kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО НА УРОКАХ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наши дети живут сейчас в условиях потока информации несущие западные идеалы: философские, эстетические, нравственные. Народные русские сказки, песни, предметы быта стали уходить из быта наших семей. Нарушается связь между поколениями. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к русской самобытной культуре, народному творчеству. Поэтому тема приобщения детей к национальной культуре, народному искусству и обучение мастерству  русской художественной росписи очень актуально сегодня и направлено на возрождение исконно русского искусства.

Современная педагогическая наука как одну из ведущих целей обучения выдвигает передачу подрастающим поколениям основ социального опыта, накопленного многими поколениями, в частности опыта творческой деятельности. Изучение народного декоративно-прикладного искусства, наполненного образной выразительностью и красочным восторгом способствует пониманию подрастающими поколениями особенностей мировосприятия наших дедов и прадедов, через знания подвигает к обереганию, сохранению нашего культурного наследия.

В.Д.Шадриков в монографии "Способности человека» подчеркивает, что важнейшим моментом воспитания являет приобщение подрастающих поколений к духу и культуре своего народа.

Как возможность "формировать общекультурный интеллект личности" рассматривает освоение народного искусства в современном образовании Д.С. Лихачёв [2]

Целью выпускной работы является описание возможности декоративной работы как одного из ведущих путей творческого развития ребенка и его приобщения к традициям народного искусства.

Задачи:

1.Содействовать возрождению национальной культуры, любви к Родине, к   народному творчеству;

2.Понимать особенности декоративного рисования как путь к изучению народных росписей;

3.Показать практические результаты изучения русских росписей.

1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В   ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Образность народного искусства, основанная на эстетических представлениях, притягивает своей эмоциональностью и красочностью, своеобразием форм и их декоративной отделкой. Эстетические представления и образы народного искусства должны занимать значительное место в формировании художественной культуры современной молодёжи. Образы народного искусства – это и наше культурное наследие, и живое развивающееся искусство, которое должно активно используется в образовательном процессе и представлено ежегодными международными и отечественными выставками и фестивалями, отражающими работу современных мастеров.

Необходимость совершенствования работы по введению народного искусства в образовательный процесс является насущной проблемой сегодняшнего дня, поскольку заложенная в народном искусстве связь с историческими корнями, многовековая мудрость, накопленная поколениями, способствуют формированию ценностных ориентаций современного подрастающего поколения, духовности и нравственности - всего, что являет собой основу отечественной художественной культуры. Понимание образов народного искусства и их роли в жизни человека - это художественная культура отдельной личности и составная часть педагогической культуры, позволяющей использовать развивающие возможности народного искусства в учебно-воспитательном процессе начальной и средней школы.

  1. Основные понятия народного искусства

 

Народное искусство – это единство материальной и духовной культуры определенного народа, связанное с его трудовой  деятельностью. В основе народного искусства лежит мифо – поэтическое видение мира. Оно развивается как коллективное творчество, на основе преемственности и традиций. Любой жанр народного искусства обладает высокой образностью, многовариантивностью, эстетичностью. Народное творчество как искусство, живет как материальная  культура так и духовная. Одной из характерных черт народного искусства является его вариантивность, т.е. мастер не создает точной копии, а подходя к работе творчески, видоизменяет ее. Таким образом мастер не просто передает потомкам то, что взял от своих предшественников, но обогатил коллективный опыт своими личными творческими достижениями. В силу коллективного характера народного творчества на протяжении многих веков отрабатывались творческие приемы. Благодаря этому многие произведения народных мастеров достигли вершины художественного совершенства. Народное искусство – это связь современного поколения со своими корнями

Традиции народного искусства - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение взгляды, творческие устремления, вкусы, художественные достижения прошлого. Живое развитие искусства немыслимо в отрыве от его исторических корней, без опоры на творческий опыт, эстетические и духовно-нравственные представления предшествующих поколений. Как отмечает исследователь Т. Я. Шпикалова: «Школы закрепляют традицию и составляют основу ее развития…Функционирующие сегодня художественные традиционные промыслы - наглядный пример того, как коллективно разрабатываются тема, образ, форма, стиль в искусстве промысла в рамках школы, края или целого региона.»

1.2. Народные промыслы России и история их возникновения

Слово «промысел» означает мелкое ремесленное производство – так  отмечается в Словаре русского языка С.И.Ожегова [12]. Промысел в народном прикладном искусстве рассматривается как занятие каким-либо видом искусства на основе определенных эстетических представлений, традиций, передачи ремесла от родителей, более ранних поколений, от соседей.

Мастера каждого конкретного художественного промысла чаще всего проживают в одной  местности по географическому названию которой называется сам промысел или центр народного ремесла.

Следующие народные художественные промыслы России  включены в процесс формирования художественной культуры учащихся:

1. Русские художественные лаки: Палех, Федоскино, Холуй, Мстера.

2. Народная роспись по дереву: хохломская, городецкая, полхов-майданская, северодвинская.

3. Роспись по фарфору и фаянсу - Гжель.

4. Роспись по металлу - Жостово.

5. Русская матрешка: сергиев - посадская, семеновская, полхов-майданская, местных художественных центров.

6. Русская глиняная игрушка: дымковская, каргопольская, филимоновская, торжокская, скопинская, сапожковская, балхарская.

7. Вышивка и кружевоплетение: владимирская вышивка, нижегородская вышивка, рязанская  вышивка, тарусская вышивка.

8. Резьба по дереву:  абрамцево-кудринская, костромская. Богородская игрушка.

9. Художественная эмаль - ростовская финифть.

10.Скопинская художественная керамика.

11. Сергиев-посадская и холмогорская резьба по кости.

12. Художественная обработка металла: Великий Устюг, Кубачи.

13. Народный костюм.

14. Русская набойка: Павлов Посад, Иваново. Искусство создания шалей.

15. Художественное ткачество, ковроделие. Подмосковье, Рязанская область, южные и восточные районы.

16. Пряничные доски - разные губернии и уезды.

Создавалось народное искусство в основном трудовым крестьянством, а также ремесленниками и кустарями, которые, занимаясь подсобными промыслами, не отрывались от сельского хозяйства. Рядом с народным творчеством сёл всегда соседствовало творчество посадское – жителей маленьких  городов и их слобод: самобытное кружево, некоторые виды керамики, ковроткачество, ювелирное искусство, изготовление деревянной посуды. Некоторые промыслы имеют многовековую историю,  другие возникли в последние десятилетие. Такого уникального множества видов народного искусства, каким располагает наша Родина, нет ни в одной стране мира. Рассмотрим возникновение двух крупнейших промыслов, хохломского и Городецкого.

Городецкая роспись сложилась как народный промысел приблизительно во второй половине Х1Х века в деревнях по реке Узоле и получила свое название по месту сбыта изделий народных мастеров старинному селу Городец, основанному ещё в 1152 году Юрием Долгоруким. С ХУ11 века в этих местах получает развитие деревообрабатывающий промысел, основными изделиями которого стали : посуда, игрушки, колыбели, сани, домашняя утварь, орудия труда ( веретёна, прялки ). Своим декоративным решением особенно отличались прялки и та их часть которая именовалась донцем. С давних времён и по сей день широко используются в оформлении городецких изделий растительные орнаменты из пышных, расцветающих прямо на глазах розанов с многочисленными лепестками и купавок - свёрнутых бутончиков, плавно стелящихся листьев, птиц с растопыренными крылышками и хвостами, а также и горделиво цокающих красавцев коней. Донца, веретёна, лубяные, расписные лукошки для пряжи, лубяные коробки для хранения мотков льна городецкие мастера продавали на Макарьевской и Нижегородской ярмарках, откуда они расходились по всей России. С 60-х годов ХХ века существует фабрика «Городецкая роспись», которая выпускает расписные изделия: детские столики, стулья, качалки, скамейки, разделочные доски для кухни, солонки, расписные панно, блюда, тарелки.Городецкая роспись отличалась своей яркостью, пышностью, ликующей насыщенностью цветов, господствующими красками мастеров были красная киноварь, ярко-желтый хром, разбеленые тона розового, голубого, светло-зеленого. Отмечая особенности гаммы росписи, А.В. Бакушинский замечает, что введение белого и черного цветов «…здесь чужды графичности и имеют вполне живописную природу».

Хохломская роспись на протяжении многих десятилетий остается одним из наиболее популярных и любимых народных ремесел. Его истоки уходят своими корнями в далекое прошлое, изучение которого дало право А.В. Бакушинскому утверждать: «Как бы то ни было, но эта примитивная роспись самых дешевых сортов нижегородской ложки может быть признана одним из истоков росписи хохломской. Рядом с ложкарным делом в Нижегородской губернии, отчасти в южных частях Костромщины и Вятского края издавна существовал токарный и посудо-красильный промысел. Он и был колыбелью, главным руслом в развитии хохломского дела.» Исследователи отмечают уникальность промысла, заключающуюся в технике получения золотого цвета росписи.  Название «хохломской» промысел получил от села Хохлома - бывшего скупочного пункта изделий мастеров из близлежащих деревень и сел. Удивительную технологию росписи принесли в Поволжье в ХУ11 веке раскольники, которые спасались от царского гнета. Среди этих беженцев-раскольников были талантливые иконописцы, которые научили местное население «пламенной» росписи. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«НАРОДНОЕ ИСКУССТВО НА УРОКАХ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ »

46











НАРОДНОЕ ИСКУССТВО НА УРОКАХ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ



















Меньшова Людмила Александровна



ВВЕДЕНИЕ

Наши дети живут сейчас в условиях потока информации несущие западные идеалы: философские, эстетические, нравственные. Народные русские сказки, песни, предметы быта стали уходить из быта наших семей. Нарушается связь между поколениями. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к русской самобытной культуре, народному творчеству. Поэтому тема приобщения детей к национальной культуре, народному искусству и обучение мастерству русской художественной росписи очень актуально сегодня и направлено на возрождение исконно русского искусства.

Современная педагогическая наука как одну из ведущих целей обучения выдвигает передачу подрастающим поколениям основ социального опыта, накопленного многими поколениями, в частности опыта творческой деятельности. Изучение народного декоративно-прикладного искусства, наполненного образной выразительностью и красочным восторгом способствует пониманию подрастающими поколениями особенностей мировосприятия наших дедов и прадедов, через знания подвигает к обереганию, сохранению нашего культурного наследия.

В.Д.Шадриков в монографии "Способности человека» подчеркивает, что важнейшим моментом воспитания являет приобщение подрастающих поколений к духу и культуре своего народа.

Как возможность "формировать общекультурный интеллект личности" рассматривает освоение народного искусства в современном образовании Д.С. Лихачёв [2]

Целью выпускной работы является описание возможности декоративной работы как одного из ведущих путей творческого развития ребенка и его приобщения к традициям народного искусства.



Задачи:

1.Содействовать возрождению национальной культуры, любви к Родине, к народному творчеству;

2.Понимать особенности декоративного рисования как путь к изучению народных росписей;

3.Показать практические результаты изучения русских росписей.

1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Образность народного искусства, основанная на эстетических представлениях, притягивает своей эмоциональностью и красочностью, своеобразием форм и их декоративной отделкой. Эстетические представления и образы народного искусства должны занимать значительное место в формировании художественной культуры современной молодёжи. Образы народного искусства – это и наше культурное наследие, и живое развивающееся искусство, которое должно активно используется в образовательном процессе и представлено ежегодными международными и отечественными выставками и фестивалями, отражающими работу современных мастеров.

Необходимость совершенствования работы по введению народного искусства в образовательный процесс является насущной проблемой сегодняшнего дня, поскольку заложенная в народном искусстве связь с историческими корнями, многовековая мудрость, накопленная поколениями, способствуют формированию ценностных ориентаций современного подрастающего поколения, духовности и нравственности - всего, что являет собой основу отечественной художественной культуры. Понимание образов народного искусства и их роли в жизни человека - это художественная культура отдельной личности и составная часть педагогической культуры, позволяющей использовать развивающие возможности народного искусства в учебно-воспитательном процессе начальной и средней школы.

    1. Основные понятия народного искусства


Народное искусство – это единство материальной и духовной культуры определенного народа, связанное с его трудовой деятельностью. В основе народного искусства лежит мифо – поэтическое видение мира. Оно развивается как коллективное творчество, на основе преемственности и традиций. Любой жанр народного искусства обладает высокой образностью, многовариантивностью, эстетичностью. Народное творчество как искусство, живет как материальная культура так и духовная. Одной из характерных черт народного искусства является его вариантивность, т.е. мастер не создает точной копии, а подходя к работе творчески, видоизменяет ее. Таким образом мастер не просто передает потомкам то, что взял от своих предшественников, но обогатил коллективный опыт своими личными творческими достижениями. В силу коллективного характера народного творчества на протяжении многих веков отрабатывались творческие приемы. Благодаря этому многие произведения народных мастеров достигли вершины художественного совершенства. Народное искусство – это связь современного поколения со своими корнями

Традиции народного искусства - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение взгляды, творческие устремления, вкусы, художественные достижения прошлого. Живое развитие искусства немыслимо в отрыве от его исторических корней, без опоры на творческий опыт, эстетические и духовно-нравственные представления предшествующих поколений. Как отмечает исследователь Т. Я. Шпикалова: «Школы закрепляют традицию и составляют основу ее развития…Функционирующие сегодня художественные традиционные промыслы - наглядный пример того, как коллективно разрабатываются тема, образ, форма, стиль в искусстве промысла в рамках школы, края или целого региона.»

1.2. Народные промыслы России и история их возникновения

Слово «промысел» означает мелкое ремесленное производство – так отмечается в Словаре русского языка С.И.Ожегова [12]. Промысел в народном прикладном искусстве рассматривается как занятие каким-либо видом искусства на основе определенных эстетических представлений, традиций, передачи ремесла от родителей, более ранних поколений, от соседей.

Мастера каждого конкретного художественного промысла чаще всего проживают в одной местности по географическому названию которой называется сам промысел или центр народного ремесла.

Следующие народные художественные промыслы России включены в процесс формирования художественной культуры учащихся:

1. Русские художественные лаки: Палех, Федоскино, Холуй, Мстера.

2. Народная роспись по дереву: хохломская, городецкая, полхов-майданская, северодвинская.

3. Роспись по фарфору и фаянсу - Гжель.

4. Роспись по металлу - Жостово.

5. Русская матрешка: сергиев - посадская, семеновская, полхов-майданская, местных художественных центров.

6. Русская глиняная игрушка: дымковская, каргопольская, филимоновская, торжокская, скопинская, сапожковская, балхарская.

7. Вышивка и кружевоплетение: владимирская вышивка, нижегородская вышивка, рязанская вышивка, тарусская вышивка.

8. Резьба по дереву: абрамцево-кудринская, костромская. Богородская игрушка.

9. Художественная эмаль - ростовская финифть.

10.Скопинская художественная керамика.

11. Сергиев-посадская и холмогорская резьба по кости.

12. Художественная обработка металла: Великий Устюг, Кубачи.

13. Народный костюм.

14. Русская набойка: Павлов Посад, Иваново. Искусство создания шалей.

15. Художественное ткачество, ковроделие. Подмосковье, Рязанская область, южные и восточные районы.

16. Пряничные доски - разные губернии и уезды.

Создавалось народное искусство в основном трудовым крестьянством, а также ремесленниками и кустарями, которые, занимаясь подсобными промыслами, не отрывались от сельского хозяйства. Рядом с народным творчеством сёл всегда соседствовало творчество посадское – жителей маленьких городов и их слобод: самобытное кружево, некоторые виды керамики, ковроткачество, ювелирное искусство, изготовление деревянной посуды. Некоторые промыслы имеют многовековую историю, другие возникли в последние десятилетие. Такого уникального множества видов народного искусства, каким располагает наша Родина, нет ни в одной стране мира. Рассмотрим возникновение двух крупнейших промыслов, хохломского и Городецкого.

Городецкая роспись сложилась как народный промысел приблизительно во второй половине Х1Х века в деревнях по реке Узоле и получила свое название по месту сбыта изделий народных мастеров старинному селу Городец, основанному ещё в 1152 году Юрием Долгоруким. С ХУ11 века в этих местах получает развитие деревообрабатывающий промысел, основными изделиями которого стали : посуда, игрушки, колыбели, сани, домашняя утварь, орудия труда ( веретёна, прялки ). Своим декоративным решением особенно отличались прялки и та их часть которая именовалась донцем. С давних времён и по сей день широко используются в оформлении городецких изделий растительные орнаменты из пышных, расцветающих прямо на глазах розанов с многочисленными лепестками и купавок - свёрнутых бутончиков, плавно стелящихся листьев, птиц с растопыренными крылышками и хвостами, а также и горделиво цокающих красавцев коней. Донца, веретёна, лубяные, расписные лукошки для пряжи, лубяные коробки для хранения мотков льна городецкие мастера продавали на Макарьевской и Нижегородской ярмарках, откуда они расходились по всей России. С 60-х годов ХХ века существует фабрика «Городецкая роспись», которая выпускает расписные изделия: детские столики, стулья, качалки, скамейки, разделочные доски для кухни, солонки, расписные панно, блюда, тарелки.Городецкая роспись отличалась своей яркостью, пышностью, ликующей насыщенностью цветов, господствующими красками мастеров были красная киноварь, ярко-желтый хром, разбеленые тона розового, голубого, светло-зеленого. Отмечая особенности гаммы росписи, А.В. Бакушинский замечает, что введение белого и черного цветов «…здесь чужды графичности и имеют вполне живописную природу».

Хохломская роспись на протяжении многих десятилетий остается одним из наиболее популярных и любимых народных ремесел. Его истоки уходят своими корнями в далекое прошлое, изучение которого дало право А.В. Бакушинскому утверждать: «Как бы то ни было, но эта примитивная роспись самых дешевых сортов нижегородской ложки может быть признана одним из истоков росписи хохломской. Рядом с ложкарным делом в Нижегородской губернии, отчасти в южных частях Костромщины и Вятского края издавна существовал токарный и посудо-красильный промысел. Он и был колыбелью, главным руслом в развитии хохломского дела.» Исследователи отмечают уникальность промысла, заключающуюся в технике получения золотого цвета росписи. Название «хохломской» промысел получил от села Хохлома - бывшего скупочного пункта изделий мастеров из близлежащих деревень и сел. Удивительную технологию росписи принесли в Поволжье в ХУ11 веке раскольники, которые спасались от царского гнета. Среди этих беженцев-раскольников были талантливые иконописцы, которые научили местное население «пламенной» росписи.


2. ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВ НАРОДНОГО ИСКУССТВА


Роль народных художественных промыслов в эстетическом развитии младшего и среднего школьника трудно переоценить. Если говорить в общем, она заключается в формировании эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса, развитии художественного восприятия, освоении основ цветовидения, приемов кистевой росписи. Через эмоциональное восприятие и декоративную деятельность идет осознание духовно-нравственной ценности произведений декоративно-прикладного искусства, а сам человек становится отзывчивее, добрее, чище, гуманнее. Гуманистическое сознание формируется у ребенка в первую очередь эстетическими художественными средствами. Художественно-образное освоение мира обладает большей свободой, чем его научно-логическое познание. Процесс воспитания народным искусством формирует общую культуру личности, мышление и оптимистическое отношение к жизни. Формирование художественного сознания как формы познания мира в процессе воспитания народным искусством рассматривается в современных условиях как одна из важнейших задач гуманизации образования.

2.1.Обучение школьников декоративному рисованию


Среди средств формирования эмоционально-эстетического восприятия мира, занятия декоративным рисованием находится на одном из ведущих мест, поскольку оно представляет собой эмоционально-красочную картину мира, связанную с народным декоративно-прикладным искусством, его духовно-нравственным стержнем, с современными эстетическими представлениями и потребностями.

Ученые прошлых веков А.С. Кайсаров, Г.А.Глинка, известные исследователи ХХ века Б.А.Рыбаков, А.Ф. Лосев, изучая мировоззрение древних славян, их верования, особенности быта, приводили в своих трактатах образы народного искусства, наполненные глубоким философским и общечеловеческим содержанием. Вышитые, вырезанные, написанные узоры были наполнены важным смыслом, отражали представления многих поколений об окружающем мире, выражали чувства, надежды.

Обращение к народному искусству на уроках декоративного рисования в начальной и средней школе, обусловлено в первую очередь эмоциональностью образов народного творчества, и тем важным моментом, что истоки выразительности художественной формы, исторически сложившиеся в народном творчестве, передают принцип красоты построения образов в достаточно простом, доступном детям виде. Красочность, звучность, ритмичность, эмоциональность декоративного рисования, его обращенность к народным традициям приводит детей к пониманию мира, добра, гармонии, как важнейших источников нравственных воззрений и эстетических идеалов человеческой жизни.

И кроме того, как отмечает автор популярного исследования специфики народного декоративно-прикладного искусства Л.Д. Рондели «у народного и детского творчества одна природа: их роднят такие свойства как непроизвольность, непосредственность, простота, живость и богатство воображения, чувство радости, праздничности, наивность, сильно выраженная условность…» [ 13.c.17]

Значительным этапом в творческом развитии ребенка в процессе занятия декоративной деятельностью является обучение художественной декоративной переработке природных форм, навыкам стилизации, которая может быть достаточно близкой детскому изображению. Необходимо провести анализ, т.е. рассмотрение предметов, существующих в реальном мире и того, что было перенесено сознанием народного мастера в его произведение. Обращение на данном этапе работы к таблице и сравнение живых и стилизованных форм способствует более осознанному выполнению декоративной работы и выработке навыков стилизации. На приводимых примерах можно увидеть, как живые предметы стали элементами декора произведений народных мастеров. Приложение 1. Рисунок 2.1

Декор в народном искусстве можно рассматривать как эстетическое решение и считать элементы росписи, резьбы, вышивки просто украшениями предметов быта. Однако более достоверным представляется подход к декору как к знаковому письму, с точки зрения выбора решения форм и цвета его элементов, взаимосвязи элементов в создании узора, украшающего вещи. Обращение к творческому наследию замечательного критика второй половины ХIХ века В.В. Стасова, исследовавшего как профессиональное, так и народное искусство, позволяет более полно осознать, что представляют собой народные узоры и как важно донести эти знания до подрастающего поколения



2.2. Система занятий по декоративному рисованию на основе образов народного искусства



Ознакомление с образами народного искусства осуществляется в процессе изучения фольклора на уроках литературы, истории, мировой художественной культуры, художественных образов народного искусства на уроках декоративного рисования.

Есть в методике проведения декоративного рисования цепочка состоящая из трех и более занятий, в которых идет постепенное развитие эстетических впечатлений, накопление знаний и умений, развивается художественная коммуникация. Эту логическую цепочку можно рассмотреть как схему, состоящую из ряда заданий.

Занятие 1.

  1. Экскурсия на природу. Рассмотрение предметов природы-источника вдохновения народного мастера.

  2. Побуждение к диалогу о красоте природы.

  3. Рассмотрение интересных форм, сочетаний цветов.

  4. Подведение итогов экскурсии.

Занятие 2.

  1. Анализ, рассмотрение предметов в реальном мире и стилизованного, что изобразил народный мастер.

  2. Включение учащихся в диалог.

  3. Стилизация изображения ромашки учащимися.

  4. Просмотр и обсуждение работ.

Занятие 3.

  1. Информация – искусствоведческая справка, показ изделий, репродукций, слайдов.

  2. Включение учащихся в диалог.

  3. Изображение элементов: показ учителем, изображение элементов детьми.

  4. Подведение итогов, просмотр получившихся элементов.

Занятие 4.

  1. Повторение материала предыдущего урока в форме диалога.

  2. Углубление понимания: введение музыкального и словесного ряда. Взаимодействие разных видов фольклора.

  3. Анализ детских работ предыдущего урока.

  4. Варианты композиционного размещения элементов: узоры в полосе, круге, овале, по выбору.

  5. Составление эскиза узора в полосе, круге, овале, по выбору.

  6. Подведение итогов урока, просмотр и обсуждение эскизов.

Занятие 5.

  1. Выражен6ие учащимися своих впечатлений об изученном. Диалог о художественной выразительности произведений декоративного искусства, их значимости в жизни человека.

  2. Самостоятельное составление эскизов декоративного оформления.

  3. Просмотр и обсуждение работ.













2.3. Организация уроков декоративного рисования по изучению народного искусства Хохломского и Городецкого промыслов



Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, считает русский исследователь Д.С.Лихачев [2, с.12]. И подчеркивает, что приобщение подрастающего поколения к народной культуре позволяет формировать «общекультурный интеллект личности» [2, с.66]

Обучающие и развивающие возможности народного искусства, художественная выразительность, их духовность позволяют ориентировать процесс обучения и воспитания подрастающего поколения на осознание духовно-нравственных ценностей, способствующих познанию мира, самого себя, своих возможностей и потребностей, помогающих разобраться во взаимосвязи прошлого и настоящего, увидеть перспективу на будущее.

В методике изучения народных промыслов есть взаимосвязь, в которой идет постепенное накопление знаний и умений от первого до пятого классов. Проследим последовательность изучения русских народных промыслов Хохломского и Городецкого на уроках декоративного рисования согласно тематическому планированию. Приложение 2. Таблица.

Цель уроков: организация работы по усвоению новых знаний, понятий; сформировать представления о возрождении художественных промыслов России.

Задачи:

образовательные: познакомить с художественными промыслами России; активизировать познавательную активность; раскрыть типичные черты; сформировать систему знаний.

Воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; эстетическое воспитание.

Развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, таблицами, схемами и т. д.

По представленным работам учеников при изучении русского народного искусства на уроках декоративного рисования, мы проследили взаимосвязь, в которой идет постепенное накопление знаний и умений с первого по пятый классы.

Ежегодно в школе я организую выставку-конкурс декоративно-прикладного творчества «Вдохновение», которая наглядно показывает творческий рост учащихся.

Мои ученики каждый год принимают участие в конкурсах детского творчества. Только в этом году в городских, районных и областных конкурсах декоративно - прикладного искусства приняло участие 32 ученика, из них 11 участников заняли призовые места. По эскизу с урока «Фольклорный стиль в современной моде» выполнено платье «Золотая Осень», по традициям хохломской росписи. Эта модель на городском конкурсе детских театров моды «Гармония» в номинации «индивидуальные модели» заняла 3 место. Это яркий пример тому, как дети используют приобретенные навыки в повседневной жизни. Рисунок 2.20

Логическим продолжением уроков искусства является работа кружка «Россияночка», которым я руковожу много лет. Занятия в кружке предоставляют большие возможности для способных и просто увлеченных детей, практически освоить технологии народных мастеров.

Таким образом, занятия по изучению народного искусства в декоративном рисовании влияют на духовное становление человека, на формирования его культуры, художественной одаренности и могут служить механизмом развития культурного потенциала общества.

Мои ученики закончили институты и работают дизайнерами, учителями изобразительного искусства в школах, центрах детского творчества, архитекторами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Народное искусство богатейшая сокровищница красоты. Оно является неиссякаемым источником творческой фантазии. Человек живет среди вещей. Он создал не только нужные, полезные, но и красивые вещи. Ему необходим красивый предметный мир, для этого нужен развитый художественный вкус. Поэтому роль народного декоративного искусства в художественном воспитании детей просто неоценима.

Формирование художественной культуры подрастающего поколения является результатом обучения и воспитания. Воспитывать умение видеть, ощущать, представлять, воображать представляется возможным в процессе работы с образами народного искусства в учебно-воспитательном процессе всех звеньев школы.

Народное декоративно-прикладное искусство создает возможности для формирования здорового художественного вкуса учащихся, способствует развитию творческих качеств личности.

Одно из современных стратегических направлений образования – сохранение культурного наследия решается через развитие эстетической культуры подрастающих поколений, через освоение учащимися образности народного искусства, его эмоциональной выразительности, красочности и многообразие форм.

Дети должны вдумчиво смотреть на отечественное культурное наследие, относиться к нему бережно, изучать и сохранять его в городских и школьных музеях, на улицах, в храмах, в домашних коллекциях, школах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



1. Шадриков В.Д. Способности человека. В.: 1997.

2. Лихачёв Д.С. Прошлое будущему. Л.: 1985.

3. Шпикалова Т.Я., Поровская Г.А. Возвращение к истокам. Народное искусство и народное творчество: учебно-методическое пособие. М.: 2000.

4. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Вып..4.М.: 1991.

5. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: 1983.

6. Бурадулина В.А.Основы художественного ремесла. Практическое пособие для руководителей школ. М.: 1979.

7. Соколова Н.М. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов. Учебное пособие. М.: 2000.

8. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. Пособие для учителей. М.: 1981.

9. Шевчук Л. В. Дети и народное творчество. М.: 1985.

10.Смолицкий В.Г. Народные художественные промыслы РСФСР. М. 1982.

11.Емельянова Т.И. Золотые травы России. Г.: 1973/

12.Ожегов С.Н. Словарь русского языка. М.: 1988.

13.Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. М.: 1984.

14.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3 класс. М.: 2013.

15.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 2класс. М.: 2013.

16.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1класс. М.: 2014.

17.Кузин В.С. изобразительное искусство. 4класс. М.: 2014.

18.Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное и искусство в жизни человека. 5класс. М.: 2014.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Стилизация растительных форм

Рисунок 2.1



Приложение 2

Изучение Хохломского и Городецкого промыслов на уроках декоративного рисования согласно тематическому планированию

Кл

Тема урока

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

1класс

Урок 1. Золотые краски осени.(Экскурсия на природу)

[16.c.43]

Побуждение к диалогу о красках природы. Рассмотре- ние интересных форм листьев ягод, цветовых сочетаний. Зарисовки с натуры. Приложение 3. Рисунок 2.2

Сравнивать разные формы листьев. Видеть основной цвет и его оттенки. Уметь выполнять зарисовки с натуры.

1класс

Урок 2 Волшебные листья и ягоды.

[16.с.15]

Выполнить упражнения декоративного рисования листьев приемом примакивания кистью и ягод - приемом тычка.

Приложение 3.Рисунок 2.3

Освоить основные приемы выполнения узоров – прием примакивания кистью для листьев и прием тычка для ягод. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы.

1класс

Урок 3. Летняя сказка зимой.

[16.с.95]

Изображение Городецкой ромашки соблюдая этапы работы: подмалевок, прорисовка, разживка темной краской, разживка белилами.

Приложение 3.Рисунок 2.4

Иметь представление о народном промысле Городца, о особенностях росписи, последовательности выполнения элементов росписи.


1класс

Урок 4. Волшебный узор.

[16.с.31]

Выполнить основные элементы Хохломской росписи «травка», «осочка», «травинки», «капельки», «усик», «завиток». Приложение 3.Рисунок 2.5

Познакомиться с народным промыслом Хохломы, уметь отличать его от других промыслов. Развивать навыки в кистевой росписи.

1класс

Урок 5. Встречаем Весну-красну.

[16.с.105]

Изобразить весеннее солнышко из красных и золотистых травинок, используя схемы размещения элементов хохломского орнамента в круге.

Приложение 3.Рисунок 2.6, рисунок 2.7

Иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства в укладе русского народа. Уметь из «травинок», «осочек», «завитков» и «капелек»собирать элемент хохломской росписи «кустик»

1класс

Урок 6. Красота орнаментов из растительных форм.

[16.с.29]

Составить из элементов городецкой росписи свой узор в полосе, соблюдая поэтапное изображение «купавки» и «розана».

Приложение 3. Рисунок 2.4,рисунок 2.8

Иметь представление как ритмически выстраивать декоративные элементы и знать поэтапное изображение элементов городецкой росписи.


2класс

Урок 7. Мы рисуем сказочную птицу.

[15.с.50]

Выполнить эскиз Жар-птицы народных мастеров из Хохломы, используя пары цветовых контрастов.

Приложение 3. Рисунок 2.9

Использовать умения изображения простых элементов «травного» узора Хохломы изобразить Жар-птицу, используя кранный, черный и желтый цвета.

2класс

Урок 8. Птицы в Городецкой росписи.

[15.с.50]

Изобразить птицу Фазан мастеров Городца.

Приложение 3.Рисунок 2.10, рисунок 2.11

Различать произведения ведущих народных художественных промыслов России. Знать особенности в изображении птиц городецких мастеров.

3класс

Урок 9. Осенние фантазии.

[14.с.18]

Использовать стилизацию форм и создать эскиз росписи сервиза

. Приложение 1.Рисунок 2.1, Приложение 3.Рисунок 2.12

Знать разные приемы стилизации: упрощение формы изображаемого объекта, превращение объемной формы в плоскостную, добавление деталей, замена реального цвета. Уметь создать композицию в определенной форме.

3класс

Урок10. Сказочные кони.

[14.с.53]

Выполнить роспись изделия с композиционным центром-изображением коня народных мастеров Городца.

Приложение 3.Рисунок 2.13, рисунок 2.14

Уметь украшать изделие цветочным узором в стиле Городецкой росписи с композиционным центром-изображением коня, использовать знания его последовательного выполнения.

3класс

Урок 11. Головной убор русской красавицы.

[14.с.98]

Выполнить головной убор русской красавицы –кокошник, цветочным орнаментом городецких мастеров.

Приложение 3.Рисунок 2.15

Ознакомиться с русским женским национальным костюмом, головным убором. Уметь использовать орнамент Городца для декоративного оформления. Понимать взаимосвязь пользы и красоты.

4класс

Урок 12. Красота обычных вещей.

[17.с.54].

Выполнить эскиз хохломской травной росписи в определенной форме предмета.

Приложение 3.Рисунок 2.16, рисунок 2.17

Планировать собственную деятельность. Уметь использовать форму предмета и травный орнамент хохломских мастеров, «криуля», « травка», «кустики», «ягодки», «листочки», при создании композиции.

5класс

Урок 13. Хохломская роспись.

[18.с.86]

Изобразить композицию круглого панно, из элементов травного орнамента хохломских мастеров

Приложение 3.Рисунок 2.18

Знать особенности народного промысла Хохломы. Уметь самостоятельно создать композицию в круге, используя верховое письмо.

5класс

Урок 14. Городецкая роспись.

[18. с.82]

Создать эскиз сюжетной композиции разделочной доски в традициях городецкой росписи.

Приложение 3.Рисунок 2.19

Разбираться в характерных особенностях Городецкого промысла. Знать историю возникновения промысла. Соблюдая правила композиции уметь создавать самостоятельно эскиз разделочной доски. Правильно использовать цветочные сочетания.


5класс

Урок 15. Художественные ремесла на Руси.

(обобщающий урок)

[приложение 4]

Делать сравнительный анализ особенностей художественных промыслов.

Изображение художественных портретов «Мисс Хохломы» и «Мисс Городеей».

Систематизация и обобщение знаний по городецкой и хохломской росписям, закрепление умений.


5класс

Урок 16. Фольклорный стиль в современной моде.

[18.с.118]

Разработать эскизы моделей на основе народных традиций. Образы Весны, Лето, Осени и Зимы.

Приложение 3.Рисунок 2.20

Уметь изобразить современные образы одежды используя элементы русского национального костюма и русских народных росписей.




таблица



Приложение 3

Урок 1 Золотые краски осени

рисунок 2.2

Урок 2. Волшебные листья и ягоды



рисунок 2.3



Урок 3. Летняя сказка зимой

рисунок 2.4



Урок 4 . Волшебный узор( элементы росписи )



рисунок 2.5

Урок 5. Встречаем Весну-красну

рисунок 2.6

.

Солнышко

рисунок 2.7

Урок 6 . Красота орнамента из растительных форм

рисунок 2.8

Урок 7. Сказочная Жар-птица

рисунок 2.9

Урок 8. Птицы в городетской росписи



рисунок 2.10

Урок 8. Фазан

рисунок 2.11

Урок 9. Осенние фантазии

рисунок 2.12

Урок 10. Сказочные кони

рисунок 2.13

Городетский конь

рисунок 2.14

Урок 11. Головной убор русской красавицы

рисунок 2.15

Урок 12. Последовательность выполнения хохломского узора

рисунок 2.16

Красота обычных вещей

рисунок 2.17

Урок 13. Хохломская роспись

рисунок 2.18



Урок 14. Городецская роспись

рисунок 2.19

Урок 16. Фольклорный стиль в современной моде

рисунок 2.20

Эскиз модели «Осень»

рисунок 2.21

Конкурс «Гармония»

рисунок 2.22

Приложение 4

Обобщающий урок

«Художественные ремесла на Руси» 5класс

Цели урока: повторить, углубить, обобщить и систематизировать знания по художественным промыслам России Городца и Хохломы; применить навыки выполнения росписи в творческой ситуации.

Задачи:

    1. образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, обобщить материал как систему знаний.

    2. воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

    3. развивающие: развить пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.

Вид урока: урок-конкурс.

Оборудование: предметы быта народных мастеров Хохломы и Городца, таблицы, схемы, диски мультимидийный проектор.

Этапы работы:

1.Моделирование ситуации, позволяющей выделить проблему и подвести детей к самостоятельному выводу. Погружение в игровую ситуацию.

2.Поэтапное решение проблемной ситуации:

а) объединение детей в группы по проблеме;

б) выявление путей решения проблемы, в том числе определение

сущностных признаков, их сравнение и систематизация;

в) фиксирование информации и обсуждение результатов.

3.Практическая деятельность детей:

а) кистевая роспись растительного орнамента хохломского и городецкого

узора с использованием знаний и умений, полученных на предыдущих

уроках (индивидуальная работа);

б) изображение художественных портретов «Мисс Хохломы» и «Мисс

Городец» (групповая работа).

4.Итоговая защита командами выполненных работ.

5.Рефлексионный анализ.

Приемы стимулирования познавательного интереса у учащихся:

1.Предварительная работа. Поисковая деятельность.

2.Исторические сведения.

3.Демонстрация натуральных образцов предметов быта народных мастеров.

4.Соревновательность.

5.Создание ситуации успеха.

6.Работа в группах.

7.Защита выполненных работ.

Использование карточек фиксирующих информацию.



Ход урока

Учитель: здравствуйте, тема сегодняшнего обобщающего урока «Художественные ремесла на Руси».

Ребята, сказки любите? Слушайте …

Жил да был в лесной деревушке, что на берегу Волги стоит, веселый мастер. Вырезал он из дерева посуду: ложки да плошки, ковши диковинные.

С любовью вырезал. Из этой посуды семью свою кормил, да и про птиц не забывал, всегда горсть зерна рассыпит. Однажды прилетела к нему Жар-птица, прикоснулась крылом до его белоснежной посуды. Засветилась посуда золотом, стала расписной да нарядной.

Мисс Хохлома (в руках поднос с хохломской посудой)

Хохломская роспись - алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы,

Роспись хохломская, словно колдовская

И не где на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша Хохлома!

Вбегает Мисс Городец (в руках поднос с Городецкими предметами быта)

Стойте, стойте, я не хуже

И красив и мой наряд.

Посмотри на это:

Расцвели купавки, листьями обвиты

И розаны смотрят, весело горя…

Спорить я готова

Кто из нас полезней,

Чьи узоры краше,

Радуя глаза!

Учитель: к нам в гости пришли две красавицы. Затеяли спор.

У нас возникла проблемная ситуация: какая роспись важнее и лучше?

Решение проблемной ситуации.

Для решения этой проблемы в первую очередь нам необходимо объединиться в группы по интересам. Правила работы в группах вы знаете.

Дети: не перебивать говорящего, уметь слушать друг друга, находить общую мысль, не кричать, помнить, что от твоей работы зависит работа всей группы.

Учитель: нам необходимо выяснить пути решения проблемы.

Дети: надо сравнить наши росписи.

Учащиеся вспоминают истории возникновения хохломского и городецкого промыслов, сравнивают, анализируют, сопоставляют.

Рассматривая на столах предметы быта находят одинаковые элементы, цветовые сочетания. Видят и характерные различия этих росписей. Возникает познавательный интерес, желание доказать, что роспись одной группы лучше другой. Но приходят к одному выводу: обе росписи и хохломская и городецкая одинакова нами любима, дорога нам ,что эти росписи русских ремесел наше народное достояние, они помогают делать жизнь радостнее.

По ходу поэтапного решения проблемы на доске вывешиваются карточки фиксирующие информацию.



Практическая изодеятельность детей .

Мы говорили о красоте русских народных росписей, а перед вами живые образы м. Хохлома и м. Городец. Попробуйте создать свой неповторимый образ этих красавиц и защитить свой проект.

Индивидуальная работа по росписи данных заготовок характерным узором .Нанесение растительного орнамента хохломского или Городецкого узора используя ранее полученные знания.

Коллективная творческая работа по изображению художественных образов Мисс Хохломы и Мисс Городец.

Итог урока.

Группы защищают свои проекты творческих работ, еще раз доказывая, что оба промысла красивы и нужны нам.

Проблема решена.

Хохломское и Городецкое ремесла наше русское достояние, наша гордость. Когда мастер вкладывает в свою работу душу, любовь – это всегда красиво. Эти красивейшие предметы создают нам уют и доброжелательную обстановку в доме.

Рефлексионный анализ: учащиеся оценивают собственные успехи, выделяют удачи своих одноклассников, стараются ценить их достижения.

Мисс Хохлома и Мисс Городец

Коллективные работы учащихся.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО НА УРОКАХ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ

Автор: Меньшова Людмила Александровна

Дата: 08.09.2015

Номер свидетельства: 229353

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Искусство гжели. Истоки и современное развитие промысла "
    ["seo_title"] => string(61) "iskusstvo-ghzhieli-istoki-i-sovriemiennoie-razvitiie-promysla"
    ["file_id"] => string(6) "158087"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421684879"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Кружок "Народные мотивы" "
    ["seo_title"] => string(24) "kruzhok-narodnyie-motivy"
    ["file_id"] => string(6) "239850"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444887544"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа по изобразительному искусству. 6 класс. "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-6-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "163127"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422447698"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа по изобразительному искусству.   6 класс. "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-6-klass-2"
    ["file_id"] => string(6) "163130"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422448117"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по изобразительному искусству. "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-1"
    ["file_id"] => string(6) "163134"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422448376"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства