка, учащиеся рассказывают стихотворения, учитель демонстрирует произведения живописи (Слайд № 8) - Как видите художники, и поэты, и композиторы стремятся запечатлеть в своих работах красоту родной природы. Ею можно любоваться в разное время года. - Какое общее чувство выражено в стихотворениях поэтов и произведениях художников? - Какая картина вам особенно понравилась? - Определите, к какому виду относятся данные пейзажи ? (Работа по карточке) Слайд №9. Проверка. - Что нам необходимо чтобы нарисовать пейзаж? Очень важно решить, где будет находиться линия горизонта, как передать на листе бумаги пространство. Какое время вы будете изображать. У вас на парте памятка «Законы перспективы» | Слушают выступления учителя, одноклассников, рассматривают репродукции, анализируют информацию, читают стихи, слушают музыку, делятся своими впечатлениями. Работают с учебником, анализируют информацию, отвечают на вопросы. Определяют, к какому виду относятся данные пейзажи. Отвечают на вопросы. |
5.Физминутка. | Проводится динамическая пауза. | Дети выполняют упражнение. |
6. Выработка алгоритма | Рассмотрим педагогический рисунок и составим алгоритм последовательности рисования пейзажа. Игра «Цепочка» Проверяем правильность выполнения задания (Слайд №10). Приемы смешивания красок для получения нужных оттенков. | Составляют алгоритм последовательности рисования пейзажа в парах. Наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы. |
7. Творческая практическая деятельность. Применение знаний и умений. | А теперь представьте, что вы настоящие художники, и я надеюсь, у вас все получится. - Изобразите пейзаж радостный, грустный и т. д. | Обсуждают критерии оценивания творческих работ. Выполняют задание. |
8. Итог урока. Рефлексия. | Какую оценку поставите и почему? Мы достигли цели, которую ставили? Закончи фразу: Я знаю … Я понимаю… У меня получилось… Мне было трудно… Мне понравилось… Какое у вас сейчас настроение? | Самооценивание с комментированием. Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. |
9. Информация о домашнем задании. | - Посмотрите в книгах, альбомах пейзажи художников, определите к какому виду, они относятся, что хотел сказать художник зрителю. | Записывают в дневник. |