МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КОНСТРУИРОВАНИЮ И МОДЕЛИРОВАНИЮ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ.
Формирование умений и навыков
по конструированию фартука в 5 классе.
При изучении моделирования швейных изделий в 5-7 классах учащиеся должны построить чертежи фартука для кулинарных работ, ночной сорочки, юбки.
Школьники выполняют чертежи в масштабах 1:4 и 1:1. При этом учитель обращает большое внимание на приобретение графических умений и навыков, на правильность оформления чертежей в соответствии с требованиями ГОСТа (рекомендуется дать учащимся элементарное понятие о государственных стандартах), на формирование практических умений при снятии мерок для построения чертежа.
Таким образом, учащиеся получают знания о масштабах, мерках, правилах их снятия и записи; об основах типологии фигур девочек в зависимости от роста, телосложения, размера, о прибавках, учитываемых при построении чертежа изделий, формулах расчета для построения чертежа, последовательности его построения, об изготовлении выкройки.
Можно рассказать учащимся о системах конструирования одежды: муляжная (формирование изделия непосредственно на фигуре человека или манекене), расчетно-географическая (разработка изделия на основе измерений фигуры человека, соответствующих прибавок и путем расчета по формулам основных конструктивных точек и узлов конструкции на плоскости). В условиях школы применяют расчетно-географическую систему, так как она более доступна для усвоения учащимися.
В швейной промышленности используется единый метод конструирования одежды, разработанный Центральным научно-исследовательским институтом швейной промышленности. Этот метод конструирования одежды расчетно-аналитический. Он научно обоснован и базируется на антропометрических измерениях населения. Преимущество этого метода в том, что формулы имеют математическое обоснование и отражают реальные закономерности между отдельными элементами конструкции. Чертежи конструкции строятся путем геометрических и графических разверток, сглаженных контуров фигуры человека с необходимыми прибавками на свободное облегание и декоративное оформление.
При индивидуальном изготовлении швейных изделий наибольшее распространение получил расчетно-мерочный способ. В основе его лежат непосредственно измерения фигуры человека и определенные расчеты, необходимые для построения чертежа.
Следует отметить, что все методы расчетно-графической системы конструирования постоянно совершенствуются, претерпевают изменения.
Деятельность учащихся в процессе обучения конструированию швейных изделий заключается в разработке технологических документаций (инструкционных карт) и изготовлении чертежей швейных изделий.
Школьная программа по обслуживающему труду построена таким образом, что учащиеся приходят на занятия без графической подготовки (черчение начинают изучать в 7 классе, а построение чертежей швейных изделий-с 4 класса). В связи с этим перед учителем возникает необходимость ознакомления школьников с работой различными чертежными инструментами, с работой масштабными линейками, с правилами составления инструкционных карт.
На первый взгляд может показаться, что в учебном процессе чтение и составление чертежей не разделимы. В действительности это не так. Необходимость в чтении чертежей возникает с первых же занятий, когда пятиклассникам необходимо мысленно представить, из каких деталей состоит фартук с нагрудником, т.е. его внешний вид, форму и размеры. Учиться составлять чертежи школьники начинают уже позже. Это умение достигается в результате целенаправленной работы учителя с учащимися. Обучение чтению чертежа начинается с того, что учитель демонстрирует готовое изделие и называет его отдельные элементы (нижняя часть фартука, карманы, грудка, бретели и т.д.). Рекомендуется брать изделия простой формы.
Затем учитель показывает макет изделия, выполненный из бумаги, и обращает внимание учащихся на среднюю линию, проведенную на макете и делящую его на две равные части. Используя динамическое пособие с нарисованной на нем фигурой человека, учитель обращает внимание учащихся на то, что проведенная на рисунке ось (на рисунке правая часть фигуры темная, а левая-светлая) условно делит фигуру на две одинаковые части: правую и левую. Накладывая правую половину на левую, можно продемонстрировать идентичность частей фигуры человека.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что в целях наименьшей затраты времени принято строить чертеж на половину фигуры, показывает, как этот чертеж выглядит. Затем говорит, что макет из бумаги представляет как бы развернутый чертеж изделия. Учитель обращает внимание школьников на обозначение линий на чертеже, показывает их на фигуре или на макете.
Впервые учащиеся знакомятся с понятием о конструктивных линиях фигуры человека как о линиях опоры швейных изделий.
Используя раздаточный материал в виде картонных фигурок-шаблонов, учащиеся записывают в своих тетрадях основные конструктивные линии, обозначенные на фигурках и необходимые для построения чертежа фартука:
Линия талии (талевый конструктивный пояс) – самое узкое место торса, служащее опорой для изделий поясной группы (фартука, юбки, брюк) ;
линия бедер (бедерный конструктивный пояс) – позволяющий определить объемность, ширину изделия на этом участке фигуры.
Учитель обращает внимание на то, что конструкция чертежа является базовой, т.е. она служит основой для разработки разных фасонов. Внимание учащихся обращается на то, что все мерки обхватов, как и мерки ширины, записывают в половинном размере, а мерки длин – полностью.
Построение чертежа фартука. Учащимся дается задание на нарисованном контуре фигурки с конструктивными поясами найти опорные точки для фартука с нагрудником: высоту нагрудника, его ширину, длину нижней части, местоположение карманов.
Затем учащиеся учатся правильно снимать мерки друг с друга и записывать их. В тетрадях они записывают следующие правила:
1.Мерки снимают в определённой последовательности: сначала мерки обхватов (сверху вниз), затем мерки спереди, а потом измерения, снятые со спины.
2.Мерки обхватов и ширины записывают в половинном размере, мерки длины – полностью.
3.Мерки снимают с правой части фигуры человека. При измерении нужно учесть следующее: на измеряемом человеке по линии талии должен быть завязан шнурок и сам измеряемый должен быть одет в облегающее платье.
Дальше учитель показывает на одной из учениц, как нужно записывать мерки (рис.1 и табл. 1).
Рис.1
Таблица 1
При построении чертежа внимание учащихся обращается на надписи: буквенные обозначения, постановку расчетных формул. При построении чертежей выкроек швейных изделий для обозначения точек, отрезков используются прописные буквы русского алфавита – первые буквы названий горизонтальных линий фигуры человека (Т – линия талии, Б – линия бедер, В – линия верха, Н – линия низа). Буквы должны быть одного размера, проставлять их на чертеже нужно карандашом.
Учитель ориентирует школьников на необходимость (при выполнении чертежа) соблюдения правил культуры труда – аккуратности, точности. Учащиеся строят чертеж в своих тетрадях, учитель – на доске. В ходе построения используются инструкционные карты и готовый чертеж (пример инструкционной карты приведен на таблице 2).
Таблица 2
Рис.2
Оформляя готовый чертеж на доске, учитель обращает внимание учащихся на определение симметричных деталей фартука (нагрудник, нижняя часть фартука, бретели) и парных (карманы), на толщину линий обводки основного контура, которая должна быть в 2 – 3 раз толще линии построения (Рис.2).
Литература:
- Методика трудового обучения: (Обслуж. труд). /Л.В.Мельникова, Л.В. Осипова, Т.Б.Фридман; - М.: Просвещение.
- Технология. Учебное пособие по обслуживающему труду для учениц 5-8 классов. /Скобцова М.И; Ростов на Дону: изд-во «Феникс».