kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рекомендации по составлению технологических карт с примерами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по составлению технологических карт с примерами»

Технологическая карта урока по ФГОС


Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. 

Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.

Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. 

Структура технологической карты включает: 
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; 
цель освоения учебного содержания; 
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); 
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); 
основные понятия темы; 
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения); 
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов."


Предмет: изобразительное искусство

5 класс. Урок №6

Учитель: Арустамова Любовь Александровна


Тема


Народные праздничные обряды (тема рассчитана на 2 урока)

Педагогическая цель


Получение новых знаний учащихся о народных праздниках и народных праздничных обрядах, воспитание любви к истории, к народной культуре, способствование развитию творческой и познавательной активности, способствование усвоению навыков работы с разными материалами: бумагой, акварелью гуашью, мелками, цветными карандашами.

Тип урока

Комбинированный урок.

Планируемые результаты (предметные ПР)

Учащийся должен понимать роль народного праздничного обряда в жизни русского человека, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира, уметь распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Личностные (ЛР)


Учащийся должен:

- уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям;

- быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

- уметь самоопределяться в выборе темы и сюжета изображения;

- понимать ценностно-смысловой аспект и роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

- постановка цели, решение проблемы;

- поиск и выбор информации для творческой работы;

- выбор оптимальных способов достижения цели, сюжета и композиции творческой работы;

- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

– умение слушать, говорить, вступать в диалог, разрешать конфликты, владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с нормами родного языка.

- распределение функции и роли в процессе выполнения творческой групповой работы;

- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий.

Регулятивные УУД:

– постановка цели, контроль, коррекция, оценка результатов, саморегуляция, организация места для занятий;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре.

Логические УУД:

– проведение анализа, синтеза, сравнения, классификации, постановка и решение творческой проблемы.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Особое отражение календарные народные праздники нашли в обрядовых действиях, их символическом значении. Праздники Иван Купала, Масленица, Колядки и др.

Образовательные ресурсы.

Учебник. Презентация «Народные праздничные обряды». Иллюстрации с изображениями праздничных обрядов. Бумага, акварель, гуашь, карандаши.


Технологическая карта урока

«Народные праздничные обряды» (1 урок)


Этап урока /

учебная ситуация

Цель этапа

Время

Взаимодействие в образовательном процессе

Результат этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

1.Организационный этап. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности

Формирование и развитие умения оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке, мотивация к учебной деятельности.

3

Мотивирует учащихся к действию, объясняет цели и задачи на урок, организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности.

Ученик ставит перед собой цели и задачи на урок.

Выполняет оценку / самооценку готовности к уроку по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.


Готовность к уроку.

Понимание целей и задач урока.

2. Актуализация знаний.

Определение усвоенного и неусвоенного материала за предыдущие уроки.

5

Просмотр презентации с целью повторения пройденного материала: разговор о народном искусстве, русской избе, украшениях, вышивке, предметах народного быта, русском народном костюме.Определение пробелов в знаниях, расстановка акцентов.

Рассматривают иллюстрации, презентацию

Участвуют в диалоге, вспоминают элементы украшения русской избы, виды русской вышивки, конструкцию и декор предметов народного быта и искусства, элементы русского народного праздничного костюма.

Осознание пробелов в полученных знаниях и необходимости приобретения новых знаний.

3. Постановка учебной задачи, первичное усвоение новых знаний.

Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока, приобретение новых знаний.

7

Учитель показывает презентацию «Народные праздничные обряды», обращает внимание на названия календарных народных праздников, действия людей во время обрядов, место обряда и его оформление. Учебная задача: создать коллективную работу на листе ватмана «Народные праздничные обряды», класс делится на группы по четыре человека, на первом уроке двое из них изображают людей в народных праздничных костюмах при совершении обряда на небольших листах, двое других – изображают на листе ватмана место действия (изба, лес, озеро, речка и т.д.)

Учащиеся проговаривают тему, формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия, делятся на группы и начинают работать.

Обучающихся получили представление о новой теме, стали разбираться в особенностях и отличиях народных праздничных обрядов.

4. Решение учебной задачи. Первичная проверка понимания, выраженная в самостоятельной работе учащихся.




Открытие нового знания и умения, закрепление знаний и умений.

20

Учитель контролирует начало работы: учащиеся гуашью, акварелью, мелками изображают либо действующих лиц обряда, либо место действия.

Учитель оказывает помощь учащимся, указывает на ошибки и подсказывает методы их устранения.

Учащиеся, рассматривая учебник и иллюстрации, представленные учителем, начинают работу в карандаше на бумаге: их задача изобразить человека в народном праздничном костюме в какой-то позе и место действия обряда.

Ученики выполняют работы в карандаше и в цвете, ориентируясь на критерии: лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия.

Закрепление знаний и умений: изображение человека в характерном народном праздничном костюме, избы или русской природы.

Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.

5. Оценка. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Формирование и развитие самооценки знаний и способов действий.

5

Учитель предлагает оценить результат деятельности учащихся, готовность творческих работ, выявить плюсы и минусы творческой работы

Просмотр и обсуждение выполненных работ, самооценка и взаимооценка в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий.

Умение определять уровень овладения знанием, готовности работы, уровня овладения способом деятельности.

6. Итог. Рефлексия деятельности.

Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения. Комментирование экспресс-просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся.

3

Повторение пройденного на уроке материала, анализ детских работ, их готовности, мини-выставка работ на классной доске.

Постановка целей и задач на следующий урок.

Учащиеся участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Умение оценивать результаты собственной деятельности.

7. Домашнее задание.

Повторение изученного материала, подведение итогов обучения в 1 четверти

2

Принести необходимые материалы для завершения работы: ножницы, клей.

Запись домашнего задания в дневник.

Подготовка к завершению творческого задания.


Предмет: изобразительное искусство

5 класс. Урок №7

Учитель: Арустамова Любовь Александровна


Тема


Народные праздничные обряды (завершение темы). Обобщение темы «Древние корни народного искусства»

Педагогическая цель


Закрепление новых знаний учащихся о народных праздниках и народных праздничных обрядах, закрепление знаний о русском народном искусстве, воспитание любви к истории, к народной культуре, способствование развитию творческой и познавательной активности, способствование усвоению навыков работы с разными материалами: бумагой, акварелью, гуашью, мелками, цветными карандашами, ножницами, клеем.

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Планируемые результаты (предметные ПР)

Учащийся должен знать, что истоки языка декоративно-прикладного искусства идут от народного крестьянского искусства, язык которого условно-символический, где форма и цвет выступают в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображающего конкретную реальность.

Учащийся должен понимать древние образы в народном искусстве, знать декор русской избы и ее внутренний ми, конструкцию и декор предметов народного быта и труда, образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки, понимать роль народного праздничного костюма и обряда в жизни русского человека, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира, уметь распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Личностные (ЛР)


Учащийся должен:

- уважать традиции и обычаи, свойственные русскому народу;

- быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

- понимать ценностно-смысловой аспект и роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

- умение пользоваться добытыми знаниями;

- постановка цели, решение проблемы;

- поиск и выбор информации для творческой работы;

- выбор оптимальных способов достижения цели, сюжета и композиции творческой работы;

- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

– умение слушать, говорить, вступать в диалог, разрешать конфликты, владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с нормами родного языка.

- распределение функции и роли в процессе выполнения творческой групповой работы;

- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий.

Регулятивные УУД:

– постановка цели, контроль, коррекция, оценка результатов, саморегуляция, организация места для занятий;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре.

Логические УУД:

– проведение анализа, синтеза, сравнения, классификации, постановка и решение творческой проблемы.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Обобщение и повторение пройденного материала по теме «Древние корни народного искусства». Завершение темы «Народные праздничные обряды» - календарные народные праздники – как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Проведение викторины по теме «Древние корни народного искусства»

Образовательные ресурсы.

Учебник. Презентация «Викторина «Древние корни народного искусства». Иллюстрации с изображениями предметов русского народного быта, русской избы, русской вышивки, народных праздничных костюмов, народных праздничных обрядов. Бумага, акварель, гуашь, ножницы, клей.



Технологическая карта урока

«Народные праздничные обряды» (2 урок)


Этап урока /

учебная ситуация

Цель этапа

Время

Взаимодействие в образовательном процессе

Результат этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

1.Организационный этап. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности

Формирование и развитие умения оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке, мотивация к учебной деятельности.

3

Мотивирует учащихся к действию, объясняет цели и задачи на урок, организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности.

Ученик ставит перед собой цели и задачи на урок.

Выполняет оценку / самооценку готовности к уроку по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

Готовность к уроку.

Понимание целей и задач урока.

2. Актуализация знаний.

Определение усвоенного и неусвоенного материала за предыдущие уроки.

5

Просмотр презентации в укороченном варианте «Народные праздничные обряды» с целью повторения пройденного материала.

Рассматривают иллюстрации, презентацию

Участвуют в диалоге.

Осознание пробелов в полученных знаниях и необходимости приобретения новых знаний.

3. Постановка учебной задачи. Обобщение и систематизация знаний.

Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока, приобретение новых знаний.

15

Учитель ставит учебную задачу: доделать коллективную работу на листе ватмана «Народные праздничные обряды»: группа учащихся из четырех человек завершает изображение места действия обряда на листе ватмана, вырезают нарисованные изображения фигур людей в движении и приклеивают их на ватман.

Учащиеся проговаривают тему, формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия, делятся на группы и начинают работать.

Коллективная работа «Народные праздничные обряды» представляет собой коллективное панно, включающее изображение места действия обряда на листе ватмана и вырезанные и наклеенные фигуры людей, участвующих в обряде.

4. Применение новых знаний и умений в новой ситуации. Проведение викторины: воспроизведение знаний на новом уровне.

Закрепление приобретенных знаний и умений.

15

Учитель проводит викторину по теме «Древние корни народного искусства»

Учащиеся отгадывают загадки, отвечают на вопросы викторины, посвященные художественным образам в народной культуре.

Закрепление знаний и умений по теме «Древние образы в народном искусстве»


5. Оценка. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Формирование и развитие самооценки знаний и способов действий.

4

Учитель предлагает оценить результат деятельности учащихся, готовность творческих работ, знания учащихся, участвующих в викторине

Просмотр и обсуждение выполненных работ, самооценка и взаимооценка коллективных работ, обсуждение итогов викторины, присуждение призовых мест.

Умение определять уровень овладения знанием, готовности работы.

6. Итог. Рефлексия деятельности. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов

Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения. Комментирование экспресс-просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся.

3

Обобщение пройденного материала и подведение итогов обучения по теме «Древние корни народного искусства», анализ детских работ и ответов на вопросы викторины и загадки, мини-выставка работ в кабинете.


Учащиеся организовывают выставку коллективных работ, участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Умение оценивать результаты собственной деятельности.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рекомендации по составлению технологических карт с примерами

Автор: Арустамова Любовь Александровна

Дата: 22.04.2016

Номер свидетельства: 321610

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Технологическая карта практического занятия: «Сестринское обследование пациентов с заболеваниями органов пищеварения"."
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_praktichieskogho_zaniatiia_siestrinskoie_obsliedovan"
    ["file_id"] => string(6) "402301"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490168263"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Методические рекомендации к уроку"
    ["seo_title"] => string(40) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "248908"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446803901"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока на тему "Профессии""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt_uroka_na_tiemu_profiessii"
    ["file_id"] => string(6) "458242"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1518979764"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Метод проектов как эффективное средство реализации требований ФГОС учащихся 7-11 классов на уроках геометрии"
    ["seo_title"] => string(112) "mietodproiektovkakeffiektivnoiesriedstvoriealizatsiitriebovaniifgosuchashchikhsia711klassovnaurokakhghieomietrii"
    ["file_id"] => string(6) "268663"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450678316"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства