kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План конспект-открытого урока "Линейно-конструктивный рисунок шара с введением легкого тона" в 3 классе ДХШ по рисунку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План — конспект открытого урока

«Линейно-конструктивный рисунок шара

с введением легкого тона»

в 3 классе ДХШ по рисунку.

Преподаватель

Ермакова Марина Алексеевна.

Тема:

«Линейно-конструктивный рисунок шара

с введением легкого тона»

Цель: освоить линейно-конструктивное построение     шара  с распределением тональных градаций по форме и метод их изображения.

Выполнить два варианта конструктивного построения шара при различном направлении света.

Тип занятия: комбинированный.

Время: 8 академических часов.   На первом уроке выполняем анализ формы, конструктивное построение, распределение тональных градаций. На втором занятии – ввод легкого тона, завершаем первый вариант. Выполняем второй вариант.

Задача урока:

а) обучающая: закрепление  навыков  рисования  и получение  новых знания в линейно-конструктивном построении шара.

б) развивающая: развитие навыков построения конструктивного изображения предмета  (геометрической фигуры)

в) воспитывающая: воспитание интереса к предмету, развитие творческого мышления.

Материалы: графитные карандаши ТМ, М, 2М.;

лист формата А2.

Оборудование: освещение верхнее, боковое. Гипсовый шар  находится ниже линии горизонта.

Наглядные пособия: «Конструктивный рисунок шара»;   «Этапы построения шара», рисунки выполненные по заданной теме из методического  фонда.

Структура урока:

1.организационная часть- 5 мин.

2.сообщение темы

3.объяснение- 15 мин.

4. практическая работа -2ч.30 мин.

5. анализ работы - 10 мин.

6. подведение итогов урока -10 мин.

Источник информации:

Н.Ли  «Основы учебного академического рисунка»

Ход урока:

 1 Организационная часть.

2.Сообщение темы и цели урока. 

На одном листе выполняются два конструктивных  рисунка шара с условной постановкой на плоскость при различном направлении света. Первый вариант - боковое освещение, второй вариант - верхнее освещение. Тон вводится только в собственных и падающих тенях.

 Демонстрация рисунков выполненных по заданной теме из методического  фонда.

 3. Объяснение.

1 этап.

Анализ формы, компоновка и построение круга

Прежде чем приступить к работе, нужно изучить, проанализировать форму шара. Шар имеет замкнутую сферическую поверхность. Особенность строения, заключается в том, что все ее конструктивные точки находятся на равном удалении от центра. Таким образом, поверхность шара рассматривается как форма , образованная вращением окружности вокруг оси (диаметр).  Отложив от центра шара точки, проводят замкнутую кривую-контур шара.

Рисунок следует начинать с размещения шара  в листе, т.е. с композиционного размещения.

Нам нужно грамотно закомпоновать в листе два изображения шара с учетом собственных и падающих теней, при боковом и верхнем освещении.

2 этап

Конструктивное строение шара.

Наглядное пособие - «Конструктивный рисунок шара». На схеме наглядно показаны приемы и методы построения шара.

 Из плоского изображение круга, нам нужно сделать объёмное изображение шара.

Сечение шара плоскостью является окружность, которая изображается в перспективном рисунке как эллипс. Эллипсы сечения графически выявляют сферичность поверхности.

Рассмотрим пособие

Если провести три взаимно перпендикулярные сечения через центр шара, можно не только придать шару объем, но также показать его конструкцию и определить положение шара в пространстве. Рассмотрим два рисунка - на первом рисунке (изображение круга) объем шара не выявлен, и мы даже не можем с уверенностью утверждать, что перед нами именно шар, а не плоская фигура. На втором (Наглядное пособие - «Конструктивный рисунок шара») – мы не просто видим шар, здесь показана его структура: центр шара, сферическая поверхность, ограничивающая его объем, оси – спицы, соединяющие центр шара с точками, в которых пересекаются эллипсы.

Наглядное пособие - « Этапы построение  шара». На наглядном пособии хорошо видны этапы конструктивного построения  шара.

Первое - изобразить на листе окружность. Самый простой способ построения круга выполняется так, проведите две осевые линии, вертикальную и горизонтальную. От центра пересечения осевых линий отложите одинаковые отрезки на осевых линиях и постройте окружность. Получится двухмерная поверхность в виде круга, но она не является шаром, потому что у нее отсутствует третье измерение, то есть глубина.

Чтобы придать ему объем, постройте сечение, проходящее через центр шара. Определяем направление света, падающего на шар. Если мысленно через центр шара провести плоскость перпендикулярную лучу света, то плоскость разделит шар на условно освещённую и затенённую части.  А контур шара, лежащий в этой плоскости, мы будем видеть в виде овала. Здесь, на линии овала и будет располагаться самая глубокая тень на поверхности шара. Теперь необходимо найти границы падающей тени.

Таким образом, мы получили конструктивный рисунок шара

3 этап. Распределение тональных градаций по форме и метод их изображения.

После чего можно приступить к распределению тональных градаций по форме шара.  Тон вводится только в собственных и падающих тенях.  Линейно-конструктивное построение не представляет особой сложности, значительно сложнее выявить форму светотенью.  

Учитывая направление источника света (вариант первый) отметить границы света, полутени, собственной тени, рефлекса, падающей тени; добиться выразительности линий.

Если прищурить глаза и посмотреть на освещённую часть шара, мы увидим самое светлое пятно, которое называют " блик", это точки на поверхности шара расположенные перпендикулярно лучу света.
Отражённые от горизонтальной поверхности лучи света создают "рефлекс" в затенённой части шара. Остаётся ещё определить падающую от шара тень и передать всё это в рисунке. Не забудьте про "рефлекс" и обратите внимание, что падающая тень не однородна, удаляясь, она кажется более размытой.  Падающая тень темнее собственной, особенно у его основания.                                                                                                                       

Освещенная поверхность постепенно убывает, огибая круг, переходя от света к тени, к увеличивающимся границам собственных теней и на затененный участок шара, где  тон постепенно высветляется рефлексом и мягко переходит из одной тональности в другую — к падающей тени.

4.Практическая  работа: «Линейно-конструктивный рисунок шара» выполняется по этапам. Выполнить два рисунка: первый вариант - боковое освещение, второй вариант - верхнее освещение .

Этапы работы:

-закомпоновать в листе два изображения шара

-анализ формы

- конструктивное построение шара

-разбить границы света, полутени, собственной тени, рефлекса, падающей тени в зависимости от направления источника света

-добиться выразительности линий.

-ввести тон в собственные и падающие тени.

5.Анализирование процесса  линейно-конструктивного построения шара с учетом изменения направления источника света.

6.Подведение итогов урока.

Все работы размещаются на мольбертах в одну линию. Ребята обсуждают, насколько грамотно они выполнены по критериям:

-композиционное решение;

-грамотное конструктивное построение

-выразительность рисунка

Называются лучшие рисунки. Преподавателем оценивается каждая работа по пятибалльной системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«План конспект-открытого урока "Линейно-конструктивный рисунок шара с введением легкого тона" в 3 классе ДХШ по рисунку. »















План — конспект открытого урока

«Линейно-конструктивный рисунок шара

с введением легкого тона»

в 3 классе ДХШ по рисунку.



Преподаватель

Ермакова Марина Алексеевна.



























План — конспект открытого урока

в 3 классе ДХШ по рисунку на тему:

«Линейно-конструктивный рисунок шара

с введением легкого тона»


Цель: освоить линейно-конструктивное построение шара с распределением тональных градаций по форме и метод их изображения.

Выполнить два варианта конструктивного построения шара при различном направлении света.

Тип занятия: комбинированный.

Время: 8 академических часов.   На первом уроке выполняем анализ формы, конструктивное построение, распределение тональных градаций. На втором занятии – ввод легкого тона, завершаем первый вариант. Выполняем второй вариант.

Задача урока:

а) обучающая: закрепление навыков рисования и получение новых знания в линейно-конструктивном построении шара.

б) развивающая: развитие навыков построения конструктивного изображения предмета (геометрической фигуры)

в) воспитывающая: воспитание интереса к предмету, развитие творческого мышления.

Материалы: графитные карандаши ТМ, М, 2М.;

лист формата А2.

Оборудование: освещение верхнее, боковое. Гипсовый шар находится ниже линии горизонта.

Наглядные пособия: «Конструктивный рисунок шара»; «Этапы построения шара», рисунки выполненные по заданной теме из методического фонда.

Структура урока:

1.организационная часть- 5 мин.

2.сообщение темы

3.объяснение- 15 мин.

4. практическая работа -2ч.30 мин.

5. анализ работы - 10 мин.

6. подведение итогов урока -10 мин.

Источник информации:

Н.Ли «Основы учебного академического рисунка»

Ход урока:

1 Организационная часть.

2.Сообщение темы и цели урока.

На одном листе выполняются два конструктивных рисунка шара с условной постановкой на плоскость при различном направлении света. Первый вариант - боковое освещение, второй вариант - верхнее освещение. Тон вводится только в собственных и падающих тенях.

Демонстрация рисунков выполненных по заданной теме из методического фонда.

3. Объяснение.

1 этап.

Анализ формы, компоновка и построение круга

Прежде чем приступить к работе, нужно изучить, проанализировать форму шара. Шар имеет замкнутую сферическую поверхность. Особенность строения, заключается в том, что все ее конструктивные точки находятся на равном удалении от центра. Таким образом, поверхность шара рассматривается как форма , образованная вращением окружности вокруг оси (диаметр). Отложив от центра шара точки, проводят замкнутую кривую-контур шара.

Рисунок следует начинать с размещения шара в листе, т.е. с композиционного размещения.

Нам нужно грамотно закомпоновать в листе два изображения шара с учетом собственных и падающих теней, при боковом и верхнем освещении.





2 этап

Конструктивное строение шара.

Наглядное пособие - «Конструктивный рисунок шара». На схеме наглядно показаны приемы и методы построения шара.

Из плоского изображение круга, нам нужно сделать объёмное изображение шара.

Сечение шара плоскостью является окружность, которая изображается в перспективном рисунке как эллипс. Эллипсы сечения графически выявляют сферичность поверхности.

Рассмотрим пособие

Если провести три взаимно перпендикулярные сечения через центр шара, можно не только придать шару объем, но также показать его конструкцию и определить положение шара в пространстве. Рассмотрим два рисунка - на первом рисунке (изображение круга) объем шара не выявлен, и мы даже не можем с уверенностью утверждать, что перед нами именно шар, а не плоская фигура. На втором (Наглядное пособие - «Конструктивный рисунок шара») – мы не просто видим шар, здесь показана его структура: центр шара, сферическая поверхность, ограничивающая его объем, оси – спицы, соединяющие центр шара с точками, в которых пересекаются эллипсы.

Наглядное пособие - « Этапы построение шара». На наглядном пособии хорошо видны этапы конструктивного построения шара.

Первое - изобразить на листе окружность. Самый простой способ построения круга выполняется так, проведите две осевые линии, вертикальную и горизонтальную. От центра пересечения осевых линий отложите одинаковые отрезки на осевых линиях и постройте окружность. Получится двухмерная поверхность в виде круга, но она не является шаром, потому что у нее отсутствует третье измерение, то есть глубина.

Чтобы придать ему объем, постройте сечение, проходящее через центр шара. Определяем направление света, падающего на шар. Если мысленно через центр шара провести плоскость перпендикулярную лучу света, то плоскость разделит шар на условно освещённую и затенённую части. А контур шара, лежащий в этой плоскости, мы будем видеть в виде овала. Здесь, на линии овала и будет располагаться самая глубокая тень на поверхности шара. Теперь необходимо найти границы падающей тени.

Таким образом, мы получили конструктивный рисунок шара

3 этап. Распределение тональных градаций по форме и метод их изображения.

После чего можно приступить к распределению тональных градаций по форме шара. Тон вводится только в собственных и падающих тенях. Линейно-конструктивное построение не представляет особой сложности, значительно сложнее выявить форму светотенью.

Учитывая направление источника света (вариант первый) отметить границы света, полутени, собственной тени, рефлекса, падающей тени; добиться выразительности линий.

Если прищурить глаза и посмотреть на освещённую часть шара, мы увидим самое светлое пятно, которое называют " блик", это точки на поверхности шара расположенные перпендикулярно лучу света.
Отражённые от горизонтальной поверхности лучи света создают "рефлекс" в затенённой части шара. Остаётся ещё определить падающую от шара тень и передать всё это в рисунке. Не забудьте про "рефлекс" и обратите внимание, что падающая тень не однородна, удаляясь, она кажется более размытой. Падающая тень темнее собственной, особенно у его основания. Освещенная поверхность постепенно убывает, огибая круг, переходя от света к тени, к увеличивающимся границам собственных теней и на затененный участок шара, где тон постепенно высветляется рефлексом и мягко переходит из одной тональности в другую — к падающей тени.

4.Практическая работа: «Линейно-конструктивный рисунок шара» выполняется по этапам. Выполнить два рисунка: первый вариант - боковое освещение, второй вариант - верхнее освещение .

Этапы работы:

-закомпоновать в листе два изображения шара

-анализ формы

- конструктивное построение шара

-разбить границы света, полутени, собственной тени, рефлекса, падающей тени в зависимости от направления источника света

-добиться выразительности линий.

-ввести тон в собственные и падающие тени.

5.Анализирование процесса линейно-конструктивного построения шара с учетом изменения направления источника света.

6.Подведение итогов урока.

Все работы размещаются на мольбертах в одну линию. Ребята обсуждают, насколько грамотно они выполнены по критериям:

-композиционное решение;

-грамотное конструктивное построение

-выразительность рисунка

Называются лучшие рисунки. Преподавателем оценивается каждая работа по пятибалльной системе.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ермакова марина Алексеевна

Дата: 17.02.2015

Номер свидетельства: 174613

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства