Просмотр содержимого документа
«Схема расположения рефлексов на предмете, методы их изображения.»
Урок
Тема: Схема расположения рефлексов на предмете, методы их изображения.
Содержание: При наблюдении какого-либо предмета в его теневой части мы часто замечаем ослабление глубины тени и появление светлого пятна. Оно получается в результате отражения окружающих соседних предметов, более точно – это слабые лучи света, отраженные от соседних предметов, называемые рефлексом.
В предмете, имеющем глянцевую, лаковую поверхность, словно в зеркале, отражаются все предметы более или менее четко по своей форме и цвету. В предмете, имеющем матовую поверхность, отражаются соседние предметы приглушенно, тихо, едва заметно.
Слово «рефлекс», в переводе с латинского языка (refleks) означает отражении.
Натуральный цвет предмета постоянно изменяется, с одной стороны предмет освещен светом, с другой попадает в тень, и в результате с цветовой окраске предмета появляется много новых оттенков, из которых выделяются четыре основных раздела изменения натурального цвета предмета.
«Натуральный» раздел – именно с него начинается красочное изображение предмета. Это раздел, где сохраняется естественный, истинный, основной цвет предмета. Это та часть предмета, которая не попадает под прямые лучи солнца (или другого источника света) и не попадает в тень. Здесь отчетливо и ясно виден истинный цвет предмета, он является главным и определяющим, объединяющим цветом для всех остальных разделов цветовой окраски предмета.
Раздел «свет» - это самый светлый участок предмета, он высветлен, засвечен, залит светом солнца; этот участок предмета попадает под прямые лучи освещения (естественного – солнце, или искусственного – костер, лампа, свеча, огонь). Истинный цвет предмета здесь осветлен и имеет в себе цветовой оттенок яркого солнца (бело-желто-розовый), к которому добавляется еще цветовой оттенок небесного (голубого) света или цветовые оттенки искусственного освещения.
Раздел «тень» - этот раздел по тону и по цвету является самым темным местом в предмете. Изображение глубокой тени помогает передать объем формы изображаемого предмета. В теневом разделе мы видим истинный цвет предмета сквозь плотную вуаль сине-фиолетовой тени, то есть натуральный цвет предмета слегка окрашивается цветом тени.
Раздел «рефлекс» в цветовой окраске предмета – это мягкое посветление в теневой части предмета, это отражения от соседних предметов.
Рефлекс всегда изображается на предмете тихо, вкрадчиво, как легкий отголосок, как тихий лунный свет. Рефлекс никогда не исполняется ярче и светлее раздела «свет» - части предмета, освещенной жаркими лучами солнца или искусственным светом.
В декоративной живописи четыре основных раздела изменения натурального цвета предмета имеют между собой четкое, резкое разграничение. При реалистической манере письма эти разделы имеют между собой плавные, многогранные и постепенные переходы.
Способ написания четырех основных изменений в натуральном цвете заключается в следующем.
Раздел «натуральный» - это точка отсчета в изображении предметов. Истинный цвет предмета является цветовой основой для написания остальных трех разделов, поэтому он подбирается и прокладывается первым при живописном исполнении предмета.
Раздел «свет» подбирается путем смешивания натурального цвета и цвета освещения (солнечного, искусственного).
Раздел «тень» подбирается путем смешивания натурального цвета предмета и цветов тени (зеленый, синий, фиолетовый).
Раздел «рефлекс» подбирается таким же образом, путем соединения натурального цвета предмета и цвета отражающегося рефлекса от соседних окружающих предметов. Обращаем внимание на качество полученного цвета.
Чтобы не допустить грязных соединений в картине, можно использовать другие способы соединения красок – прием «воздушного» мазка, прием мозаичного положения красочного слоя и т.д.
Существуют рефлексы не только от соседних предметов, но и сверх того рефлексы от воздушной среды, освещения. Эти рефлексы располагаются не только в теневой половине предмета, а практически по всей площади предмета, как в горизонтальном направлении, так и в вертикальном. Расположение рефлексов на предмете представляет собой некую спираль.
Для примера рассмотрим расположение рефлексов на вазе. На нижней части вазы располагаются рефлексы от предметов стола: это яблоко, скатерть, нижняя часть задней драпировки. Перемещаясь выше, на среднюю часть вазы, мы видим, как исчезают рефлексы скатерти, яблока и появляются рефлексы боковой и дальней части драпировки. На вазе присутствуют также рефлексы от предметов, не входящих в картинную плоскость, а располагающиеся в близи натюрморта, они тоже отражаются на вазе, скатерти, яблоке, драпировке.
Рассматривая верхнюю часть вазы, мы увидим, что появляются еще новые рефлексы от группы предметов, располагающихся выше, над вазой, но не входящих в картинную плоскость.
Такое понимание расположения рефлексов будет справедливо при написании натюрмортов, пейзажей, цветов, портрета и т.д.
Через систему цветных рефлексов в картине достигается тесная взаимосвязь предметов друг с другом, с окружающей средой, освещением, что образует нерасторжимое живописное единство в картине.
Задание: Изображение натюрморта, (ваза и два яблока на фоне драпировки). Передать в натюрморте натуральный цвет, свет, тень, рефлекс.
Материал: простой карандаш, гуашь, формат листа – А 3.
Рекомендуемые живописные произведения: Моне К. «Женщина с зонтиком», Коровин К.А. «Весенний пейзаж 1917 г.», Коровин К.А. «У окна», Серов В.А. «Девочка с персиками», Левитан И.И. «Вечерний звон».