разработка урока по ИЗО для 6 класса "Виды графики"
Разработка урока по ИЗО для 6 класса "Виды графики"
Исходя из задач урока строилась учебная деятельность учащихся. В данном уроке я выделила несколько учебно-воспитательных моментов.
1этап. (Просмотр презентации «Графика. Вчера, сегодня, завтра» ) организационный был создан для эмоционально-психологического настроя на работу. Он прошёл быстро и способствовал настрою на продуктивную работу созданию ситуации успеха.
На этапе актуализации опорных знаний учащихся – целью которого являлось: уточнение основных понятий, углубление и коррекция знаний учащихся по изученной теме. Задания были построены в занимательной форме, таким образом, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание, утвердиться в своих знаниях и выйти на постановку следующей учебной задачи. Дети быстро увидели практическое применение полученных знаний.
3 этап знакомство с новым материалом, открытия новых знаний. Через коллективно-исследовательский опыт работа с графическими материалами.
На 6 этапе «Итоги урока» дети самостоятельно определили основные отличия графики от живописи.
Подвели итог работы класса в целом, каждого в отдельности. Проанализировали собственную деятельность (кого похвалить) – качественная оценка прозвучала коллективно и самокритично. Это позволяет учащимся приобретать рефлексивные навыки и способствует адекватной самооценке.
Исходя из этого, учащимся было предложено творческое домашнее задание, с применением полученных знаний на практике, самостоятельно определив себе зону ближайшего развития.
Во время урока были использованы различные формы организации учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«разработка урока по ИЗО для 6 класса "Виды графики" »
ТЕМА УРОКА:
ГРАФИКА И РАЗЛИЧНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ.
Цель: По окончании урока учащиеся должны уметь назвать четыре основных отличия графики от живописи
Задачи:
Обучающая: Дать определение графики как виду искусства, выявить основные характерные особенности следующих материалов: соус, сангина, уголь, пастель, кофе. Обучить навыкам работы различными графическими материалами. Закрепить знания о компоновке рисунка, построении, о значении света и тени и методов передачи объёма предметов. Развивающая: Развитие восприимчивости, речи, наблюдательности. Воспитывающая: Воспитание интереса к предмету, воспитание способности мыслить, анализировать, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах. Оборудование урока: Интерактивное оборудование, , оригиналы графических работ, репродукции работ художников-графиков,( Е. Сидоркина) различные графические материалы: соус, сангина, тушь, уголь, пастель, бумага, растворимый кофе в качестве материала по графике. Материалы для учащихся: Бумага различных фактур и тона, соус, сангина, тушь, уголь, пастель. . Ввод урока:
Человек иногда напевает что-то своё, если у него легко на душе, пишет стихи, если испытывает, например, чувство влюблённости. Не обращал ли каждый из нас, что происходит, если просто задуматься, а в это время под рукой случайно окажется обычная ручка или карандаш лист бумаги? Возникают странные образы- лица, фигурки, просто композиции из линий. Проведена кривая – и рождается странный образ птицы – изгиб крыла….Даже простой непрофессиональный рисунок – уже отражение внутреннего мира человека, его мыслей, состояния души. Так и в высокохудожественных самостоятельных работах через изгиб линий, стиль штриха, форму пятна отражается как внутренний мир художника так и восприятие автором мира окружающего. Маленький совет: Если у вас не получается что-то сказать человеку, показать жестами – проведите несколько линий, и они откроют Вашу душу собеседнику. (2 минуты)
Показ учащимся различных работы в графической технике. Вопрос учащимся: Что объединяет все представленные работы?
После ответа учащихся подвести к выводу, что на основе различных признаков изобразительное искусство можно распределить поразличным группам и видам.
Деление учащихся на четыре группы методом «Я сегодня…» (3 минуты)
Раздача группам материала по теме: «Графика», «Монументальная графика», «Декоративная графика», «Книжная графика».
После самостоятельного изучения материала, группы выбирают по одному спикеру и далее идет обмен полученной информацией методом «Автобусная остановка»(10 минут)
Графика. Один из видов искусства – графика, относится к пространственным (пластическим) видам искусства. Само слово «графика» ведет своё начало от греческого слова – grapho -пишу, рисую. Рисунок демонстрирует характер, темперамент, настроение художника. Язык графики основан главным образом, на выразительных возможностях линии, штриха, пятна (иногда цветового), фона основы (обычного листа бумаги – белой или тонированной) с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Не смотря на то, что цвет в графике имеет большое значение, но используется всё же более ограничено, чем в живописи. Графика тяготеет к монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительность из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и чёрного (или какого либо другого цвета красящего пигмента.) Как и все изобразительные искусства, графика может быть подразделена на три вида: учитель показывает слайд-фильм. Монументальная графика - тесно связанную с архитектурным ансамблем, например, плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны. Станковую – выполняемую «на станке», не имеющую связи с определённым интерьером, назначение и смысл произведения полностью исчерпывается художественным содержанием (рисунок, эстамп, лубок).
Декоративная графика – книжные иллюстрации, открытки, любые графические изображения на любом предмете, не имеющие особенной художественной ценности, а служащие для организации поверхности предмета. Также к декоративной графике относится флористика – композиции, созданные при помощи пуха деревьев, соломок и других «живых» материалов. Эстамп – от французского – штамповать, оттискивать – оттиск на бумаге. Первоначальное изображение делается не непосредственно на бумаге, а на пластине какого – либо твёрдого материала, с которым потом рисунок печатается, оттискивается с помощью пресса. При этом можно получить не один экземпляр оттиска, а много, то есть тиражировать графическое изображение. Печатание применяется и в прикладной графике и в плакате. Более доступным в исполнении, не требующим специальных технологий, является станковый рисунок. Рисунок выполняется художником непосредственно на листе бумаги, каким либо графическим материалом - карандашом, углём, тушью, сангиной акварелью, гуашью. Рисунок – изображение, выполненное от руки, на глаз, с помощью графических средств: контурной линии, штриха и пятна. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, технике и характеру исполнения. Показ презентации «Графика. Вчера, сегодня, завтра. (7 минут) Учитель показывает фильм и комментирует : Зародился рисунок ещё в эпоху верхнего палеолита – рисунки животных, процарапанные на камне, кости, нарисованные на стенах пещер (пещеры Альтамиры в Испании и др.) рисунок эволюционирует от линий выдавленных или процарапанных к линиям нарисованным, силуэту, штриховке, пятну. От искусства древневосточной цивилизации, искусства Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и всех последующих эпох до наших дней обучение изобразительным искусствам начиналось с изучения рисунка. Основные правила построения изображения на плоскости были в центре внимания таких известных художников как Леонардо да Винчи, Дюрер. «Рисунок, который называют рисунком наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры. Рисунок - источник и корень всякой науки» - писал великий итальянский художник эпохи Возрождения Микеланджело Буанарроти (1475-1564). Длительное время рисунок служил лишь вспомогательным материалом для художника. В эпоху Ренессанса, в эпоху наблюдения за натурой, рисунок освобождается от зависимости и начинает становится самостоятельной ценностью (17-18 в.в.) Сначала для рисунка используют сангину, уголь, серебряный карандаш. Позже появится графитный карандаш и резиновый ластик. В 19 веке авторская графика становится совершенно независимой от живописи.
Вопрос учащимся: Если графика легко может быть классифицирована так же, как и другие виды изобразительного искусства, то чем же она радикально отличается от скульптуры и живописи? После ответов. Учитель обобщает их ответы: Специфику искусства графики составляет рисунок. Рисунок (как и художественно-выразительное средство) хоть и используется во всех видах изобразительного искусства, но в графике он является ведущим, определяющим началом и применяется в более чистом виде. Поэтому можно считать рисунок главным средством графики (как пластику - в скульптуре, цвет – в живописи). Материалы и техники графики разнообразны, но, как правило, основой является бумажный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Красочные материалы и техники определяются видами графики. Предлагается учащимся рассмотреть особенности различных материалов для рисунка. Для этого учащиеся выходят к мольберту, где прикреплён лист бумаги, и, проведя несколько линий любым материалом, дают ему характеристику. (7 Минут)
Затем дети переходят к практической работе . Выполняют либо наброски предметов различными материалами, либо создают творческие зарисовки. Наброски и зарисовки различными материалами (15 минут. ) Итог урока:
Выставка и обсуждение творческих работ учащихся.
Рефлексия: Основные отличия графики от живописи. • Линия. Огромное значение в графике имеет преобладание линии (линия как таковая в природе вообще не существует, но в графике она либо проведена явно каким либо инструментом – будь то резец, карандаш или кисть, либо создаётся соседствующими пятнами – ахроматическими или хроматическими, как в акварели и гуаши. • Контраст. Графика более контрастна, в основном это контраст чёрного и белого, контраст фона и рисунка, особое взаимодействие фона и изображения ( не случайно основой графических работ чаще всего является бумага – она предоставляет широкие возможности в выборе фактуры, цветового оттенка или фона). • Простота и доступность техники. Графика (особенно рисунок, литография) дает художнику больше свободы, нежели живопись, благодаря простоте и доступности техники, возможности работать быстро, отражая мгновенные эмоциональные переживания. • Иллюстративный характер. Графика, в основном, имеет иллюстративный характер, она более декоративна(часто используется для создания иллюстраций к книгам, шаржей и т.д.)