Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы органи-зации совза-имодей-ствия | Формируемые умения (уни- версальные учебные действия) |
1.Организа-ционный момент | Подготовка уч-ся к обобщён-ной деятельнос-ти. Беседа с постановкой проблемы. | - На протяжении всей четверти мы знакомились с народными промыслами России. Давайте вспомним основные из них. - Какую роль играют художественные промыслы в современной жизни? - Существует ли связь между настоящим и прошлым? - О чём мы будем говорить на нашем уроке? (Тема урока) - В чём же заключается цель нашего урока? (Систематизировать связь между прошлым и настоящим; установить значение народных промыслов в современной жизни; Практически доказать). | Рассматривают изображения, отвечают на вопросы, определяют тему урока, ставят перед собой цель учебной деятельности. | Фрон- тальная работа. | Регулятивные: выдвигают версии об увиденном. Личностные: осознают и проявляют интерес к изучаемой теме |
2.Закрепление изученного материала. | Объяснительно иллюстра- тивный. | - Посмотрите на экран, какие изделия вы видите и что о них вы сможете рассказать? - Какие виды народных промыслов вы можете назвать? В чём проявляется их своеобразие? - Велика Россия наша, И талантлив наш народ, О Руси родной умельцах На весь мир молва идет. Золотая Хохлома, Ей не налюбуются. И в Париже, и в Нью-Йорке Хохлома красуется. - Посмотрите на этот современный автомобиль, на текстиль, используемый в современном быту – везде вы увидите мотивы хохломской росписи. Выглядят ли эти предметы старомодно? - Любовались гости чудом, Громко восхищалися, Городецкой красотой Сраженные осталися. - Посмотрите на изображения современных предметов быта, оформленных городецкой росписью. Поделитесь своими впечатлениями. - В Гжели делают посуду. Столько радости для глаз! Подрастают мастерицы, Может быть, и среди нас. - Только ли посуда представлена на этом слайде? Хотели бы вы прокатиться на таком джипе? - На металлическом подносе В зеркальной глади лака Ржаная медь колосьев, Степной румянец мака. Багрянец поздних листьев. Лесной подснежник первый… А кисти мастериц Нежнее легкой вербы. В каких современных изделиях можно увидеть мотивы жостовской росписи? - А это что за роспись? Что вы можете сказать о современной одежде с элементами мезенской росписи? - Нужны ли сейчас народные художественные образы? | Отвечают на постав-ленные вопросы. Размышляют, анали-зируют, высказыва-ют свое суждение и отношение к народ-ным художествен-ным промыслам, называют их харак-терные особенности. | Фрон- тальная работа. | Познавательные: выявляют общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Личностные: уважительное отношение к труду и культуре своего народа. |
3.Творческо- практическая деятельность | Практический, частично-поисковый | - Сейчас мы живём в преддверии самого замечательного праздника, которого любят и взрослые и дети. Что это за праздник? - Назовите основные символы новогоднего праздника. (Дед-Мороз, Снегурочка, подарки, наряженная ёлка). - Праздник этот я вспомнила не случайно. Лесная зелёная красавица появилась и у нас. Сегодня мы её обязательно украсим, только игрушки на ней будут необычные – выполненные в традициях народных промыслов России. Ёлочные шары вы распишете под гжель, хохлому, городецкую и мезенскую роспись, а ещё их можно украсить цветами из жостовского промысла. - Некоторые из вас получат силуэты игрушек известных игрушечных промыслов России. Давайте вспомним их. - По силуэтам вы определите название игрушечного промысла, вспомните какими элементами росписи его нужно украсить и создадите свою игрушку. На классной доске нарисованная зелёная красавица. Звучат детские новогодние песни и песни про ёлочку. | Выполняют творческую работу. | Работа в малых группах. Коллективное украшение ёлочки. | Регулятивные: Планируют деятельность в учебной ситуации. |
4. Итоги урока. Рефлексия | Беседа в форме «вопрос-ответ» | - Какая красивая ёлочка! Что не игрушка, то представитель определённого промысла. Какие особенно вам понравились и почему? - Выглядит ли наша ёлочка старомодно? Существует ли связь времён в народном искусстве? Учащиеся оценивают работы одноклассников. | Отвечают на постав-ленные вопросы. Просмотр и оценка работ учащихся вместе с учителем. | Фрон- тальная работа. | Регулятивные: адекватно оценивают работы учащихся. |