Урок изобразительного искусства "Роль народных промыслов в современной жизни"
Урок изобразительного искусства "Роль народных промыслов в современной жизни"
Урок-обобщение изученного материала по теме "Роль народных промыслов в современной жизни".Учащиеся в игровой форме повторяют особенности хохломской, городецкой,гжелевой и жостовской росписей.На практической части урока ,работая в группах ,учащиеся создают свои проекты - сувениры ,расписанные указанными видами росписей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства "Роль народных промыслов в современной жизни" »
Тема урока: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний о народный промыслах
Цели:
образовательные: систематизация знаний о народных промыслах, формирование навыков умения выявлять особенности каждого вида ДПИ, сравнивать, делать выводы.
развивающие: содействовать развитию творческой фантазии, познавательной активности и художественного вкуса, развивать творческое воображение.
воспитывающие: воспитывать любовь к Родине, русским народным традициям её истории и национальной культуре, прививать любовь к природе.
здоровьесберегающие: повышение работоспособности учащихся путём физической (динамической ) паузы , работа по профилактике здоровья органов зрения.
Задачи:
1) повторить все виды народного творчества, с которыми познакомились на предыдущих уроках;
2) выявить особенности каждого изученного вида народного промысла, провести сравнительный анализ и заполнить таблицу;
3) развивать графические умения и навыки, творческое воображение;
4) расширить представления детей о современных видах ДПИ.
Результаты обучения:
Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений мастеров и работ учащихся.
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы росписи, разнообразные приемы работы.
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, бумага, краски, кисти, баночка для воды, палитра.
Оформление класса: Класс оформлен детскими рисунками, экспонатами изделий народных промыслов, на доске большое панно “Ярмарка”, составленное из рисунков учащихся.
На столах раздаточный материал с элементами росписей художественных промыслов Городца, Гжели, Хохломы, Жостова, таблички с названиями народных промыслов.
Литературный ряд: книги о народных промыслах России.
Музыкальный ряд: русские народные песни, сопровождение презентации.
Используемые методы и технологии: метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности, метод сравнений (ассоциации).
Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского.-М.: Просвещение, 2009.
Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012.
План урока:
Введение в урок. Подготовка учащихся к активному восприятию материала урока.
Постановка учебных задач. Повторение пройденного материала.
Подготовка к творческой работе. (Динамическая пауза)
Творческая работа. (В сопровождении «Цветотерапии для глаз»)
Представление творческих работ.
Итоги урока и домашнее задание.
Рефлексия.
Ход урока.
1.Мотивация учащихся. Актуализация знаний.
Учитель: Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
Как много улыбок засветилось. Спасибо!
А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Урок я хочу начать со стихотворения:
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
- Сделайте вывод. Что значит для нашего урока это стихотворение?
- Перед вами интересные и разные предметы. Все они сделаны руками настоящих мастеров, украшены сказочными цветами, птицами.
- Как думаете, какова тема урока? (Что объединяет карточки с рисунками и карточки с названиями промыслов? Каким общим словом можно назвать эти рисунки?)
2. Постановка учебных задач. Повторение пройденного материала.
Перед вами лежат картинки с изображением различных видов народного творчества и картинки с их названиями.
Приложение 2. Работая в парах, найдите соответствие.
- Какова главная цель урока?
Ученик: вспомнить виды и особенности народных промыслов, с которыми познакомились на предыдущих занятиях.
- Какова задача урока? (-Какие задачи нужно решить мастеру для создания художественного образа? )
Ученик: У каждого вида росписи есть свои отличительные признаки, следовательно, задача урока состоит в том, чтобы, вспомнить особенности каждого вида росписи.
Учитель: Давайте вспомним особенности каждой росписи и занесем их в таблицу.
Хохлома
Гжель
Городец
Жостово
Материал изделия
Главный мотив этой росписи
Какие цвета используют мастера этого промысла
В чем особенность росписи
3. Подготовка к творческой работе.
Учитель: Сегодня на уроке мы проводим ярмарку народных ремесел. А что такое ярмарка?
Ученик: Это праздник, народное гулянье, на котором артисты проводят концерты, представления; продавцы расхваливают свой товар; мастера различных ремесел демонстрируют свои умения и навыки.
Учитель: И покупателям и мастерам - всем им необходимо хорошо знать, чем отличаются друг от друга художественные промыслы, как украшаются изделия.
Мы разделимся на группы по видам художественных промыслов. Мастера каждой группы изобразят изделия по мотивам народных промыслов. Потом они представят свой товар на ярмарку, будут его расхваливать так, чтобы захотелось его купить.
Учащиеся объединяются в группы по выбранному промыслу.
В классе работают: «Городец», «Жостово», «Гжель», «Хохлома».
План работы мастеров в группе:
- выполнить эскизы изделий по мотивам промыслов;
- подготовить их к выставке на нашей ярмарке;
- прорекламировать свой товар и ответить на вопросы покупателей.
Динамическая пауза.
Наши алые цветки, Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки Головой качают, Тихо засыпают.
Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки Медленно разгибаем пальцы из кулачков Покачиваем кистями рук вправо влево
Медленно сжимаем пальцы в кулачки
Покачивание кулачками вперёд - назад
4. Творческая работа.
Мастера работают за столами с карточками - названиями промысла, пособиями с элементами росписи, силуэтами посуды.
Одни учащиеся составляют эскизы композиции узоров для росписи, другие тренируются в кистевой росписи, третьи выполняют силуэты изделий.
Цветотерапия для глаз.
Во время практической работы звучат русские народные песни ,сопровождаемые слайдами «Народные промыслы России».
Готовые изделия расставляются мастерами на ярмарочных прилавках (стол –помощник)
5. Представление творческих работ. Подготовленные учащиеся читают стихотворения, а остальные учащиеся оценивают выразительность их чтения, поднимая смайлики. Приложение .
Учитель: Скоро ярмарка начнет работу. Поспешите представить свой товар на ярмарку.
Купцы дорогие,
Люди торговые,
На нашей ярмарке должны вы
Свой товар расхвалить,
Ничего не забыть.
И себя показать,
И товар свой продать.
Учащиеся - мастера. «Городец»
Наши доски самые красивые, их украшают изображения цветов, птиц и коней. Иногда мастера рисуют на досках людей.
Для росписи наших изделий используются масляные краски. Доски покрываются лаком, поэтому долго служат хозяйкам, не теряя своей красоты. Наши цветы сложные и красочные. Они пишутся в несколько слоев, в их изображении несколько оттенков одного цвета или разных цветов.
Учитель: Достойные товары. Берем ваш товар. Кто еще привез свой товар на ярмарку?
Ученики — мастера. «Гжель»
Посуда просто удивительно хороша: прочна и красива. Гжельская керамика выполняется из белой гончарной глины. В жарком пламени обжигается, закаливается и становится звонкой и прочной.
Учитель: Хороши голубые узоры. Такая посуда - хороший подарок. А это что за чудные подносы на нашей ярмарке?
Ученики - мастера. «Жостово»
Жостовский мастер никогда не повторяет один и тот же рисунок. Свободная роспись дает возможность фантазировать, а форма подноса определяет композицию.
Учитель: И этот товар станет украшением в нашем доме. Теперь перейдем к следующим товарам.
Ученики - мастера. «Хохлома».
Этот промысел очень старинный. Он возник в 17 веке, а первое упоминание о нём ещё идут со времен Ивана Грозного. Изготовляют здесь изделия из бересты, осины, ольхи и липы, их вытачивают на токарном станке. Точёная расписная утварь, так называемая хохломская посуда, широко известна в нашей стране и за её пределами.
Учитель: Берем и ваш товар для нашей подружки.
Закончила работу наша ярмарка.
Кто смел,
Тот успел
И себя показать,
И товар свой продать.
6. Итоги урока и домашнее задание.
– Ребята, где могут пригодиться ваши знания, полученные на сегодняшнем уроке?
– Актуальна ли эта тема сейчас, в наши дни? (Да, эти предметы продолжают жить и сейчас: посуда, детская мебель, игрушки – ими украшают быт.)
– Значит, эти промыслы современны? (Эти промыслы являются визитной карточкой России.)
Народные промыслы – это наше достояние, наша культура. Народное искусство – искусство многих поколений безымянных мастеров, художников из народа. Их мастерство передавалось от отца к сыну, сохраняя самое ценное для него. А это и есть традиция.
Домашнее задание: дома я попрошу васпридумать и нарисовать свой сувенир (предмет, предназначенный напоминать о чём-то, например, о посещении туристами той или иной страны, музея,футбольного матча и так далее)по мотивам русских народных промыслов, а затем в классе вы раскрасите его .
7.Рефлексия.
Закончить сегодняшний урок мне бы хотелось русской народной пословицей. Но смысл её станет понятен тогда, когда мы вставим пропущенное слово. (Учащимся предлагается вставить пропущенное слово в предложение).Для этого необходимо разгадать загадку:
Рос в ракушке много лет
Камешек простой,
А потом попал в браслет-
И стал он дорогой?
Народные промыслы как _________ в ожерелье России.
Ответ: ЖЕМЧУГ
Как вы понимаете данную пословицу?
Ребята, понравился ли вам урок, покажите своё настроение (учащиеся показывают смайлики)
Спасибо за внимание! До новых встрч.
Приложение.
Кубки, чашки, ложки,
Русские матрёшки,
Вся посуда расписная
И почти как золотая!
Знает это целый мир:
Это - русский сувенир.
Вся - старинного письма-
Золотая хохлома.
Хохломская посуда резалась в селе Семеново Нижегородской области в 17 веке. Её Деревянную посуду и мебель украшает декоративная роспись. Тонкий расписной растительный узор, выполненный красным и черным, а порой и зеленым тонами и золотом по золотистому фону. Основной узор "травка” с ягодками и листочками. Хохлому чаще всего делали из липы.
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака,
Багрянец поздних листьев
Лесной подснежник первый,
А жостовские кисти
Нежнее мягкой вербы.
Жостовскому промыслу более двухсот лет.
В народе есть поверье, что для счастливой семейной жизни молодожёнам надо дарить на свадьбу жостовский поднос, как символ любви и верности русских сказочных героев Ивана-мастера да жены его Марьи из села Жостово.
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий-
Русская звонкая Гжель!
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой.
Не встретите на свете вы
Красоты такой!
У каждого художника
Есть свой узор любимый,
И в каждом отражается
Сторонушка родимая.
Искусство гжели известно ещё с 14 века. Впервые о поселении Гжель и о её гончарных мастерах было отписано великим князем Иваном Даниловичем Калитой . Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В 19 веке гжельские мастера изобрели новый для себя материал фарфор. Изделия расписывают в один цвет - синей подглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.
Есть на Волге город древний,
По прозванью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит!
Вся земля вокруг дрожит!
Птицы яркие летают
И розаны расцветают!
О появлении розанов в мотивах городецких мастеров рассказывают разное.
На Руси с 23 на 24 июня праздновали день Ивана Купалы. Люди считали , что в эту ночь расцветает удивительной красоты цветок папоротника — цветок счастья. Но цветет он, всего лишь, мгновенье. И если человек успеет сорвать его – всю оставшуюся жизнь будет счастлив.
Вот и придумали мастера свой прекрасный цветок счастья розан.