Дисциплина "Народный орнамент".
специальность: "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы". 2 курс.
Тема № 1.4. «Основные композиционные схемы в народной орнаментации».
Данный урок разработан в рамках «Учебно-методического комплекса» по дисциплине «Народный орнамент», в соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования в пределах образовательных программ СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования по специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам). Укрупнённая группа 070000 Культура и искусство. Дисциплина «Народный орнамент» относится к вариативной части циклов ОПОП.
Реализуемые компетенции (подчёркнуты компетенции, реализуемые на уроке):
- ПК 1.2. Создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале.
- ПК 1.5. Выполнять эскизы и проекты с использованием графических средств и приёмов.
- ПК 1.6. Самостоятельно разрабатывать колористические решения художественно-графических проектов изделий декоративно-прикладного и народного искусства.
- ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
Иметь практический опыт:
- Разработки специальных (орнаментальных) композиций для декоративного оформления изделий ДПИ.
- Разработки графического и колористического решения декоративной (орнаментальной) композиции.
- Пользования специальной литературой.
Уметь:
- Копировать и варьировать орнаменты с исторических и современных образцов;
- Разрабатывать орнаменты в историческом и народном стиле;
- Использовать традиции народов, населяющих Россию в композиции орнаментов;
- Применять знания и навыки в процессе разработки орнаментальных композиций;
Знать:
- Виды и типы орнаментов;
- Средства выразительности орнамента;
- Семантику (символику) орнаментов;
- Исторические и народные стили орнаментации.
План открытого урока по дисциплине ОП.09. Народный орнамент.
Тема урока: «Основные композиционные схемы в народной орнаментации» - 6 часа (3 учебные пары).
Цели урока:
- Способствовать формированию новых знаний студентов в области стилистических и композиционных особенностей составления народного орнамента.
- Ознакомить студентов с символическим смыслом орнаментальных композиций.
- Способствовать формированию эстетического сознания студентов (понятия ценности образов народного искусства, композиционной гармонии).
- Способствовать развитию аналитических способностей – анализ композиции, символического смысла изобразительных элементов.
- Способствовать формированию у студентов интереса к своей будущей специальности, к древним корням декоративно-прикладного искусства.
План проведения урока:
1
Организация начала занятия
2мин.
Подготовка студентов к работе на уроке
- Подготовка конспектов, инструментов и материалов для выполнения графики.
- Выполненное домашнее задание.
- Проверка готовности студен-тов к уроку (конспекты, инструмент, материалы);
- Комп.презентация (Презентация 5).
- Папки с образцами.
- Раздача «рабочих тетрадей».
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение студентов в деловой ритм.
2
Проверка выполнения домашнего задания
8мин.
Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми студен-тами
- Студенты закрепляют свои работы на магнитной доске.
- В процессе взаимооценки работы передвигаются по принципу от лучшего к худшему (с обоснованием решения).
- Проверка зарисовок мебели (просмотр работ на магнитной доске) – организация самооценки, взаимооценки работ студентами, оценка преподавателя.
- Контроль деятельности студентов.
- Выставление оценок за домашнее задание.
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3
Подготовка к основному этапу занятия
10мин
Обеспечение мотива-ции и приня тия студен тами цели учебно-поз-навательной деятель-ности, акту ализация опорных знаний и умений
Актуализация опорных знаний:
- Участие во фрон-тальном опросе.
- Индивидуальный опрос (2 чел.) – пре-зентация 4-6 слайды.
- Работа у доски (1чел.) –игра «мозаи ка» - к терминам по-добрать правильную иллюстрацию.
- Фронтальный опрос (особенности стиля, мебели, орнаментации в готическом стиле).
- Демонстрация презентации слайды 4-6 (вопросы на повторение)
- Организация игры «мозаика» с использованием магнитной доски.
- Подведение итога опроса.
Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4
Усвоение новых знаний и способов действий
20мин
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
- Запись даты и темы урока в конспект.
- Просмотр презентации с параллельным конспектированием.
- Использование «рабочих тетрадей» с целью правильной записи терминов и определений.
- Знакомство с темой и задачами урока.
- Слайды презентации 7-13 новая тема (сопровождается дополнительным лекционным материалом).
- Организация работы студентов с «рабочими тетрадями».
- Организация диалога в ходе беседы.
Активные действия студентов с объектом изучения;
5
Первичная проверка понимания
5мин., перемена,
45мин
Установле-ние правиль-ности и осознанности усвоения нового учебного материала.
- В течение 5 минут ознакомление с контрольными вопросами в «рабочей тетради».
- Самостоятельное обобщение информации.
- Участие в опросе.
- Презентация слайд №14 – контрольные вопросы (фронтальный опрос)
- Диалог - выявление про-белов и неверных представ-лений и их коррекция.
- Просмотр видеофрагмента CD – «Шедевры архитектуры», ренессанс.
Усвоение сущности усваиваемых студентами знаний и способов действий на репродуктивном уровне.
6
Закрепление знаний и способов действий
25мин
Перемена, 20мин
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации
- Самостоятельное ознакомление с методическими рекомендациями по выполнению практической работы в «рабочей тетради».
- Выбор образца для копирования.
- Выполнение эскиза.
- Уточнение методических рекомендаций по выполнению практической работы – слайды презентации 15-16
- Подготовка образцов для зарисовок (мебель, орна-ментальные мотивы).
- Ознакомление с критериями оценивания – слайды презентации 17-18
- Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
- Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
7
Обобщение и систематизация знаний
20мин
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей
- Знакомство с методическими рекомендациями «анализа и описания» копируемого предмета мебели, с точки зрения принадлежности к стилю (формы, кон-струкция, декор, виды отделки и т.п.).
- Примерный анализ у доски (1 чел).
- Самостоятельная работа.
- Работа у доски – игра «мозаика» (1 студент).
- Подготовка алгоритма анализа и описания предмета мебели (на доске)
- Выполнение примерного анализа (у доски) параллельно со студентами в форме свободного диалога – выявление связи подобной деятельности с такими дисциплинами как основы дизайна, народный орнамент, композиция, конструирование.
- Текущий контроль в течение выполнения работы студентами.
- Продолжение дидактической игры «мозаика» - собирание кресел в готическом и романском стиле из отдельных конструктивных деталей (магнитная доска).
Активная продуктивная деятельность студентов по включению части в целое, классификации и систематиза-ции, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
8
Контроль и самопроверка знаний
10мин
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции
- Оценивание практических зарисовок по критериям (слайды презентации 17-18) или в «рабочей тетради».
- Самооценка работ.
- Организация самооценки и оценки выполнения практической работы.
- Просмотр работ (магнитная доска).
- Выявление системных ошибок в деятельности студентов и их коррекция.
Получение достоверной информации о достижении всеми студентами планируемых результатов обучения.
9
Подведение итогов заня тия
10мин
Дать анна-лиз и оценку успешности достижения цели.
- Участие в подведении итогов урока.
- Приведение рабочее го места в порядок.
- Подведение итогов урока
- Определение перспективы последующей работы.
- Сообщение оценок, получен ных студентами на уроке.
10
Домашнее задание
5 мин.
Обеспечение понима-ния цели,со-держания и способов выполнения домашнего задания.
- Знакомство студентов с содержанием домашнего задания.
- Запись домашнего задания в конспект.
- Окончательное приведение в порядок рабочего места.
- Знакомство студентов с содержанием домашнего задания.
- Инструктаж по его выполнению.
- Проверка соответствующих записей.
- Рекомендация литературы – презентация слайды 19-20.
- Организованное завершение урока.
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами, в соответствии с актуальным уровнем их развития.