Урок по изобразительному искусству
6класс
Тема: выразительные возможности линии
Разработала Старицина Валентина Михайловна
Череповец. 2016год
Цели деятельности учителя
Познакомить с выразительными свойствами линии, их видами и характером; показать условность и образность линейного изображения,
роль ритма в создании художественного образа; сформировать навыки передачи настроения в рисунке с помощью линий различного
характера
Тип урока
Открытие новых знаний
Планируемые образовательные результаты
Предметные: научатся находить решение поставленных учебных задач, различать свойства линий, виды и характер, ритм,
условность и образность линейного изображения.
Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной и практической деятельности, анализировать работы това-
рищей, корректировать свое мнение, излагать свое мнение в диалоге, аргументировать его, оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: осознают свои интересы (основной элемент рисунка, его значение и основная задача), свои эмоции, понимают
эмоции других людей
Методы и формы обучения
Проблемное изложение, частично-поисковый, практический; фронтальная, индивидуальная, групповая.
Образовательные ресурсы
«Времена года» П. И Чайковского, фонограммы песен о природе
Оборудование
Графический материал по выбору учащихся, бумага, карандаш
Наглядно- демонстрационный материал
Репродукции картин: В. Ван Гог «Море», Н. В. Кузьмин «Евгений Онегин», А. А. Дейнека «Ночной пейзаж»
Основные понятия и термины
Свойства, характер, вид линий, ритм линий
Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность учащихся
Формы организации совзаи- модей- ствия
Формируемые
умения (универсальные учебные действия)
Промежуточный
контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Организационный момент
Подготовка учащихся к изучению ново-
- Ребята, сейчас я прочитаю несколько строк стихотворения, а вы с помощью карандаша выполните «быстрый рисунок». Напомните мне, как называется такой рисунок.
Правильно, набросок.
Ставят проблему, формулируют познавательную за-
Фронтальная
работа
Регулятивные:
определяют цель, проблему в учебной деятельности.
1
2
3
4
5
6
7
го мате
риала.
Проблем-
ное изло-
жение
Вечер. ты помнишь, вьюга злилась.
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела…
А. Пушкин «Зимняя догрога»
- Рассмотрим ваши рисунки. Что является их основным элементом? Основной элемент рисунка - линия. Основная задача линии - выразить движение. Взгляд как бы следует в направлении линии, повторяя ее изгибы и напряжения.
- От чего будет зависеть впечатление от рисунка? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос
дачу. Отвечают
на вопросы.
Выполняют
наброски
Личностные:
осознают свои
интересы (основ-
ной элемент рисунка, его значение и основная задача)
II. Изуче
ние ново
го мате
риала
Частично-
поисковый
- Разделимся на группы по пять человек. Все члены группы пишут
на одном листе слово «линия». Как видите, одно и то же слово каждый написал по-своему. Известно, что по почерку можно многое сказать о характере человека.
У человека, рисующего линией, как и пишущего, есть свой почерк -
своя манера вести линию, обрисовывать контуры предмета.
Из всего сказанного можно сделать вывод, закончите мою мысль:
«Каждая линия имеет свой. ».
Правильно, каждая линия имеет свой характер.
- Нарисуйте прямую линию, волнистую и изогнутую линии с остры
ми углами. Охарактеризуйте каждую из этих линий:
Прямая — строгая, спокойная.
Волнистая - быстрая, нежная, мягкая.
Изогнутая - резкая, жесткая.
- Перед вами строчки стихотворений, запишите их с помощью линий,
не изображая конкретные предметы.
За горою у колодца, где студёная вода,
Вслед за жнейкою вязала, снопы девка молода.
Ой, вязала, песни пела, что на свете любо жить,
Если честно делать дело, если труд свой полюбить.
Эх, могуча наша сила, широки у нас поля.
Изобильная, родная, славься русская земля.
Русская народная песня «За горою у колодца»
Организация
активного
поиска решения
выдвинутых
в обучении
познавательных задач под руководством
педагога.
Определяют
пропущенное
слово.
Определяют выразительные свойства линии,
используют их
Фрон
Познавательные: находят
решение постав
ленных учебных
задач.
Коммуникативные:
аргументированно
оценивают
работы товарищей
таль
ная
и ин
диви
ду ал ь-
ная
работа
1
2
"1
.1
<>
7
- Рассмотрев рисунки своих одноклассников, определите, какой рисунок каким строчкам соответствует.
Аргументируйте свои предположения.
III. Твор
ческая
практи
ческая
деятель
ность
Практиче
ский
- Предлагаю вам немного поиграть:
Первый ряд - все вместе слегка стучат ладошками по столу.
Второй ряд - потирает ладошкой о ладошку.
Третий ряд - хлопает в ладоши.
Все движения начинаем одновременно по моей команде. Прислушайтесь: выдерживая определенный ритм, мы создали шум дождя.
Дождевые капли, течение речки - быстрое или плавное движение
воды, движение на ветру травы или веток деревьев передается ритмом линий, длинных или коротких, создавая тревожное или радостное настроение, пасмурную или солнечную погоду.
Согласование ритма линий и цвета создает настроение.
Ритмы могут быть быстрыми и плавными, спокойными и тревожными.
- Рассмотрим произведения В. Ван Гога «Море», Н. В. Кузьмина
«Евгений Онегин», А. А. Дейнеки «Ночной пейзаж». Обратите внимание на тип линий, штриховку в каждом произведении.
Выполните задание (с. 33)
В игровой
форме приходят
к понятию
«ритм».
Выполняют
творческий
рисунок
Фрон
Познавательные: различают
свойства линий,
виды и характер.
Личностные:
осознают свои
эмоции, пони
мают эмоции
других людей