Студия «Школа изящных искусств»
Младшая группа
МБОУ «Гимназия «Планета Детства»
г. Рубцовска Алтайского края
Урок разработан учителем высшей категории
Зайцевой Ольгой Борисовной
Тема: Как в народе весну кличут
Цель: Стимулировать духовное развитие ребёнка, приобщая его к народной культуре, древнерусским традициям, помогая понять праздничное мироощущение народного искусства, народных традиций.
Задачи: Продолжать знакомство с русскими народными обычаями, развивать творческие способности детей на примерах русских традиций, фольклора, изделий народных промыслов.
Воспитывать любовь к родному краю, интерес к историческому прошлому своего народа.
Продолжать совершенствовать приемы работы с пластическим материалом.
Оснащение урока
Для учителя: компьютер, проектор, экран, записи голосов леса, народных мелодий, закличек, иллюстрации образов «тетёрок» и «жаворонков».
Для детей: солёное тесто, инструменты и приспособления для работы с пластическим материалом.
Ход урока. Тихо звучит запись с голосами леса. На фоне записи учитель начинает беседу.
Восплачется радостными слезами весенними Мать-сыра Земля, проснётся всё спящее в её любвеобильном сердце. Солнышко весенние игры играет на небесных полях, пригреваючи нивы земные – поднебесные, выгоняя всходы хлебов зелёные, когда по сёлам – деревням звенят заливные молодые голоса хороводные. Разносится из рощиц и садов щебет птиц. Всё дышит теплом, радостью, обновлением, весной.
Очень много на Руси существовало обрядов, встречающих весну, все они связаны с подготовкой к самой важной работе – весеннему севу, будущему урожаю. Много в этих обрядах добрых просьб и веселых песен. А чтобы весна была дружной, тёплой да ранней, закликали её, зазывали закличками.
--Весна – красна, на чём пришла? На чём приехала?
На кнутике, на сошечке, на бороночке,
На хомутике, на овсяном пучке, на пшеничном колоске!
А еще существует поверье, что весна летит на крыльях жаворонков - малых пташек. Надоели им чужие края, спешат они к родным лесам и полям. А в старину зазывали птах из чужих краев такие же ребята, как и вы. Напекут их мамы пышных булочек – птичек, ребята их не съедят, бегут во двор. На крыши да деревья заберутся и зовут закличками птиц. Жаворонков своих на крышах да деревьях потом оставят, чтобы дом хлебом полон был, да чтобы прилетевшие птахи подкрепление нашли.
А заклички такие:
--Жаворонки, прилетите!
Красну вёсну принесите!
Зиму холодну унесите!
--Уж ты пташечка моя, ты залётная!
Ты слетай за сине море,
Принеси, возьми ключи весенние!
Замкни зиму, отомкни лето!
--Ой! Куличи – жаворонушки!
прилетайте ко мне в ладонушки,
прилетайте ко мне в ладонушки,
отмыкайте ключи для весёнушки!
У детей было домашнее задание найти весенние заклички. Дети проговаривают свои варианты закличек.
На экране слайды с изображениями разных вариантов изготовления печенья – жаворонки.
Хотите научиться делать жаворонков? Смотрите и запоминайте:
Сначала нужно сделать колбаску. Затем взять её за концы, как верёвочку, и завязать узелком, как шнурок на ботинке. Смотрите, получилась фигурка, похожая на птичку: крылышки сложила, головку подняла, хвостик из – под крылышек торчит. Клювик прищипнем, глазки добавим. Посиди, отдохни, птаха малая на моих ладонях тёплых.
Чего же не хватает моему жаворонку, чтобы смог он вспорхнуть в голубое поднебесье?
Правильно, крылышки распахнуть.
Пекли и таких жаворонков, летящих. Смотрите, как наши бабушки своих жаворонков летать отправляли: скатываем колбаску, оттянем клювик, сделаем глазки. А из другой колбаски раскатаем длинную лепёшку, нарежем на лепёшке пёрышки и прикрепим её к туловищу. Осталось расплющить хвост и нарезать на нём пёрышки.
Лети, птаха, в поднебесье!
Прилетайте к нам, да принесите нам, жаворонушки!
Весну красную, да красно летице!
Физ. пауза
Весну не только жаворонками завлекали, но и хороводами, сея просо в честь Деда Лада.
Знаете такую хороводную игру «Сеяние проса»?
Вставайте двумя командами вряд, лицом друг к другу. Сначала наступает первая команда, а вторая отходит. А затем наоборот, наступает вторая команда, а первая отступает назад. Все движения выполняются под музыку, ритмично, танцевально.
Звучит народная песня «А мы просо сеяли», дети играют в игру – хоровод.
Отдохнули, хоровод поводили, пришла пора знакомиться с тем, как встречали весну в центральной России. Там тоже были свои заклички и для птиц, и для весны, и для солнышка.
Солнышко – ведрышко, выгляни, красное,
Из-за гор-горы!
Выгляни, солнышко, до вешней поры!
Видело ли, вёдрышко, красну весну?
Видело ли, красное, ты свою сестру?
На экране варианты печенья – тетерок.
И тоже встречали приход весны, прилет птиц выпечкой, но не жаворонками, а «тетерками». Это солнечное ажурное печенье. Мастерицы соревновались в сложности завитков, изображая символически образ солнца. Попробуйте повторить узор тетерок самостоятельно.
Во время самостоятельной работы детей индивидуальная работа учителя с детьми.
Вот такие у нас получились тетерки и жаворонки.
Согрейте в ладонях своих птах.
Подарим весне еще одну закличку:
Жаворонки, прилетите!
Красну весну принесите!
Зиму холодну унесите!
Положим на столик своих жаворонков и тетерок, полюбуемся на птиц и кружевное солнечное печенье.
Что нового вы узнали сегодня?
Как встречали весну в старину?
Как называли короткие зазывные стихотворения?
Кому посвящены заклички?
Какие из них вам запомнились?
У кого мама или бабушка умеют печь жаворонков или тетёрок?
Если мама или бабушка не пекли никогда ни тетёрок, ни жаворонков, то вы теперь можете научить их этому тёплому весеннему мастерству, чтобы и в ваш дом пришло Солнышко – высоколнышко со своей старшей сестрой Весной – Красной.
Покажите ваши руки. Спасибо вашим золотым ручкам. Всякое дело надо делать не только себе на радость, но и другим на погляденье, чтобы не совестно было, так исстари велось на Руси.
Спасибо за урок, все свободны.