Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.
Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Тема | Народные праздничные обряды (тема рассчитана на 2 урока) |
Педагогическая цель | Получение новых знаний учащихся о народных праздниках и народных праздничных обрядах, воспитание любви к истории, к народной культуре, способствование развитию творческой и познавательной активности, способствование усвоению навыков работы с разными материалами: бумагой, акварелью гуашью, мелками, цветными карандашами. |
Тип урока | Комбинированный урок. |
Планируемые результаты (предметные ПР) | Учащийся должен понимать роль народного праздничного обряда в жизни русского человека, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира, уметь распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. |
Личностные (ЛР) | Учащийся должен: - уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям; - быть толерантным к культуре и искусству разных народов; - уметь самоопределяться в выборе темы и сюжета изображения; - понимать ценностно-смысловой аспект и роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
УУД Метапредметные (МПР) | Познавательные УУД: - постановка цели, решение проблемы; - поиск и выбор информации для творческой работы; - выбор оптимальных способов достижения цели, сюжета и композиции творческой работы; - овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: – умение слушать, говорить, вступать в диалог, разрешать конфликты, владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с нормами родного языка. - распределение функции и роли в процессе выполнения творческой групповой работы; - использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий. Регулятивные УУД: – постановка цели, контроль, коррекция, оценка результатов, саморегуляция, организация места для занятий; - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач; - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре. Логические УУД: – проведение анализа, синтеза, сравнения, классификации, постановка и решение творческой проблемы. |
Основное содержание темы, понятия, термины. | Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Особое отражение календарные народные праздники нашли в обрядовых действиях, их символическом значении. Праздники Иван Купала, Масленица, Колядки и др. |
Образовательные ресурсы. | Учебник. Презентация «Народные праздничные обряды». Иллюстрации с изображениями праздничных обрядов. Бумага, акварель, гуашь, карандаши. |
Этап урока / учебная ситуация | Цель этапа | Время | Взаимодействие в образовательном процессе | Результат этапа |
Действия учителя | Действия обучающихся |
1.Организационный этап. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности | Формирование и развитие умения оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке, мотивация к учебной деятельности. | 3 | Мотивирует учащихся к действию, объясняет цели и задачи на урок, организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. | Ученик ставит перед собой цели и задачи на урок. Выполняет оценку / самооценку готовности к уроку по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. | Готовность к уроку. Понимание целей и задач урока. |
2. Актуализация знаний. | Определение усвоенного и неусвоенного материала за предыдущие уроки. | 5 | Просмотр презентации с целью повторения пройденного материала: разговор о народном искусстве, русской избе, украшениях, вышивке, предметах народного быта, русском народном костюме.Определение пробелов в знаниях, расстановка акцентов. | Рассматривают иллюстрации, презентацию Участвуют в диалоге, вспоминают элементы украшения русской избы, виды русской вышивки, конструкцию и декор предметов народного быта и искусства, элементы русского народного праздничного костюма. | Осознание пробелов в полученных знаниях и необходимости приобретения новых знаний. |
3. Постановка учебной задачи, первичное усвоение новых знаний. | Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока, приобретение новых знаний. | 7 | Учитель показывает презентацию «Народные праздничные обряды», обращает внимание на названия календарных народных праздников, действия людей во время обрядов, место обряда и его оформление. Учебная задача: создать коллективную работу на листе ватмана «Народные праздничные обряды», класс делится на группы по четыре человека, на первом уроке двое из них изображают людей в народных праздничных костюмах при совершении обряда на небольших листах, двое других – изображают на листе ватмана место действия (изба, лес, озеро, речка и т.д.) | Учащиеся проговаривают тему, формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия, делятся на группы и начинают работать. | Обучающихся получили представление о новой теме, стали разбираться в особенностях и отличиях народных праздничных обрядов. |
4. Решение учебной задачи. Первичная проверка понимания, выраженная в самостоятельной работе учащихся. | Открытие нового знания и умения, закрепление знаний и умений. | 20 | Учитель контролирует начало работы: учащиеся гуашью, акварелью, мелками изображают либо действующих лиц обряда, либо место действия. Учитель оказывает помощь учащимся, указывает на ошибки и подсказывает методы их устранения. | Учащиеся, рассматривая учебник и иллюстрации, представленные учителем, начинают работу в карандаше на бумаге: их задача изобразить человека в народном праздничном костюме в какой-то позе и место действия обряда. Ученики выполняют работы в карандаше и в цвете, ориентируясь на критерии: лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия. | Закрепление знаний и умений: изображение человека в характерном народном праздничном костюме, избы или русской природы. Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. |
5. Оценка. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Формирование и развитие самооценки знаний и способов действий. | 5 | Учитель предлагает оценить результат деятельности учащихся, готовность творческих работ, выявить плюсы и минусы творческой работы | Просмотр и обсуждение выполненных работ, самооценка и взаимооценка в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий. | Умение определять уровень овладения знанием, готовности работы, уровня овладения способом деятельности. |
6. Итог. Рефлексия деятельности. | Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения. Комментирование экспресс-просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся. | 3 | Повторение пройденного на уроке материала, анализ детских работ, их готовности, мини-выставка работ на классной доске. Постановка целей и задач на следующий урок. | Учащиеся участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. | Умение оценивать результаты собственной деятельности. |
7. Домашнее задание. | Повторение изученного материала, подведение итогов обучения в 1 четверти | 2 | Принести необходимые материалы для завершения работы: ножницы, клей. | Запись домашнего задания в дневник. | Подготовка к завершению творческого задания. |
Тема | Народные праздничные обряды (завершение темы). Обобщение темы «Древние корни народного искусства» |
Педагогическая цель | Закрепление новых знаний учащихся о народных праздниках и народных праздничных обрядах, закрепление знаний о русском народном искусстве, воспитание любви к истории, к народной культуре, способствование развитию творческой и познавательной активности, способствование усвоению навыков работы с разными материалами: бумагой, акварелью, гуашью, мелками, цветными карандашами, ножницами, клеем. |
Тип урока | Урок систематизации и обобщения знаний и умений. |
Планируемые результаты (предметные ПР) | Учащийся должен знать, что истоки языка декоративно-прикладного искусства идут от народного крестьянского искусства, язык которого условно-символический, где форма и цвет выступают в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображающего конкретную реальность. Учащийся должен понимать древние образы в народном искусстве, знать декор русской избы и ее внутренний ми, конструкцию и декор предметов народного быта и труда, образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки, понимать роль народного праздничного костюма и обряда в жизни русского человека, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира, уметь распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. |
Личностные (ЛР) | Учащийся должен: - уважать традиции и обычаи, свойственные русскому народу; - быть толерантным к культуре и искусству разных народов; - понимать ценностно-смысловой аспект и роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
УУД Метапредметные (МПР) | Познавательные УУД: - умение пользоваться добытыми знаниями; - постановка цели, решение проблемы; - поиск и выбор информации для творческой работы; - выбор оптимальных способов достижения цели, сюжета и композиции творческой работы; - овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: – умение слушать, говорить, вступать в диалог, разрешать конфликты, владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с нормами родного языка. - распределение функции и роли в процессе выполнения творческой групповой работы; - использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий. Регулятивные УУД: – постановка цели, контроль, коррекция, оценка результатов, саморегуляция, организация места для занятий; - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач; - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре. Логические УУД: – проведение анализа, синтеза, сравнения, классификации, постановка и решение творческой проблемы. |
Основное содержание темы, понятия, термины. | Обобщение и повторение пройденного материала по теме «Древние корни народного искусства». Завершение темы «Народные праздничные обряды» - календарные народные праздники – как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Проведение викторины по теме «Древние корни народного искусства» |
Образовательные ресурсы. | Учебник. Презентация «Викторина «Древние корни народного искусства». Иллюстрации с изображениями предметов русского народного быта, русской избы, русской вышивки, народных праздничных костюмов, народных праздничных обрядов. Бумага, акварель, гуашь, ножницы, клей. |
Этап урока / учебная ситуация | Цель этапа | Время | Взаимодействие в образовательном процессе | Результат этапа |
Действия учителя | Действия обучающихся |
1.Организационный этап. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности | Формирование и развитие умения оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке, мотивация к учебной деятельности. | 3 | Мотивирует учащихся к действию, объясняет цели и задачи на урок, организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. | Ученик ставит перед собой цели и задачи на урок. Выполняет оценку / самооценку готовности к уроку по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. | Готовность к уроку. Понимание целей и задач урока. |
2. Актуализация знаний. | Определение усвоенного и неусвоенного материала за предыдущие уроки. | 5 | Просмотр презентации в укороченном варианте «Народные праздничные обряды» с целью повторения пройденного материала. | Рассматривают иллюстрации, презентацию Участвуют в диалоге. | Осознание пробелов в полученных знаниях и необходимости приобретения новых знаний. |
3. Постановка учебной задачи. Обобщение и систематизация знаний. | Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока, приобретение новых знаний. | 15 | Учитель ставит учебную задачу: доделать коллективную работу на листе ватмана «Народные праздничные обряды»: группа учащихся из четырех человек завершает изображение места действия обряда на листе ватмана, вырезают нарисованные изображения фигур людей в движении и приклеивают их на ватман. | Учащиеся проговаривают тему, формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия, делятся на группы и начинают работать. | Коллективная работа «Народные праздничные обряды» представляет собой коллективное панно, включающее изображение места действия обряда на листе ватмана и вырезанные и наклеенные фигуры людей, участвующих в обряде. |
4. Применение новых знаний и умений в новой ситуации. Проведение викторины: воспроизведение знаний на новом уровне. | Закрепление приобретенных знаний и умений. | 15 | Учитель проводит викторину по теме «Древние корни народного искусства» | Учащиеся отгадывают загадки, отвечают на вопросы викторины, посвященные художественным образам в народной культуре. | Закрепление знаний и умений по теме «Древние образы в народном искусстве» |
5. Оценка. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Формирование и развитие самооценки знаний и способов действий. | 4 | Учитель предлагает оценить результат деятельности учащихся, готовность творческих работ, знания учащихся, участвующих в викторине | Просмотр и обсуждение выполненных работ, самооценка и взаимооценка коллективных работ, обсуждение итогов викторины, присуждение призовых мест. | Умение определять уровень овладения знанием, готовности работы. |
6. Итог. Рефлексия деятельности. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов | Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения. Комментирование экспресс-просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся. | 3 | Обобщение пройденного материала и подведение итогов обучения по теме «Древние корни народного искусства», анализ детских работ и ответов на вопросы викторины и загадки, мини-выставка работ в кабинете. | Учащиеся организовывают выставку коллективных работ, участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. | Умение оценивать результаты собственной деятельности. |