kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок нп тему: "Основные композиционные схемы в народной орнаментации".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дисциплина "Народный орнамент".

специальность: "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы". 2 курс.

Тема № 1.4. «Основные композиционные схемы в народной орнаментации».

Данный урок разработан в рамках «Учебно-методического комплекса» по дисциплине «Народный орнамент», в соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования в пределах образовательных программ СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования по специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам). Укрупнённая группа 070000 Культура и искусство. Дисциплина «Народный орнамент» относится к вариативной части циклов ОПОП.

 

Реализуемые компетенции (подчёркнуты компетенции, реализуемые на уроке):

  • ПК 1.2. Создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале.
  • ПК 1.5. Выполнять эскизы и проекты с использованием графических средств и приёмов.
  • ПК 1.6. Самостоятельно разрабатывать колористические решения художественно-графических проектов изделий декоративно-прикладного и народного искусства.
  • ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

Иметь практический опыт:

  • Разработки специальных  (орнаментальных) композиций для декоративного оформления изделий ДПИ.
  • Разработки графического и колористического решения декоративной  (орнаментальной) композиции.
  • Пользования специальной литературой.

Уметь:

  • Копировать и варьировать орнаменты с исторических и современных образцов;
  • Разрабатывать орнаменты в историческом и народном стиле;
  • Использовать традиции народов, населяющих Россию в композиции орнаментов;
  • Применять знания и навыки в процессе разработки орнаментальных композиций;

Знать:

  • Виды и типы орнаментов;
  • Средства выразительности орнамента;
  • Семантику (символику) орнаментов;
  • Исторические и народные стили орнаментации.

План открытого урока по дисциплине ОП.09. Народный орнамент.

Тема урока: «Основные композиционные схемы в народной орнаментации» - 6 часа (3 учебные пары).

Цели урока:

  • Способствовать формированию новых знаний студентов в области стилистических и композиционных особенностей составления народного орнамента.
  • Ознакомить студентов с символическим смыслом орнаментальных композиций.
  • Способствовать формированию эстетического сознания студентов (понятия ценности образов народного искусства, композиционной гармонии).
  • Способствовать развитию аналитических способностей – анализ композиции, символического смысла изобразительных элементов.
  • Способствовать формированию у студентов интереса к своей будущей специальности, к древним корням декоративно-прикладного искусства.

План проведения урока:

1

Организация начала занятия

2мин.

Подготовка студентов к работе на уроке

  • Подготовка конспектов, инструментов и материалов для выполнения графики. 
  • Выполненное домашнее задание.
  • Проверка готовности студен-тов к уроку (конспекты, инструмент, материалы);
  • Комп.презентация (Презентация 5).
  • Папки с образцами.
  • Раздача «рабочих тетрадей».

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение студентов в деловой ритм.

2

Проверка выполнения домашнего задания

8мин.

Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми студен-тами

  • Студенты закрепляют свои работы на магнитной доске.
  • В процессе взаимооценки работы передвигаются по принципу от лучшего к худшему (с обоснованием решения).
  • Проверка зарисовок мебели (просмотр работ на магнитной доске) – организация самооценки, взаимооценки работ студентами, оценка преподавателя.
  • Контроль деятельности студентов.
  • Выставление оценок за домашнее задание.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3

Подготовка к основному этапу занятия

10мин

Обеспечение мотива-ции и приня тия студен тами цели учебно-поз-навательной деятель-ности, акту ализация опорных знаний и умений

Актуализация опорных знаний:

  • Участие во фрон-тальном опросе.
  • Индивидуальный опрос (2 чел.) – пре-зентация 4-6 слайды.
  • Работа у доски (1чел.) –игра «мозаи ка» - к терминам по-добрать правильную иллюстрацию.
  • Фронтальный опрос (особенности стиля, мебели, орнаментации в готическом стиле).
  • Демонстрация презентации слайды 4-6 (вопросы на повторение)
  • Организация игры «мозаика» с использованием магнитной доски.
  • Подведение итога опроса.

Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4

Усвоение новых знаний и способов действий

20мин

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

  • Запись даты и темы урока  в конспект.
  • Просмотр презентации с параллельным конспектированием.
  • Использование «рабочих тетрадей» с целью правильной записи терминов и определений.
  • Знакомство с темой и задачами урока.
  • Слайды презентации 7-13 новая тема (сопровождается дополнительным лекционным материалом).
  • Организация работы студентов с «рабочими тетрадями».
  • Организация диалога в ходе беседы.

Активные действия студентов с объектом изучения;

5

Первичная проверка понимания

5мин., перемена,

45мин

Установле-ние правиль-ности и осознанности усвоения нового учебного материала.

  • В течение 5 минут ознакомление с контрольными вопросами в «рабочей тетради».
  • Самостоятельное обобщение информации.
  • Участие в опросе.
  • Презентация слайд №14 – контрольные вопросы (фронтальный опрос)
  • Диалог - выявление  про-белов и неверных представ-лений и их коррекция.
  • Просмотр видеофрагмента CD – «Шедевры архитектуры», ренессанс.

Усвоение сущности усваиваемых студентами знаний и способов действий на репродуктивном уровне.

6

Закрепление знаний и способов действий

25мин

Перемена, 20мин

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

  • Самостоятельное ознакомление с методическими рекомендациями по выполнению практической работы в «рабочей тетради».
  • Выбор образца для копирования.
  • Выполнение эскиза.
  • Уточнение методических рекомендаций по выполнению практической работы – слайды презентации 15-16
  • Подготовка образцов для зарисовок (мебель, орна-ментальные мотивы).
  • Ознакомление с критериями оценивания – слайды презентации 17-18
  • Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
  • Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

7

Обобщение и систематизация знаний

20мин

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей

  • Знакомство с методическими рекомендациями «анализа и описания» копируемого предмета мебели, с точки зрения принадлежности к стилю (формы, кон-струкция, декор, виды отделки и т.п.).
  • Примерный анализ у доски (1 чел).
  • Самостоятельная работа.
  • Работа у доски – игра «мозаика» (1 студент).
  • Подготовка алгоритма анализа и описания предмета мебели (на доске)
  • Выполнение примерного анализа (у доски) параллельно со студентами в форме свободного диалога – выявление связи подобной деятельности с такими дисциплинами как основы дизайна, народный орнамент, композиция, конструирование.
  • Текущий контроль в течение выполнения работы студентами.
  • Продолжение дидактической игры «мозаика» - собирание кресел в готическом и романском стиле из отдельных конструктивных деталей (магнитная доска).

Активная продуктивная деятельность студентов по включению части в целое, классификации и систематиза-ции, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

8

Контроль и самопроверка знаний

10мин

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

  • Оценивание практических зарисовок по критериям (слайды презентации 17-18) или в «рабочей тетради».
  • Самооценка работ.
  • Организация самооценки и оценки выполнения практической работы.
  • Просмотр работ (магнитная доска).
  • Выявление системных ошибок в деятельности студентов и их коррекция.

Получение достоверной информации о достижении всеми студентами планируемых результатов обучения.

9

Подведение итогов заня тия

10мин

Дать анна-лиз и оценку успешности достижения цели.

  • Участие в подведении итогов урока.
  • Приведение рабочее го места в порядок.
  • Подведение итогов урока
  • Определение перспективы последующей работы.
  • Сообщение оценок, получен ных студентами на уроке.

10

Домашнее    задание

5 мин.

Обеспечение понима-ния цели,со-держания и способов выполнения домашнего задания.

  • Знакомство студентов с содержанием домашнего задания.
  • Запись домашнего задания в конспект.
  • Окончательное приведение в порядок рабочего места.
  • Знакомство студентов с содержанием домашнего задания.
  • Инструктаж  по его выполнению.
  • Проверка соответствующих записей.
  • Рекомендация литературы – презентация слайды 19-20.
  • Организованное завершение урока.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами, в соответствии с актуальным уровнем их развития.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок нп тему: "Основные композиционные схемы в народной орнаментации". »

Народный орнамент.

Тема № 1.4. «Основные композиционные схемы в народной орнаментации».


Данный урок разработан в рамках «Учебно-методического комплекса» по дисциплине «Народный орнамент», в соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования в пределах образовательных программ СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования по специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам). Укрупнённая группа 070000 Культура и искусство. Дисциплина «Народный орнамент» относится к вариативной части циклов ОПОП.


Реализуемые компетенции (подчёркнуты компетенции, реализуемые на уроке):

  • ПК 1.2. Создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале.

  • ПК 1.5. Выполнять эскизы и проекты с использованием графических средств и приёмов.

  • ПК 1.6. Самостоятельно разрабатывать колористические решения художественно-графических проектов изделий декоративно-прикладного и народного искусства.

  • ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

Иметь практический опыт:

  • Разработки специальных (орнаментальных) композиций для декоративного оформления изделий ДПИ.

  • Разработки графического и колористического решения декоративной (орнаментальной) композиции.

  • Пользования специальной литературой.

Уметь:

  • Копировать и варьировать орнаменты с исторических и современных образцов;

  • Разрабатывать орнаменты в историческом и народном стиле;

  • Использовать традиции народов, населяющих Россию в композиции орнаментов;

  • Применять знания и навыки в процессе разработки орнаментальных композиций;

Знать:

  • Виды и типы орнаментов;

  • Средства выразительности орнамента;

  • Семантику (символику) орнаментов;

  • Исторические и народные стили орнаментации.



План открытого урока по дисциплине ОП.09. Народный орнамент.

Тема урока: «Основные композиционные схемы в народной орнаментации» - 6 часа (3 учебные пары).

Цели урока:

  • Способствовать формированию новых знаний студентов в области стилистических и композиционных особенностей составления народного орнамента.

  • Ознакомить студентов с символическим смыслом орнаментальных композиций.

  • Способствовать формированию эстетического сознания студентов (понятия ценности образов народного искусства, композиционной гармонии).

  • Способствовать развитию аналитических способностей – анализ композиции, символического смысла изобразительных элементов.

  • Способствовать формированию у студентов интереса к своей будущей специальности, к древним корням декоративно-прикладного искусства.


План проведения урока:

Этапы

Дидактические задачи

Деятельность

Студентов

Преподавателя

1

Организация начала занятия


2мин.

Подготовка студентов к работе на уроке

  • Подготовка конспектов, инструментов и материалов для выполнения графики.

  • Выполненное домашнее задание.

  • Проверка готовности студен-тов к уроку (конспекты, инструмент, материалы);

  • Комп.презентация (Презентация 5).

  • Папки с образцами.

  • Раздача «рабочих тетрадей».

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение студентов в деловой ритм.

2

Проверка выполнения домашнего задания


8мин.

Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми студен-тами

  • Студенты закрепляют свои работы на магнитной доске.

  • В процессе взаимооценки работы передвигаются по принципу от лучшего к худшему (с обоснованием решения).

  • Проверка зарисовок мебели (просмотр работ на магнитной доске) – организация самооценки, взаимооценки работ студентами, оценка преподавателя.

  • Контроль деятельности студентов.

  • Выставление оценок за домашнее задание.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3

Подготовка к основному этапу занятия


10мин

Обеспечение мотива-ции и приня тия студен тами цели учебно-поз-навательной деятель-ности, акту ализация опорных знаний и умений

Актуализация опорных знаний:

  • Участие во фрон-тальном опросе.

  • Индивидуальный опрос (2 чел.) – пре-зентация 4-6 слайды.

  • Работа у доски (1чел.) –игра «мозаи ка» - к терминам по-добрать правильную иллюстрацию.

  • Фронтальный опрос (особенности стиля, мебели, орнаментации в готическом стиле).

  • Демонстрация презентации слайды 4-6 (вопросы на повторение)

  • Организация игры «мозаика» с использованием магнитной доски.

  • Подведение итога опроса.




Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4

Усвоение новых знаний и способов действий


20мин

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

  • Запись даты и темы урока в конспект.

  • Просмотр презентации с параллельным конспектированием.

  • Использование «рабочих тетрадей» с целью правильной записи терминов и определений.

  • Знакомство с темой и задачами урока.

  • Слайды презентации 7-13 новая тема (сопровождается дополнительным лекционным материалом).

  • Организация работы студентов с «рабочими тетрадями».

  • Организация диалога в ходе беседы.

Активные действия студентов с объектом изучения;

5

Первичная проверка понимания


5мин., перемена,

45мин

Установле-ние правиль-ности и осознанности усвоения нового учебного материала.

  • В течение 5 минут ознакомление с контрольными вопросами в «рабочей тетради».

  • Самостоятельное обобщение информации.

  • Участие в опросе.

  • Презентация слайд №14 – контрольные вопросы (фронтальный опрос)

  • Диалог - выявление про-белов и неверных представ-лений и их коррекция.

  • Просмотр видеофрагмента CD – «Шедевры архитектуры», ренессанс.

Усвоение сущности усваиваемых студентами знаний и способов действий на репродуктивном уровне.

6

Закрепление знаний и способов действий


25мин

Перемена, 20мин


Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

  • Самостоятельное ознакомление с методическими рекомендациями по выполнению практической работы в «рабочей тетради».

  • Выбор образца для копирования.

  • Выполнение эскиза.

  • Уточнение методических рекомендаций по выполнению практической работы – слайды презентации 15-16

  • Подготовка образцов для зарисовок (мебель, орна-ментальные мотивы).

  • Ознакомление с критериями оценивания – слайды презентации 17-18

  • Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

  • Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.





7

Обобщение и систематизация знаний


20мин



Формирова-ние целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей

  • Знакомство с методическими рекомендациями «анализа и описания» копируемого предмета мебели, с точки зрения принадлежности к стилю (формы, кон-струкция, декор, виды отделки и т.п.).

  • Примерный анализ у доски (1 чел).

  • Самостоятельная работа.

  • Работа у доски – игра «мозаика» (1 студент).

  • Подготовка алгоритма анализа и описания предмета мебели (на доске)

  • Выполнение примерного анализа (у доски) параллельно со студентами в форме свободного диалога – выявление связи подобной деятельности с такими дисциплинами как основы дизайна, народный орнамент, композиция, конструирование.

  • Текущий контроль в течение выполнения работы студентами.

  • Продолжение дидактической игры «мозаика» - собирание кресел в готическом и романском стиле из отдельных конструктивных деталей (магнитная доска).

Активная продуктивная деятельность студентов по включению части в целое, классификации и систематиза-ции, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

8

Контроль и самопроверка знаний


10мин

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

  • Оценивание практических зарисовок по критериям (слайды презентации 17-18) или в «рабочей тетради».

  • Самооценка работ.

  • Организация самооценки и оценки выполнения практической работы.

  • Просмотр работ (магнитная доска).

  • Выявление системных ошибок в деятельности студентов и их коррекция.

Получение достоверной информации о достижении всеми студентами планируемых результатов обучения.

9

Подведение итогов заня тия

10мин

Дать анна-лиз и оценку успешности достижения цели.

  • Участие в подведении итогов урока.

  • Приведение рабочее го места в порядок.

  • Подведение итогов урока

  • Определение перспективы последующей работы.

  • Сообщение оценок, получен ных студентами на уроке.

10

10

Домашнее задание

5 мин.

Обеспечение понима-ния цели,со-держания и способов выполнения домашнего задания.

  • Знакомство студентов с содержанием домашнего задания.

  • Запись домашнего задания в конспект.

  • Окончательное приведение в порядок рабочего места.

  • Знакомство студентов с содержанием домашнего задания.

  • Инструктаж по его выполнению.

  • Проверка соответствующих записей.

  • Рекомендация литературы – презентация слайды 19-20.

  • Организованное завершение урока.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами, в соответствии с актуальным уровнем их развития.


Фрагмент рабочей тетради

Лекция №8.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ (14-16 вв.). СТИЛЬ РЕНЕССАНС (Renaissance).


Содержание лекции:

  • Стиль ренессанс. Стилистические особенности.

  • Особенности мебели.

  • Орнаментация.



Стилистические особенности:

  • Светский гуманистический антицерковный характер искусства.

  • Стремление возродить славу римских императоров (развитие искусства и культуры, покровительство и меценатство со стороны знати).

  • В основу стилистики положены античные традиции.

  • Утверждение идеала раскрепощённой творческой личности (владение многими искусствами, занятия спортом…).

  • Гармония духа и тела; природы и человека.

  • Возникновение ширпотреба в искусстве (работа ремесленников не на заказчика, а на рынок, возникновение мануфактур - разделение труда).


Особенности мебели:

  • Формообразование носит планомерный характер (мебель сначала разрабатывается в виде проекта на бумаге, затем выполняется в материале).

  • Прямолинейность и простота форм, их массивность (имитация архитектурных деталей и сооружений античной эпохи – колонны, капители, арки, консоли, портики, антаблементы, пилястры и т.п.).

  • Наличие тяжёлых и массивных оснований и цоколей.

  • Филёнчатая конструкция дверок.

  • Наличие корпусных элементов во всех видах мебели – скамьи, кровати (имеет балдахин на столбиках по углам) с сундукообразным основанием, тумбовые столы, секретеры, массивные шкафы различного назначения (например, кабинет-шкафы).

  • Большое количество декора (резьба - рельеф, объём; интарсия).

  • Использование орнаментального декора античной эпохи.

  • Использование массива и шпона древесины ценных пород (натуральный цвет и текстура).


Орнаментация:

  • Использование античных орнаментальных элементов (меандр, ионик, акант, пальметта, атланты, гермы, купидоны, архитектурные детали и т.п.) к традиционно античным мотивам добавляются – музыкальные инструменты, театральные атрибуты, натюрморты.

  • Чёткая симметрия и ярко выраженный раппорт.

  • Включение в орнаментальные композиции медальонов (чаще овальной или круглой формы) с портретными изображениями или архитектурными пейзажами.

  • Ковровость орнамента на поверхности декорируемого изделия.


Иллюстративный материал к стилю ренессанс.

Касапанка

Кабинет Сундукообразное сиденье Фигурные филёнки

Резьба Роспись Маркетри




ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

  1. Как переводится с итальянского название стиля «ренессанс»?

  2. Какие традиции пытались возродить в Европе в эпоху ренессанса?

  3. Каковы стилистические особенности мебели и её декора в стиле ренессанс?

  4. Каковы основные цвета мебели в стиле ренессанс?


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

Сделать зарисовки предметов мебели, орнаментальных элементов и декора в стиле ренессанс.

  • Цель – создать цельный художественный образ стиля.

  • На листе А4, используя карандаш, тушь или гелевую ручку сделать технический рисунок.

  • Композиция листа свободная, коллажная.

  • Для композиции использовать папки с изображением мебели.



Использованные источники информации:


  1. Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира. С-П. Кристалл. 1998.

  2. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1997.

  3. Грожан Д. Дизайн интерьера. Ростов-на-Дону. Феникс. 2007.

  4. Древние цивилизации \ Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

  5. Черепахина А.Н. История художественной обработки древесины. М.: «ВШ». 1993.

  6. Орнаменты и узоры всех времён, стран и народов. Полный справочник. М.: АСТ-Астрель. 2010.

  7. Ворончихин. Орнаменты (электронная).

  8. Кес. Т. Стили мебели (электронная).


Работы студентов:


1 2 3

1-2 Образцы для зарисовок: 3-8 Зарисовки студентов:


4 5 6 7 8

11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Открытый урок нп тему: "Основные композиционные схемы в народной орнаментации".

Автор: Дёгтева Татьяна Александровна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100189


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства