I. Организационный момент II. Повторение и обобщение знаний III. Усвоение новых знаний IV. Подготовка рабочего места и правила техники безопасности V. Практическая работа VI. Подведение итогов
ХОД УРОКА
II. Вступительная беседа
Рассказ учителя о народных промыслах. Ребята, сегодня у нас обобщающий урок по разделу «Связь времен в народном искусстве». (Приложение 1) Издавна в нашей стране люди занимались художественными промыслами. Материалы использовались самые разнообразные: дерево, жесть, ткань, глина, береста, фарфор. На уроках искусства мы знакомились с вами с некоторыми известными ремёслами: Городецкая роспись, дымковская игрушка, гжельская роспись или гжель, хохломская роспись или хохлома, жостовская роспись. Сегодня на уроке мы вспомним эти ремёсла, и познакомимся с другими, не менее популярными далеко за пределами нашей Родины.
1. Городецкая роспись. (Слайд) На берегах реки Волги много прекрасных русских поселений, где живут замечательные мастера, занимающиеся различными ремёслами. На весь мир славится Городецкая роспись. Издавна жители Городца Нижегородской области украшали росписью крестьянские прялки, лубяные лукошки, детские игрушки, различную бытовую утварь.
2. Дымковская игрушка. (Слайд ) Она зародилась в старину в Дымковской слободе, что в городе Кирове на берегу реки Вятки. Отсюда и название – Дымковская глиняная игрушка. А название слободы – от особенностей здешней природы. Зимой, когда топят печь, и в пасмурные дни лета, когда туман, слобода вся будто в дыму, в дымке.
3. Гжельская роспись, или гжель. (Слайд) Изделия с этой росписью создаются уже несколько веков в небольшой подмосковной деревне Гжель. Сейчас на заводе делают фарфоровые сервизы, люстры, бра, напольные вазы, кашпо, изразцовые печи и всевозможные игрушки.
4. Хохломская роспись, или хохлома. (Слайд ) Название промысла произошло от названия села. Характерной особенностью росписи по дереву является сочетание красного, чёрного и золотого цвета.
5. Жостовская роспись. (Слайд ) В подмосковном селе Жостово Мытищинского района создают расписные железные подносы в неповторимой, только для Жостово характерной технике, центром композиции которой традиционно является букет.
6. Теснение по бересте. (Слайд) На Урале и в других уголках России украшают берестяную утварь ажурным резным узором тончайшей работы.
3. Матрёшки. (Слайд) Первая матрёшка появилась в г.Загорске под Москвой более 100 лет назад. Потом такие игрушки стали популярны по всей стране и их начали делать почти в каждой деревне (сёла Семёново, Полховский Майдан и др.)
4. Палеховская роспись. (Слайд) Иконописцы посёлка Палех славились своим мастерством с XVIII века. Сегодня этой росписью художники украшают броши, шкатулки, пудреницы. Темами для росписи служат русские народные сказки, былины и песни.
III. С этими промыслами вы познакомились на уроках искусства, а вот еще несколько новых для вас.
1. Богородская деревянная игрушка. (Слайд ) До сих пор в подмосковном селе Богородское обучают этому древнему промыслу. Раньше мастера вырезали обычные игрушки из дерева; прошло время, и они научились мастерить движущиеся игрушки.
2. Павлопосадский платок. (Слайд ) Под Москвой есть старинный русский город – Павловский Посад. Знаменит он тем, что издавна делают здесь удивительной красоты тёплые шерстяные платки. Местные мастерицы занимались изготовлением павловских платков ещё в 18 веке, когда село Павлово становится центром шелкоткацкого и парчового производства, а с 1860-х годов начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом.
Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.
Здесь на ярмарке большими партиями закупались и распространялись по России знаменитые павловские платки
И по сей день эти платки пользуются популярностью. Многие народные ансамбли украшают ими свои костюмы.
– Массовое производство павлово-посадских платков и шалей было организовано павлово-посадскими купцами. Основой будущей промышленности стали крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками.
Рисунок набивался на ткань с помощью резных деревянных досок. Учитывая многоцветье павло-вопосадского узора, неудивительно, что для одного платка использовалось более десятка досок. Для каждого цвета – своя доска.
Позднее стали внедряться паровые двигатели, ситценабивные машины, станки Жаккара для узорного ткачества. Русский текстиль стал завоёвывать высокие награды на международных выставках, пришла слава к русским платкам и шалям. Среди шерстяных платков первыми можно назвать тканые «ковровые» платки с восточными узорами.
– На протяжении 1920–1930-х годов в Павловском Посаде выпускались хлопчатобумажные ткани с набивным и печатным узором. Искусство нарядного набивного платка было возрождено в послевоенные годы. В 1954году в Павловском Посаде открывается платочно-набивная фабрика. Со временем в городе начинают работать десятки ткацких и красильно-набивных предприятий. «Набойка», издавна известная в России, превратилась в народный художественный промысел. С конца 1950-х годов машинное производство стало вытеснять ручное, технология производства этих платков модернизировалась: набивной рисунок стали наносить с помощью специальных шаблонов, что позволило существенно упростить процесс изготовления.
– Однако, создавая образцы для тиражирования с применением современных методов печати, художники стремятся сохранить традиционные для павлово-посадских шалей приемы декоративного обобщения цветочных мотивов, характер композиции и особенности композиции.
Одним из направлений нашей деятельности является популяризация павловских платочных изделий. Знакомство с историей возникновения традиций русского платка помогает понять богатый и неповторимый стиль этих, воистину, народных шедевров нашей страны
– Предшественник платка на Руси – урбус, которым женщины покрывали голову.
С конца 17 века он уступает место платку, а спустя век, в русском языке появляется слово «шаль» – большой узорный платок. Огромную роль играет платок в ансамбле народного костюма как завершение головного убора или украшение, как повседневного так и праздничного наряда.
– Понятие «русский платок» признано в мире благодаря кропотливому труду талантливых российских художников и мастеров по ткацкому и красильному делу. Они создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов. Красочные композиции на платке вторят резным узорам на наличниках домов, вышивках на домотканых полотенцах и рубахах, росписи икон и прялок тесно вплетаются в повседневный быт простого народа.
Русская шаль не только согревает, но и подчёркивает привлекательность женщины. Красота павловопосадских шалей удивительно сочетается с картинами русской природы.
Поэт Александр Блок посвятил России такие строки:
– А ты всё та же – лес да поле. Да плат узорный до бровей… Наверное, «плат узорный», который воспел поэт, был изготовлен мастерами из старинного города на реке Клязьма. Имя города – Павловский Посад.
– Раньше многие женщины носили платок не только на голове, но и на плечах, иногда даже сложенным на руке, как украшение.
Платки на голове или на плечах придают женщине красоту, величавость, защищают от холода, сохраняя тепло и здоровье.
– Платок – не просто головной убор, а символ любви и красоты. Накинет на плечи праздничный платок девушка, посмотрит в зеркало и улыбнётся. Красавица! (Приложение 11)
Павловопосадские шали – Чудо на наших плечах. Женщин столетья вы украшали, Рождая восторг в их глазах
Красив узор, И ни к чему этот спор, Что старомодны и не угодны Оставьте, пустой разговор.
Красный и чёрный, и синий- Каждый как новая песнь. В них влюблена вся наша Россия Их берегут, словно честь.
Красив узор, И заворожен мой взор. Царский орнамент кружит и манит Женщин Руси с давних пор.
Пусть пролетают столетья, Будем носить, как и встарь, Накинув на плечи наряд этот вечный- Павловопосадскую шаль!
Красив узор, И ни к чему этот спор, Что старомоден и не угоден Оставьте, пустой разговор.
IV. Правила работы и техника безопасности
Подготовьте рабочее место.
Экономно расходуйте материалы.
Работайте аккуратно.
Закончив работу, уберите своё рабочее место.
Работайте спокойно и дружно.
V. Мастерская. (Приложение 2)
Мы с вами сегодня организуем свою мастерскую, побудем мастерами. .
Порядок работы:
лаз (физминутка)
Выполнять нужно без напряжения, медленно, каждое упражнение по 5-7 раз.
1. Вертикальные движения глазами вверх (считать до трех), вниз (считать до трех). 2. Горизонтальные движения глазами вправо, влево. 3. Круговые движения глазами сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. 4. Направление взгляда на указательный палец вытянутой руки, затем вдаль.